Заземление

Основы логистики в строительстве. Управление логистической деятельностью на предприятии - курсовая работа Финансовые расходы на логистику в строительстве

Логистические системы строительства следует рассматривать в кон-тексте общей теории логистических систем. По видам потоков логистические системы можно разделить на следующие: материальные, финансовые, информационные потоки и потоки трудовых ресурсов.

Область логистики охватывает практически все сферы производства каждого предприятия: управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами; информационное обеспечение, коммерческая деятельность и многое другое. Задача руководства - разработать единую логистическую систему, что позволит добиться большей эффективности и снизить производственные затраты

Логистические системы материальных потоков, или, другими словами, материальные логистические потоки опосредуют все движения материальных ресурсов строительных организаций и предприятий (фирмы) от их закупок до сбыта готовой продукции (здания и сооружения).

1. логистическая система финансовых потоков (или финансовая логистическая система) опосредует все движения финансовых ресурсов, связанных с производством и реализацией строительной продукции.

2. логистическая система информационных потоков (информационная логистическая система) опосредует процессы как простого, так и расширенного воспроизводства строительной фирмы.

3. логистическая система потоков трудовых ресурсов (трудовая логистическая система) опосредует все разнообразие их миграции в строительной фирме.

В соответствии с дифференциацией логистик по стадиям строительного производственного цикла можно рассматривать такие логистические системы, как: системы закупочной логистики , которые организуют истоки закупок материально-технических ресурсов и производственно-техно-логической комплектации строек, а также сопровождающие потоки финансовых, информационных и трудовых ресурсов; системы производственной логистики , которые организуют потоки ресурсов строительных предприятий строй-индустрии и строительной фирмы в процессе производства строительных конструкций, изделий и других материалов, проектно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ; – системы распределительной (сбытовой) логистики , которые организуют потоки готовой с троительной продукции, работ и услуг, предоставляемых потребителям, а также сопровождающие их потоки финансов , информации и трудовых ресурсов; системы транспортно-складской логистики , которые организуют грузопотоки и внутрискладские потоки строительной фирмы .

Классификацию логистических систем строительной фирмы можно продолжить и по другим признакам, например таким, как стадии инвестиционного процесса, этапы жизненного цикла строительной продукции и т.п.

Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.

Будучи одним из крупнейших субъектов конечного потребления материальных ресурсов, строительный комплекс в наибольшей степени должен быть заинтересован в эффективных формах их приобретения в рациональном использовании.

Решение этих задач применительно к разным видам ресурсов имеет свою специфику. Для машин и оборудования, подлежащих монтажу, используемых в процессе выполнения строительных работ, наиболее эффективной является лизинговая форма приобретения. Ее развитие в России в условиях ограничениях инвестиционных ресурсов и платежного кризиса особенно актуально. Кроме того, для машин и оборудования, подлежащих монтажу, это организация поставок с максимальным приближением к моменту сдачи техники на монтаж.

Предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы к сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса.

Имея четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла, состав материалов на кажд°й стадии цикла изменяется. Поэтому для каждого этапа строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения. Если в промышленности отправным моментом для диетического решения является продукт, то в строительстве это стадия строительного цикла.

Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально-технического обеспечения является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока. В заключение следует отметить следующее: переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе, в том числе в области его материального обеспечения. В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей - минимальные затраты на ее приобретение. Перед строительным комплексом стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям - эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.

Анализируя работу строительного предприятия, можно сделать вывод, что для правильного расчета объемов закупок сырья и производства необходимо учитывать основные материальные потоки логистической системы предприятия. Расчет потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики выявил необходимость планирования оптимального объема производства и материальных ресурсов.

Решение перечисленных задач применительно к разным видам ресурсов имеет в строительном комплексе свою специфику. Для машин и оборудования, подлежащих монтажу, используемых в процессе выполнения строительных работ, наиболее эффективной является лизинговая форма приобретения. Ее развитие в России в условиях ограничениях инвестиционных ресурсов и платежного кризиса особенно актуально. Кроме того, для машин и оборудования, подлежащих монтажу, это организация поставок с максимальным приближением к моменту сдачи техники на монтаж.

Для материалов, строительных конструкций и деталей первостепенное значение имеет рационализация материальных потоков с целью минимизации связанных с ними затрат, что предопределяет целесообразность и необходимость применения логистики как эффективного научного инструментария управления формированием и движением материальных потоков.

В строительстве методы логистики нашли широкое применение при организации движения материальных потоков в силу следующих обстоятельств: на рынке строительных материалов наблюдается наиболее высокий (по сравнению с другими рынками средств производства) уровень конкуренции; значительная часть материального потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий звеньев и подразделений этого комплекса; выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации; материальный поток в строительстве как отрасли конечного потребления части общественного продукта, начинаясь за его пределами, завершается моментом использования материальных ресурсов в процессе создания (обновления, ремонта) основных фондов; материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве бетонных Работ, ведения кирпичной кладки, отделочных работах и др.) и поэтому для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга;

Рынок строительных материалов и отрасль капитального строительства составляют сейчас сегменты хозяйственно-экономического комплекса России, в которых сложились условия, достаточные для продвижения логистической политики.

Предприятия промышленности строительных материалов и строитель-ной индустрии располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы к сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса.

Имея четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется. Поэтому для каждого этапа строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения. Если в промышленности отправным моментом для диетического решения является продукт, то в строительстве это стадия строительного цикла.

Материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов. Из этого следует, что по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логистические решения, что не исключает их совпадение в сходных условиях.

Важной составной частью поиска эффективных решений в материаль-но-технического обеспечения является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока.

В области материально-технического обеспечения строительства является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйствующих структур, участвующих в движении материального потока. При определенных условиях целесообразно удлинение логистической цепи, включение в нее торговых посредников.

Перед строительной отраслью (крупнейшим субъектом конечного потребления материальных ресурсов) в наиболее острой форме стоит задача выбора эффективных форм их приобретения и использования, в целом эффективной организации потоков движения материальных ресурсов, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.

Переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе, в том числе в области его материального обеспечения. В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей – минимальные затраты на ее приобретение. Перед строительным комплексом стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям - эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.

Введение
1. Теоретические основы логистики
1.1 Основные понятия логистики
1.2 Принципы и показатели логистики
1.3 Логистические издержки
2. Управление временем процессов в логистике
2.1 Время логистического процесса и повышение
конкурентоспособности предприятия
2.2 Виды временных циклов в логистике
3. Логистика в строительстве
Заключения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Международный Банковский Институт

Кафедра менеджмента и маркетинга

Курсовая работа на тему:

«Логистические системы в строительстве»

Выполнила: Коробейникова А.В.

Студентка 174 группы

Проверила : Дюкова О.М.

Санкт-Петербург

2009 год

Содержание

Введение

1. Теоретические основы логистики

1.1 Основные понятия логистики

1.2 Принципы и показатели логистики

1.3 Логистические издержки

2. Управление временем процессов в логистике

2.1 Время логистического процесса и повышение

Конкурентоспособности предприятия

2.2 Виды временных циклов в логистике

3. Логистика в строительстве

Заключения

Список литературы

Введение

Среди многообразия поисков путей развития рынка, средств производства, новых направлений деятельности коммерческо-посреднических организаций и предприятий вызывают значительный интерес научные исследования и практические новации, объединяемые понятием логистики.

Логистика. Что же это такое? Это узнать нам поможет определение логистики.

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике новые логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Предприятие является открытой системой, которая материальным и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями. При этом возникают трудности преодоления мест стыка между информационными системами предприятия и других организаций. В местах стыка материальный или информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики для любого предприятия и любой сферы услуг, не исключением является и сфера строительства.

Не стоит забывать о том, что деятельность в области логистики многогранна. Объектом изучения логистики являются материальные и связанные с ними финансовые и информационные потоки, как я уже напоминала выше.

Актуальность логистики и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроизводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока.

В ходе логистического процесса материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских и производственных участков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего.

Объектом исследования данного курсового проекта являются логистические системы в строительстве.

В данной курсовой мы рассмотрим как работает логистика в строительстве, какие предусмотрены процессы активности логистики, что для этого делается и есть ли перспективы.

1. Теоретические основы логистики

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть в кратком изложении Логистику как науку и понять, что же это такое.

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Понятие Логистика - как математическая логика; техника и технология транспортно-складских работ в военной и/или гражданской области.

Логистика предприятия

Логистика снабжения Л. Пр-ва Логистика сбыта

Логистика складирования

Логистика внутризаводского транспорта

Рис.1 Логистика предприятия

Глобальная цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов. На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования Основная задача логистики - использование материалов, энергии, информации, персонала и средств производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.

Логистика снабжения - закупка максимума материалов.

Логистика производства - найти дополнительные помещения для хранения.

Сущность товародвижения заключается в сочетании физических и экономических процессов. Физическое движение заключается в его территориальном продвижении из одного географического пункта в другой. Движение в экономическом пространстве заключается в переходе товара от одного владельца к другому, т.е. в смене прав собственника товара. Логистика - нахождение такого канала товародвижения, который обеспечивает минимальные сроки и минимальные затраты по доставке товаров потребителю. Обеспечивает непрерывность производства и воспроизводства.

Товарный запас - готовая продукция, которая не продана.

Цели товара:

Удовлетворение потребностей потребителя;

Приносить прибыль владельцу;

Цикл товарообращения должен быть как можно короче. Условия:

1. Переход от рынка продавца к рынку потребителя;

2. Производство изделий большими партиями сменяется на мелкосерийное производство.

1.1 Принципы и показатели логистики

Показатели логистики:

Время поставки;

Точность, верность, обязательность поставки;

Готовность к поставке;

Качество поставок - определяется долей заказов, выполненных без дефектов в соответствии со спецификацией;

Гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения;

Информация - способность предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях.

Сущность логистики в комплексе - управлять товародвижением на стадиях производства, снабжения и сбыта продукции.

Принципы логистики:

1. Саморегулирование (сбалансированность производства).

2. Гибкость (возможность внесения изменений в график закупки материалов, изменение в сроках поставки).

3. Минимизация объемов запасов.

4. Моделирование товародвижения.

5. Компьютеризация (управление мат. потоками).

6. Надежность в обеспечении ресурсами.

7. Экономичность (сокращение уровня запасов продукции у потребителя до 30-45%, повышение уровня информационного обслуживания, транспорт).

1.2 Основные понятия Логистики

Материальный поток (МП) - совокупность ресурсов одного наименования, находящихся в процессе приложения к ним различных логистических операций (складирование - элементарный МП).

Множество элементарных МП формирующихся на предприятии составляют общий мат. поток, обеспечивающий функционирование предприятия. МП имеет размерность (объем, время, количество, масса), формой существования МП может быть грузооборот склада или грузовой поток (кол-во грузов, перевезенное отдельными видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения за опр. период времени).

Информационный поток (ИП) не всегда соответствует дан. МП, т.е. ИП и МП могут быть синхронные и асинхронные.

Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленных на преобразование ИП или ИП. Логистическая операция может быть материальной (транспортировка, складирование, погрузка) и нематериальной (сбор данных о МП, хранение и передача данных).

Логистический канал - частично упорядоченное множество, состоящие из поставщика, потребителя, перевозчиков, посредников, страховщиков и т.д.

логистическую цепь (линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой).

логистический цикл - интервал времени между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой продукции на склад потребителя. Логистический цикл в общем виде включает в себя:

  1. время на формулировку заказа и его оформление в установленном порядке.
  2. время на доставку или передачу заказа поставщику.
  3. время выполнения заказа (время ожидания постановки заказа на выполнение, время выполнения заказа, время простоев, комплекса услуг).
  4. время доставки изготовленной продукции заказчику.
  5. время на подготовку продукции к потреблению.

Р. Б. Гарибов, А. В. Пахомова, Р. Р. Баширзаде

ЛОГИСТИКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Аннотация

В статье рассматривается ряд аспектов логистики строительной компании как организации и как участника строительного проекта. На основе исследования особенностей развития логистических систем и связей между участниками строительных проектов представлен проект модели системы поставки ресурсов с учетом логистических требований.

Ключевые слова

Логистика в строительстве, строительный проект, система поставки в строительстве, логистический центр.

R. B. Garibov, A. V. Pakhomova, R. R. Bashirzade LOGISTICS OF CONSTRUCTION PROJECTS Annotation

The article discusses some aspects of logistics and construction company as an organization and as a participant in a construction project. Based on the research of the development of logistics systems and relations between participants of construction projects presents the project model of delivery system resources to meet logistics requirements.

Logistics in construction, the construction project, system of delivery in construction, the logistic center.

2016 № 2 (54) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Тенденция повышения эффективности управления процессами разработки строительных проектов указывает на значимость логистики - отрасли знаний, посвященной применению новых концепций управления потоками материалов, услуг, информации и финансов между поставщиками и заказчиками. В области планирования и исполнения закупок (заказ, прием, транспортировка и хранение) в строительстве доминируют логистические процессы. Следуя примеру других отраслей промышленности, предпринимаются попытки интегрировать логистику строительства в логистические цепочки поставщиков и покупателей, начиная от закупок сырья, строительного производства, дистрибьюторов до конечных пользователей. Целью данной статьи является исследование процесса проектирования модели системы поставки ресурсов для строительства с учетом логистических требований. Методы исследования. Для исследования процесса формирования модели логистической координации транспортного обеспечения в цепи поставок применяются следующие методы: наблюдение, процессно ориентированный и системный подход. Эмпирический анализ. Подтверждается статистикой строительства в Саратовской области. Так, по данным государственной регистрации в разрезе видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007), учтенных в Статистическом регистре на 01 января 2016 г., зарегистрировано 4317 организаций (юридических лиц) Саратовской области в разделе F Строительство. Это составляет 8,82 % от общего количества организаций по Саратовской области (48937). На этот же период зарегистрировано 1391 индивиду-

альный предприниматель Саратовской области, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств в разделе F Строительство, или 2,56 % от общего количества индивидуальных предпринимателей по Саратовской области (54275). Обсуждение результатов. Логистические процессы, имеющие решающее значение для успешного завершения проекта, но в то же время являющиеся вспомогательными, часто передаются внешним профессионалам, таким как логистические центры, специализирующимся на логистических услугах, и эта тенденция также наблюдается в строительстве. Традиционно каждый контрактор принимает участие в проекте в соответствии со своей областью ответственности за его «звено» индивидуальной цепочки поставок для представления материалов и услуг, требуемых в пределах проектного объема работ.

В настоящее время хорошо развит рынок строительных материалов и услуг, в условиях которого централизация и аутсорсинг проекта логистики поставок рассматриваются как более экономически эффективное решение содействия контролю проекта.

Деловая активность строительных организаций отражается в следующих данных. В 1 квартале 2016 г. 78 % опрошенных руководителей оценивают общую экономическую ситуацию в строительных организациях как «удовлетворительную», 3 % - как «благоприятную». Среди факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций, доминируют такие, как высокая стоимость материалов (40 %), недостаток квалифицированных рабочих (около 35 %) (рис. 1).

Погодные условия Конкуренция со стороны.. Высокая стоимость материалов Недостаток квалифированных.. Недостаток финансирования Высокий % коммерческого кредита Высокий уровень налогов Неплатежеспособность заказчика Недостаток заказов на работы

I квартал 2016 I квартал 2015

Рисунок 1 - Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций (в % от общего числа обследованных организаций)*

* Информация подготовлена отделом статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в Саратовской области в январе - марте 2016 г. составил 7,8 млрд руб. . За первые четыре месяца в Саратовской области введено в эксплуатацию 208 тыс. кв. м жилья. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, в январе-марте 2014 г. за счет всех источников финансирования введен в действие 681 жилой дом на 688 квартир общей площадью 120574 кв. м или 107,3 % к январю-марту 2013 г., в том числе населением за счет собственных и заемных средств

построено 674 жилых дома общей площадью 118741 кв. м, что составило 129,0 % к январю-марту 2013 г. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного за три месяца 2014 г. жилья составила 98,5 %. Ввод общей площади жилья в расчете на 1000 человек населения за I квартал 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 г. увеличился на 3,4 кв. м и составил 48,3 кв. м .

Наличие основных строительных машин в строительных организациях на 1 января 2016 г. (без субъектов малого предпринимательства) приведено на рисунке 2.

Погрузчики одноковшовые 11 %

Бульдозеры на тракторах 12 %

Краны передвижные 33 %

Тракторы 6 %

Прочие 25 %

Экскаваторы одноковшовые 13 %

Рисунок 2 - Наличие основных строительных машин в строительных организациях на 1 января 2016 г.

Далее рассмотрим основные особенности проекта логистики материально-технического обеспечения строительства. Логистика часто определяется как управление цепочками поставок, сетью организаций, связанных материальными и информационными потоками, ограниченными жизненным циклом продукта (от заготовки сырья в результате переработки и обращения продукции и конечного продукта, распределения и продаж конечному потребителю и, наконец, утилизации отходов). Все процессы и отношения, возникающие по поводу взаимосвязей и взаимодействия вышеуказанных потоков, образуют логистические системы. Компания, являясь членом большего размера логистической цепочки поставщиков и покупателей, имеет свою систему внутренней логистики также в виде цепочек поставок. Строительным подрядчикам в цепи поставок материалов как участникам проекта представляется, что логистические процессы присутствуют в различных областях деятельности компании (закупки, производство, продажи). Изоляция и интеграция логистических задач всех организационных подразделений компании приводят к созданию логистических отделов, которые координируют все потоки. Представление в виде иерархии задачи выбора способа исполнения заказа основано на системном моделировании подрядных торгов (конкурсов) в строительстве .

На предприятиях строительной отрасли применяются три базовые модели логистических систем:

Неофициальные, где координация логистических задач отдельных подразделений и сферы деятельности обеспечивается в рамках существующей организационной структуры компании;

Полуформальные, где логистический менеджер принимает на себя ответственность по координации логистических процессов компании, но не отвечает за отделы, где эти процессы реализуются;

Официальные, где отдельный департамент принимает на себя все логистические процессы компании. В частности, модель логистики выбирается в зависимости от организационной структуры компании, ее целей и стратегии управления. Фактический размер компании также имеет значение. Большинство подрядчиков нанимают до 20 человек и, следовательно, не имеют в своей структуре отдела логистики. В полуформальных моделях оргструктуры с одним специалистом предпочтительнее.

Более крупные предприятия, чтобы иметь хорошо развитые логистические отделы, склонны возвращаться к полуформальным моделям (уменьшить численность работников) или аутсорсингу закупок. Главным критерием внедрения аутсорсинга выступает сокращение издержек, а также повышение качества предоставляемых услуг . Многочисленные опросы указывают на то, что логистические системы в строительстве динамичные, как и изменения в этой области. Подрядчики, как правило, являются лишь отдельными звеньями логистических цепей, которые обеспечивают проект продуктами, услугами, информацией и финансами. В отличие от обрабатывающей промышленности, в которой прибыли связаны с долгосрочным партнерством с поставщиками и заказчиками, логистическими цепочками в строительстве значительно больше сложно управлять и оптимизировать. Это происходит в результате влияния следующих факторов:

Диверсификации проектов (различные материалы, методы, местоположение каждого проекта означает новую сеть участников цепи поставок каждый раз);

Технической сложности проекта;

Количества участников проекта;

Господства системы торгов подрядных приобретений;

Трудностей в адаптации каждого члена логистических процедур в логистической системе проекта.

Сотрудничество в рамках проекта цепи поставок является краткосрочным. Участники строительного проекта (строители, поставщики, работодатели) склонны конкурировать друг с другом, чтобы сделать большую часть проекта. Для разработки проекта следующего предприятия они могут присоединить новых партнеров и сформировать новые цепочки поставок. Логистика в строительстве может рассматриваться в ряде аспектов, например: на строительной площадке, в производственной системе, а также как звено многих логистических цепей, где сложные процессы выполняются в рамках временных, пространственных и бюджетных ограничений.

Для баз подрядчиков значение оценочного прогноза проектируемой потребности материалов составляет: для соблюдения графика строительства (57%), для обеспечения ведомости объемов работ (14%) и для поддержки опыта (29%). По вопросам логистических решений обычно есть ряд лиц, принимающих решения в рамках организации, чья сфера действия определяется оргструктурой предприятия. Что касается поставок по строительству, большинство решений принимается начальниками участков или отделов закупок.

Выбор конечной модели системы поставки проекта зависит также от характера и назначения строительного объекта.

Рассмотрим в контексте данной статьи систему поставки ресурсов в логистических системах строительных проектов. Логистическая система поставки для строительного проекта существенно влияет на его время и стоимость. Выбор логистической системы зависит от экономических, физических и организационных условий проекта, например, объема проекта, местоположения и системы доставки. Любые договоренности относительно проекта системы поставки предназначены для того, чтобы быть наиболее экономически выгодными для владельца и позволяющими ему быть

вовлеченным в какие-либо решения, на которые он хочет влиять. Наиболее распространенными системами поставки в строительстве являются:

Система проектирования построения торгов;

Система «дизайн и строительство», или система «под ключ»;

Система профессионального управления строительством, требующая от владельца управлять процессом планирования фаз проекта, нанять архитектора и затем выбирать и нанимать подрядчиков или генерального подрядчика для выполнения проектируемых работ.

Три главных «актера» проекта (владелец, проектировщик и подрядчик) проводят работы по отдельности в пределах своей функциональной ответственности. Весь процесс последовательный: сначала идет проектирование, затем торги и, наконец, строительство. Сфера строительного производства предполагает реализацию комплексных и в то же время уникальных проектов, подверженных влиянию разнообразных факторов, возникновение которых инициируется различными источниками . В системе профессионального управления строительством владелец работает с единым подрядчиком, обеспечивающим управление, проектирование и строительство, действующим в качестве генерального подрядчика, и осуществляет найм подрядчиков.

Есть только одно договорное отношение с участием собственника: исполнитель берет на себя всю ответственность за завершение проекта. Дизайн и строительные процессы могут проводиться одновременно (в пределах одной команды или одной компании), и следовательно, благодаря этому могут улучшаться информационные потоки и сокращаться время проекта доставки. Важнейшим свойством потоков является то, что, будучи изменяемыми во времени, они порождают огромный объем информации . Традиционные кон-

фликты между проектировщиками и подрядчиками в этом случае устраняются. Профессиональное управление системой строительства проводится традиционным «треугольником» из владельца, проектировщика и строителя-профессионала, задачей которых является представление интересов собственника, интеграция и управление всеми процессами и сотрудничеством с проектировщиками и подрядчиками.

Менеджер как строитель-профессионал предлагает свой опыт поддержки каких-либо решений, начиная от концептуальной фазы до сдачи проекта, и осуществляет координирование планирования, проектирования и исполнения мероприятий по достижению синергетического эффекта и сокращения срока завершения проекта. Менеджер может войти в проект в качестве консультанта. Возможны четыре основные модели системы:

Независимых цепочек поставок для индивидуальных подрядчиков, где выбор поставщиков, планирование поставок и планирование строительства являются обязанностью каждого подрядчика;

Централизованная система поставок управляется генеральным подрядчиком или другой стороной управления всем проектом, за счет собственных логистических подразделений;

Централизованная система поставки управляется внешней логистикой компании;

Комбинация вышеперечисленных моделей.

Система поставки на базе независимых цепей или услуг внешней логистической компании возможна в любом типе проекта систем поставки. При системе поставки с генеральным подрядчиком или другой стороной, которая располагает необходимыми материально-техническими ресурсами, разумно их использовать для создания и управления всем проектом системы снабжения. Такие модели напрямую связаны с любым со-

вершенствованием материально-технической базы. Комплексная логистика всего проекта означает возможность оптимизации цепочки поставок и координацию поставок, которые существенны для крупных строительных проектов, где задействовано множество подрядчиков, работающих в ограниченном пространстве. Перекладывание ответственности за поставки на многих субподрядчиков может привести к скоплениям ресурсов на стройплощадках, чрезмерным расходам и задержкам поставок, что скажется на графике строительства объекта.

Централизация логистики предназначена для снижения общей стоимости проекта, улучшения качества работ и сокращения времени завершения проекта. Если строительные компании не ведут учет стоимости материалов (и стоимости покупки) по источникам их возникновения, то не представляется возможным указать стоимость логистики поставок напрямую на основании счета. Если материал доставляется рядом поставщиков, а также средствами исполнителя собственных поставок услуг, можно только ориентировочно оценить расходы на логистику при покупке недвижимости. Моделирование затрат на приобретение единого строительного материала (кирпича) основывается на двух основных моделях:

1) подрядчики воспользуются услугами логистического центра;

2) подрядчики поставляют себе ресурсы индивидуально.

Цены, скидки для оптовых закупок, хранения, транспортировки и разгрузочных расходов и сборы предполагается при имитационных расчетах использовать исходя из условий реального рынка в конкретном регионе в соответствующем периоде (например, последнем квартале года, предшествующего расчетам), при этом объем потребления материала является случайной переменной для периода моделирования. Логистический центр может договориться о

лучших скидках и предложениях снизить расходы при покупке недвижимости, но его средние запасы при этом растут, как и стоимость замороженного капитала. Есть также расходы по внутреннему транспорту (от логистического центра к своим клиентам). Преимущества логистических центров не ограничиваются снижением затрат. Качество обслуживания будет тоже выше за счет специализации логистических организаций. Логистические центры могут координировать и оптимизировать свои транспортные расходы, а также уменьшить нагрузки трафика (важно в городах) и уменьшить загрязнение воздуха.

Представленные основы формирования проекта модели поставки ресурсов для строительства свидетельствуют о том, что логистика в строительстве рассматривает многие технические, организационные и экологические проблемы, которые влияют на стоимость проекта, сроки и качество исполнения. Традиционно каждый исполнитель использует и управляет его собственными поставками в цепи. В случае крупных проектов с привлечением ряда подрядчиков несовместимость логистических концепций и отсутствие координации приводят к серьезным нарушениям материальных и информационных потоков. Согласно современным представлениям об управлении, централизации логистических функций и управления потоками, выбор рациональной модели поставки ресурсов позволяет многим субъектам строительного проекта достичь синергетического эффекта от их усилий. Внедрение интегрированных логистических систем может быть особенно эффективным в крупных строительных проектах, расположенных в городских центрах (замкнутое пространство, ограниченность транспортных возможностей), где массивные потоки материала должны быть управляемыми (например, обширные земляные работы, требующие транспортировки извлеченного грунта).

Библиографический список

1. Ившин, С. Ю. Методы оценки эффективности аутсорсинга бизнес-процессов // Эффективная логистика: сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. - С. 44-47.

2. Константинов, И. И., Барыкин, С. Е. Системный подход к выбору победителей конкурсов в строительстве // Эффективная логистика: сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. - С. 62-71.

3. Кошелев, В. А. Формирование логистических систем в жилищном строительстве // Эффективная логистика: сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. - С. 91-101.

4. Юсупов, Р. Р. Управление потоковыми процессами в логистике // Логистика в развитии современной российской экономики: материалы 8 межвуз. науч.-практ. конф. - Саратов: Наука, 2011. - С. 108-114.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srtv.gks.ru (дата обращения: 18.05.2016).

6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroy.saratov.gov.ru (дата обращения: 19.05.2016).

Bibliographic list

1. Ivshin, S. Yu. Methods of assessing the effectiveness of outsourcing of business processes // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical œnf. with international participation. - Chelyabinsk, 2014. - Р. 44-47.

2. Konstantinov, I. I., Barykin, S. E. Systematic approach to the selection of winners of competitions in construction // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical conf. with international participation. - Chelyabinsk, 2014. - P. 62-71.

3. Koshelev, V. A. Formation of logistic systems in residential construction // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical conf. with international participation. - Chelyabinsk, 2014. -P. 91-101.

4. Yusupov, R. R. Control of flow processes in logistics // Logistics in the development of modern Russian economy: proceedings of the 8th inter-University sci-entific-practical conf. - Saratov: Science, 2011. -P. 108-114.

Строительство относится к группе отраслей сферы деловых услуг. При формировании логистических систем и организации логистического сервиса следует учитывать, что строительство по своим организационным, техническим и экономическим характеристикам объективно отличается от других отраслей экономики.

Имеется ряд особенностей, основные из которых следующие:

  • В строительстве в отличие от предприятий промышленности отсутствует серийное производство однотипной продукции.
  • Как правило, на одной площадке возводятся здания и сооружения различных типов, что обусловливает специфичность структуры материальных потоков, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ в зависимости от назначения сооружаемых объектов.
  • Высокая динамичность количества и ассортимента материалов, конструкций и изделий по различным временным и производственным этапам сооружения конкретных объектов.
  • В строительстве в каждом конкретном случае порождается комплекс проблем, обусловленных неравномерностью объемов выполняемых строительно-монтажных работ по периодам года, которая имеет место по причине зависимости от климатических условий. Это оказывает существенное влияние на формирование структуры и характер потребления материальных потоков в течение года.
  • Динамичность дислокации строительного комплекса в связи с перемещением строительного объекта с одной площадки на другую, что вызывает необходимость создания временных систем по хранению, переработке и подготовке продукции к производственному потреблению.
  • Частое и радикальное изменение транспортных перевозок и в целом логистических цепей по продвижению материальных потоков.

Отдельно следует заметить, что особенностью организации и планирования логистических процессов в строительстве, в частности соответствующего сервиса, является то, что основные материальные потоки поступают от контрагентов трех категорий:

  • генподрядных строительных организаций;
  • субподрядных строительных организаций;
  • заказчиков.

Каждая из сторон формирует структуру материальных потоков, их количественные и качественные параметры, руководствуясь не только правилами договоров подряда и положениями о взаимоотношениях участников строительства, но и собственными интересами в динамично меняющейся ситуации.

Вышесказанное является слабым звеном в организации логистического сервиса в строительстве. Кроме того, существенные трудности постоянно возникают в процессе оперативного управления подсистемой транспорта. На эту подсистему, на ход строительства и на поведение контрагентов оказывают сильное влияние внешние факторы, значительная часть которых относится к неуправляемым (например, погода) или к лишь частично управляемым. В связи с этим на стыках подсистем контрагентов, транспорта и строительного объекта приходится прибегать к нестандартным методам согласования параметров грузопотоков. Умение наладить эффективный логистический сервис в строительстве можно квалифицировать как своеобразное искусство.

В сфере строительства особенно часто возникают ситуации, когда воздействие внешней среды не только определяет характер формирования и параметры входящего в систему материального потока, но и сказывается на внутреннем состоянии всей локальной логистической системы. Чтобы согласовать производственно-логистические процессы в строительстве при организации и регулировании логистического сервиса, часто приходится разрабатывать и использовать специфические (оригинальные) подходы и способы.

В то же время следует отметить хорошо зарекомендовавший себя на практике метод системной децентрализации. Его суть заключается в том, что единую логистическую систему типа “поставщики - транспорт - строительный объект (потребитель)” условно подразделяют на несколько составляющих. Поставщики с их окружающей средой получают статус автономных подсистем, т. е. крупных структурных компонентов логистической системы, обладающих предварительно согласованной в определенных рамках оперативной хозяйственной самостоятельностью. Здесь уместно подчеркнуть, что деловые партнеры полностью сохраняют свою юридическую независимость (если она имеет место), однако та часть их деятельности, от которой зависит дееспособность логистической системы, должна быть подчинена ее интересам. Это означает, что уже на стадии формирования партнерских отношений и создания логистической системы между всеми участниками логистических процессов должны быть четко оговорены все условия и интересы. На этой базе в дальнейшем формализуются целевые установки и структура задач хозяйственного объединения. Нарушение внутрисистемных правил предполагает применение более жестких санкций, чем это предусматривается действующим законодательством. Такая постановка вопроса, с одной стороны, повышает ответственность каждого из деловых партнеров, а с другой - обеспечивает функциональную надежность логистической системы и соблюдение интересов всех ее структурных составляющих независимо от их особенностей или принадлежности.

В соответствии с методом “системной децентрализации” подсистеме транспорта отводится важнейшая - интегративная роль (что естественно, так как соответствует самой природе и назначению транспорта). При этом характер ее функционирования должен определяться приоритетами центральной подсистемы, т. е. строительного объекта (потребителя материальных потоков).

Традиционно принято считать, что транспорт представляет собой элемент некоего стохастического потока. Чтобы реализовать возможность организации логистического сервиса, в строительстве пошли другим путем. Транспорт стали рассматривать не как ключевой элемент случайных потоков с вероятностными параметрами, а как определяющий фактор “условно случайных” потоков. При таком подходе транспорт уже не предстает как компонента стохастического явления. Он становится катализатором и равноправным (с поставщиком) продуцентом детерминированных потоков с определенными устойчивыми параметрами. Это стало возможным благодаря разработке, созданию и широкому распространению различных типов систем слежения за продвижением грузопотоков в процессе транспортировки, а также систем обеспечения безопасности. Очень высокий конечный эффект применения обусловленных систем послужил причиной того, что во многих странах интенсивно совершенствуют информационные системы, математическое и программное обеспечение по управлению транспортно-переме- щающими работами и операциями. Приоритетными отраслями в этой области еще недавно выступали торговля и строительство, однако значительные достижения и высокие потенциальные возможности побуждают менять ортодоксальные позиции по отношению к роли и характеристике транспорта также в других отраслях экономики.

В последние годы интерес к созданию логистических систем и организации логистического сервиса в строительстве значительно возрос. Причем данная тенденция является устойчивой и в обозримой перспективе, очевидно, сохранит свою актуальность. Это связано с происходящими и ожидаемыми качественными изменениями в планировании, организации и технологии строительного производства, а также в управлении им. Одной из основных предпосылок и в то же время следствием этих изменений является развитие научно-технического прогресса, который стимулирует одновременно противоположные на первый взгляд направления: индустриализацию, специализацию, дифференциацию, диверсификацию, кооперирование и комбинирование строительства.

Возникновение гибких переналаживаемых логистических систем - ГПЛС (в отраслях промышленного производства - гибких производственно-логистических систем) позволило совместить поточно-скоростные методы строительства (производства) с индивидуализацией спроса (потребительских ожиданий). Большую роль в этом играют многоуровневые комплексные автоматизированные системы управления, создаваемые на базе логистической концепции управления потоковыми процессами.

Одним из прогрессивных аспектов научно-технического прогресса в строительстве на фоне развития (усложнения) социально-экономических отношений является дальнейшее сближение индустриализации производства строительных материалов, комплектующих, а также строительно-монтажных работ со все более сужающейся (до одного заказчика) персонификацией потребительских требований в отношении конечной строительной продукции.

Передовые строительные организации, несмотря на наличие большого числа разнообразных объектов, благодаря логистическим принципам и подходам добиваются превращения строительного производства в единый промышленно-строительный конвейер. Результатом углубления интеграции строительства (одной из отраслей сферы услуг) с промышленностью (отраслями материального производства) стало распространение технологий, основанных на использовании элементов заводского изготовления. Все чаще строительство осуществляется непрерывным потоком путем сборки привезенных на площадки готовых типовых конструктивных частей зданий и сооружений, из которых по принципу детского конструктора (или, по другой аналогии, калейдоскопа) способом модулирования можно создавать бесконечное множество нетипичных строительных продуктов.

В этой связи отметим, что в такой ситуации логистический сервис особенно эффективен. Более того, следует обратить внимание на то, что применение в строительстве комплектно-блочного метода не только вполне совместим с многовариантностью проектных и архитектурных решений, но делает их возможными и даже стимулирует их разнообразие.

Следует рассмотреть еще несколько важных аспектов организации и управления логистическим сервисом в строительстве.

Дифференциация и специализация в строительном процессе в современных условиях требуют быстрого установления и отладки кооперированных связей. Это вызвано тем, что на возводимый объект материальные потоки должны поступать комплектными по структуре и синхронно с предпринимаемыми работами по соответствующему режиму. При этом подразумевается, что качество материальных ресурсов, образующих соответствующие потоки, должно отвечать необходимым требованиям. Сказанное очевидно, но проблема в том, что материальные потоки даже при строительстве “простых” или небольших зданий (сооружений) могут содержать сотни наименований и типосорторазмеров изделий с многочисленных специализированных заводов-изготовителей или торговых посреднических структур, часто находящихся на значительном расстоянии от объекта строительства. Если же предметом производственнологистической деятельности является “сложный” или крупный объект, то номенклатурная и типосорторазмерная структура материальных потоков может включать тысячи позиций.

Учитывая это, первоочередной задачей служб логистического сервиса является установление рациональных и надежных внутриотраслевых и межотраслевых хозяйственных связей с производителями, а также с торговыми, транспортными и, если необходимо, экспедиционными посредниками. Кроме того, эффективные производственно-логистические связи кооперированного характера должны быть налажены с участвующими в строительстве строительно-монтажными структурами, число которых может быть достаточно велико, если возводится сложный или крупный объект.

Очевидно, что эффективность логистического сервиса во многом зависит от доли транспортных затрат в себестоимости продукции. Если в среднем по отраслям народного хозяйства она составляет 5-12%, то в строительстве значительно выше - 16- 18% сметной стоимости строительно-монтажных работ. В связи с ростом объемов строительно-монтажных работ, наметившимся в последнее время после ряда лет экономического спада, растут и объемы соответствующих перевозок, а это, в свою очередь, вызывает рост абсолютных показателей транспортных расходов. Даже при оптимистических прогнозах, если своевременно не уйти от традиционных подходов в управлении потоковыми процессами, то роста относительных показателей также не избежать, а это как минимум нецелесообразно. Таким образом, необходимость организации логистического сервиса в строительстве на сегодняшний день и далее является актуальным и обоснованным.

Добавим, что, в связи с тем что доставка “точно в срок” (одна из концептуальных целей логистики) имеет в строительной индустрии особое значение, создание логистических систем позволит нейтрализовать отрицательное действие многих факторов внутри- и особенно внесистемного характера, дестабилизирующих грузопотоки и программу строительства.

Следует обратить внимание на то, что наряду со специфическими трудностями, возникающими при создании логистических систем, сфера строительства имеет ряд преимуществ, которые способствуют реализации большинства стандартов и новых идей, связанных с логистическим сервисом.

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что транспортная подсистема в логистической системе строительного профиля в целом значительно проще по сравнению с торговлей или промышленностью. Протяженность и звенность логистических цепей меньше, а расстояния транспортировки строительных грузов значительно ниже средних показателей по народному хозяйству. Все эти факторы существенно уменьшают влияние внешних воздействий на процесс управления материальными и информационными (что очень важно) потоками.

Далее уместно отметить ту особенность, что строительные материалы перевозятся обычно небольшими партиями. Поэтому строительные грузы, как правило, транспортируются подвижным составом относительно малой и средней грузоподъемности. Первый и второй аргумент допускают, конечно, исключения, однако их сравнительно с общим объемом перевозок немного, и практика показывает, что привлечение транспорта большой грузоподъемности (железнодорожного, водного) осуществляется лишь в отдельных особых случаях и не является показательным для всей отрасли.

Больше всего требованиям строительства по организации логистического обслуживания отвечает автомобильный транспорт. Из всех видов он является наиболее мобильным и позволяет организовать продвижение материальных потоков не только “точно в срок”, но и “от двери к двери”. Кроме того, положительным моментом является то, что при физическом перемещении материальных ресурсов большим числом автомобилей некоторые отклонения от графика отдельных транспортных средств даже при максимальной доле вероятностей негативных случаев (50%, что возможно лишь теоретически) не оказывают определяющего влияния на характер и ритмичность процесса доставки в целом.

Относительно невысокая грузоподъемность автомобилей позволяет перевозить для строительства небольшое количество однородных грузов в отличие от, например, железнодорожного транспорта, где минимальная партия грузов должна соответствовать установленным вагонным нормам. В защиту последнего попутно можно отметить, что на железнодорожном транспорте существует возможность комплектации сборных вагонов. Однако для категории строительных грузов они (нормы) являются неудобными для организации процесса комплектации, при погрузке, выгрузке и прочих логистических транспортно-экспедиционных операциях.

В том случае, когда мощность материального потока превышает грузоподъемность и грузовместимость отдельных автомобильных транспортных средств, но ниже уровня вагонных норм, можно формировать автопоезда. Именно при организации перевозок строительных грузов эффективность автопоездов, как показывает практика, наиболее высока. Такой подход к управлению материальными потоками в целом и к организации оперативной доставки в частности обеспечивает снижение стоимости и высокие экономические показатели работы автотранспорта, а также сокращает число автомобилей, необходимых для логистического обслуживания объектов строительства.

По этим и другим причинам автомобильный транспорт в сфере строительства является наиболее массовым. На него приходится более 80% годовых транспортных расходов строительно-монтажных организаций и до 75% стоимости внутрипостро- ечных перевозок.

Следует отметить, что в сфере строительства по сравнению с другими отраслями экономики логистические системы не велики по размерам и проще по структуре. В то же время требования к организации логистического сервиса и в первую очередь к организации своевременной доставки очень высоки. Для этого есть веские основания.

Объективно с экономических позиций на объектах строительства по причине их временности нецелесообразно создание складов с полноценной системой хранения, переработки и подготовки продукции к производственному потреблению. Очень часто в условиях города при территориальной ограниченности строительных площадок трудно обустроить даже участок приема и распределения материальных потоков на объекте. В то же время технология строительных работ предполагает потребление широкого ассортимента материальных ресурсов, который к тому же неустойчив по структуре и объемам. Наиболее оптимальным решением в таких условиях является формирование подсистемы логистического обслуживания процесса строительства, в основе которой лежит организация оперативной доставки и комплекса сопутствующих услуг с жестким соблюдением графика подвоза необходимых в текущий момент конструкций, материалов и комплектующих изделий.

Для того чтобы создать искомую функциональную подсистему, которая была бы не просто дееспособной, а отвечала повышенным нормам делового обслуживания (материально-технического, транспортно-экспедиционного, информационного, подготовки продукции к производственному потреблению и т. д.), логистические структуры, управляющие потоковыми процессами, должны решить целый ряд взаимосвязанных задач. Прежде всего необходимо согласовать режим деятельности промышленных предприятий, выпускающих строительные материалы (железобетонные конструкции, кирпич, бетон, раствор и др.), карьеров, центральных складов привозных стройматериалов, подрядных и субподрядных организаций, распределительного центра, транспортно-экспедиционных структур, а также подразделений, управляющих процессом строительства по единому графику с точностью его соблюдения до нескольких часов.

При современном высокоиндустриальном уровне строительства и углублении индивидуализации потребительских требований (ожиданий) в сфере строительства усиливаются организационно-технологические противоречия, разрешить которые можно только с помощью удачного сочетания ряда компромиссов между всеми участниками логистических процессов.

Обобщенно сущность противоречий, порождающих дерево (цепь) причинно-следственных связей, сводится к следующему. С одной стороны, усложнение технологии строительства в процессуальном отношении влечет за собой усложнение организационной структуры его обеспечения, что, в свою очередь, провоцирует обособление подразделений, связанных с материально- техническим обслуживанием объектов и хода строительства.

В то же время, с другой стороны, достижение концептуальной логистической цели - доставки продукции соответствующего качества и соответствующего количества точно в срок - при относительных минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации возможно лишь в условиях тесной интеграции производительных процессов строительства и материально-технического обеспечения в единую гибкую систему. Только тогда имеет смысл рассчитывать на получение синергического эффекта, который является результатом не просто комплекса работ, операций и услуг логистического характера, а результатом именно логистического сервиса, продуцируемого адаптированной и адаптируемой (путем самосовершенствования) подсистемы соответствующего обслуживания на локальном уровне.

Согласование преимуществ и недостатков двух противоречивых тенденций вполне возможно в различной степени. Эта степень определяет уровень системы компромиссов, достигаемых всеми членами логистической системы. В связи с этим отметим, что минимальный уровень системы компромиссов, достаточный для организации логистического сервиса в строительстве, должен базироваться на соблюдении следующих основных и, как показывает практика, обязательных требований:

  • Планирование, оперативное управление и контроль логистического обслуживания в отношении строящихся и реконструируемых объектов необходимо осуществлять в строгом соответствии с технологией, режимом и графиком строительного производства, а также с ритмом и характером работ строительных бригад.
  • Специфика модели алгоритма комплектации строительного объекта материально-техническими ресурсами должна лежать в основе процесса формирования материальных и информационных потоков, а в дальнейшем - управления ими.
  • Модель подсистемы, обеспечивающей логистический сервис, необходимо разрабатывать еще на стадии проектирования и подготовки строительного производства с учетом всех явных и, насколько это доступно, прогнозируемых особенностей последнего. Для этого в составе комплекса проектно-строительной документации необходимо разработать отдельный блок специальных документов, регулирующих все логистические аспекты предстоящего строительства и функционирования будущей микрологистической системы. Данный сборник нормативно-технологической документации должен унифицировать наиболее вероятные ситуационные аспекты функциональной деятельности системы (подсистемы) не в одном варианте, а в нескольких. Такой подход расширяет амплитуду свободных действий, не нарушая при этом планы производственно-хозяйственной и коммерческой жизнедеятельности прямых и косвенных участников, задействуемых в строительстве. Блок специализированных документов, разрабатываемых на этапах проектирования и подготовки строительства, в дальнейшем, во-первых, должен послужить единой нормативной базой (расширяющейся по мере необходимости) для управления всей логистической системой в целом и потоковыми процессами в частности, а во-вторых, может стать прообразом логистической структуры и технологии будущих строительных предприятий (в смысле формы предпринимательских проявлений).
  • Планирование, организацию и контроль логистического сервиса следует осуществлять в увязке с планами (программами) выпуска сборных конструкций, комплектующих изделий и деталей заводов-изготовителей с учетом оптимальной загрузки их мощностей. Кроме того, важно максимально подробно согласовать планы хозяйственной и коммерческой деятельности участников строительства и посреднических структур (транспортных, экспедиционных, торговых и др.) в части взаимных отношений и интересов. В противном случае нарушение одной из составляющих может привести к мультипликации нарушений по всей цепи обусловленных связей и по всей последовательности взаимосвязанных событий.

Резюмируя данную проблематику, следует обратить внимание на финансовый аспект организации логистического сервиса в строительстве. На первый взгляд кажется, что применение логистической концепции для соответствующего обслуживания строительных объектов чревато значительными дополнительными издержками. По всей вероятности, отчасти это так. Многое зависит от потенциала прямых и косвенных участников строительства. Однако нужно заметить, что трудно представить предпринимательскую деятельность без предварительных инвестиций, так как высокая прибыль не может быть получена на пустом месте. В то же время прибыльными можно назвать не только процессы, обеспечивающие непосредственный доход в денежном выражении, но и процессы, обеспечивающие большую экономию времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов. Универсальность и уникальность логистической концепции состоит в том, что она одновременно позволяет достичь наивысшего уровня сервиса и гарантирует выгоду как в денежном выражении, так и во всех видах экономии. Причем эта выгода значительно выше первоначальных затрат на разработку и формирование логистической системы. Таинство возникновения синергического эффекта трудно объяснить, однако он становится ощутимой реальностью, если правильно подойти к использованию теории и огромного практического опыта, накопленного передовыми зарубежными и отечественными предприятиями строительной индустрии. Несоизмеримость затрат и выгод однозначно свидетельствует в пользу логистической, а не традиционной ориентации сервиса в сфере строительства.

Таким образом, можно предположить, что прагматичность интересов предпринимательских структур, связанных с организацией, обеспечением и процессом строительства, непременно приведет к прогрессивной концепции управления материальными и иными потоками все большего числа предприятий, фирм и организаций. Логистический сервис доступен всем независимо от размера и особенностей деловых партнеров в сфере строительства. Логистика - это удачная альтернатива планово-административному способу управления юридически независимыми, разнородными хозяйственными субъектами в рамках временного объединения в новую форму системных образований.

Контрольные вопросы

  • 1. Особенности строительства в качестве отрасли экономики.
  • 2. Группировка контрагентов, генерирующих материальные потоки в строительстве.
  • 3. Суть трудностей в организации логистического сервиса в строительстве.
  • 4. Осветите метод системной децентрализации.
  • 5. Раскройте подход к транспорту как к фактору “условно случайных потоков”.
  • 6. Какие прогрессивные тенденции наблюдаются в экономике и НТП в последние годы?
  • 7. Роль кооперированных связей в логистике строительства.
  • 8. Осветите влияние транспортных затрат на эффективность логистического сервиса.
  • 9. Преимущества сферы строительства сервиса при создании логистических систем.
  • 10. Значение автомобильного транспорта в строительстве и логистическом сервисе.
  • 11. Особенности организации систем хранения в строительстве.
  • 12. Суть противоречий в области логистического обслуживания в строительстве.
  • 13. Осветите финансовые аспекты организации логистического сервиса в строительстве.
Дисциплина: Экономика
Тип работы: Диплом
Тема: Применение принципов логистики в деятельности строительного предприятия ЗАО «Войкар»

Применение принципов логистики в деятельности строительного предприятия ЗАО «Войкар»

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4

1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ 4

1.2 ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 16

1.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЛОГИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 25

1.4 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 32

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ВОЙКАР» И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕМОЙ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИКИ 46

2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 46

2.2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАО «ВОЙКАР» 59

2.2.1. Анализ организации процесса технологической подготовки 59

2.2.2. Анализ организации работы процесса проектировки 64

2.2.3. Анализ организации процесса подготовки строительства 67

2.2.4. Анализ контроля качества 70

2.3 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ЗАТРАТ ЗАО «ВОЙКАР» 77

2.4. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОСНОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВОЙКАР» 81

2.4.1. Анализ сбыта ЗАО «Войкар» 81

2.4.2 Анализ потребителей ЗАО «Войкар» 84

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 86

3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫБРАННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 86

3.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО КАЧЕСТВУ 88

3.3 РАЗРАБОТКА КАЛЬКУЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ НА ОСНОВЕ УТВЕРЖДЕННОГО ГРАФИКА ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 93

3.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 96

3.5 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДАННОГО ВИДА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 98

3.6 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 98

ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЯ СЕРИИ П-44-Т 99

4.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧИХ МЕСТ И ИХ ОЦЕНКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 99

4.2.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЦЕНКЕ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ 101

4.3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАО «ВОЙКАР» 106

4.3.1 Основные меры пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ 106

4.3.2 Необходимые меры пожарной безопасности при проведении сварочных и огневых работ 108

4.3.3 Исследование мер пожарной безопасности при работе с клеями, полимерными и другими горючими материалами 109

4.4 РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЖЕКТОРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ 110

4.5 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРЕЛОВОГО САМОХОДНОГО КРАНА Э-353 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121

Введение

В настоящее время термин логистика стал активно употребляться в экономической деятельности. Прочно укоренился термин логистика в хозяйственной деятельности на микро- и макро уровнях.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Логистика проникая во все сферы деятельности предприятия охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также, связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления.

Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства.

Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики стабильно обеспечивают конкурентоспособность фирмы. Это своевременное завоевание новых рынков сырья, материалов и товаров.

Это удобная доставка продукции, ее упаковка, если необходимо, то инструкции по использованию продукции, предоставление гарантии. В связи с быстрыми изменениями рыночных условий предприятия, перешедшие на логистическую организацию имеют преимущественную возможность адаптации системы к условиям окружающей среды. Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику. Ведь благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Целью данной работы является изучение основных логистических подходов к организации оптимальных производственных процессов строительного предприятия на основе логистического подхода.

1. Теоретические основы логистики в деятельности строительного предприятия

1.1 Сущность и основные принципы логистики

Логистика изучает и организует процессы эффективного управления материальными и информационными потоками с целью удовлетворения потребителей продукции и услуг.

Экономическая деятельность тесно связана с движением материальных потоков: предприятия закупают сырье, комплектующие и полуфабрикаты, организуют их доставку и хранение для нужд производства, обслуживают потребителей, доставляя в соответствии с их заказами готовую продукцию. Поскольку координация материальных потоков неразрывно связана с принятием решений, предусматривающий сбор, обработку и передачу информации, необходима организация системы информационного обеспечения логистики. Кроме того, движение материальных и информационных потоков требует финансового обеспечения.

Формирование логистики как самостоятельной области экономической науки обусловлено тенденциями развития экономики развитых стран мира за последние пятьдесят лет. Европейские эксперты выделяют три периода развития экономики, потребовавшие различного подхода к управлению предприятиями. Начиная с 1950 и до середины 70-х гг. промышленно-развитые страны мира достигали успеха в экономическом развитии, благодаря постоянному возрастанию спроса на товары и услуги, что способствовало повышению производительности труда, увеличению капитала, а также росту уровня образования населения. Кроме того, важную роль в увеличении объемов производства сыграло наличие достаточного количества сырья, которое можно было приобрести по низким ценам. С конца 70-х годов наметилась тенденция к резкому снижению темпов роста производства. К тому же предприятия стали чрезмерно зависеть от поставок сырья по низким ценам, а население между тем проявляло заинтересованность в повышении уровня жизни. В начале 90-х годов кризис на рынке сырья повлек за собой рост безработицы, увеличение инфляции и др. Протекционистские меры правительств ряда стран повлияли на снижение доли экспорта и импорта в экономике. В то же время возникли и стали развиваться новые технологии, стимулирующие рост производства.

Заинтересованность предприятий в расширении и увеличении.объемов производства, усиление конкуренции создали условия для насыщения традиционных рынков сбыта продукции и потребовали ориентации на маркетинг и логистику.

Благодаря переходу от рынка производителя к рынку потребителя производственные фирмы ныне организуют свою деятельность с учетом повышенных требований клиентов к качеству товаров и услуг.

При выборе поставщика наряду с высоким качеством и доступными ценами на продукцию решающую роль обычно играют такие факторы, как минимизация капитальных вложений при приобретении основных средств и скорость выполнения заказов при приобретении товаров широкого потребления. Следовательно, уровень обслуживания клиентов определяется эффективностью логистики. К основным показателям эффективности логистики потребители относят: точность (обязательность) поставки — соблюдение поставщиком согласованных сроков (мера надежности и доверия между производителем и потребителем); срок (цикл) поставки — промежуток времени между датами заказа и его выполнения (в условиях конкуренции выигрывает производитель с меньшим циклом поставки); готовность к поставке — согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланием клиента; гибкость — готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ; качество поставки — выполнение условий (спецификации) клиента при комплектации и обеспечение сохранности грузов при доставке по назначению; информационная готовность — готовность предприятия выдать покупателю информацию относительно поставляемой ему продукции.

Как свидетельствует опрос, проведенный фирмой «Сименс» (Германия) в 1993 г., в шкале приоритетов выбора производителей продукции потребители располагают показатели эффективности логистики непосредственно за оценками качества товара и его цены.

Термин «логистика» имеет греческое происхождение, используется во всех основных европейских языках. В Древней Греции он означал искусство рассуждения и выполнения расчетов, а в Великой Римской империи — «правила распределения продовольствия». Позднее термин встречается в военном деле в значениях «тыл, снабжение войск» и «перемещения войсковых подразделений». В середине 60-х годов понятие логистика вошло в американский менеджмент, а из него — в экономическую литературу.

Следует подчеркнуть, несмотря на различия в трактовке термина «логистика», его основные черты — рациональность и точный расчет — в течение более двух тысячелетий остаются неизменными.

Логистика исследует вопросы организации и рационализации товарных потоков от производителя к потребителю, включая управление закупками (снабжением) и. запасами. Существуют и такие направления этой науки, как логистика производства, сбыта и перевозок, управление кадрами и информационная логистика. Новизна логистического подхода к проблеме товародвижения состоит в органической взаимосвязи функций, обеспечивающих единое управление рациональными материальными потоками от поставщиков сырья через предприятие-изготовитель к клиентам. Такой подход диктуется необходимостью сочетания экономии затрат с гибким реагированием производственных и торговых фирм на приоритеты потребителей.

Цели современной логистики: синхронизация логистических функций с сокращением издержек, а также высвобождение финансовых ресурсов для новых инвестиций; укрепление положения компаний на рынке благодаря обеспечению потребителей нужными товарами необходимого качества в заданном количестве в установленном месте в указанное время наилучшим образом.

Несмотря на относительно недавнее возникновение логистики как экономической науки, она активно развивается, вскрывая резервы роста доходов фирм, что наиболее наглядно представлено на рисунке 1.1.

Рисунок 1. 1. Влияние логистики на выбор решений при разработке стратегии распределения

С середины 60-х годов специалисты отмечают три фазы этого процесса. Эффективно работающие компании строят логистическую систему на основе принципа всеобъемлющего внимания к интересам и запросам клиентов. Этому подчинены цели распределения, направленные на поиск оптимальных решений во взаимодействии с поставщиками и потребителями товаров и услуг, структура которых представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Эволюция логистики

Необходимо отметить, что при становлении новой экономики России логистический подход имеет важное значение как в период становления компаний, так и при совершенствовании их работы. Ныне, когда предприятия свободны в выборе партнеров среди поставщиков сырья и комплектующих, транспортных фирм и мест складирования продукции, использование принципов и методов логистики предоставляет большие возможности для развития производства.

Направления совершенствования организации предприятий достаточно известны, многие из них разработаны и использовались в бывшем СССР, получив признание. Однако сегодня, когда нарушены организационные принципы внутри и вне предприятий, необходимо сочетать активный поиск перспективных и надежных фирм-партнеров с постоянным вниманием к внутрипроизводственным проблемам выпуска продукции. Поэтому организация и оптимизация снабжения, производства и распределения будут определять жизнеспособность предприятий. Это открывает перед логистикой широкие перспективы, не существовавшие в строго регулируемом плановом хозяйстве.

Как отмечалось, предмет логистики — изучение условий оптимального (наилучшего при заданных условиях) удовлетворения заказов потребителей путем эффективною планирования, организации и управления деятельностью по формированию материальных потоков от заказчика сырья до потребления произведенного товара или услуги.

Основными каналами логистики, таким образом, являются: канал снабжения, канал производства и капал распределения (сбыта), что наиболее наглядно представлено на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3. Система логистики

Анализ видов логистической деятельности (функций логистики) в каналах снабжения, производства и распределения, на основании рисунка 1.4, свидетельствует, что основное влияние на достижение целей логистики и объем затрат оказывает: уровень (стандарт) обслуживания потребителей,

Рисунок 1.4. Функции логистики

транспортировка сырья или готовой продукции, поддержание запасов на складе, обработка заказов. Эти функции логистики называют основными, взаимосвязь которых представлена на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5. Взаимосвязь основных функций логистики.

Уровень (стандарт) обслуживания потребителей, являясь характеристикой эффективности логистики, влияет на объемы продажи продукции предприятия и выбор составляющих логистической системы. Во избежание необоснованного роста затрат стандарт должен быть тщательно обоснован. С этой целью необходимо, во-первых, определить нужды потребителей и запросы по их логистическому обслуживанию; во-вторых, проверить реакцию клиентов на применяемые формы обслуживания.

Транспортировка сырья или готовой продукции для большинства фирм - наиболее дорогостоящая функция логистики (составляет от 1/3 до 2/3 логистических издержек). Однако ни одна компания вместе с тем не может обойтись без доставки сырья или отправки каким-либо транспортом готовой продукции.

Управление перевозками обычно предполагает выбор вида транспорта, метода погрузки, маршрута, емкости транспортного средства.

Обычно невозможно или нерационально поддерживать производство или уровень поставок потребителям неизменным. Для обеспечения изготовления продукции необходимыми материальными ресурсами нужны запасы, выполняющие роль буфера между спросом и предложением, затраты на выполнение этой функции также могут составлять от 1/3 до 2/3 всех логистических издержек.

Если транспортировка определяет значение места для продукции, то запасы - значение времени. При этом запасы товаров всегда располагают ближе к потребителям, а сырье — к местам обработки.

Большое количество пунктов складирования и высокие затраты на хранение материальных ценностей (обычно 25-30 % готовых затрат на производство) требуют тщательного управления запасами, которое предусматривает создание условий для поддержания минимальных запасов при обеспечении необходимого уровня обслуживания потребителей.

Затраты на обработку заказов не столь велики по сравнению с затратами на другие виды логистической деятельности. Однако обработку заказов относят к главным функциям логистики, ибо она, с одной стороны, определяет момент получения товара или оказания услуги клиенту, а с другой — инициирует работу служб по доставке товара.

Поскольку главная цель логистической операции - предоставление товаров и услуг потребителям там и тогда, где и когда они того пожелают, перечисленные логистические функции считаются основными.

Основные функции логистики сопровождается целым рядом дополнительных видов деятельности, состав и структура которых представлена на рисунке 1.6.

Складирование представляет собой функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает решение таких задач, как выбор местоположения склада, определение объема (площади) хранения, планировка размещения запасов, составление схемы расходования и пополнения запасов, проектирование зон транспортировки и погрузки-разгрузки, выбор общей планировки склада.

Рисунок 1.6. Взаимосвязь основных и дополнительных функций логистики.

Переработка грузов осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает поддержание запасов. Эта функция связана с движением продукции в пунктах хранения. Например, перемещение товаров с входной площадки получения до места размещения и от него -до выходной грузовой площадки.

Наиболее серьезными проблемами при организации при организации переработки грузов являются: выбор оборудования, организация процедур комплектования заказов, поддержание рационального грузооборота.

Далее рассмотрим защитную упаковку товаров. В этих рамках одна из целей логистики - доставка продукции потребителю с минимальными потерями. Гарантировать высокую сохранность грузов при транспортировке позволяет удачная конструкция защитной упаковки. Кроме того, продуманные форма и размеры упаковки позволяют повысить эффективность складирования и обработки грузов.