Узо

Есенин перед смертью. Загадочная смерть есенина. Последние годы и смерть

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер» его друг Г. Ф. Устинов с супругой. Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью

Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).

После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Версия об убийстве

В 1970-1980-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ). Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов. Версия убийства Есенина проникла в массовую культуру: в частности, в художественной форме представлена в телесериале «Есенин» (2005). Сторонники этой версии утверждают, что, если детально рассмотреть посмертные фото поэта в высоком разрешении, то можно с уверенностью предположить, что поэт перед смертью был сильно избит. По их мнению, в пользу этой версии говорит известный факт: Сергей Есенин, с юности увлекавшийся кулачными боями, был, по воспоминанию современников, достаточно сильным бойцом, который мог оказать активное сопротивление напавшим на него убийцам.

В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по его просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших по его мнению к следующему выводу: «опубликованные „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы » (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева).Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или малоубедительными и другими биографами поэта.

Смерть Сергея Есенина до сих пор является одной из самых загадочных трагедий начала ХХ века. Тогда, холодной ночью 28 декабря 1925 года, поэта нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Когда поэт Василий Наседкин привез гроб в Москву, он пришел домой и сказал: «Сергея убили!» Что же на самом деле произошло в «Англетере» в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года?

Номер был разгромлен. Есенин висел на вертикальных трубах парового отопления. На его теле зафиксировано множество повреждений. Но следствие настаивало на самоубийстве.

По официальной версии так и считалось: Сергей Есенин покончил с собой, но выяснилось, что эта версия не выдерживает столкновения с фактами.

Теперь, через девяносто лет, множество исследователей (например, петербургский писатель Николай Астафьев в книге «Трагедия в «Англетере»: действующие лица и исполнители») утверждают: Есенина убили, а многие документы, приобщенные к делу, сфальсифицированы.

Например, записки якобы Есенина к Эрлиху, которые должны были доказать, что поэт приехал в «Англетер» добровольно (по утверждению сторонников версии убийства), были написаны не его рукой.

Сергей Есенин — в нижним левом углу, Эрлих — в верхнем правом

Одна записка, якобы написанная Есениным, звучит так: «Вова, захвати вещи ко мне в гостиницу. С. Есенин».

Вторая записка: «Вова, я поехал в ресторан Михайлова, что ли, или Федорова? Жду тебя там. Сергей».

Николай Астафьев считает, что это явная подделка, что это не рука Есенина.

Зачем же понадобилось фальсифицировать документы дела, если это банальное самоубийство?

Малоизвестная записка, приписываемая С.А. Есенину, упоминаемая в протоколе опроса В. Эрлиха (лицевая сторона) РО ИРЛИ, Фонд 697, оп. 1, ед.хр. 32

Возможно затем, что Есенина доставили в пустой номер гостиницы насильно, но это надо было скрыть.

Петербургский писатель Виктор Кузнецов, изучая документы гостиницы «Англетер», обнаружил, что Есенин в ней вообще не жил! Фамилии поэта нет в списке жильцов этой гостиницы в тот период, когда в ней будто бы обнаружили его труп, висящий на трубе парового отопления.

Мемуарная записка Есенина, упомянутая в воспоминаниях В. Эрлиха (лицевая сторона), РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 30

Никто из персонала гостиницы и проживавших там гостей Есенина в эти дни не видел. А все «свидетели», которые потом давали показания об общении с поэтом в его номере «Англетера», в том числе и Эрлих, были тайными агентами ГПУ.

В XXI веке родственники поэта, исследователи и просто граждане не раз обращались в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о возобновлении уголовного дела о предполагаемом убийстве Сергея Есенина.

Полученные ответы, как под копирку: «Подтверждена причина смерти поэта в результате сдавления органов шеи петлей при повешении».

Вот и думайте, как хотите: то ли кто-то это нарочно сделал, то ли действительно он это сделал сам.

Между тем, есть десятки косвенных доказательств, по которым можно работать.

Первый вопрос: когда, кем и при каких обстоятельствах все документы следствия были повреждены? Причем идентичным образом: у них вырван фрагмент в нижней части листа.

Второй вопрос: доверенность, которая приложена к делу – это доверенность, написанная рукой Эрлиха. И на ней значится совершенно чудовищная подпись Сергея Александровича Есенина . В то время, когда в вещах Есенина обнаружили написанную его рукой доверенность, но порванную.

Доверенность, написанная В.И. Эрлихом, с неадекватной подписью С.А. Есенина

Третий вопрос: почему к документам следствия не была приложена так называемая предсмертная записка – стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»? Если ей придается такой статус, значит, она должна быть в официальном деле.

Четвертый вопрос связан с участковым надзирателем, а именно, его подписями на документах: почему-то они разнятся. В акте от 28 декабря у Горбова одна подпись, в протоколах опроса свидетелей она совершенно иная.

Еще одна череда косвенных доказательств связана с самими посмертными фотографиями. Во-первых, мы не имеем фотографии трупа в петле. Во-вторых, мы не имеем ни одной посмертной фотографии, где Сергей Александрович был бы изображен в полный рост.

Художник Василий Сварог, который рисовал мертвого Есенина еще без грима, сказал в 1927 году:

«Сначала была «удавка» – правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась… Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…».

Однако этим свидетельствам доверяют не все. Филолог Олег Лекманов, профессор ВШЭ, автор биографии Сергея Есенина, считает, что поэт повесился сам.

«Есть стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья…», которое он перед тем, как покончить с собой, а он, безусловно, стопроцентно покончил с собой, записал кровью на листочке и передал Вольфу Эрлиху. Пускай те, кто отстаивают эту так называемую «версию» убийства, сначала нам докажут каким образом убийцы смогли его заставить это стихотворении выдумать, сочинить, потом его написать на листочке кровью».

Стихотворение, которое сейчас трактуется многими как вещдок, не было привлечено в качестве такового. Вероятно потому, что там нет датировки.

Стихотворение «До свиданья…» (подлинник) (РО ИРЛИ, Фонд 817, оп. 1, ед.хр. 14)

Это стихотворение трудно назвать предсмертным, так как оно было передано Эрлиху за день до гибели. И вполне возможно, что эти строки вообще написаны задолго до «Англетера» и посвящены близкому другу Алексею Ганину, который был расстрелян на Лубянке в марте 1925 года по обвинению в принадлежности «Ордену русских фашистов». Не проводилось никакой экспертизы касательно подлинности того самого листка, который был передан Вольфу Эрлиху.

Это первое.

Второе – неестественно согнутая рука. Живой поэт мог держаться за трубу, но после смерти мышцы ослабевают, и руки у самоубийцы должны опуститься вдоль туловища, чего не произошло.

Третье – шрамы от губы к подбородку. Они образуются, если преступник душит жертву сзади.

Сергей Есенин с сестрой

Сомневались в самоубийстве Сергея Есенина и его современники: Анна Ахматова, Павел Лукницкий, Осип Мандельштам . Сомневались, потому что знали и дерзкого Есенина, и еще лучше – то время, в которое жили.

Четвертое – пробитый лоб, то есть вмятину официальная версия объясняет ожогом, который получил Есенин уже после повешения от горячей трубы отопления, на которой он висел, а не от прижизненного удара.

Но воронежский режиссер Евгений Парщиков, автор фильма «Есенин. 1925 – 2010», уверен, что это не так. Он привлек родственников поэта и независимых экспертов, которые выяснили, что фотография номера, сделанная после трагедии, фальшивка. Ее развернули, чтобы как-то объяснить неудобные следствию факты.

Номер Есенина в гостинице «Англетер» после трагедии

Данный снимок показали эксперту по судебной фотографии, и он сказал, что снимок является зеркальным перевертышем реального положения в номере, то есть трубы находятся не в правом углу, а в левом. Но это не просто трубы и не просто углы – направление раны на лбу Сергея Александровича таково, что оно могло быть получено только в правом углу. То есть мы получаем полную несостоятельность официальной версии.

«Я знал поэтессу Иду Наппельбаум… Так вот. Ее брат Лев помогал отцу – фотографу во время съемок. Он рассказал сестре, как помогал милиционеру, стоявшему на стремянке, снимать тело поэта с трубы отопления. Он был свидетелем того факта, что Есенин висел не в петле, как это бывает у самоубийц, а веревка была несколько раз намотана вокруг шеи. Потому-то его тело и пришлось снять до прихода писателей – повешен он был уж очень неправдоподобно» (Николай Браун, поэт, переводчик, бывший политзаключенный, общественный деятель).

В качестве возможных идеологов устранения поэта фигурировали и Блюмкин, и Троцкий, и Агранов , которого называли палачом русской интеллигенции.

Сергей Есенин с матерью

В самоубийстве Есенина сомневалось и духовенство, настолько, что священники сочли возможным отпевать поэта на похоронах, что для самоубийц недопустимо.

Церковные панихиды на могиле поэта служат и сейчас. Священник Андрей Дударев приезжает каждый год.

«Кто может сказать, что он покончил жизнь самоубийством? Шрам от веревки, на которой якобы повесился Есенин. Если человек вешается, то полоса эта от подбородка тянется к затылку, непременно снизу вверх, а здесь она перпендикулярна относительно позвоночника. Это удавка, стянутая на шее поэта и задавившая не только человека великого, но и русскую культуру».

В воскресенье 27 декабря, по свидетельству Эрлиха, они с Есениным расстались. Эрлих ушел из гостиницы домой, но дойдя до Невского проспекта, он вспомнил, что забыл в номере портфель. Эрлих возвратился в гостиницу. Есенин был один. Он сидел за письменным столом и просматривал рукопись. Был спокоен. Утром его нашли повешенным.

Сергей Есенин за работой

Что именно произошло в те несколько ночных декабрьских часов, доподлинно неизвестно до сих пор.

Виктор КОЛМОГОРОВ

Гостиница «Англетер» в конце первого десятилетия ХХ века (светлое здание слева на переднем плане)

Литератор, драматург и фольклорист был убит в Петербурге 27 декабря 1925 года. Тело поэта убийцы перенесли в 5-й номер гостиницы «Англетер» и привязали к отопительной трубе под потолком, инсценировав самоубийство. Есть надежда, что спустя 85 лет со дня гибели Сергея Есенина, свет истины прольется, и тайна его смерти будет открыта для всего народа России, которую так любил и воспевал поэт.

О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

85 лет назад, обнаруженный мертвым Сергей Есенин, был объявлен самоубийцей. Десятки лет власти не дозволяли усомниться в этом, любыми методами скрывая правду.

Только в последние двадцать с лишним лет по крупице стали появляться факты, которые противоречат объявленной версии самоубийства поэта, эти факты стали обсуждать и изучать. Однако и по сей день, несмотря на то, что есть материалы, которые доказывают, что было совершено умышленное убийство, государственные органы препятствуют проведению тщательного и объективного анализа обстоятельств смерти поэта.

28 декабря 1925 года в гостиничном номере был найден повешенным Сергей Есенин. Сообщение об этом многих повергло в шок. Некоторые не удивились подобному исходу, так как у Есенина были недоброжелатели. Версию самоубийства поддержали и эмигранты-литераторы 20-х годов. Они говорили, что советская власть затравила поэта. Но были и те, кто не поверил в самоубийство поэта.29 декабря 1925 года вечерние газеты Ленинграда, а 30 декабря газеты всей России сообщили, что в гостинице «Интернационал» покончил жизнь самоубийством поэт Сергей Есенин.

Мнимые друзья, знакомые и приятели поэта в газетах, сборниках и журналах опубликовали свои воспоминания о Есенине, в которых выразили свое сожаление по поводу смерти поэта, вспоминали как он пил, хулиганил и менял женщин. Критики подогревали эти воспоминания своими «доказательствами»: в стихах Есенина многие увидели близость смерти и разочарование в жизни, расстройство психики. Было опубликовано выдаваемое за предсмертное письмо Есенина, якобы, написанное им кровью перед тем, как повеситься.

«До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставание Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки и слова, Не грусти и не печаль бровей, – В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей».

Это стихотворение следствию предъявлено не было, а появилось оно только опубликованным в газетах. Впоследствии было установлено, что написано оно было за несколько месяцев до гибели Есенина и адресовано было его другу Алексею Ганину, находящемуся в тюрьме перед казнью. Когда журналисты встретились с матерью поэта Сергея Есенина Татьяной Федоровной, она рассказала, что Сережа написал эти строчки, когда был на родине, и были они написаны карандашом, а не кровью, и с горечью добавила, что Сережу убили плохие люди. Однако все эти годы, опубликованные восемь строк, представленные газетчиками как предсмертное, прощальное стихотворение, выдавались за доказательство его самоубийства.

Незадолго до гибели Сергей Есенин написал в статье «Россияне»: «Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством...». Именно они – «революционные фельдфебели», враги поэта, желая объяснить причину его самоубийства, стали искать ответ в его стихах. Слова о смерти в стихах Есенина они использовали как свидетельские доказательства против самого поэта.

Однако была и такая публикация. На следующий день после гибели поэта «Красная газета» опубликовала статью Бориса Лавренева «Памяти Есенина», с подзаголовком: «Казненный дегенератами» и с эпиграфом: «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь». А завершалась статья так: «И мой нравственный долг предписывает мне сказать раз в жизни обнаженную правду и назвать палачей и убийц - палачами и убийцами, черная кровь которых не смоет кровяного пятна на рубашке замученного поэта».

Литераторы, действительно хорошо знавшие Сергея Есенина и не признававшие самоубийство поэта, глубоко переживали утрату, которую понесла Россия. Они проводили свои расследования. И новые поколения вновь проводят свои расследования. Публикации этих материалов появлялись в средствах массовой информации. Большинство документов так и не были исследованы подчерковедами, и нет полной уверенности, что они подлинны и подписаны теми лицами, чьи фамилии на них указаны. Многие материалы до сих пор находятся в секретных архивах и исследователям не выдаются.

До сих пор вызывают сомнения следственные действия. Смущало то, что следствие закончилось очень быстро. Акты и несколько протоколов дознаний - и это всё. Отсутствовал протокол с описанием места происшествия, не был проведен следственный эксперимент. В январе 1926 года следствие не пополнилось ни одним документом и было прекращено.

Большую исследовательскую работу в расследовании смерти Сергея Есенина - выявления причин, повлекших убийство, заказчиков и конкретных исполнителей преступления - проделал доцент кафедры литературы Санкт-Петербургской академии культуры, член Союза писателей Российской Федерации Виктор Кузнецов.

В своей работе «Тайна гибели Есенина» автор написал:

«В истории с Есениным садисты действовали напролом. Парадоксально, но факт: нет ни одного убедительного доказательства того, что поэтом было совершено самоубийство. А вот доказательств убийства – достаточно много».

Вот как описывает происшествие Кузнецов: «Режиссером «постановки» самоубийства Сергея Есенина в 5-м номере гостиницы «Англетер», был кинорежиссер «Севзапкино» Павел Петрович Петров (Макаревич), который, доверившись громилам, перетащившим тело убитого Есенина по подвальному лабиринту из здания следственной тюрьмы ГПУ, расположенного на проспекте Майорова, 8/23, не проверил подготовленный для открытого обозрения 5-й номер гостиницы».

«В результате, возникло немало вопросов: почему веревка обвивала горло несчастного лишь полтора раза, и не было петли; как Есенин, истекающий кровью, смог с порезанными ладонями и другими ранами соорудить на столе столь сложную пирамиду и взобраться под потолок; что за страшный вдавленный след над переносицей (официальная версия - ожог); наконец, куда-то исчез пиджак покойного.

Кстати сказать, видевший его известный в то время врач-рентгенолог, член ленинградской литературной группы «Содружество» (1925-1929) И. Оксенов записал в «Дневнике»: «...вдоль лба виднелась багровая полоса (ожог - от горячей трубы парового отопления, о которую он ударился головой), рот полуоткрыт, волосы, развившиеся страшным нимбом вокруг головы». И далее: «В гробу он был уже не так страшен. Ожог замазали, подвели брови и губы».

Далее Кузнецов приводит свидетельства начинающего тогда доносчика, молодого стихотворца Павла Лукницкого: «Есенин мало был похож на себя. Лицо его при вскрытии исправили, как могли, но все же на лбу было большое красное пятно, в верхнем углу правого глаза - желвак, на переносице - ссадина, и левый глаз - плоский: он вытек» («Встречи с ». Т. 1. 1924-1925. Paris: Ymca-Press, 1991).

Фотоматериалы - доказательства версии убийства Сергея Есенина

Все фотографии - оригиналы хранятся в музее С.А. Есенина. Здесь же представлены фотографии посмертных масок поэта, хранящихся как в музеях, так и в частных коллекциях. Обращается внимание читателей на один из рисунков знаменитого русского художника В. Сварога, выполненного им в 5-м номере гостиницы, сразу после обнаружения тела С. Есенина.

Фотоматериалы указывают не только на то, что Сергей Есенин не совершал самоповешения, но также и на то, что он перед смертью оказывал сильное сопротивление палачам, наносившим ему смертельные раны.

Все фотографии сопровождаются вопросами, в связи с несоответствием изображений официальной версии, утверждающей самоубийство поэта.

Что означает для России признание официальной версии гибели Сергея Есенина

Эмигрант, историк и литератор Михаил Коряков в 1950 году безапелляционно заявил: «Оплевывать Есенина – значит оплевывать Россию и русский народ».Почему народ России обманули, почему заставили верить в самоубийство Сергея Есенина? Почему запретили его стихи? Чего так боялась советская власть и зарождающаяся коммунистическая система?

Позволить людям читать стихи Есенина - для коммунистической системы означало позволить людям верить в Бога, отчего потерять веру в компартию, и, в конце концов, для компартии это означало - потерять свою власть над народом. Поэтому молодой гений Сергей Есенин был оклеветан и представлялся народу как дебошир, скандалист, пьяница и бабник, к тому же – психически больной.

Но и этого оказалось мало для правящего коммунистического режима, надо было сделать великого русского поэта еще грешником – поэтому и совершилось это чудовищное преступление не только в отношении физического уничтожения поэта, но и уничтожение совести русского народа. Поверившие в эту ложь люди становились соучастниками этого преступления. По своей сути убийство Сергея Есенина – это преступление против человечности.

Позже поэзия Есенина была запрещена, за чтение стихов поэта людей привлекали по 58-й статье (статья в Уголовном кодексе РСФСР, вступившая в силу с 25 февраля 1927 для противодействия контрреволюционной деятельности). Кампания борьбы с «есенинщиной» продолжалась несколько десятилетий.

Возвращение чистого, достойного и гордого имени великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – это возвращение совести народа России.

С самого начала своей коммунистическая система всегда применяла одну и ту же бандитскую тактику: она начинала с того, что создавала в обществе негативные слухи о том, кого собиралась преследовать. Если человек был сломлен духовно, он не представлял больше угрозы коммунистической системе, но если человек оставался верен каким-то идеалам, его надлежало уничтожить, как и поступили с Сергеем Есениным, которого советская власть поставила «вне закона».

«Кем бы ни был человек, поставленный вне закона, он разом перечеркивается, какими бы ни были в прошлом его заслуги. Так что, о каких либо сомнениях в его виновности говорить не приходится: этот человек превращается не просто в изгоя, а в живой труп, чья смерть была только делом времени…», - сказал генерал-лейтенант юстиции А.Ф. Катусев.

«Черный человек» Сергея Есенина. Предчувствие гибели

За месяц до трагедии, в ноябре 1925 года, вышла поэма Сергея Есенина «Черный человек». В ней поэт рассказывает о надвигающейся беде. Ее ему предсказывает являющийся по ночам призрак в образе Черного человека.

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек, Черный, черный...«Слушай, слушай, - Бормочет он мне, - В книге много прекраснейших Мыслей и планов. Этот человек Проживал в стране Самых отвратительных Громил и шарлатанов». Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами...

И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою...

Причиной надвигающейся беды стало то, что Сергей Есенин отверг революцию и Советскую власть. Он остался верен Богу, а это как раз то, чего компартия не могла позволить никому, провозгласив атеизм. Призрак же, Черный человек – это и есть коммунистическая система Советской власти, которая убила поэта.

В России репрессии были развязаны Сталиным и его однопартийцами. Они приказали убить великого русского поэта, но были и непосредственные исполнители этого распоряжение – палачи. История назовет эти имена и призовет к ответу. Приняв революцию, сначала Есенин поддерживал ее, однако, быстро понял, что это такое, и уже в 1919 году в своей поэме «Кобыльи корабли» он написал:

Не просунет когтей лазурь Из пургового кашля-смрада; Облетает под ржанье бурь Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук? Это грабли зари по пущам. Веслами отрубленных рук Вы гребетесь в страну грядущего.

А в своем стихотворении «Возвращение на родину» Сергей Есенин открыто выражает свое отношение к коммунистическим идеологам:

Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир... Люблю мою семью... Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!» И вот, сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал», О Марксе, Энгельсе... Ни при какой погоде Я этих книг, конечно, не читал.

Обладая обостренным чувством справедливости, Сергей Есенин не мог соглашаться с уничтожением русской интеллигенции, в том числе его близких друзей - литераторов, художников, музыкантов, артистов. Он не был наивным и не мог поверить в необходимость ежедневных расстрелов людей. И, конечно, Есенин не мог спокойно отнестись к зверской расправе над всеми членами царской семьи и, к тому же, ни в чем не повинными юными дочерьми царя, с которыми дружил поэт в 1916 году. Сергей Есенин понял, куда ведут народ люди, захватившие власть силой. Поэтому ему часто приходилось скрываться.

Как контрреволюционер, Есенин неоднократно сидел на Лубянке. О первом заключении в эту тюрьму в 1920 году он писал другу Иванову-Разумнику: «Пришлось вместо Петербурга очутиться в тюрьме ВЧК. Это меня как-то огорошило, оскорбило, и мне долго пришлось выветриваться». (Есенин С. А. Письмо Иванову-Разумнику, 4 декабря 1920 г. Москва). На Есенина было заведено 13 уголовных дел, поэт постоянно находился под наблюдением и слежкой, которае усилилась после выхода в свет его поэмы «Страна негодяев».

Поэма Сергея Есенина «Страна негодяев» стала настоящим вызовом большевистской власти, в которой словами Номаха поэт говорит:

Банды! Банды! По всей стране. Куда не вглядись, куда не пойди ты - Видишь, как в пространстве, На конях И без коней, Скачут и идут закостенелые бандиты. Это все такие же Разуверившиеся, как я... ...............................

29.09.2015

Сергей Есенин погиб совсем молодым, в расцвете славы. Его узнавали на улицах, его стихами зачитывалась и молодежь, и старшее поколение. На выступления, где он декламировал свои произведения, собирались толпы народа. Талант его обрел полную силу. Поэту исполнилось 30 лет - казалось бы, жизнь заиграла перед ним самыми яркими красками, все двери открыты. И вдруг страну облетает страшная новость - Есенин обнаружен повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Как?! Почему?! Ничего не предвещало страшной развязки…

Сразу пошли толки, однако первая версия следствия была безапелляционной - Есенин самостоятельно свел счеты с жизнью, никто ему в этом не «помогал». Специальная комиссия пришла к этому выводу после проведения экспертизы. Было установлено следующее. Есенина нашли висящим на трубе отопления, причем с момента смерти прошло уже довольно много времени. На лбу его присутствовала отчетливая вмятина, на одной руке - три неглубоких пореза. Следствие пришло к выводам, что вмятина образовалась от длительного соприкосновения с горячей батареей.

Агонизируя, Есенин с силой прижался к ней лбом. Ранки на руке не могли быть смертельными. Поэт нанес их себе сам, поскольку хотел собственной кровью начертать стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Это, по сути, была его предсмертная записка. Почему ран несколько? Кровотечение было слабым и быстро останавливалось, поэтому Есенин делал новые надрезы, торопясь дописать стих. Следователи провели анализ, изучили место происшествия и вынесли вердикт - Сергей Есенин совершил самоубийство.

Поэта похоронили, дело было надолго закрыто. Однако, в 70-80-е годы прошлого века появилась новая версия. Крестьянского поэта убили сотрудники ОГПУ, выполняя поручение «сверху». Особый вклад в распространение этой версии внес следователь московского уголовного розыска Э. А. Хлысталов. Полковник Хлысталов был уверен - это убийство. В доказательство он говорил, что вмятина на лбу образована от удара каким-то тупым предметом, порезы на руках и синяки на теле - следствие борьбы.

Кроме того, последние годы жизни Есенина были омрачены начавшимися конфликтами с советской властью. Любивший выпить и частенько буянивший молодой поэт начинал мешать властям, его «неустойчивый моральный облик» не вязался с представлениями о пролетарском писателе. Слухи об убийстве и инсценировке самоубийства были столь упорными, что в 1992 году начала работу новая комиссия в составе судебных экспертов В. Плаксина, В. Крюкова, С. Абрамова, С. Никитина.

Тщательное и серьезное расследование позволило подтвердить выводы в пользу самоубийства. Было доказано, что тупым предметом нанести травму, подобную той, что на лбу Есенина, невозможно. Возражения о том, что самостоятельно повеситься на вертикальной трубе нельзя, не получили подтверждения. Следственная группа провела ряд экспериментов, которые показали, что Есенин смог сам закрепить узел и дотянуться до батареи с помощью стола, на который он встал.

Почему же случилась эта трагедия, которой никто не ждал? После изучения стихов и писем Есенина, а также воспоминаний очевидцев стало ясно - несколько последних лет перед совершением отчаянного поступка поэт находился в глубокой депрессии. Перед самым самоубийством он как раз закончил курс реабилитации в психиатрической лечебнице. В тот роковой день он выпил шампанского с друзьями.

Известно, что алкоголь - даже малая доза - для человека столь ранимого может сыграть роковую роль, усугубив и без того тяжелое депрессивное состояние. В стихах последних лет Есенин часто говорит о смерти. Отношения с властями у него действительно испортились, однако нет никаких свидетельств и документов, которые раскрывали бы желание «верхов» расправиться с поэтом. Гораздо выгоднее было использовать его талант «на службе» советской власти.

Возможно, большое количество внутренних противоречий вкупе с алкоголем и стало причиной рокового шага. И не забудем еще один момент. Есенин был человеком очень одиноким. Он так и не нашел личного счастья, не встретил свою любовь - ту, что навсегда. Вот и ходил за ним по пятам «черный человек» - живущий внутри души дьявол, коварно подталкивая поэта к страшному шагу. Однажды поэт не выдержал и шагнул - прямо в пропасть, откуда уже нет выхода…

Тайна смерти Есенина [ВИДЕО]

28 декабря 1925 года в 5-м номере гостиницы "Интернационал" (бывш. "Англетер") было обнаружено висящее в петле веревки, привязанной к трубе парового отопления, тело Сергея Александровича Есенина. Официальная версия гласила, что поэт покончил жизнь самоубийством. Но чем больше проходит времени со дня смерти Есенина, тем страшнее, запутаннее, загадочнее становятся обстоятельства его гибели.

В средствах массовой информации появляются новые и новые версии о причине смерти поэта. Все они сводятся в основном к тому, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а был убит.

ОСНОВАНИЕМ для версий служат главным образом воспоминания современников, осмысление политической обстановки в стране, изучение последних дней и часов жизни поэта. Огромное значение придается анализу документов - акта осмотра места происшествия, акта судебно-медицинского исследования тела, изучению посмертных фотографий и масок поэта. Авторы предлагаемых версий - поэты, журналисты, философы, педагоги, бывшие следственные работники. Но среди них нет профессионалов - криминалистов, судебных медиков, работников прокуратуры. "Как часто у нас бывает, труд по восстановлению истины взяли на себя энтузиасты, подвижники", - с гордостью замечает кандидат педагогических наук А. Меликсетян. Признавая безусловное право на журналистское, поэтическое и прочие расследования, считаю, что необходимы исследования и анализ всех документов и материалов, связанных с гибелью С. А. Есенина, а также оценка "версий" только с профессиональной точки зрения. Необходимо подчеркнуть, что цель этой статьи - не выяснение возможных причин "убийства" или "самоубийства" поэта, а установление причины смерти.

Вернемся к событиям, непосредственно предшествующим гибели Есенина. Для этого воспользуемся книгой известного есениноведа Ю. Прокушева. Автор пишет: "7 декабря Есенин отправил из Москвы ленинградскому поэту В. Эрлиху телеграмму: "Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить в Ленинград. Телеграфируй. Есенин". 21 декабря Есенин покидает московскую клинику. 24 декабря он в Ленинграде. Эрлих пока не успел найти для него и одной комнаты. Есенин решил поселиться в гостинице "Англетер". Ю. Прокушев продолжает: "25, 26, 27 декабря Есенин встречался со своими ленинградскими знакомыми и друзьями... На второй день после приезда пили чай, Есенин снова читал стихи, в том числе и "Черного человека". Говорил:

Снимем квартиру вместе с Жоржем (Г. А. Устиновым. - А. М.). Тетя Лиза (Е. А. Устинова) будет хозяйка. Возьмем у Ионова журнал. Работать буду. Ты знаешь, мы только праздники побездельничаем, а там - за работу", - вспоминал В. Эрлих. Казалось, ничто не предвещало беды.

И вдруг... Перед нами подлинник акта осмотра места происшествия, составленного 28 декабря 1925 года участковым надзирателем 2-го отделения ЛГМ М. Горбовым (здесь и далее стиль и пунктуация оригиналов сохранены): "...Обнаружен висящим на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде, шея была затянута не мертвой петлей, а только правой стороной шеи, лицо обращено к трубе, и кисть правой руки захватили за трубу, труп висел под самым потолком и ноги были около 11/2 метров, около места, где обнаружен повесившийся, лежала опрокинутая тумба и канделябр, стоящий на ней, лежал на полу. По снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке выше локтя с ладонной стороны порез, на левой руке на кисти царапины... По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель".

Безусловно, с криминалистической точки зрения документ составлен на крайне низком профессиональном уровне: не описаны обстановка в номере, трупные изменения и пр.

Поэт В. Рождественский записал в этот день: "Пустой коридор одной из "гостиниц для приезжих". Дверь настежь. За круглым столом посередине милиция составляет протокол, а тут же на полу, прямо против дверей, лежит, вытянув ноги и запрокинув лицо, Сережа Есенин. Уже тускнеющие, но все еще золотые волосы разметались по грязному полу среди сора и растоптанных окурков..." Следовательно, после снятия из петли тело первоначально положили на пол, а не на диван, как утверждает ряд авторов. Эта деталь сыграет определенную роль при анализе версий адептов убийства поэта.

Один из сторонников версии убийства поэта поднимает вопрос о необходимости проведения следственного эксперимента. Что же его смущает? "...Рост Сергея Есенина примерно 168 см, значит, подняв руку, он не мог превысить двух метров. Предположим, что поэт встал на тумбу, максимальная высота которой 1,5 метра. Для того чтобы затянуть петлю на трубе парового отопления "под самым потолком", Есенину нужно было совершить с места прыжок на 1,5 метра в высоту и мгновенно обернуть ремень от чемодана вокруг трубы так, чтобы не сорваться. Возможно ли это? Думаю, нет", - рассуждает автор. "Мог ли он, будучи среднего роста, дотянуться до трубы, к которой якобы была привязана веревка?" - сомневается в свою очередь бывший следователь Хлысталов. Это многозначительное "якобы" ставит без всяких оснований под сомнение акт осмотра места происшествия: "...Обнаружен висящим на трубе центрального отопления..." Но специалисты хорошо знают, что между длиной тела и длиной отдельных костей имеются определенные соотношения. Так, длина руки при росте 168 см составляет 60-70 см. На какой же высоте Есенин мог привязать петлю? В акте отмечено: "...ноги были около 11/2 метров". С учетом длины тела и длины руки петля могла быть привязана на высоте около 4 метров, что не противоречит записи в акте: "...под самым потолком". Исследователи-любители считают, что нельзя повеситься на вертикально расположенной трубе, так как под тяжестью тела веревка обязательно должна соскальзывать. Так ли это? Группе экспертов Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы была представлена фотография номера гостиницы, на обратной стороне которой имеется надпись: "18 мая 1966 г. 5-й номер гост. "Ленинградская", ранее "Англетер", где жил и умер Есенин". При проведении эксперимента в процессе исследования присутствовал и обеспечивал видеосъемку прокурор-криминалист Генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьев. Путем математических расчетов и экспериментов было установлено: "1. Высота потолка номера 5 гостиницы "Ленинградская" (ранее "Англетер") на представленной фотографии составляет не более 352 см. 2. Человек ростом 168 см при наличии подставки высотой 150 см может прочно закрепить витую (пеньковую, хлопчатобумажную, шелковую веревку) диаметром около 3,7 см на высоте 358 см. 3. С учетом условий, указанных выше, на веревке (при сохранении фиксации узла крепления) может быть подвешено тело весом более 100 кг". Таким образом, рассуждения о невозможности крепления веревки "под самым потолком" и ее соскальзывании беспочвенны. Также не было никакой необходимости "совершать прыжки".

Тело Есенина было обнаружено висящим в петле. В практике судебно-следственных органов чаще всего встречается асфиксия (удушье), вызванная механическими причинами, - при повешении, сдавлении шеи петлей, руками, при закрытии отверстий рта и носа и т. д. При повешении смерть наступает вследствие сдавления шеи петлей, которая затягивается тяжестью тела. Ни в коем случае нельзя путать повешение с удавлением. При наружном исследовании погибшего характерным и достоверным признаком является вдавление на шее - странгуляционная борозда. Борозда является негативным отпечатком материала петли, отображая ее характерные особенности: ширину, наличие узлов, строение ткани петли и т. д., - и выражена тем лучше, чем дольше труп находился в петле. При повешении странгуляционная борозда всегда направлена косо вверх. Это вызвано тем, что одна часть петли (свободный конец) укрепляется за какой-либо предмет, в данном случае за трубу, другой, собственно петля, тяжестью тела увлекается вниз. При этом наибольшая вдавленность борозды образуется на противоположной узлу стороне петли.

Это небольшое отступление необходимо для лучшего понимания версий адептов убийства.

Э. Хлысталов в книжке с категорическим, безапелляционным названием "Тайна убийства Сергея Есенина" недоумевает: "На первой фотокарточке мертвый поэт лежит на диване... и сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения не видел. Не было высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение". Ну зачем же передергивать, господин бывший следователь? И на фотографиях, и в акте судебно-медицинского исследования трупа отмечен кончик языка, зажатый между зубами, - "высунутый изо рта язык", пользуясь терминологией бывшего следователя. Зажатый между зубами кончик языка, по мнению многих профессоров - судебных медиков, является одним из признаков смерти от асфиксии при сдавлении шеи петлей. Кстати, о хлысталовских фотографиях: врач-философ Е. Черносвитов в интересной статье "Еще раз о смерти Есенина" замечает: "Но я не мог поверить также в то, что следователю Хлысталову "лет десять назад... в следственное управление неизвестное лицо прислало конверт с двумя фотографиями. На них изображен Есенин". Читаем дальше: "Потом, при личной нашей встрече, Эдуард Александрович (Хлысталов) признался, что "все это нужно было, чтобы интереснее подать жестокий материал". Это напоминает спекуляцию на трагической смерти поэта.

Очевидно, почувствовав всю шаткость своей версии об убийстве, Хлысталов ищет новые доводы и договаривается до отрицания наличия странгуляционной борозды на шее поэта: "Почему у покойного поэта не видно странгуляционной борозды? Она на шее повешенного или повесившегося не исчезает, имеет ярко выраженный фиолетовый цвет". Однако следователю, даже бывшему, не мешало бы прежде всего заглянуть в акт судебно-медицинского исследования трупа, на который, кстати, в дальнейшем он неоднократно ссылается.

Продолжение следует

Изучая документы...

ИССЛЕДОВАНИЕ тела С. А. Есенина было произведено 29 декабря 1925 года в покойницкой Обуховской больницы опытным судебно-медицинским экспертом, выпускником С.-Петербургской военно-медицинской академии А. Г. Гиляровским. Акт вскрытия выполнен от руки, левый нижний угол его оторван, разорванные обрывки хранятся в приложенном конверте. В акте вскрытия записано: "На шее над гортанью красная борозда, другая тянется слева вверх, теряющаяся около ушной раковины спереди". Таким образом, судя по описанию, на шее поэта имелась косо восходящая снизу вверх, справа налево одиночная незамкнутая странгуляционная борозда. Подобная борозда, как отмечалось, характерна для затягивания петли тяжестью тела, т. е. для повешения. Сторонники убийства поэта считают, что, если нет мертвой петли вокруг шеи, человек не может умереть. Тем более что хрящи гортани у Есенина были целы. Петли бывают закрытыми (замкнутыми) и открытыми (незамкнутыми), повеситься, как показывает судебно-медицинская практика, можно на любой из них. Далеко не в каждом случае повешения встречаются повреждения хрящей гортани, тем более если петля на шее располагалась "над гортанью". Также несостоятельно с судебно-медицинской и криминалистической точек зрения утверждение профессора Ф. Морохова, что повеситься "на ремнях крайне трудно, если совсем невозможно". Но непонятно, почему те, кто пытается раскрыть тайну смерти С. А. Есенина, упорно говорят о "ремне". Ведь в акте осмотра места происшествия записано: "При снятии трупа с веревки...", в акте исследования трупа - "борозда шириной с гусиное перо". Так что же - веревка, как записано в документах, или ремень?

Группа крупных ученых - судебных медиков в составе профессора В. Н. Крюкова, доцента В. О. Плаксина, экспертов С. А. Никитина и С. С. Абрамова, изучив ряд посмертных фотографий, пришла к заключению: "Странгуляционная, восходящая кзади незамкнутая борозда в верхней трети шеи, которая образовалась при повешении, от сдавления шеи петлей из витой веревки, возможно, связанной с ремнем, широкой тесьмой и т. п.". Все-таки веревка!

С. Куняев в своем страстном, честном, пронизанном болью за судьбу поэта исследовании приводит свидетельство Г. Устинова: "Труп держался одной рукой за трубу отопления. Есенин не сделал петли, он замотал себе шею веревкой так же, как заматывал ее шарфом. Он мог выпрыгнуть в любую минуту". Но может ли человек "выпрыгнуть из петли"? Возможно ли самоспасение, когда на шее затягивается петля? Два профессора судебной медицины - Миновичи в Румынии и Флейхман в Германии - проводили на себе, как это часто бывает в медицине, опаснейшие эксперименты. Профессора вызывали у себя явления асфиксии, сдавливая шею мягкой веревкой, перекинутой через блок. Врачи-ассистенты через заранее оговоренное время извлекали их из петли. Ощущения исследователей почти полностью совпали. Оба ученых подчеркивали, что сразу же появилось желание сбросить петлю. Они сознавали, что следует прекратить рискованный опыт, но "не могли пошевелить даже пальцем". Проведенные исследования по существу исключают возможность самоспасения в петле, а тем более возможность "выпрыгнуть" из нее.