Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т.п. В таблице 4 приводится структура расходов государственного бюджета по отдельным направлениям в разных странах.
Таблица 1 - Структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 2008 году, %
Государственное управление |
Образование |
Здравоохранение |
Социальное обеспечение |
Культура |
Сельское хозяйство |
||
Белоруссия |
|||||||
Германия |
|||||||
Исходя из приведенных данных видно, насколько сильно могут варьироваться суммы, которые то или иное государство готово расходовать на различные сферы жизнедеятельности.
Важной группировкой расходов бюджетов является функциональная классификация, которая отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций.
До 2005 г. в соответствии с функциональной классификацией, все расходы федерального бюджета РФ включали расходы на :
- 1)государственное управление и местное самоуправление;
- 2)судебную власть;
- 3)международную деятельность;
- 4)национальную оборону;
- 5)правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
- 6)фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- 7)промышленность, энергетику и строительство;
- 8)сельское хозяйство и рыболовство;
- 9)охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
- 10)транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;
- 11)развитие рыночной инфраструктуры;
- 12)предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- 13)образование;
- 14)культуру, искусство и кинематографию;
- 15)средства массовой информации;
- 16)здравоохранение и физическую культуру;
- 17)социальную политику;
- 18)обслуживание государственного и муниципального долга;
- 19)пополнение государственных запасов и резервов;
- 20)финансовую помощь бюджетам других уровней;
- 21)утилизацию и ликвидацию вооружения, включая выполнение международных договоров;
- 22)мобилизационную подготовку экономики;
- 23)исследование и использование космического пространства;
- 24)военную реформу;
- 25)дорожное хозяйство;
- 26)прочие расходы;
- 27)целевые бюджетные фонды.
О соотношении различных видов расходов по направлениям функциональной классификации свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2 - Структура расходов федерального бюджета в 1999-2004 гг.,
Госуправление и местное самоуправление |
||||||
Судебная власть |
||||||
Международная деятельность |
||||||
Национальная оборона |
||||||
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
||||||
Фундаментальные исследования и содействие НТП |
||||||
Промышленность, энергетика и строительство |
||||||
Сельское хозяйство и рыболовство |
||||||
Охрана окружающей среды и природных ресурсов |
||||||
Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика |
||||||
Развитие рыночной инфраструктуры |
||||||
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
||||||
Образование |
||||||
Культура, искусство, кинематография |
||||||
Средства массовой информации |
||||||
Здравоохранение и физкультура |
||||||
Социальная политика |
||||||
Обслуживание госдолга |
||||||
Пополнение госзапасов и резервов |
||||||
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
||||||
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров |
||||||
Мобилизационная подготовка экономики |
||||||
Исследование и использование космического пространства |
||||||
Военная реформа |
||||||
Прочие расходы |
||||||
Целевые бюджетные фонды |
||||||
Дорожное хозяйство |
||||||
Итого расходов |
Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает только 11. Это следующие разделы :
- 1. Общегосударственные вопросы.
- 2. Национальная оборона.
- 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
- 4. Национальная экономика.
- 5. Жилищно-коммунальное хозяйство.
- 6. Охрана окружающей среды.
- 7. Образование.
- 8. Культура, кинематография и средства массовой информации.
- 9. Здравоохранение и спорт.
- 10. Социальная политика.
- 11. Межбюджетные трансферты.
По разделу «Общегосударственные вопросы» отражаются расходы на функционирование главы государства - Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.
По разделу «Национальная оборона» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области.
Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
По разделу «Национальная экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий, регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора .
В этом разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение деятельности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию государственной политики в области занятости населения. Учитываются также расходы на поддержку отдельных отраслей - топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и информатики (субсидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).
Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования. Здесь отражаются расходы на строительство и реконструкцию жилых домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для содействия расширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопросами коммунального развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное освещение, объекты санитарной уборки, зеленые насаждения и т.п.).
По разделу «Охрана окружающей среды» отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха.
Раздел «Образование» отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях, специальных профессионально-технических училищах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; расходы на высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.
По разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» отражаются расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вешания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
По данному разделу осуществляется выделение и финансирование особо значимых для государства культурных объектов, таких как, например, Российская государственная библиотека; Государственный Эрмитаж; Государственный русский музей; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Политехнический музей; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник; Государственный академический Большой театр России; Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.
Расходы на «Здравоохранение и спорт» предусматривают расходы государства на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, включая предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования, реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом, текущее содержание учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.
По данному разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области спорта, предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой, управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях, а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных участников соревнований.
По разделу «Социальная политика» отражаются расходы на пенсионное обеспечение, связанное с выплатой пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, функционированием учреждений и организаций социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.), предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
В данном разделе отражаются также расходы, связанные с социальным страхованием населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной защиты в виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам, имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
По разделу «Межбюджетные трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, связанные с формированием в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для выплаты пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая детей.
Федеральные бюджеты на 2007 и 2008 гг. составлены уже в соответствии с новыми разделами функциональной классификации расходов бюджетов (таблица 3).
Анализ соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для определения намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год.
Таблица 3 - Распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета РФ на 2007-2008 гг., %
Наименование |
||
Общегосударственные вопросы |
||
Национальная оборона |
||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
||
Национальная экономика |
||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
||
Охрана окружающей среды |
||
Образование |
||
Культура, кинематография и средства массовой информации |
||
Здравоохранение и спорт |
||
Социальная политика |
||
Межбюджетные трансферты |
Так, из таблицы 3 видно, что основная часть расходов федерального бюджета направляется сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2008 г. составили 43,5% расходов федерального бюджета РФ.
Самая большая статья расходов федерального бюджета -- межбюджетные трансферты. В 2008 г. они составили в абсолютном выражении почти 1500 млрд. руб. Во многом это связано с тем, что в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в федеральном бюджете, которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.
Расходы на оборону -- это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2008 г. эти расходы составили почти 670 млрд. руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими -- поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.
Третье место занимают расходы на общегосударственные вопросы -- около 650 млрд рублей в 2008 г. Значительное количество расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят расходы на обслуживание государственного долга -- примерно "/3 от общих расходов по этому разделу.
Хочется отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального бюджета. Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2003 г. составляли 20,1% расходов федерального бюджета РФ. В 2004 г. они составляли 14,6%. В 2007 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.
Правда к 2009 г. Россия, в основном, погасила внешний государственный долг и это имеет положительные последствия в целом для бюджета. Средства, которые высвободились по данному разделу можно использовать на другие направления и это особенно важно при текущем глобальном финансовом кризисе. Однако, внутренние долги и довольно значительные еще остались.
Если говорить о динамике внутреннего долга, то за последние годы его величина существенно выросла. Так, если в 2000 г. он составлял 190,0 млрд руб., в 2001 г. -- 372,6 млрд руб., то в 2002 г. он вырос до 561,3 млрд руб. К 2003 г. общий размер государственного внутреннего долга составил уже 604,9 млрд руб. На 1 января 2005 г. внутренний долг РФ составил 792,5 млрд руб. В последующие годы внутренний долг продолжал расти. В 2006 г. он состав...
Важной группировкой расходов бюджетов является функциональная классификация, которая отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций.
До 2005 г. в соответствии с функциональной классификацией, все расходы федерального бюджета РФ включали расходы на:
1) государственное управление и местное самоуправление;
2) судебную власть;
3) международную деятельность;
4) национальную оборону;
5) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
7) промышленность, энергетику и строительство;
8) сельское хозяйство и рыболовство;
9) охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
10) транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;
11) развитие рыночной инфраструктуры;
12) предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
13) образование;
14) культуру, искусство и кинематографию;
15) средства массовой информации;
16) здравоохранение и физическую культуру;
17) социальную политику;
18) обслуживание государственного и муниципального долга;
19) пополнение государственных запасов и резервов;
20) финансовую помощь бюджетам других уровней;
21) утилизацию и ликвидацию вооружения, включая выполнение международных договоров;
22) мобилизационную подготовку экономики;
23) исследование и использование космического пространства;
24) военную реформу;
25) дорожное хозяйство;
26) прочие расходы;
27) целевые бюджетные фонды.
О соотношении различных видов расходов по направлениям
функциональной классификации свидетельствуют данные табл. 2. Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает только 11. Это следующие разделы;
Таблица 2 Структура расходов федерального бюджета в 1998-2004 гг., %
№ п/п | Расходы | 1 9 9 8 г. | 2000 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
1. | Госуправление и местное самоуправление | 2,4 | 3,0 | 2,9 | 2,8 | 2,9 |
2. | Судебная власть | 0,9 | 1,0 | 1,0 2,2 | 1,1 | 1,2 |
3. | Международная деятельность | 2,9 | 6,6 | 1,9 | 1,7 | |
4. | Национальная оборона | 16,4 | 16,5 | 14,6 | 14,7 | 15,4 |
5. | Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 8,3 | 9,3 | 8,9 | 10,4 | 11,6 |
6. | Фундаментальные исследования и содействие Н Т П | 2,2 | 1,9 | 1,5 | 1,7 | 1,7 |
7. | Промышленность, энергетика и строительство | 5,5 | 2,3 | 3,0 | 2,7 | 2,5 |
8. | Сельское хозяйство и рыболовство | 2,4 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | 1,1 |
9. | Охрана окружающей среды и природных ресурсов | 0,6 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
10. | Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика | 0,3 | 0,2 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
11. | Развитие рыночной инфраструктуры | 0,02 | - | 0,001 | 0,001 | - |
12. | Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 1,8 | 1,1 | 0,4 | 0,9 | 0,9 |
13. | Образование | 3,4 | 3,8 | 4,1 | 4,2 | 4,4 |
14. | Культура, искусство, кинематография | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
15. | Средства массовой информации | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
16. | Здравоохранение и физкультура | 1,9 | 1,9 | 1,6 | 1,7 | 1,8 |
17. | Социальная политика | 7,0 | 7,4 | 22,0 | 24,1 | 6,2 |
18. | Обслуживание госдолга | 24,8 | 25,7 | 14,6 | 11,8 | 10,8 |
19. | Пополнение госзапасов и резервов | 1,3 | 0,02 | 0,03 | 0,9 | 0,8 |
20. | Финансовая помощь бюджетам других уровней | 10,4 | 8,07 | 13,6 | 12,7 | 30,6 |
21. | Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров | 0,4 | 0,2 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
22. | Мобилизационная подготовка экономики | 0,2 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,1 |
1. Общегосударственные вопросы.
2. Национальная оборона.
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
4. Национальная экономика.
5. Жилищно-коммунальное хозяйство.
6. Охрана окружающей среды.
7. Образование.
S. Культура, кинематофафия и средств;! массовой информации.
9. Здравоохранение и спорт.
10.Социальная политика.
11. Межбюджетные трансферты.
По разделу «Общегосударственные вопросы» отражаются расходы на функционирование главы государства - Президента РФ, нысщего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления. Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.
По разделу «Национальная оборона» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ в
сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области.
Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
По разделу «Национальная экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, втом числе: промышленности и энергетики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий, регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора.
В этом разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение деятельности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию государственной политики в области занятости населения. Учитываются также расходы на поддержку отдельных отраслей - топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и информатики (субсидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).
Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуще-
ствляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования. Здесь отражаются расходы на строительство и реконструкцию жилых домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для содействия расширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопросами коммунального развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное освещение, объекты санитарной уборки, зеленые насаждения и т.п.).
По разделу «Охрана окружающей среды» отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха.
Раздел «Образование» отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное обшее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях, специальных профессионально-технических училищах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; расходы на высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.
По разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» отражаются расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писате-192
лей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
По данному разделу осуществляется выделение и финансирование особо значимых для государства культурных объектов, таких как, например, Российская государственная библиотека; Государственный Эрмитаж; Государственный русский музей; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Политехнический музей; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник; Государственный академический Большой театр России; Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.
Расходы на «Здравоохранение и спорт» предусматривают расходы государства на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, включая предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования, реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом, текущее содержание учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.
По данному разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области спорта, предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой, управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях, а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных участников соревнований.
По разделу «Социальная политика» отражаются расходы на пенсионное обеспечение, связанное с выплатой пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, функциони-
7 - 4222 Мысляеиа
рованием учреждении и организаций социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.), предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
В данном разделе отражаются также расходы, связанные с социальным страхованием населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной зашиты в виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам, имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
По разделу «Межбюджетные трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, связанные с формированием в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для выплаты пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая детей.
Федеральные бюджеты на 2005 и 2006 гг. составлены уже в соответствии с новыми разделами функциональной классификации расходов бюджетов (табл. 3).
Анализ соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для определения намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год. Так, из
Таблица 3
Распределение расходов федерального бюджета по разделам
функциональной классификации расходов бюджета РФ
на 2005-2006 гг., %"
Наименование | 2005 г. | 2006 г. |
Всего | 100,0 | 100,0 |
Общегосударственные вопросы | 16,0 | 15,2 |
Национальная оборона | 17,3 | 15,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 13,2 | 12,7 |
Национальная экономика | 7,7 | 7,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,25 | 0,7 |
Охрана окружающей среды | 0,15 | 0,1 |
Образование | 5,1 | 4,8 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 1,2 | 1,2 |
Здравоохранение и спорт | 2,7 | 3,4 |
Социальная политика | 5,6 | 4,9 |
Межбюджетные трансферты | 30,8 | 33,5 |
1 Рассчитано по Федеральным законам о федеральном бюджете на 2005 и 2006 гг.
табл. 2 видно, что основная часть расходов федерального бюджета направляется сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2006 г. составят 43,5% расходов федерального бюджета РФ.
Самая большая статья расходов федерального бюджета - межбюджетные трансферты. В 2006 г. они составят в абсолютном выражении почти 1500 млрд руб. Во многом это связано с тем, что в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в федеральном бюджете, которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.
Расходы на оборону - это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2006 г. эти расходы составят почти 670 млрд руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими - поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.
Третье место занимают расходы на общегосударственные вопросы - около 650 млрд рублей в 2006 г. Значительное количество
расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят расходы на обслуживание государственного долга - примерно "/, от общих расходов по этому разделу.
Хочется отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального бюджета (табл. 2). Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2001 г. составляли 20,1 % расходов федерального бюджета РФ. В 2002 г. они составляли 14,6%. В 2005 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.
Стабильными, но относительно невысокими являются расходы государства по поддержанию отдельных отраслей народного хозяйства - промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др. В 2006 г. эти расходы составят всего 340 млрд руб.
Расходы на образование также невелики. На протяжении последних лет они составляют не более 4-5% расходов федерального бюджета. Расходы на здравоохранение существенно ниже - не более 2-3%.
Невелика также доля расходов на фундаментальные исследования - всего 1 , 5 % расходов федерального бюджета. Это очень маленькая цифра, причем она постоянно падает. Так, если в 1 9 9 1 г. расходы государства на фундаментальные исследования составляли 1,03% ВВП, что составляло 3,87% расходов федерального бюджета, то в 1993 г. уже - 0,69% ВВП. В 2001 г. доля расходов на науку в ВВП составляла всего 0,2%, что во много раз ниже критического уровня, оцениваемого в 3% ВВП. Считается, что при уровне расходов государства на науку в размере менее 3% ВВП, происходит разрушение научно-технического потенциала. Такие расходы на науку фактически не позволяют осуществлять глубокие фундаментальные исследования, которые бы смогли в самое ближайшее время вывести страну на передовые рубежи научно-технического прогресса.
Правда, следует отметить, что в 2002 г. существенно возросли расходы по статье «Социальная политика». Если в 2001 г. расходы по этой статье составляли всего 9% расходов федерального
бюджета, то в 2002 г. - 22% (см. табл. 1). В настоящее время доля расходов на социальную политику составляет около 5%. Достаточно высокая доля расходов на социальную политику связана с тем, что по этому разделу учитываются расходы государственных социальных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и т.п.
Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств - это очень важная и ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.
Основными задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются:
1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;
2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
3) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;
4) уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;
5) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
6) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга;
7) повышение эффективности использования бюджетных
средств на национальную оборону на основе постепенного про
ведения военной реформы;
8) усиление контроля за использованием бюджетных средств.
Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы. Построение системы государственных расходов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством и закрепленных в нормативных актах. К числу важнейших из них относятся:
Целевое направление средств (к примеру, ст.70 БК РФ);
Соблюдение режима экономии (ст.ст. 71-73 БК РФ).1
Расходование государством аккумулированных средств осуществляется в разных формах:
1. бюджетное финансирование , применяемое для обеспечения общегосударственных расходов, как, например, оборонная индустрия, правоохранительная деятельность, управление, здравоохранение, наука, искусство, образование и т. п.
2. самофинансирование . Согласно п. 4 ст. 41 БК РФ доходы бюджетных учреждений полученные в результате предпринимательской деятельности остаются в пользовании бюджетного учреждения, но при этом, одновременно учитываются в качестве доходов соответствующего бюджета. Данная форма используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет собственных ресурсов;
3. кредитование, используется при предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов (займов) иностранным государствам, а также иностранным и российским юридическим лицам (бюджетный и налоговый кредиты) по которым у заемщика возникают финансовые обязательства перед РФ (субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием), как кредитором.
Любое государство осуществляет расходы по трем основным направлениям - государственное управление, социальная сфера и поддержка экономической сферы.
В России соответственно в первую группу расходов входят расходы на:
· деятельность финансовых и налоговых органов;
· национальную оборону;
· проведение выборов, референдумов;
· средства массовой информации;
· социальную защиту работников госаппарата и специальных подразделений (это наиболее стабильная группа расходов, имеющая тенденцию к росту).
Вторую группу составляют расходы на народное образование, подготовку профессиональных кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальные программы.
В третью группу включаются расходы на:
· государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной инфраструктуры (жилищная, социальная сфера);
· внешнеэкономическую деятельность;
· обслуживание государственного долга;
· прочие расходы экономического характера.
Предоставление бюджетных кредитов как формы финансовой помощи, предусмотренное статьей 133 БК РФ из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации не урегулировано бюджетным законодательством. В то же время, ст. 137 БК РФ посвящена предоставлению бюджетных ссуд субъектам Российской Федерации только на финансирование кассовых разрывов.
Согласно ст. 6 БК РФ, под бюджетной ссудой понимаются “бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года”. Будучи составной частью механизма внутрибюджетных заимствований, данная форма обеспечения бюджетных поступлений базируется на перераспределении средств между бюджетами.
§ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Самостоятельными элементами бюджетной системы России являются бюджеты государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.
При этом, под государственным внебюджетным фондом понимаются только фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ).
От данных фондов необходимо отличать внебюджетные фонды, создаваемые и используемые для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего, капитального характера), на региональном и местном уровне. К примеру, согласно ст.2 федерального закона от 25 сентября 1997 года “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства .
Региональные и местные внебюджетные фонды зачастую используются в интересах отдельных политических сил, поскольку согласно принципу полноты бюджетов в бюджетах должны быть отражены все возможные доходы и расходы в полном объеме. Следовательно, создание обособленных фондов денежных средств финансирующих некоторые региональные и местные нужды не целесообразно.
Внебюджетные фонды создаются по решению Органов представительной или исполнительной власти на федеральном уровне, по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ - на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления на муниципальном уровне.
Внебюджетные фонды, указанные в Бюджетном кодексе имеют строго целевое назначение и управляются автономно. К ним относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости.1 Средства данных внебюджетных фондов не подлежат изъятию и расходуются в соответствии с целевым назначением, определяемым утвержденным представительным органом власти положением (уставе) о фонде.
Социальные внебюджетные фонды являются частью системы государственного социального страхования - особой сферы страховой деятельности, являющейся функцией государства. С помощью социального страхования государство осуществляет свою социальную политику. Так, Федеральный закон от 16 июля 1999 года “Об основах обязательного социального страхования”2, в ст.1 определяет обязательное социальное страхование, как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Государственное социальное страхование характеризуется рядом особенностей:
1. Отсутствует принцип добровольности. Страхование происходит автоматически (не определяется ни форма, ни сумма страхования - все это устанавливается государством).
2. Страховые взносы устанавливаются в определенном проценте от фонда заработной платы, и никакие дополнительные обстоятельства, например возраст страхуемого, состояние его здоровья, при этом не учитываются.
3. В рамках социального страхования покрываются только определенные риски, тесно связанные со способностью человека к труду, такие как болезнь, несчастный случай на производстве, инвалидность, безработица.
Выплаты из системы социального страхования имеют цель, в первую очередь, восстановления рабочей силы.
Правовое положение Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) таково, что он создан в целях государственного управления пенсионным обеспечением граждан. Его деятельность основана на Положении “О Пенсионном фонде Российской Федерации”, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.1
ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, согласно Федеральному закону от 15.12.2001г. “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”2
Традиционное: финансирование организаций непосредственного ведения.
Целевое:
Выделение средств на реализацию бюджетных программ и проведение культурных акций;
Поддержка деятелей культуры (государственные, губернаторские и т.п. стипендии, премии);
2-1 Фактические расходы на культуру, искусство и кинематографию из федерального бюджета в 1993-1998 гг. были ниже плановых.
Поддержка творческих проектов в области культуры и искусства
^резидентские, губернаторские и т.п. гранты) 25 .
9 7.5. Формы финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня.
За рубежом.
Субсидии вызова - вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий, и частично берет на себя ее финансирование, чтобы остальная часть возмещалась заинтересованными участниками.
Субсидии возмещения -программа, разрабатываемая нижестоящим органом, частично финансируется из бюджета вышестоящего уровня.
Встречные субсидии -централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии из местного бюджета или спонсорские средства.
В Российской Федерации.
Долевое финансирование - по отношению к тем проектам, которые соответствуют установленным приоритетам и обоснованы подробным финансовым расчетом.
Стартовое финансирование - по отношению к тем проектам, которые соответствуют установленным приоритетам, но имеют повышенный риск при реализации, либо не могут быть обоснованы подробными финансовыми расчетами, и последующее финансирование которых возможно по результатам проведенных этапов работ.
Опекунское финансирование - по отношению к тем проектам, которые носят инновационный характер и требуют специального сопровождения.
9.2. Финансирование организаций культуры. 9.2.1. Этапы изменения системы финансирования.
До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финансирования выделялись три типа организаций:
полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, телевидение) финансировались по смете в соответствии с бюджетным классификатором статей затрат;
25 С 1997 г. в соответствии с указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" выделяется 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Кроме того, предоставляются специальные фанты для "оддержки отдельных видов искусства. С 2003 г. учреждено семь фантов Президента РФ Для поддержки творческих проектов ведущих музыкальных коллективов и организаций, осуществляющих деятельность в области музыкального искусства. С 2005 г. учреждено ще сть фантов для поддержки творческих проектов ведущих профессиональных коллективов народного музыкального и хореофафического искусства. С 2006 г. учреждено ^Диннадцать грантов в области театрального искусства для поддержки наиболее извест- Ь| х, старейших драматических театров (6) и теафальных учебных заведений (5).
- самоокупаемые (цирки) - возмещали свои расходы и образовывали прибыль;
- дотируемые (все остальные организации культуры) - получали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами.
С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканальной системы финансирования. Организациям предоставлено право привлекать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и получения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюджетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полезностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюджетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования следующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансовых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.
Попытки совершенствования способов и механизмов финансирования бюджетных учреждений культуры путем внедрения "бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)". В концепции БОР заложен принцип финансирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государственного или муниципального социального заказа (задания), определяемого приоритетами соответствующей культурной политики.
БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента рационализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов.
9.2.2. Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России 26 . Каналы финансирования:
Прямое бюджетное финансирование;
Косвенное бюджетное финансирование;
Внебюджетные средства.
А) Прямое бюджетное финансирование:
- капитальные вложения (инвестиции) - средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;
- бюджетные (текущие) ассигнования - бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение
"" Игнатьева Е. Л. Финансирование учреждений культуры в современных экономических условиях // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 0. С. 8-15 (см. Приложение I).
ставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной ИМИ ъю В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат уста-^° 1 аются принципы определения величины бюджетных ассигнова- наВ, доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. НИ жетные средства используются исключительно через лицевые счета й жетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами
казначейства;
- целевое финансирование
- бюджетные средства, предоставлен-
1е на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по до-
оворам, заключенным с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного финансирования является финансирование по программам и проектам.
Б) Косвенное бюджетное финансирование.
Налоговые льготы.
Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне.
Права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот:
Освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая
поступает в региональные и местные бюджеты;
Освобождение от уплаты региональных и местных налогов.
Государственный курс на сокращение налоговых льгот.
Иные финансовые льготы:
Закрепление имущества на праве оперативного управления, в
отдельных случаях - передача в безвозмездное пользование или огра
ничения на ставки арендной платы;
Льготные тарифы на коммунальные услуги.
В) Внебюджетные средства:
Доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.;
Кредиты (см. п. 9.2.4.);
Благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п. (см. п. 9.3.)
Противоречивость норм действующего законодательства относительно доходов, получаемых от ведения деятельности. В ст.47 "Основ" юходы организаций культуры подразделялись на доходы от основных (.платных) видов культурной деятельности и доходы от предпринимательской деятельности. С 2004 года данная формулировка исключена. Для целей налогообложения в НК РФ все доходы, получаемые государ-енными и муниципальными учреждениями от ведения деятельности, Рактуются как доходы от предпринимательской деятельности. И, нако-
нец, в БК РФ указанные доходы рассматриваются как неналоговые д 0 . ходы соответствующих бюджетов.
9.2.3. Основные источники формирования доходов частных некоммерческих и коммерческих организаций культуры.
К основным источникам формирования доходов частных некоммерческих организаций относятся:
Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
Добровольные имущественные взносы и пожертвования;
Выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
Доходы, получаемые от собственности организаций;
Целевое финансирование из бюджетов разных уровней;
Другие, не запрещенные законом поступления.
Более узкий круг возможных источников финансирования коммерческих организаций культуры. Высокая доля доходов от ведения деятельности в общей сумме поступлений коммерческих организаций.
Источники финансирования культурных проектов не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры.
9.2.4. Кредиты: формы, область и перспективы использования.
По форме предоставления можно выделить:
Банковский кредит - выдача ссуды под определенный процент
на установленный срок;
Материальный кредит (лизинг) - предоставление в аренду дорогостоящего оборудования на долгосрочный или среднесрочный период;
Кредит поставщика - передача товаров (работ, услуг) до фактического перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров;
- "нецивилизованный кредит" - несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров и работ.
Преобладание на современном этапе "нецивилизованного кредита при практически полном отсутствии банковского и материального кредита.
Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) У кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 161 БК РФ).
Перспективность развития лизинга в сфере культуры.
расходами признаются обоснованные и документально подтвер-
енные затраты (в отдельных случаях- убытки), осуществленные Донесенные) организацией.
Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты.
Под документально подтвержденными расходами понимаются за-тоаты подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на расходы связанные с производством и реализацией, и внереализационные
В Российской Федерации для бюджетных учреждений предусмотрен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ они расходуют бюджетные средства исключительно на:
Оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
Трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Распределение расходов по соответствующим статьям и подстать-^осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Рос-ской Федерации и Указаниями о порядке ее применения, утвер- ж Лаемым и Министерством финансов РФ.
Современные технологии финансирования организаций
(пг> Р ИМенени е организациями культуры технологии фандрейзинга ■ Ривлечения финансовых средств).
Широкая и узкая трактовка фандрейзинга. Фандрейзииг в узком смысле слова- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Фандрейзинг в широком смысле слова- привлечение средств из всех возможных каналов и источников финансирования. Расширительная трактовка фандрейзинга обусловлена спецификой некоммерческих организаций культуры в нашей стране, интегрированных в государственный (муниципальный) сектор 2? .
Фандрейзинг как финансовое обеспечение социального партнерства при реализации культурных проектов.
Роль бизнес-планов в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в организации культуры.
9.3. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре. 9.3.1. Спонсорство.
Спонсорство - осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспро-странителем 2 .
Благотворительность.
Благотворительная деятельность - деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию
иной поддержки.
Основные признаки благотворительной деятельности:
Добровольность;
Бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается поддержка не только на безвозмездной, но и на льготной основе);
27 Игнатьева Е.
Фандрайзинг в России: Состояние и перспективы // АЛ-менеджер-
2002. №2. С. 7-11. В настоящее время существует две транскрипции слова "Гашк1га151П#
Автор придерживается европейского произношения "фандрейзинг", что и получило отра
жение на страницах настоящего учебного пособия. Использование транскрипции "фанд
райзинг" в данной статье отражает позицию редакции журнала "Агт-менеджер".
29 ФЗ РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях.
ст. 1,2.
Направленность на социально-приоритетные цели.
Использование труда добровольцев (волонтеров) как форма благотворительности в культуре.
Доброволец (волонтер) - лицо, работающее по собственной ини-тиве без соответствующего денежного вознаграждения, то есть безвозмездно.
Целесообразность разработки специальной программы для набора
(рекрутирования) и работы с добровольцами.
Меценатство как разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования.
Законодательные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меценатская деятельность", хотя на практике термин "меценатство" применяется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выделить "меценатство" как культурную категорию и закрепить в законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
9.1.4. Основные направления расходования средств на развитие культуры и искусства в России.
Традиционное: финансирование организаций непосредственного ведения.
Целевое:
выделение средств на реализацию бюджетных программ и проведение культурных акций;
поддержка деятелей культуры (государственные, губернаторские и т.п. стипендии, премии);
и Фактические расходы на культуру, искусство и кинематографию из федерального бюджета в 1993-1998 гг. были ниже плановых.
поддержка творческих проектов в области культуры и искусства (президентские, губернаторские и т.п. гранты) 25 .
9.1.5. Формы финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня.
За рубежом.
Субсидии вызова - вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий, и частично берет на себя ее финансирование, чтобы остальная часть возмещалась заинтересованными участниками.
Субсидии возмещения -программа, разрабатываемая нижестоящим органом, частично финансируется из бюджета вышестоящего уровня.
Встречные субсидии -централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии из местного бюджета или спонсорские средства.
В Российской Федерации.
Долевое финансирование - по отношению к тем проектам, которые соответствуют установленным приоритетам и обоснованы подробным финансовым расчетом.
Стартовое финансирование - по отношению к тем проектам, которые соответствуют установленным приоритетам, но имеют повышенный риск при реализации, либо не могут быть обоснованы подробными финансовыми расчетами, и последующее финансирование которых возможно по результатам проведенных этапов работ.
Опекунское финансирование - по отношению к тем проектам, которые носят инновационный характер и требуют специального сопровождения.
9.2. Финансирование организаций культуры.
9.2.1. Этапы изменения системы финансирования.
До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финансирования выделялись три типа организаций:
- полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, телевиде ние) - финансировались по смете в соответствии с бюджетным клас сификатором статей затрат;
25 С 1997 г. в соответствии с указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" выделяется 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Кроме того, предоставляются специальные гранты для поддержки отдельных видов искусства. С 2003 г. учреждено семь грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов ведущих музыкальных коллективов и организаций, осуществляющих деятельность в области музыкального искусства. С 2005 г. учреждено шесть грантов для поддержки творческих проектов ведущих профессиональных коллективов народного музыкального и хореографического искусства. С 2006 г. учреждено одиннадцать грантов в области театрального искусства для поддержки наиболее известных, старейших драматических театров (6) и театральных учебных заведений (5).
- самоокупаемые (цирки) - возмещали свои расходы и образовывали прибыль;
- дотируемые (все остальные организации культуры) - получали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами.
С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканальной системы финансирования. Организациям предоставлено право привлекать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и получения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюд жетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полезностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюджетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования следующегогода. Организации самостоятельны в расходовании финансовых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.
Попытки совершенствования способов и механизмов финансирования бюджетных учреждений культуры путем внедрения "бюджети рования, ориентированного на результат (БОР)". В концепции БОРзаложен принцип финансирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государственного или муниципального социального зака за (задания), определяемого приоритетами соответствующей культурной политики.
БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента рационализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов.
9.2.2. Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России 16 . Каналы финансирования:
прямое бюджетное финансирование;
косвенное бюджетное финансирование;
внебюджетные средства.
А) Прямое бюджетное финансирование:
капитальные вложения (инвестиции)- средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;
бюджетные (текущие) ассигнования - бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение
Игнатьева Е. Л. Финансирование учреждений культуры в современных экономических условиях // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 0. С. 8-15 (см. Приложение I).
ими уставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются принципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства;
- целевое финансирование - бюджетные средства, предоставлен ные на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по до говорам, заключенным с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного фи нансирования является финансирование по программам и проектам.
Б) Косвенное бюджетное финансирование.
Налоговые льготы.
Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне.
Права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот:
Освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая поступает в региональные и местные бюджеты;
Освобождение от уплаты региональных и местных налогов. Государственный курс на сокращение налоговых льгот. Иные финансовые льготы:
Закрепление имущества на праве оперативного управления, в отдельных случаях - передача в безвозмездное пользование или огра ничения на ставки арендной платы;
Льготные тарифы на коммунальные услуги. В) Внебюджетные средства:
доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.;
кредиты (см. п. 9.2.4.);
благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п. (см. п. 9.3.)
Противоречивость норм действующего законодательства относительно доходов, получаемых от ведения деятельности. В ст.47 "Основ"доходы организаций культуры подразделялись на доходы от основных (платных) видов культурной деятельности и доходы от предпринимательской деятельности. С 2004 года данная формулировка исключена.Для целей налогообложения в НК РФ все доходы, получаемые государственными и муниципальными учреждениями от ведения деятельности, трактуются как доходы от предпринимательской деятельности. И, наконец, в БК РФ указанные доходы рассматриваются как неналоговые доходы соответствующих бюджетов.
9.2.3. Основные источники формирования доходов частных некоммерческих и коммерческих организаций культуры.
К основным источникам формирования доходов частных неком мерческих организаций относятся:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности организаций;
целевое финансирование из бюджетов разных уровней;
другие, не запрещенные законом поступления.
Более узкий круг возможных источников финансирования коммерческих организаций культуры. Высокая доля доходов от ведения деятельности в общей сумме поступлений коммерческих организаций.
Источники финансирования культурных проектов не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры. 9.2.4. Кредиты: формы, область и перспективы использования. По форме предоставления можно выделить:
Банковский кредит - выдача ссуды под определенный процент на установленный срок;
материальный кредит (лизинг) - предоставление в аренду дорогостоящего оборудования на долгосрочный или среднесрочный период;
кредит поставщика - передача товаров (работ, услуг) до фактического перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров;
"нецивилизованный кредит" - несвоевременная оплата организациями культуры коммунальных и других услуг, товаров и работ.
Преобладание на современном этапе "нецивилизованного кредита" при практически полном отсутствии банковского и материального кредита.
Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 161 БК РФ).
Перспективность развития лизинга в сфере культуры.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях- убытки), осуществленные (понесенные) организацией.
Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии сзаконодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В Российской Федерации для бюджетных учреждений предусмотрен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ они расходуют бюджетные средства исключительно на:
оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на
иные цели не допускается.
Распределение расходов по соответствующим статьям и подстать-ям осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и Указаниями о порядке ее применения, утверждаемыми Министерством финансов РФ.
9.2.6. Современные технологии финансирования организаций
культуры.
Применение организациями культуры технологии фандрейзинга (привлечения финансовых средств).
Широкая и узкая трактовка фандрейзинга. Фандрейзинг в узком смысле слова- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Фандрейзинг в широком смысле слова- привлечение средств из всех возможных каналов и источников финансирования. Расширительная трактовка фандрейзинга обусловлена спецификой некоммерческих организаций культуры в нашей стране, интегрированных в государственный (муниципальный) сектор ".
Фандрейзинг как финансовое обеспечение социального партнерства при реализации культурных проектов.
Роль бизнес-планов в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в организации культуры.
9.3. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.
" |