Теплый пол

Пожарная безопасность: Огнетушители, Аварийно-спасательный инструмент, Защитная одежда, оборудование. Архив форума Указания по эксплуатации

Для того чтобы работа в СИЗОД была безопасной, а боевая задача успешно выполнена, каждому члену подразделения необходимо знать и соблюдать определенные требования по безопасности при работе, проверке и подключении систем.

Техническое обслуживание и порядок проведения проверок СИЗОД 1 и 2, а также других работ производятся в соответствии с нормативами и сроками, а также специальной документацией.

Результаты о выполнении соответствующих работ оформляются в специальных журналах регистрации.

Основные понятия об эксплуатации СИЗОД

СИЗОД - это устройство, которое предназначено для защиты органов чувств (дыхания и зрения) человека в особых условиях.

Изолирующие средства защиты не только предохраняют органы дыхания от воздействий вредных веществ, но и снабжают защитника воздухом, пригодным для дыхания (например, аппарат со сжатым воздухом, кислородный изолирующий противогаз и т. д).

Каждое средство обладает индивидуальным временем защитного действия.

Основные требования к пожарным СИЗОД

  • Продолжительное время действия защиты (не менее 60 минут).
  • Широкий диапазон рабочих температур (от -40 до 60 °С), а для северных регионов от -50 до 60 °С.
  • Кислородный изолирующий противогаз должен защищать органы человека не менее чем 6 часов.
  • Приведенный противогаз должен работать в диапазоне температур от -40 до 60 °С.

Дыхательные аппараты подразделяются в зависимости от на приспособления общего и специального назначения. Порядок проведения проверки 1 СИЗОД индивидуален для каждого вида защитного средства.

Надевание, снятие и правила хранения СИЗОД

Надевание и снятие средств защиты производится лишь после подачи команды старшим из состава. При работе с противогазом требуется:

  1. Снять каску и зажать ее в удобном положении.
  2. Запустить легочный автомат (для этого проделать несколько вдохов из системы средства защиты).
  3. Выпустить воздух из-под маски.
  4. Надеть

При работе с дыхательным аппаратом следует:

  1. Снять каску и зажать ее между коленями.
  2. Надеть защитную маску.
  3. Надеть сумку со спасательным устройством.
  4. Надеть каску.

Важно! Запрещается включать приборы без соблюдения порядка проведения проверки 1 СИЗОД. Подготовительной и исполнительной командами старшего по службе является: «Звено ГЗДС, в противогазы (аппараты) ВКЛЮЧИСЬ».

Виды и назначение проверок

К основным проверкам средств защиты относят:

1. Рабочая. Данный вид обслуживания проводится для проверки исправности отдельных частей аппарата и правильности его функционирования. Он выполняется непосредственно владельцем СИЗ под руководством старшего по службе. Проверка производится перед каждым включением в СИЗОД. При проведении такой проверки необходимо:

  • провести визуальный осмотр лицевой части на предмет отсутствия повреждений элементов;
  • протестировать воздуховодную систему на герметичность, исправность легочного аппарата и величину давления, при которой срабатывает сигнальное устройство;
  • в последнюю очередь проверяется давление воздуха в баллоне по измерительным приборам.

2. Порядок проведения проверки 1 СИЗОД включает в себя:

  • тестирование исправности лицевой части;
  • осмотр аппарата на предмет отсутствия неисправностей;
  • измерение давления в подмасочном пространстве;
  • проверку герметичности линий давлений, воздуховодной системы;
  • осмотр редуктора.

3. Проверка № 2 - вид технического обслуживания, который проводится в процессе эксплуатации СИЗОД, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не применяли.

4. Проверка № 3 - вид технического обслуживания, проводимого в установленные сроки, в полном объеме и с заданной периодичностью, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все находящиеся в эксплуатации и в резерве СИЗОД, а также требующие полной дезинфекции всех узлов и деталей.

Герметичность линий давления исследуется в соответствии с порядком проведения проверки 1 СИЗОД СКАД.

Проверка № 2 производится после проведения проверки № 3, дезинфекции, замены и баллонов, закрепления средства за газодымозащитником. Такую проверку следует проводить не реже раза в месяц, а также после каждого использования.

Герметичность воздуховодной системы проверяется поэтапно:

  • вначале штуцер спасательного устройства подключается к адаптеру;
  • затем выключается основной дыхательный автомат;
  • далее открывается вентиль баллона и заполняется воздуховодная система аппарата;
  • после закрытия вентиля систему выдерживают еще 1 минуту;
  • если давление не превысило 1 МПа, система исправна.

Важно! При обнаружении неисправностей любое средство защиты выводится из и отправляется на базу ГЗДС для ремонта. На замену выдается резервный аппарат.

Правила хранения СИЗОД на постах и автомобилях

После проведения проверки 1 СИЗОД, порядок которой устанавливается законодательством, средства защиты помещаются в специальные места хранения. Исправные и неисправные приспособления должны храниться в специальных шкафчиках или ячейках в правильном положении. Каждое место оборудуется табличкой с указанием инвентарного номера и данных о владельце.

Каждый аппарат, который находится на хранении на посту ГДЗС, должен быть чистым и пригодным к использованию.

При проверке следует обратить внимание на предельный срок годности отдельных частей аппарата (например, регенеративных патронов, баллонов с кислородом).

При транспортировке СИЗОД на пункт проверки или ремонта используются специальные ящики с ячейками.

Рабочая проверка ДАСВ

Непосредственно перед каждым включением в дыхательный аппарат газодымозащитником производится проверка 1 СИЗОД.

Порядок проведения ДАСВ заключается в прохождении следующих этапов:

  1. Проведение внешнего осмотра маски, надежности подключения легочного автомата.
  2. Далее тестируют герметичность воздуховодной системы. При этом плотно прикладывают маску к лицу и делают небольшой вдох. Система считается исправной, если при вдохе возникает большое сопротивление.
  3. После вышеприведенных операций проверяется исправность легочного автомата, клапана выхода, величин давления.
  4. Завершительным этапом является доклад командиру звена.

Проверка защиты с использованием установок

При помощи установок, например КУ 9В, можно провести проверку 1 СИЗОД АП "Омега". Порядок проведения разделяется на несколько пунктов:

  1. Проверка исправности маски и аппаратов методом осмотра.
  2. Тестирование работы легочного автомата, величины срабатывания клапана выдоха, избыточного давления в пространстве под маской. Для этого следует выключить автомат, открыть вентиль, легким движением перевести рычаг в нерабочее положение. Далее плавно сработать насосом до момента возрастания давления. После этого перевести рычаг в рабочее положение и наблюдать за показаниями мановакуумметра. Когда давление перестанет возрастать, откроется клапан выдоха. Нормальными показателями являются: избыточное давление в пространстве под маской от 200 до 400 Па, величина срабатывания клапана 600 Па.
  3. По окончании тестирования фиксируются показания давлений и проверяется герметичность систем аппарата. Для этого подсоединяется шланг установки, открывается вентиль баллона. Далее следует снять показания с манометра высокого давления в баллоне (нормой считается 0,45-0,9 МПа).
  4. Для тестирования устройства дополнительной подачи воздуха и момента срабатывания сигнального устройства включают дополнительную подачу. Оно считается исправным, если присутствует характерный звук стравливания воздуха и специальный звуковой сигнал.
  5. Для проверки давления воздуха открывают вентиль баллона и фиксируют показания манометра. Нормальным рабочим давлением считается 25,3 МПа (для ДАСВ - 260 кгс/см 2).

Рабочие параметры СИЗОД "Профи"

Данный дыхательный аппарат обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • время защитного действия в обычных условиях - 60 мин, в экстренных - до 40 мин.;
  • масса снаряженного аппарата - 16 кг, со спасательным устройством - 17 кг;
  • рабочее давление в баллоне - 10 атм;
  • сопротивление дыханию на выходе - 350 МПа;
  • время работы при срабатывании сигнального устройства - не менее 10 минут;
  • средний срок службы - 10 лет.

Порядок проведения проверки 1 СИЗОД "Профи-М" аналогична вышеприведенным.

Нормативная документация по проверке СИЗОД

Каждое подразделение ГЗДС обязано производить проверку 1 СИЗОД. Порядок проведения, приказ № 3 от 9.01.2013 г. о котором разработан и подписан Министерством гражданской обороны, выполняется всеми службами на территории страны.

Личный состав службы обязан знать и выполнять настоящие правила и приказы, тщательно следить за состоянием средств индивидуальной защиты.

Положения приказов распространяются на личный состав центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченные органы (МЧС и их подразделения).

Ответственность за состояние приборов, аппаратов и подготовку личного состава несет старший по званию в подразделении.

Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для изучения системы контроля дыхательных аппаратов СКАД-I с целью правильной и безопасной ее эксплуатации. В руководстве описаны принцип действия, конструкция системы, приведены правила подготовки системы к работе и работы с ней, проверка ее технического состояния, условия транспортирования и хранения.

Информация представлена из РУКОВОДСТВА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СКАД 1.00.000РЭ

Доступно для скачивания после статьи.

1 Устройство и работа системы

  • Назначение системы
  • Комплектность системы
  • Маркировка

2 Использование системы по назначению

  • Подготовка системы к работе
  • Работа с системой
  • Указания по эксплуатации
  • Техническое обслуживание
  • Меры безопасности
  • Транспортирование и хранение
  • Возможные неисправности и методы их устранения

Проверка №1 ДАСВ ПТС Профи М

УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИСТЕМЫ

  • Назначение системы.

Система контроля дыхательных аппаратов СКАД-1 (далее по тексту – система) предназначена для проверки показателей дыхательных аппаратов со сжатым воздухом типа АИР-98МИ, ПТС «Фарватер», ПТС «Спасатель», ПТС

PSS 7000, Drager Man PSS 90, BD 96, BD Compact, Air MAXX, Air GO и лицевых частей ПТС «Обзор», ПТС «Обзор»-S, ПМ-2000, МП-01, Panorama Nova Standard, f2, Pana Sil, 3S-PF, Ultra Elite-PF на соответствие требованиям, изложенным в руководствах по эксплуатации на дыхательные аппараты, “Наставлении по газодымозащитной службе ГПС МВД России” и НПБ 309-2002.

Система предназначена для эксплуатации в стационарных условиях на контрольных постах и базах ГДЗС, а также в составе оборудования автомобилей ГДЗС.

Система позволяет проводить следующие виды проверок:

  • величины вакуумметрического давления воздуха, при котором включается легочный автомат;
  • величины избыточного давления воздуха, создаваемого легочным автоматом;
  • величины избыточного давления в подмасочном пространстве лицевой части при нулевом расходе воздуха;
  • величины давления воздуха, при котором открывается клапан выдоха лицевой части;
  • величины редуцированного давления, давления открытия предохранительного клапана и герметичности клапана редуктора;
  • герметичности воздуховодной системы дыхательного аппарата;
  • герметичности лицевой части при вакуумметрическом давлении;
  • герметичности спасательного устройства при вакуумметрическом давлении;
  • величины вакуумметрического давления воздуха, при котором открывается клапан легочного автомата спасательного устройства без избыточного давления под лицевой частью.

Система выполнена в климатическом исполнении У категории 4 по ГОСТ 15150, но для работы при температуре окружающего воздуха от 5 до 50С и относительной влажности до 80%.

Система выпускается в двух исполнениях:

  • контрольно-измерительный блок с муляжом головы;
  • контрольно-измерительный блок с проверочным диском.

Муляж головы изготавливается в 2-х вариантах: с фофаном из пластика (исполнение МГ) и с фофаном из резиновой смеси с системой наддува (исполнение МГн).

Пример обозначения системы при заказе:

Система контроля дыхательных аппаратов СКАД-1 с муляжом головы МГн по ТУ 4212-017-46840277-2001.

ВНИМАНИЕ! Система СКАД-1 поставляется потребителю полностью отрегулированной и готовой к работе. Никаких дополнительных регулировок система НЕ ТРЕБУЕТ. В случае нарушения целостности мест пломбировки предприятие – изготовитель снимает с себя все гарантийные обязательства.

Основные параметры и характеристики

  • Основные технические характеристики системы приведены в таблице

Таблица 1

Наименование параметра Значение
1 Диапазон измерения избыточного и вакуумметрического давления, Па минус 1250 …
2 Диапазон измерения редуцированного давления, МПа 0 … 2,0
3 Диапазон измерения времени, с 0 … 3600
4 Полезный объем насоса, дм3, не менее 0,5
5 Габаритные размеры, мм, не более 450 х 260 х 220
муляжа головы МГ 380 х 280 х 220
муляжа головы МГн* 420 х 250 х 200
проверочного диска 370 х 140 х 300
6 Масса, кг, не более 7,0
контрольно-измерительного блока
муляжа головы МГ 1,8
муляжа головы МГн 2,5
проверочного диска 3,5
7 Срок службы, лет 10

* при фофане муляжа, наполненном воздухом до давления в диапазоне зеленого сектора шкалы индикатора.

  • Комплектность системы.

Комплектность системы приведена в таблице

Таблица 2

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4
илиМуляж головы МГн или

Диск проверочный ДИП 88

ПТС 76.00.00.000

ДИП 88.00.000

1
2 Комплект ЗИП СКАД.20.000 1
3 Упаковка, в т.ч.:3.1 Коробка

3.2 Контейнер для муляжа

3.3 Коробка или Коробка

У1.00.000 СКАД.52.000 У1.00.000 1 для муляжа головы

для проверочного диска

4 Документация, в т.ч.:4.1 Руководство по эксплуатации

4.2 Паспорт

4.3 Руководство по эксплуатации на муляж головы МГн

4.4 Паспорт на манометр

4.5 Паспорт на мановакуумметр

4.6 Паспорт на секундомер

4.7 Ведомость ЗИП

СКАД1.00.000РЭ СКАД1.00.000ПС

ПТС 76.00.00. 000РЭ

Тип 111.12.050

Тип 612.20.100 4282Н/001000 СКАД1.00.000ЗИ

1 **

* – муляж головы МГ применяется для проверок импортных лицевых частей, проверочный диск для проверок лицевых частей, изготовленных на базе маски ПМ-88, на муляже головы МГн проверяются все лицевые части.

** – при поставке системы с муляжом головы МГн

Состав, маркировка и назначение деталей комплекта переходников

Таблица 3

ПТС “Профи” ПТС “Спасатель” ПТС “Фарватер”Шланг легочного автоматаСКАД.15.0022Переходник для подключения разъема аппарата к БРСАП-98-7К АП-2000

АП «Омега»

РазъемСКАД.15.003 СКАД.15.0093Переходник с наружной резь- бой М45х3 и внутренней резь- бой 40х4 и прокладка

Все типыЛегочный автомат спаса- тельного устройства (без избыточного давления)

Продолжение таблицы 3

017Заглушка линии легочного автомата.Все типыШланг

легочного автоматаСКАД.15.0088Заглушка клапана выдоха лицевой части типа ШМПВсе типы с ШМПКлапан выдохаСКАД.15.01010Переходник с наружной резьбой М45х3 и гнездом для подключения легочного автомата со штекерным соединениемПТС “Профи” ПТС “Фарватер” ПТС «Спасатель» ПТС «Базис» ПТС «Авиа»

РА-94 Plus Drager PSS 7000 Drager Man PSS 90Легочный автоматСКАД.15.02020Переходник для подключения редуктора “Drager” к БРСПТС «Базис» ПТС «Авиа» РА-90 Plus РА-94 Plus

Drager PSS 7000 Drager Man PSS 90Гнездо редуцированного давленияСКАД.15.03030Переходник для подключения разъема аппарата к БРСПТС «Базис» ПТС «Авиа» АИР-300СВ

РА-94 Plus Drager PSS 7000 Drager Man PSS 90 BD 96, BD Compact Air MAXX, Air GOРазъемСКАД.15.04040Переходник с наружной резьбой М20х1 и штуцером для подключения аппарата к БРС.АП-98-7К АП-2000

АП «Омега»Шланг легочного автоматаСКАД.15.050

*50Переходник для подключения разъема (с маркировкой ПТС) к переходнику СКАД.15.030 (без маркировки ПТС)ПТС “Профи” ПТС «Базис» ПТС «Авиа» ПТС «Спасатель»РазъемСКАД.15.060

*60Переходник для подключения разъема (без маркировки ПТС) к переходнику СКАД.15.030 (с маркировкой ПТС)ПТС “Профи” ПТС «Базис» ПТС «Авиа» ПТС «Спасатель»Разъем

* – поставляется по отдельному заказу.

Устройство и принцип действия системы

  • Устройство системы.

Система (рис. 1) состоит из переносного пластикового противоударного корпуса 1 с крышкой 2, ручки для переноса 3, замка крышки 4, проушины для транспортной пломбы 5, отсека для переходников 6 и кнопки – фиксатора 7.

Муляж головы (или проверочный диск) предназначен для крепления лицевой части при проведении проверок дыхательного аппарата.

Муляж головы МГ состоит из корпуса 8 со штуцером 9 и трубкой 10, через которые подмасочное пространство соединяется с системой.

Проверочный диск состоит из корпуса 11, установленного на кронштейне 12. На корпусе гайкой 13 закреплен лицевой диск 14 и присоединительный ниппель 15 с трубкой 16. Маховик 17 и установленный на нем прижимной диск 18 перемещаются по резьбовой части корпуса при помощи рукоятки 19.

Устройство и принцип действия муляжа головы МГн приведены в руководстве по эксплуатации на муляж.

В корпусе системы размещен контрольно-измерительный блок. Органы управления блоком, контрольно-измерительные приборы и устройства подключения к блоку (присоединительная муфта и быстроразъемное соединение) вынесены на панель управления.

На панели управления (рис. 2) размещены присоединительная муфта 1 с уплотнительной прокладкой 2 и заглушкой 3, кнопка сброса избыточного (или вакуумметрического) давления 4, рычаг переключения «избыток – вакуум» 5, мановакуумметр 6, рукоятка насоса 7 с фиксатором 8, кнопка сброса редуцированного давления 9, быстроразъемное соединение (БРС) 10, манометр редуцированного давления 11, секундомер 12. На быстроразъемное соединение надет защитный колпак.

  • Принцип действия системы.

Контрольно-измерительный блок системы состоит из двух автономных блоков (рис. 3):

  • блока низкого давления;
  • блока редуцированного давления.

Блок низкого давления.

Источником давления в блоке служит ручной поршневой насос 1 с пружиной возврата штока насоса в рабочее (крайнее верхнее) положение.

При нажатии на рукоятку насоса воздух под давлением поступает к пневмораспределителю 2, переключение которого в одно из его положений определяет создание в блоке избыточного или вакуумметрического давления. От пневмораспределителя избыточное (вакуумметрическое) давление поступает к муфте 3, к которой присоединяется непосредственно или через переходник проверяемый узел аппарата, далее к мановакуумметру 4, предназначенному для контроля давления в блоке и пневмораспределителю 5, предназначенному для сброса давления в блоке.

Блок редуцированного давления.

Редуцированное давление от воздуховодной системы дыхательного аппарата поступает в блок через быстроразъемное соединение 6. Величина редуцированного давления контролируется по манометру 7.

Сброс давления в блоке осуществляется пневмораспределителем 8.

  • Маркировка.
  • Маркировка нанесена на табличке, прикрепленной к задней стенке корпуса.

На маркировке указано:

  • шифр изделия;
  • номер технических условий;
  • порядковый номер изделия;
  • дата изготовления (месяц и год).

Маркировка муляжа головы нанесена на табличке, прикрепленной к корпусу муляжа.

Маркировка проверочного диска нанесена на табличке, прикрепленной на кронштейне.

Маркировка муляжа головы (или проверочного диска) содержит:

  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • наименование или шифр изделия;
  • серийный номер изделия;
  • дату изготовления (месяц и год).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Перед использованием системы по назначению необходимо:

  • подготовить систему к работе;
  • проверить герметичность системы с подключенным муляжом головы (или проверочным диском).

Подготовка системы к работе.

  • Установить систему и муляж головы (или проверочный диск) на рабочем месте, открыть крышку корпуса.

Начальное положение стрелки мановакуумметра 6 (рис. 2) должно соответствовать положению «0». При необходимости провести корректировку начального положения стрелки при помощи регулировочного винта, для чего снять заглушку со стекла мановакуумметра и через отверстие в стекле выставить положение стрелки («вывести на ноль»).

Завести секундомер 12 и проверить его работоспособность пробным пуском.

Привести рукоятку 7 насоса в рабочее положение, повернув фиксатор 8 по направлению стрелки, указанной на панели.

Подготовку муляжа головы МГн для подключения к системе провести по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации на муляж.

  • Проверку герметичности системы с подключенным муляжом головы (или проверочным диском) проводить последовательно избыточным и вакуумметрическим давлением.

Установить в муфту 1 (рис. 2) переходник № 4 и подсоединить к нему муляж головы (или проверочный диск). Установить на муляж головы заглушку № 6 (или заглушить отверстие в корпусе проверочного диска).

Перевести рычаг переключения 5 в положение “избыток” (“вакуум”).

Рукояткой насоса 7 плавно создать в системе избыточное (вакуумметрическое) давление

1000 Па. Контроль давления по мановакуумметру 6.

Нажав на кнопку сброса 4, снизить давление в системе до 950 ± 50 Па.

Включить секундомер 12. Выдержать систему в течение 1 мин, наблюдая за показаниями мановакуумметра.

Система с подключенным муляжом головы (или проверочным диском) считается герметичной, если не наблюдается изменение давления.

Внимание! Во избежание зависания стрелки мановакуумметра не рекомендуется создавать избыточное давление более 1250 Па (вакуумметрическое – менее минус 1250 Па), для устранения зависания стрелки нажать и удерживать кнопку сброса 4 до момента начала движения стрелки.

  • Работа с системой.
  • При подключении к системе дыхательных аппаратов на уплотнительные кольца нанести смазку ЦИАТИМ-221.
  • При установке лицевой части на муляж головы обтюратор лицевой части и муляж в месте прилегания обтюратора протереть тампоном, обильно смоченным в водопроводной воде, для удаления абразивных материалов и других посторонних частиц.

Проверки проводить на непросушенных лицевой части и муляже или нанеся на них мыльный раствор для повышения герметичности места обтюрации.

  • Перед установкой лицевой части на муляж головы МГн сбросить давление в муляже до рисок 1…2 на шкале индикатора, переведя и удерживая рычаг переключения в положении

«сброс». Надеть лицевую часть на муляж. Поднять давление в муляже до верхней риски зеленого сектора шкалы индикатора, и после выдержки в течение 1,5 ± 0,5 мин сбросить давление до установки стрелки индикатора на середине зеленого сектора. Данная величина давления в муляже является оптимальной для проверки всех типов лицевых частей.

  • Для установки лицевой части на проверочный диск необходимо вращением маховика 17 (левая резьба) (рис. 1) отвести прижимной диск 18 от лицевого диска На диск 14 надеть лицевую часть, перекинув предварительно оголовье на лицевую сторону. Вращением маховика прижать прижимной диск к лицевому, придерживая ремни лицевой части.
  • Проверка дыхательных аппаратов.
  • Проверка величины вакуумметрического давления воздуха, при котором включается легочный автомат.

Установить непосредственно или через переходник (№ 5 или № 10) выключенный легочный автомат в муфту 1 (рис. 2) системы.

Открыть вентиль баллона.

Рукояткой насоса 7 медленно создать в системе вакуумметрическое давление и наблюдать за показаниями мановакуумметра 6.

Момент, когда давление начнет возрастать, считается моментом включения легочного автомата.

Закрыть вентиль баллона.

Сбросить давление в системе, нажав на кнопку сброса 4.

  • Проверка величины избыточного давления воздуха, создаваемого легочным автоматом.

Установить непосредственно или через переходник (№ 5 или № 10) легочный автомат в муфту 1 (рис. 2) системы.

Включить легочный автомат (способ включения легочного автомата – см. руководство по эксплуатации на дыхательный аппарат).

Открыть вентиль баллона.

Контролировать величину избыточного давления по мановакуумметру 6.

Закрыть вентиль баллона.

Сбросить давление в системе, нажав на кнопку сброса 4.

Отсоединить легочный автомат от системы.

Внимание! При проведении проверки легочного автомата аппарата АП-98-7К необходимо перед установкой его на систему открыть вентиль баллона, дать легочному автомату закрыться (закрытие характеризуется сильным шипением воздуха в течение нескольких секунд), закрыть вентиль баллона и после этого установить легочный автомат на систему.

  • Проверка величины избыточного давления в подмасочном пространстве лицевой части при нулевом расходе воздуха и герметичности воздуховодной системы дыхательного аппарата.

Установить легочный автомат в гнездо клапанной коробки лицевой части. Включить легочный автомат.

Открыть вентиль баллона. Зафиксировать показания мановакуумметра 6.

Закрыть вентиль баллона.

Включить секундомер и в течение 1 мин наблюдать за показаниями манометра аппарата.

Сбросить давление в системе, нажав на кнопку сброса 4.

Воздуховодная система аппарата считается герметичной, если в течение 1 мин падение давления не превышает 2,0 МПа.

  • Проверка величины давления воздуха, при котором открывается клапан выдоха лицевой части.

Установить в муфту 1 системы переходник № 4 и подсоединить к нему муляж головы (или проверочный диск). Проверить собственную герметичность системы по п. 2.1.2 настоящего руководства.

Надеть лицевую часть на муляж головы (или проверочный диск).

Установить выключенный легочный автомат в гнездо клапанной коробки лицевой части. Перевести рычаг переключения 5 в положение “избыток”.

Рукояткой насоса 7 медленно создавать в системе избыточное давление и наблюдать за показаниями мановакуумметра 6.

Момент, когда давление в системе перестанет возрастать, считается моментом открытия клапана выдоха лицевой части.

  • Проверка величины редуцированного давления, давления открытия предохранительного клапана и герметичности клапана редуктора.

Присоединить к быстроразъемному соединению (БРС) системы непосредственно или через переходник (№ 1, № 2, № 20, № 30 или № 40) линию редуцированного давления аппарата.

Открыть вентиль баллона.

Включить секундомер. Контролировать в течение 1 мин величину редуцированного давления по манометру системы.

Провести проверку давления открытия предохранительного клапана редуктора по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации дыхательного аппарата. Зафиксировать по манометру системы величину давления открытия предохранительного клапана.

Закрыть вентиль баллона.

Сбросить давление в системе, нажав на кнопку сброса 9.

Клапан редуктора считается герметичным, если величина редуцированного давления не изменяется.

  • Проверка герметичности лицевой части при вакуумметрическом давлении.

Установить в муфту 1 системы переходник № 4 и подсоединить к нему муляж головы (или проверочный диск). Проверить собственную герметичность системы по п. 2.1.2 настоящего руководства.

Надеть лицевую часть на муляж головы (или проверочный диск). Установить заглушку

(легочный автомат с заглушенным шлангом) в линию вдоха лицевой части.

Перевести рычаг переключения 5 в положение “вакуум”.

Рукояткой насоса 7 создать в системе вакуумметрическое давление 1100 ± 100 Па. Контроль давления по мановакуумметру 6.

Нажав на кнопку сброса 4, снизить давление в системе до 980 ± 20 Па. Выдержать систему в течение 1 мин, наблюдая за показаниями мановакуумметра.

Сбросить давление в системе, нажав на кнопку сброса 4.

Снять заглушку из линии вдоха.

Лицевая часть считается герметичной, если падение давления в ней не превысило 50 Па в минуту.

  • Проверка герметичности спасательного устройства при вакуумметрическом давлении.

Установить в муфту 1 системы переходник № 4 и подсоединить к нему муляж головы (или проверочный диск). Проверить собственную герметичность системы по п. 2.1.2 настоящего руководства.

Надеть лицевую часть спасательного устройства на муляж головы (или проверочный диск). Присоединить к лицевой части легочный автомат спасательного устройства с заглушенным шлангом.

Перевести рычаг переключения 5 в положение “вакуум”.

Рукояткой насоса 7 создать в системе вакуумметрическое давление 900 ± 20 Па. Контроль давления по мановакуумметру 6.

Включить секундомер 12. Выдержать систему в течение 2,5 ± 0,5 мин.

Нажав на кнопку сброса 4, снизить давление в системе до 800 ± 20 Па. Выдержать систему в течение 1 мин, наблюдая за показаниями мановакуумметра.

Сбросить давление в системе, нажав на кнопку сброса 4.

Снять заглушку с легочного автомата.

Спасательное устройство считается герметичным, если падение давления за 1 мин не превысило 100 Па.

При использовании в спасательном устройстве ШМП-1 допускается падение давления 353 Па при создании вакуумметрического давления 1177 Па. При проведении проверки в клапан выдоха установить заглушку № 8.

  • Проверка вакуумметрического давления воздуха, при котором открывается клапан легочного автомата спасательного устройства без избыточного давления под лицевой частью.

Проверку проводить по методике, изложенной в п. 2.2.5.1 настоящего руководства.

УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

  • Система может эксплуатироваться в стационарных условиях при температуре окружающего воздуха от 5 до 50С и относительной влажности от 30 до 80 %.
  • Перед вводом в эксплуатацию необходимо снять транспортную пломбу, проверить внешним осмотром состояние системы и соответствие комплектности перечню, указанному в паспорте на систему.
  • После хранения или транспортирования системы без упаковки при температуре ниже 0С произвести выдержку системы в течение 2 часов при температуре от 5 до 50С.
  • Перед каждым применением системы необходимо проверять герметичность системы с подключенным муляжом головы (или проверочным диском) в соответствии с настоящим руководством.
  • Для более быстрого сброса давления в блоке низкого давления вместо кнопки сброса 4 (рис. 2) допускается использовать рычаг переключения 5, переводя его в любое из положений (“избыток” или “вакуум”).

Запрещается создавать насосом давление более 61250 Па, подключать к быстроразъемному соединению источник давления более 2,0 МПа.

  • Проверку дыхательного аппарата проводить при постоянной температуре окружающего воздуха. Допустимая скорость изменения температуры 61С в час.
  • Беречь систему от падений и ударов.

После завершения работы с системой необходимо:

  • установить рукоятку насоса 7 в транспортное положение;
  • установить заглушку 3 на муфту 1;
  • установить колпак на быстроразъемное соединение

Поверка мановакуумметра и манометра, применяемых в системе, должна производиться не реже одного раза в год в установленном порядке.

Периодичность последующих переосвидетельствований приборов устанавливается потребителем по согласованию с территориальным органом Государственной метрологической службы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

  • По вопросам эксплуатации, технического обслуживания, приобретения запасных частей и ремонта системы просьба обращаться на предприятие – изготовитель или в его сервисные центры.
  • Оберегать систему, прежде всего стекла манометра, мановакуумметра и секундомера от повреждений.
  • Следить за состоянием уплотнительных элементов, входящих в систему и комплект переходников.
  • Проводить внешний осмотр системы с целью обнаружения повреждений. Очищать корпус и панель от пыли и грязи.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность при эксплуатации системы обеспечивается выполнением требований.

«Наставления по газодымозащитной службе ГПС МВД России» и «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03).

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

  • Транспортирование системы может производиться всеми видами транспорта в закрытых и сухих транспортных средствах при температуре от минус 60 до 50С и относительной влажности до 100%.
  • Если транспортирование производится на открытых транспортных средствах, то тара с системами должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков, а при транспортировании морским путем находиться в трюме корабля.

Не допускается транспортирование и хранение совместно с бензином, керосином, маслами, щелочами и другими веществами, вредно действующими на металл, резину и пластмассу.

  • При транспортировании, а также во время разгрузки или погрузки, должны выполнятся все меры предосторожности в соответствии с маркировкой на упаковочной таре.
  • При хранении система должна быть защищена от прямого попадания солнечных лучей и находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. Относительная влажность не должна превышать 80% при температуре 25С, температура воздуха должна быть в пределах от 5 до 40С.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Возможная неисправность Наиболее вероятная причина неисправности Методы выявления и устранения неисправности
Негерметичность системы Повреждение уплотнительной прокладки 2 (рис. 2). Осмотреть уплотнительную прокладку, при обнаружении повреждений прокладку заменить.
Негерметичность в местах соединений пневматических элементов системы. Обмылить места соединений. Подать давление. Визуально определить место течи. Подтянуть соединение. При необходимости заменить.
Повреждение трубок. Осмотреть трубки, при обнаружении поврежденных трубок заменить их новыми.
Негерметичен пневматический элемент системы. Заменить новым.
Негерметичность переходников Повреждение уплотнительного элемента переходника. Осмотреть уплотнительный элемент. При обнаружении повреждений заменить.

Рабочая проверка СИЗОД проводится:

  • Перед использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде проводится рабочая проверка в соответствие с требованиями руководства по эксплуатации предприятия изготовителя СИЗОД.
  • При замене баллона СИЗОД на месте тушения пожаров в непригодной для дыхания среде (занятий, тренировок) проводится рабочая проверка СИЗОД.
  • Рабочая проверка СИЗОД проводится газодымозащитником по команде командира звена ГДЗС (руководителя занятий): «Звено, дыхательные аппараты проверь» . Время проведения рабочей проверки не должно превышать 1 минуты.

По окончании рабочей проверки газодымозащитник докладывает командиру звена ГДЗС (руководителю занятия) о готовности к включению и о значении рабочего давления в баллоне (баллонах): «Газодымозащитник Петров к включению готов, давление 280 атмосфер» .

Разрешение на включение газодымозащитника в СИЗОД дается командиром звена ГДЗС (руководителем занятия) после доклада ему о положительных результатах рабочей проверки, исправности и комплектности : «Звено, в дыхательные аппараты включись» .

Включение в СИЗОД проводится непосредственно у входа в непригодную для дыхания среду. Звено ГДЗС возвращается из непригодной для дыхания среды только в полном составе. Выключение из СИЗОД осуществляется на свежем воздухе по команде командира звена: «Звено, из дыхательных аппаратов выключись» .

Дополнительно в видео

Порядок проведения рабочей проверки

Необходимо проверить:

  1. Исправность маски и правильность подсоединения к ней легочного автомата.
  2. Герметичность аппарата на разрежение.
  3. Работу легочного автомата и клапана выдоха маски.
  4. Срабатывание сигнального устройства.
  5. Давление воздуха в баллоне (баллонах).

Проверку исправности маски и правильности подсоединения к ней легочного автомата производят визуально. Проверяют отсутствие повреждений элементов маски и надежность соединения легочного автомата с маской, а для типа 2 дополнительно:

  • вращая легочный автомат 2 (рисунки 6 и 7), убеждаются, что фиксатор 2.1 закрыт;
  • убеждаются, что маховичок байпаса 2.4 находится в выключенном положении или выключают его, повернув на 90°по часовой стрелке.

Проверку герметичности аппарата на разрежение производят при закрытом вентиле баллона (вентилях баллонов). Для проверки необходимо плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать неглубокий вдох.

ВНИМАНИЕ!!! ПОПЫТКА СДЕЛАТЬ РЕЗКИЙ ГЛУБОКИЙ ВДОХ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БАРОТРАВМЕ ЛЕГКИХ!

Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 с, аппарат считается герметичным.

Для этого:

  • выключают механизм легочного автомата, для чего нажимают до упора на кнопку 2.2 (рисунки 5, 6 и 7), фиксируют на 1 – 2 с, затем плавно ее отпускают;
  • открывают вентиль баллона (одного из баллонов);
  • надевают маску и производят подгонку;
  • после первого глубокого вдоха убеждаются, что легочный автомат включился и в полости маски возникло избыточное давление, для чего делают несколько вдохов и выдохов;
  • затем, затаив дыхание, подсовывают палец под обтюратор маски и убеждаются в наличии постоянного потока воздуха из-под маски;
  • убирают палец из-под обтюратора и, затаив приблизительно на 5-10 секунд дыхание, прислушиваются, чтобы убедиться в отсутствии утечки воздуха.

При обнаружении утечки регулируют положение маски подтягиванием ремней, избегая их перетягивания, и повторно проверяют отсутствие утечки. После этого закрывают вентиль, выключают легочный автомат и снимают маску.

Проверку срабатывания сигнального устройства проводят в следующей последовательности:

  • открывают и закрывают вентиль баллона (одного из баллонов);
  • осторожно нажимая на кнопку байпаса и удерживая ее в этом положении (тип 1) или плавно поворачивая маховичок байпаса (тип 2), стравливают воздух из внутренних полостей аппарата, одновременно наблюдая за показаниями манометра аппарата;
  • в момент возникновения звукового сигнала отмечают показание манометра и убеждаются, что оно соответствует требованию руководства по эксплуатации дыхательного аппарата.

Проверку давления воздуха в баллоне (баллонах) производят при открытом вентиле (вентилях) по манометру. При проверке фиксируют показание манометра, которое должно быть не менее 25,3 МПа (260 кгс/см2).

С помощью данной установки можно проверить аппараты различных модификаций, например АП Омега, АП 2000, и других.

Шаг №1

Проверку исправности маски производят визуально проверяют укомплектованность маски и отсутствие повреждений ее элементов.

Для этого:

отсоединяют маску от легочного автомата;

выворачивают наружу подбородочную чашу;

производят осмотр стекла маски и ее корпуса, корпуса подмасочника, клапана вдоха, клапана выдоха и переговорного устройства;

убеждаются в отсутствии повреждений панорамного стекла, разрывов мембраны переговорного устройства, проколов корпуса маски и подмасочника.

Проверку исправности аппаратов в целом производят внешним осмотром, при этом:

  • подсоединяют легочный автомат к маске, предварительно проверив отсутствие повреждений уплотнительного кольца;
  • проверяют надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона (баллонов), манометра и убеждаются в отсутствии механических повреждений узлов и деталей.

Шаг №2

Проверить работу легочного автомата, величину срабатывания клапана выдоха и величину избыточного давления в подмасочном пространстве маски.

выключить легочный автомат (3); открыть вентиль баллона (8);

перевести рычаг (4) в положение « »

плавно сработать насосом (5). Момент, когда будет слышен щелчок и давление начнёт возрастать, считается моментом включения легочного автомата;

перевести рычаг переключения (4) в положение « + ». Медленно создавать в системе избыточное давление и наблюдать за показаниями мановакууметра (9). Момент, когда давление перестанет возрастать, считается моментом открытия клапана выдоха (10). Легочный автомат и клапан выдоха считаются исправными, если величина избыточного давления в подмасочном пространстве составляет 200…400 Па, отсутствует утечка воздуха через клапан выдоха, величина его срабатывания должна быть больше подмасочного давления, но не превышать 600 Па.

Проверка дыхательного аппарата АП на КУ-9В

Шаг№3

Зафиксировать показания высокого и редуцированного давления. Проверить герметичность систем высокого и редуцированного давления аппарата.

Подсоединить шланг установки (11) через переходник (12) к проверяемому аппарату. Открыть вентиль (8) баллона аппарата, наполненного воздухом до рабочего давления.

Снять показания высокого давления в баллоне с выносного манометра аппарата и редуцированного давления с манометра (13) контрольного устройства – должно быть 0,45–0,9МПа.

Закрыть вентиль баллона. Включить секундомер (7).

Аппарат считается герметичным, если в течение 1 мин., падение давления воздуха в системе высокого и редуцированного давления аппарата не превышает 2.0 МПа.

Шаг №4

Проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха и величину давления, при котором срабатывает сигнальное устройство.

Нажать кнопку включения дополнительной подачи (байпас). Устройство дополнительной подачи воздуха считается исправным, если прослушивается характерный звук стравливания потока воздуха, – до включения звукового сигнала. Сигнальное устройство считается исправным, если звуковой сигнал включается при снижении давления воздуха в баллоне до 5,5 0,5 МПа.

Шаг №5

Проверка давления воздуха в баллоне (баллонах):

открывается вентиль баллона и по манометру фиксируется показание, при этом минимальное давление воздуха в баллонах СИЗОД при заступлении на дежурство (при постановке СИЗОД в расчет), рабочее давление воздуха в баллоне 25,3 МПа) или 260 кгс/см2 – для ДАСВ.

Запись в Журнале регистрации проверок № 1