Инструмент электрика

Грузозахватные приспособления для кранов гост. Грузозахватные приспособления и тара. Изготовление и браковка стропов

На грузоподъемных механизмах при нагрузке свыше 3т крюки изготовляются вращающимися на шарнирах закрытых опорах. Все крюки должны иметь клеймо с указанием грузоподъемной машины – и паспорт с указанием номера, грузоподъемности, материала и результатов испытания на прочность. Литые крюки на грузоподъемных кранах не применяются.

Испытывают крюки на прочность после изготовления в течение 10 мин. нагрузкой, превышающей номинальную на 25%. После испытания на них не должно быть остаточной деформации, трещин, надрывов. Износ крюка в зеве не должен превышать 10% от первоначальной высоты сечения.

Крепление кованого или штампованного крюка, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе исключают самопроизвольное свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой.

Нарушение требования о предохранительных устройствах на грузовых крюках может привести к серьезным последствиям.

Бригадир заливщиков вместе с выбивщиком литья с помощью серьги весом 1150 кг зачаливали отливку. Когда серьга, подвешенная к крюку электромостового крана, коснулась земли, чалочная цепь провисла, вставленный в петлю вместо специальной закладки анкерный болт вывалился, ничем не придерживаемая серьга упала и травмировала рабочего.

При перегрузке кованых и штампованных крюков случается, что они обрываются в местах перехода от цилиндрической части в резьбовую. Сначала с противоположных сторон появляются малозаметные трещины, которые при недостаточном контроле за состоянием крюка увеличиваются и переходят в круговые. При этом в результате даже совсем небольшой нагрузки крюк обрывается.

Такая авария произошла на одном предприятии. Электромостовой кран транспортировал заформованные и залитые опоки. Подвешенный к крану груз оборвался и упал на пол цеха. Расследованием было установлено, что в технологических картах не были указаны вес заформованных опок и форм с отливками и номера кранов, которыми можно транспортировать этот груз. В результате кран систематически и длительное время перегружался.

Особое внимание следует уделять надзору за состоянием грузоподъемных крюков, используемых для транспортировки раскаленного или жидкого металла, шлака, и соблюдать сроки и порядок их проверки.

Грейфер предназначен для перегрузки сыпучих и кусковатых материалов (руды, угля, известняка, песка) и других подобных грузов. Конструкция грейфера должна быть такой, чтобы он самопроизвольно не раскрывался. Грузоподъемность грейфера определяется перед применением его для перевалки груза (данного вида, сорта) взвешиванием материала после пробного зачерпывания. При этом вес грейфера с зачерпнутым грузом не должен превышать грузоподъемности крана.



Номинальную емкость грейфера согласно ГОСТ 8572-57 выбирают из следующего ряда, м 3:

0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4,0; 5,0; 6,3; 8.0.

Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием завода-изготовителя, номера, собственного веса, вида материала, для перевалки которого грейфер предназначен, наибольшего допустимого веса зачерпнутого материала. Изготовляемые отдельно от крана грейферы, кроме указанной таблички, снабжаются паспортом, содержащим все данные о нем, предусмотренные типовым паспортом крана. Если такая табличка с характеристикой грейфера по какой-либо причине отсутствует, она должна быть восстановлена.

Электрические грузовые магниты изготовляются для напряжения у источника питания 110-600 В, имеют круглую или прямоугольную форму. В корпусе магнита размещаются соленоидные катушки, защищенные плитой, чтобы поднимаемый груз их не повредил (рис. 6.1).


Рисунок 6.1 – Грузовой электромагнит

Электромагниты применяют на кранах, питающихся постоянным током. Питание магнитов на кранах, действующих от переменного тока, осуществляется через преобразователи. Ток к грузовому электромагниту подводится гибким кабелем, который навивается на барабан, установленный на тележке крана. Подъемная способность электромагнита снижается при высоких температурах перемещаемых грузов. В процессе работы электромагнита не исключены случаи перерывов в снабжении электроэнергией, поэтому во избежание несчастных случаев зона действия магнита ограждается с установкой предупредительных знаков: «Проход запрещен - работает электромагнит».

Съемные грузозахватные приспособления и тара на предприятиях и в строительных организациях, как требуется Правилами, изготовляются централизованно по чертежам, нормалям, технологическим картам или индивидуальным чертежам и заявкам цехов и участков, их эксплуатирующих.

Съемные грузозахватные приспособления обязательно должны иметь клеймо или прочно прикрепленную металлическую бирку, на которой указаны номер, грузоподъемность и дата испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90 град., а стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, - при угле между ветвями, принятом при расчете.

Техническое освидетельствование. Правила предусматривают, что съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи, и др.) после изготовления или ремонта до передачи их в работу подлежат техническому освидетельство­ванию лицами, ответственными за качество изготовления или ремонта. При техническом освидетельствовании все съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и др.) осматриваются и испытываются нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. У стропов и цепей, которые состоят из одной или нескольких ветвей, имею­щих на концах связующее кольцо, испытывается каждая ветвь в отдельности нагрузкой, на 25% превышающей грузоподъем­ность этой ветви с учетом угла развода ветвей 90 град. Сборное кольцо испытывается нагрузкой, на 25% превышающей грузо­подъемность грузозахватного приспособления.

Статическое испытание всех грузозахватных приспособле­ний должно проводиться в течение 10 мин с помощью груза илиже специального приспособления, пресса, позволяющих изме­нить нагрузку в необходимых пределах. Результаты испытания считаются удовлетворительными при отсутствии трещин, разры­вов и остаточных деформаций.

Тара при техническом освидетельствовании тщательно осма­тривается и, как и грузозахватные приспособления, заносится в цеховой журнал учета и периодических осмотров. Испытывать тару грузом не обязательно.

Эксплуатация и хранение. В процессе эксплуатации все съемные грузозахватные приспособления и тару необходимо периодически осматривать. В цехе на участках должны быть назначены лица, ответственные за периодические осмотры грузо­захватных приспособлений и тары, правильное их хранение, ис­правное состояние и своевременную отбраковку.

Периодические осмотры съемных грузозахватных приспособ­лений и тары должны проводиться:

Через каждые 6 месяцев при осмотре траверс и коромы­сел;

Через 1 месяц при осмотре клещей, других захватов и тары;

Через каждые 10 дней при осмотре стропов.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары следует обязательно заносить в журнал учета периодических осмотров. Альбом чертежей, а также документы, удостоверяющие качество деталей приспособлений, хранятся у лица, ответственного за периодический осмотр и исправное их состояние.

В случае выбраковки или сдачи в ремонт грузозахватных приспособлений и тары, а также после ремонта ответственный за осмотр должен сделать соответствующую запись в журнале учета и периодических осмотров. При аварийном выходе грузозахватного приспособления или тары из строя составляется акт с указанием причин аварии. Акт с мероприятиями по предупреждению аварий должен храниться у ответственного за перио­дические осмотры, правильное хранение и исправное состояние грузозахватных приспособлений и тары.

Администрация обязана выделить место для хранения грузозахватных приспособлений и тары. Приспособления необходимо располагать в таком порядке, который обеспечил бы удобство получения для работы и возврата. На месте хранения должен быть полный ассортимент приспособлений в соответствии с технологией производства, а также крючья, оттяжки и другие при способления, необходимые для обеспечения безопасной зацепки, транспортировки и отцепки грузов. При этом громоздкие приспособления следует хранить на специальных опорах, обеспечивающих удобство и безопасность зацепки их на крюк крана и отцепки. Администрация цеха обязана определить место хранения отбракованных приспособлений, нуждающихся в ремонте, а также принять меры, исключающие возможность их использования.

Грузовые канаты. Канаты, предназначенные для подъема любого груза, должны рассматриваться как особо ответственные детали.

Наиболее широкое распространение при эксплуатации совре­менных кранов получили стальные проволочные канаты, имею­щие высокие механические свойства. При сравнительно небольших диаметрах и весе они работают бесшумно, с высокими скоростями, хорошо воспринимают толчки и удары. Стальные ка­наты надежны в эксплуатации и долговечны, а разрушение их происходит постепенно, в виде разрывов отдельных проволочек, что легко наблюдается и позволяет своевременно судить о воз­можности дальнейшего их использования. В Правилах указы­вается, что стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, несущих, тяговых стропов, должны отвечать действующим го­сударственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата завода-изготовителя канатов об их испы­тании в соответствии с ГОСТ 3241-66 «Канаты стальные. Тех­нические требования». В свидетельстве (сертификате) должны указываться наименование завода-изготовителя и его подробный адрес, заводской номер каната, его конструкция (тип), вид проволоки, диаметр каната, диаметр проволоки, дата приемки, лабораторные данные об испытании каната и его механические свойства.

Канаты без свидетельства должны подвергаться лаборатор­ным испытаниям в соответствии с ГОСТ 3241-66 и допускаться в работу только при положительных результатах.

Промышленность выпускает канаты прямой и крестовой свивки. При прямой свивке отдельные проволоки в прядях и са­ми пряди свиты в одном направлении. При крестовой свивке направление проволок в прядях обратное направлению пряди в канате (рис. 6.2).

Применяются на кранах и канаты двойной свивки. Пряди из отдельных проволок такого каната свиваются вокруг сердечника из пеньки, асбеста или мягкой стали. Эта конструкция делает его более гибким, эластичным.

При эксплуатации мостовых кранов практически применяются шестипрядные канаты, чаще всего 6X19 или 6X37 (первая цифра - число прядей, вторая - число проволок в каждой пряди).

Рисунок 6.2 – Стальные проволочные канаты

Важное значение, с точки зрения техники безопасности, имеет правильная эксплуатация стальных канатов. При работе проволоки испытывают напряжения кручения, возникающие при свивке каната, изгиба - при огибании канатом блоков и барабанов, сжатия - от давления соседних проволок, растяжения - под действием веса поднимаемого груза, а также местные напряжения смятия при соприкосновении с блоком, барабаном и т.д. Изнашиваются канаты главным образом из-за перегибов на блоках и барабане механизма подъема. При разматывании канатов из бухты или барабана рекомендуется избегать образо­вания спиралей или петель, ведущих к деформации проволоки.

Стойкость канатов в значительной мере определяется их смазкой. Смазывать канаты кранов, работающих в зоне высоких температур, следует не реже одного раза в пять дней, остальных - не реже одного раза в десять дней. Стальные канаты должны надежно крепиться к подъемному механизму, чтобы они не спадали и не перетирались от соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.

Для удлинения срока службы каната большое значение имеет защита его от повреждений. С этой целью к мосту крана в месте возможного соприкосновения каната с главными троллеями устанавливается предохранительный щит. Он изготовляется из металлического уголка или швеллера, к которому со стороны расположения каната крепится деревянная обшивка. Канаты кранов, работающих с жидким металлом в зоне высоких температур, ограждаются щитами, отражающими тепло; нижние блоки должны иметь кожухи.

При работе мостовых кранов в двух ярусах канаты могут быть повреждены, когда кран, действующий в верхнем ярусе, наезжает неподнятыми канатами на мост нижерасположенного крана. Такая небрежность приводит к тому, что канат в местах соприкосновения с мостом перетирается, а блочная подвеска (часто с грузом) обрывается и падает на пол цеха.

На одном предприятии электромостовой кран грузоподъемностью 30/7,5 т с помощью малого подъема выполнял работу с грейфером при косом натяжении грузового троса. В результате канат был потерт о нижний пояс фермы моста, и при последующем подъеме грейфер с землей оборвался. В другом случае из-за небрежной работы была допущена качка блочной подвески большого подъема крана грузоподъемностью 20/5 т. При этом болты крепления щековин захватили и привели в негодность канат малого подъема.

Опасный износ каната выявляется следующим образом:

– канат просматривается, чтобы определить наиболее изношенные места;

– на том месте, где обнаружено больше всего оборванных проволок, наносится мелом метка;

– от метки в сторону наибольшего износа отсчитывается столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставится вторая метка; расстояние между метками называется шагом свивки, на нем и подсчитывается количество обрывов (табл. 6.1).

Таблица 6.1 – Нормы браковки стальных канатов

Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении D:d* Конструкция каната
6X19-114+1ос** 6X37=222+1ос* 6X61 =366+1ос* 18Х19=342 + 1ос*
Число обрывов проволок на длине одного шага каната, при котором канат должен быть забракован
крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки крестовой свивки односторонней свивки
До 6
Свыше 6
До 7
Свыше 7

* D - диаметр барабана, мм; d - диаметр каната, мм.

** ос - органический сердечник.

Сравнение количества оборванных на шаге свивки проволок с данными табл. 6.1 позволяет определить возможность дальнейшего использования каната.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для выполнения особо ответственных работ, а также для транспорти­ровки расплавленного и раскаленного металла, кислот, взрывчатых, огнеопасных и ядовитых веществ, должны браковаться, как рекомендуют Правила, при обрыве проволок на одном шаге свивки вдвое меньше, чем указано в табл. 6.1.

У многопрядных канатов (например, у каната 18X19 с одним органическим сердечником имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12- в наружном) пряди отсчитывают в наружном слое.

Если у каната имеется поверхностный износ или коррозия, то число обрывов проволок на шаге свивки, как признак бра­ковки, должно быть уменьшено (табл. 6.2).

Таблица 6.2 – Требования к канатам с поверхностным износом

При износе или коррозии, достигших 40% и более первона­чального диаметра проволок, канат подлежит браковке.

Цепи сварные и пластинчатые предназначены для передачи тяговых усилий и состоят из шарнирно соединенных звеньев. Цепи бывают сварные и пластинчатые. Пластинчатые цепи, приме­няемые на грузоподъемных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191-63 «Цепи грузовые пластинчатые». Сварные и штам­пованные цепи, которые применяются как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319-55 «Цепи сварные грузовые и тяговые» и ГОСТ 228-65 «Цепи якорные сварные. Детали и узлы. Размеры и технические требования».

Для изготовления стропов могут также применяться цепи по ГОСТ 6348-65 «Цепи якорные литые. Детали и узлы. Размеры и технические требования». Якорные цепи применяются без распорок и с распорками. Сварные цепи подразделяются на короткозвенные и длиннозвенные, некалиброванные и калиброванные. Пластинчатые шарнирные цепи (рис. 6.3) изготовляются из стали 40 или 45, имеют высокую прочность. Недостаток их в том, что они изгибаются только в одной плоскости.

Рисунок 6.3 – Пластинчатая

шарнирная цепь

Сварные цепи при хорошей гибкости во всех направлениях и работе на деталях с острыми кромками и малыми диаметрами огибания имеют все же существенные недостатки: большой собственный вес, чувствительность к толчкам и перегрузкам, внезапность разрыва, большой сконцентрированный износ звеньев в местах сопряжения.

Правила требуют, чтобы цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, имели свидетельство завода-изготовителя об их испытании в соответствии с государственным стандартом, по которому они изготовлены.

Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, по отношению к разрушающей нагрузке, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 - при ручном.

Коэффициент запаса прочности грузовых сварных и штампованных цепей и цепей-стропов по отношению к разрушающей нагрузке не должен быть меньше величины, указанной в табл. 6.3.

Таблица 6.3 – Коэффициент запаса прочности цепей

Износ звена сварной цепи допускается не более 10% первоначального диаметра.

Цепи испытываются нагрузкой, превышающей их номинальную грузоподъемность в1,25 раза. После испытания ставится клеймо или закрепляется бирка с указанием номера и грузоподъемности.


При маркировке на съемное грузозахватное приспособление или прочно прикрепленную к нему бирку наносят его порядковый номер, грузоподъемность и дату испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90°. Грузоподъемность стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, указывается при угле между ветвями, принятом при расчете.

Съемные грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме маркировки, должны снабжаться паспортом, в котором указывается наименование предприятия-изготовителя, приводится эскиз изделия, его наименование, порядковый номер, сведения о примененных материалах, номер ГОСТа, нормали или чертежа, по которому приспособление изготовлялось, результаты и дата испытания.

На таре, за исключением специальной технологической (бадьи для раствора и др.), должны быть указаны ее назначение, номер, собственная масса и наибольшая масса груза, для транспортировки которого она предназначена. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины.

Отнесение тары к специальной технологической производится по согласованию с местными органами госгортехнадзора.

Популярные статьи

   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...

Съемное грузозахватное приспособление – устройство, соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.

Грузозахватные приспособления должны быть изготовлены в соответствии с Правилами, государственными стандартами, проектами, техническими условиями и другими нормативными документами.

Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в проектной документации должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии - изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) - на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.

Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.

Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в Журнал учета грузозахватных приспособлений, в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления, если они проводились.

Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием наименования предприятия изготовителя(принадлежность) или его товарный знак, номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания . Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом, при условии изготовления другому потребителю.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:

траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;

стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

8.4 Шум на рабочих местах, его нормы и допустимые величины. Основные мероприятия по уменьшению уровней шума и предупреждению его вредного действия (СН 2.2.4/2.1.8.562-96, введены РГИ от 28.05.1998г. №418).

С физиологической точки зрения шумом является всякий нежелательный, неприятный для восприятия человека звук.

Как физическое явление шум – это волновое колебание упругой среды.

Уровни шума принято измерять в относительных единицах, называемых децибелами .

Шум неблагоприятно воздействуя на организм человека, вызывает психические и физиологические нарушения, снижающие работоспособность и создающие предпосылки для общих и профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

Непосредственный результат отрицательного воздействия шума – повреждение органов слуха и потеря слуха. Однако шум поражает не только органы слуха. Через волокна слуховых нервов раздражение от шума передаётся в центральную и вегетативную нервные системы, что приводит к серьёзным изменениям во внутренних органах человека и влияет на его психическое состояние, вызывает чувства беспокойства и раздражения. Вторичное воздействие шума и вибрации приводит к изменениям в сердечно-сосудистой системе, к функциональным нарушениям нервной системы и, как следствие, к раздражительности, бессонице, к гипертонической болезни (ухудшение кровенаполнения сердца и спазм сосудов).

В судостроительном и судоремонтном производстве многие технологические операции сопровождаются интенсивным шумом: работы с использованием механизированных инструментов ударного и вращательного действия, станочная обработка проката и деталей. Шумят кузнечно-прессовое оборудование, металло- и деревообрабатывающие станки, вентиляторы, компрессоры, электрические и пневматические машины, сварочные преобразователи. Шум значительной интенсивности возникает при рубке металла, особенно при рубке и зачистке сварных швов в замкнутых судовых отсеках и помещениях.

При всяком нарушении стационарного состояния сплошной среды в какой-то точке пространства появляются возмущения, распространяющиеся от этой точки и называемые волнами . В воздухе волновое движение состоит из продольных волн, расходящихся по разным направлениям.

Различают:

воздушный шум , распространяющийся в воздушной среде от места возникновения до места наблюдения;

структурный шум , излучаемый поверхностями колеблющихся конструкций стен, перекрытий, перегородок и зданий.

По временным характеристикам шумы делятся на:

постоянные , уровень звука которых за 8-часовой рабочий день (рабочую смену) изменяется во времени не более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера по ГОСТ 17187;

непостоянные, уровень звука которых за 8-часовой рабочий день (рабочую смену) изменяется во времени более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике «медленно» шумомера по ГОСТ 17187.

Под действием источника шума происходит колебание давления в воздушной среде. Разность между мгновенным значением полного давления в среде и средним давлением, которое наблюдается при отсутствии звуковых волн, называется звуковым давлением .

Ухо человека способно оценивать не абсолютное, а относительное изменение звукового давления, поэтому характеристикой постоянного шума является уровень звукового давления – относительная величина, измеряемая в децибелах (дБ).

Ухо человека с нормальным слухом различает звуковые колебания частотой от 16 Гц до 20 кГц. Частоты ниже 16 Гц называют инфразвуковыми ; выше 20 кГц –ультразвуковыми .

1 Гц – это одно колебание в секунду.

Если максимум уровня звукового давления находится в области частот до 300 Гц, то шум называютнизкочастотным ; если в диапазоне 300 … 800 Гц –среднечастотным , а при частоте больше 800 Гц –высокочастотным .

Для относительной логарифмической шкалы в качестве нулевых уровней выбраны показатели, характеризующие минимальный порог восприятия звука человеческим ухом на частоте1000 Гц .

Область наибольшей чувствительности человеческого уха располагается на частоте4100 Гц . Эта частота колебаний наиболее неприятна для слуха, звук получается визжащий или скрежущий, скрипящий.

Шум частотой более 500 Гц сильнее мешает работающим, чем шум, имеющий меньшую частоту.

Непостоянный шум более вреден, чем постоянный.

Неожиданно возникающий интенсивный шум оказывает отрицательное влияние на работоспособность и нервную систему человека.

Сильный шум вызывает трудности в оценке расстояния и времени, в распозновании цветовых сигналов, снижает остроту зрения, ухудшает восприятие визуальной информации, зрительную реакцию в ночное время. Это ведёт к уменьшению производительности труда, а также к увеличению степени опасности человека на производстве.

Ещё один результат воздействия шума – маскировка более тихих звуков при одновременном восприятии ухом человека двух или нескольких звуков, разных по громкости. Производственный шум может замаскировать звуковые предупредительные сигналы об опасных ситуациях, и чем громче мешающий звук, тем больше изменяется чувствительность человеческого уха.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) шума - это уровень фактора, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение ПДУ шума не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц.

Допустимый уровень шума - это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.

Инфразвук:

допустимые уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8 и 16 Гц – по санитарным нормам (не более 105 дБ ); а в полосе с частотой 31,5 Гц –102 дБ .

Ультразвук:

допустимые уровни звуковых давлений на среднегеометрической частоте третьоктавной полосы, равной 12,5 кГц – не должен превышать 80 дБ ; на частоте 16 кГц –90 дБ ; 20 кГц –100 дБ ; 25 кГц –105 дБ ; а в диапазоне частот 31,5 … 100,0 кГц –110 дБ .

Допустимые уровни ультразвука в зонах контакта рук и других частей тела оператора с рабочими органами приборов и установок не должен превышать 110 дБ .

Защита от шума:

При разработке технологических процессов, проектировании, изготовлении и эксплуатации машин, производственных зданий и сооружений, а также при организации рабочего места следует принимать все необходимые меры по снижению шума, воздействующего на человека на рабочих местах, до значений, не превышающих допустимые, указанные в таблице:

разработкой шумобезопасной техники;

применением средств и методов коллективной защиты по ГОСТ 12.1.029;

применением средств индивидуальной защиты (СИЗ) по ГОСТ 12.4.051.

Зоны с уровнем звука выше 80 дБ А должны быть обозначены знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026. Работающих в этих зонах администрация обязана снабжать средствами индивидуальной защиты (СИЗ) по ГОСТ 12.4.051.

На предприятии должен быть обеспечен контроль уровней шума на рабочих местах не реже 1 раза в год.

Что называют съемным грузозахватным приспособлением?

Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединя­ющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снима­ется с крюка и отсоединяется от груза.

К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стропы, тра­версы, захваты. К ним также следует отнести одноканатные грейфе­ры, которые навешиваются на крюк крана.

Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных при­способлений?

Изготовление грузозахватных приспособлений должно производить­ся в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.

Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвер­гаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.

Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой.

Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом. Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?

Стропы бывают следующих видов:

· канатные, изготовляемые из стальных канатов;

· цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;

· текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.

Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В насто­ящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при боль­шой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.

Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тя­желые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому не­обходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.

Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстиль­ные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бы­вает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от поре­зов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.

Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?

Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:

6∙19(1+6+6/6)+1 ОС ЛК-Р

6∙36(1+7+7/7+14)+1 ОС ЛК-РО

Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400°С, применя­ют канаты, имеющие стальной сердечник.

Каких типов изготавливаются канатные стропы?

Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33-93 бывают следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:

· 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

· 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

· ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63... 20 т;

· 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность
0,63... 32 т.

2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:

· УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузоподъемность 0,5... 32 т;

· УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузоподъемность 0,5... 32 т.

Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами.

Рис. 3.7. Канатные стропы:

а — типа 1СК; б — типа 4СК; в — типа УСК1; г — типа УСК2; 1 — захват; 2 — ветвь канатная; 3 — навесное звено

В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК— 1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.

Как устроены канатные стропы?

Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.

Рис. 3.8. Звенья стропов:

а — типа РТ; б — типа Т; в — типа О; г — типа Ов; д — крюки; е — карабин; ж — скоба; 1 — замок; 2 — штырь

Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).

В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть исполь­зованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпа­дение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.

Какими способами может быть вы­полнена заделка концов каната при изготовлении стропов?

Заделку концов каната при изготов­лении стропов выполняют следу­ющими способами:

· заплетка с последующей обмоткой (оклетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);

· опрессовка алюминиевой втулкой (рис. 3.9, б).

Рис. 3.9. Способы изготовления канатных стропов:

а — заплетка свободного конца; б — опрессовка алюминиевой втулкой; 1 — коуш; 2 — проволока; 3 — втулка

Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца ка­ната вплетают между прядями не­распущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оклетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.

Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Со­бранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого попе­речного сечения втулки.

Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими дета­лями, должна быть выполнена с применением коуша для предохра­нения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.

Каких типов изготавливаются цепные стропы?

Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:

· 1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 12,5 т;

· 2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 16 т;

· ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0...25 т.

Для строповки грузов могут применяться конст­рукции цепных стропов, изготовленные в соответ­ствии с другими нормативными документами, например универсальные цепные стропы (УСЦ).

Рис. 3.10. Цепной строп типа 2СЦ:

1 — бирка; 2 — ветвь цепная

Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?

Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:

· порядкового номера стропа по системе ну­мерации завода-изготовителя;

· грузоподъемности стропа в тоннах;

· даты испытаний (месяц, год).

Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указыва­ют дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бир­ки стропов.

На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному зве­ну. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.

Каких типов изготавливаются текстильные стропы?

В соответствии с РД 24-СЗК-01—01 изготавливают текстильные стро­пы следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.12, а):

· 1СТ (одноветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
0,5... 12,5 т;

· 2СТ (двухветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
0,5... 15 т;

· ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1... 20 т;

· 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
1... 12,5 т.

2. Универсальные (рис. 3.12, б-г):

· СТП (строп текстильный петлевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

· СТК (строп текстильный кольцевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

· СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) — грузоподъемность 1... 100 т.


Рис. 3.11. Бирки стропов

Рис. 3.12. Текстильные стропы:

а — типа 2СТ; б — типа СТП; в — типа СТК; г — типа СТКк; 1 — ветвь текстиль­ная; 2 — кожух; 3 — волокна; 4 — этикетка

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных во­локон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечис­ленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?

На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, в) пришивается этикет­ка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эк­сплуатации:

· обозначение стропа;

· товарный знак предприятия-изготовителя;

· название материала, из которого строп изготовлен;

· грузоподъемность стропа при использовании основных способов
строповки;

· рабочая длина;

· дата испытания;

· номер стропа.

С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?

Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагруз­ки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показыва­ет, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.

Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициен­том запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.

Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготав­ливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.

От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвями рассчитаны стропы?

Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). Натяжение Sв каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле

S = Q/(n cos a),

где п — число ветвей стропа; cos a — косинус угла наклона ветви стро­па к вертикали.

Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стро­па, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависи­мость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухвет­вевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превы­сит 120°.

Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не толь­ко натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения S сж (см. рис. 3.13), что может привести к раз­рушению груза.

ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстильных стропов 120°.

Рис. 3.13. Определение натяжения ветвей стропа:

S — натяжение ветви; Q — масса груза; а — угол наклона ветви к вертикали; Sизг — изгибающая составляющая натяжения; S СЖ — сжимающая составляющая натяжения


Рис. 3.14. Зависимость натяжения ветвей стропа от угла между ними

Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс приме­няют для строповки грузов?

Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназна­ченные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.

По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и простран­ственные.

Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длин­номерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подве­шиваются канатные или цепные ветви 1.

Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки назы­вают универсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравни­тельные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S 1 = S 2 . П о этой причине такую тра­версу называют балансирной. Уравнительные блоки также могут при­меняться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.

Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.

Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъе­ма груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.

Признаки браковки траверс:

· отсутствие клейма 3 или бирки;

· трещины (обычно возникают в сварочных швах);

· деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм
на 1 м длины;

· повреждения крепежных и соединительных звеньев.

Рис. 3.15. Траверсы:

а — плоскостная; б — универсальная балансирная; в — пространственная;

г — разноплечая балансирная; 1 - ветвь; 2 — балка; 3 — клеймо; 4 — обойма; 5 — уравнительный блок; S 1 , S 2 — натяжение ветвей

Какие бывают захваты?

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозах­ватными приспособлениями, основное преимущество которых — со­кращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим раз­нообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.

Клещевые захваты (рис. 3.16, а) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.

Рис. 3.16. Захваты:

а — клещевые рычажные на траверсе; б— фрикционный рычажный; в — фрик­ционный рычажно-канатный; г — эксцентриковый; д — вилочный; 1 — рычаг; 2 — клеймо; 3 — канат; 4 — эксцентрик

Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, б) зажимают груз с помощью рыча­гов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16, в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.

В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.

Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.

Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.

Признаки браковки захватов:

· отсутствие клейма 2 или бирки;

· затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;

· изгибы и изломы рычагов;

· износ шарниров.

Как работают грузозахватные приспособления с дистанционным управ­лением?

Применение грузозахватных приспособлений с дистанционным управлением облегчает работу стропальщика, а также повышает ее безопас­ность. Известны различные конструкции устройств, которые обеспе­чивают дистанционную расстроповку груза.

Рассмотрим штыревое строповочное устройство 1 (рис. 3.17), кото­рым могут дополняться универсальные стропы 2. Устройство пред­ставляет собой скобу 5 с подвижным штырем 4, который дистанци­онно перемещается посредством троса 3. Пружина 6 предохраняет штырь от самопроизвольного перемещения. Применяя данное устрой­ство, необходимо помнить, что случайное защемление троса может привести к самопроизвольной расстроповке груза.

Рис. 3.17. Грузозахватное приспособление с дистанционным управлением:

1 — штыревое устройство; 2 — строп; 3 — трос; 4 — штырь; 5 — скоба; 6 — пружина

Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.

2.4.1. Стропы

Стропы отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обес­печивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.

Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, тра­версам, скобам.

Стропы бывают:

стальные канатные;

хлопчатобумажные;

пеньковые;

капроновые.

Стальные канатные стропы получили широкое распростране­ние при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых гру­зов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготов­лении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из орга­нических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Сталь­ной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и об­ладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за со­стоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.

По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подраз­деляются:

· на одноветвевые (1 СК);

· двухветвевые (2 СК);

· трехветвевые (3 СК);

· четырехветвевые (4 СК);

· кольцевые (СКК).

Цепные стропы чаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, загото­вок и деталей с острыми кромками, ковшей для металла и дру­гой тары.

По числу ветвей цепные стропы (рис. 2.23) подразделяют:

на одноветвевые (1 СЦ);

двухветвевые (2 СЦ);

трехветвевые (3 СЦ);

универсальные (УСЦ).

Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-бол­ты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.

Рис. 2.22. Стальные канатные стропы (типа СК):

а — одноветвевые (1 СК); б — двухветвевые (2 СК); в — трехветвевые (3 СК); г — четырехветвевые (4 СК исполнения 1); д — четырехветвевые (4 СК исполнения 2, с уравнительными блоками); 1 — навесное звено; 2 — канатная ветвь; 3 — захват; 4 — соединительное звено; 5 — уравнительный блок; L — длина стропа

Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т. п.

Многоветвевые стропы применяют для подъема и транс­портировки станков, аппаратов, строительных деталей и конст­рукций, имеющих две, три и четыре точки крепления.

Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или про­ушинами.

Рис. 2.23. Цепные стропы (типа СЦ):

а — одноветвевые (1 СЦ); б — двухветвевые (2 СЦ); в — трехветвевые (3 СЦ); 1 — звено стропа; 2 — звено цепи; 3 — захват; L — длина стропа

Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используют для обвязки мягких и легких грузов.

Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с тре­бованиями РД 10-33-93, РД 10-231-98, Правил безопасного устрой­ства и эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструктор­ской документации, утвержденной в установленном порядке.

2.4.2. Изготовление и браковка стропов

Процесс изготовления стропов включает в себя следующие опе­рации.

· Выбор каната нужного качества. Стропы изготавливают из нетолстых гибких канатов (чем больше проволок при одном и том же диаметре, тем более гибок канат). Например: канат двойной свивки типа ТЛК-О 6x19+1 о.с, в котором 6 прядей по 19 про­волок и один органический сердечник; типа ЛК-РО 6х36+1 о.с; ТЛК-О 6х37+1 о.с; ТЛК-О 36х37+1 о.с. Допускается примене­ние канатов других типов.

· Определение длины каната. Длина заготовки должна вклю­чать в себя длины стропа и отрезка, необходимого для образова­ния петель, заплетки и технологического припуска.

· Определение диаметра каната. При этом нужно учитывать массу груза, число ветвей, угол наклона между ветвями, коэффи­циент запаса прочности (не ниже 6 для стальных, 8 — для пенько­вых канатов и 5 — для цепей).

· Выбор концевого (захватного) элемента. При этом учитыва­ют места крепления и способы обвязки груза (для деталей с флан­цами — струбцины или штыри, с отверстиями — коромысла, с проушинами или цапфами — крюки), а также необходимость на­личия коушей в петле. В стропах с концевыми элементами канаты вплетают в отверстия концевых элементов без коушей. Диаметр отверстия, которое вплетают строп, должен быть равен 1,25 диамет­ра каната, длина петли стропа — не меньше длины петли, заплетен­ной под коуш; определяют толщину и величину отверстия концево­го элемента. Определяют их при помощи расчета или конструктив­но. Толщину отверстия можно регулировать привариванием дополни­тельных шайб (коротким прерывистом швом в четырех-пяти точках). Для получения закругления отверстие вначале раззенковывают под углом 90° на глубину фаски, а затем острые кромки закругляют по радиусу (на участке рабочего положения петли стропа). Поверх­ность сопряжения обрабатывают не ниже 10-го класса шероховато­сти. При правильном выборе и обработке отверстий канат на участке соединения петли и концевого элемента под нагрузкой принимает форму, близкую к эллипсу, не деформируется и при двухветвевом стропе имеет 12... 16-кратный запас прочности без коушей.

· Крепление зажимами. Его применяют при изготовлении стро­пов временных, работающих без обвязок, не предназначенных к протягиванию через отверстия, с маленьким расстоянием между петлями (если невозможно выполнить заплетку), при креплении стропов к траверсе, а также грузовых канатов в грузоподъемных механизмах. Крепление заплеткой — наиболее распространенный способ.

· Выбор способа резки. Резку канатов производят с помощью абразивных кругов, зубила, а также газовой резкой. Электродуго­вая резка запрещается, так как при этом по проволокам и прядям проходит ток большой силы, что приводит к их нагреву, отжигу, потере прочности. Чтобы предотвратить раскручивание каната после резки, предполагаемое место резки обвязывают (8... 10 витков) мягкой проволокой диаметром 1,5...2 мм с двух сторон от места резки на расстоянии 1...4 диаметра каната (см. рис. 2.15, в).

Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между вет­вями не превышал 90° (рис. 2.24).

Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.

Цепной строп подлежит браковке при увеличении звена цепи более 3 % от первоначального размера и при уменьшении диамет­ра сечения звена вследствие износа более 10 % (рис. 2.25, а).

Браковка колец, петель и крюков съемных грузозахватных при­способлений (рис. 2.25, б...д) производится:

· при наличии трещин;

· износе поверхности элементов или местных вмятинах, при­водящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % или удлинению звеньев на 3 %;

· наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.

Канатный строп подлежит браковке, когда число видимых об­рывов наружных проволок канатов превышает следующие значе­ния (d— диаметр стропа):

Длина участка стропа.................................................. 3d 6d 30d

Число видимых обрывов проволок на участке.......... 4 6 16

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более (по сравнению с номинальным диаметром) канат стропа подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. Если уменьшение диаметра на 10 % произошло в результате повреждения внутреннего сердечника, то канат подлежит браковке независимо от видимого обрыва проволок.

Рис. 2.24. Определение длины стропа: А — расстояние между захватами

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок определяется при помощи микромет­ра или другого инструмента, обеспечивающего точность измерения.

Строп не допускается к использованию при выявлении:

· обрыва одной или более прядей каната;

· корзинообразной деформации;

· выдавливания сердечника;

· выдавливания или расслоения прядей;

· местного увеличения или уменьшения диаметра каната;

· раздавленных участков;

· перекручивания, заломов и перегибов каната;

· повреждений, появившихся в результате температурных воз­действий или электрического дугового разряда;

· деформированных коушей или их износа с уменьшением первоначальных размеров сечения более 15 %;

· трещин на опрессовочных втулках или изменения размера трещин более 10 % от первоначального;

· признаков смещения каната в заплетке или втулках;

· поврежденных оплеток;

· крюков, не имеющих предохранительных замков.

Рис. 2.25. Недопустимые дефекты грузозахватных устройств:

а — дефекты стропа; б — дефекты крюка; в — дефекты карабина; г, д — дефекты концевых звеньев; 1 — неоклентованные концы; 2 — излом; 3 — барашек; 4 — обрыв пряди; 5 — узел; 6 — соединение каната связкой; 7 — износ; 8 — расконтривание гайки; 9 — надрывы и трещины; 10 — сварные швы; 11 — отгиб рога; 12 — неисправность защелки

Выявленные в процессе осмотра или технического освидетель­ствования поврежденные стропы должны быть изъяты из работы для проведения ремонта.

Испытания стропов статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность стропа на 25%, проводятся после их изго­товления.

На каждом стропе должна быть маркировочная бирка, на кото­рой указываются:

· завод-изготовитель;

· порядковый номер стропа по системе нумерации предприя­тия-изготовителя;

· грузоподъемность стропа;

· дата испытания (месяц, год).

2.4.3. Грузозахватные траверсы

Для перемещения крупногабаритных и длинномерных грузов целесообразно применять грузозахватные траверсы. Использова­ние обычных канатных стропов приводит к потере полезной вы­соты подъема крюка крана (из-за большой длины ветвей стропа), а также к возникновению сжимающих усилий в поднимаемом эле­менте и изгибающих усилий в монтажных петлях. Существует мно­жество различных конструкций траверс. На рис. 2.26 показана кон­струкция траверсы, в которой несущие стропы укреплены так, что их можно переставлять вдоль балки. Крепление обойм, несущих стропы, производится пальцами, вставляемыми в специальные отверстия. Такое крепление позволяет легко менять расстояние между ветвями стропа в зависимости от длины поднимаемой конструкции.

Рис. 2.26. Траверса балочная универсальная:

1 — подвеска; 2 — растяжной канат; 3 — серьга; 4 — скоба; 5 — канатный (балансирный) строп; б — ролик; 7 — балка

Рис. 2.27. Траверсы решетчатой конструкции с вершиной угла фермы, направленной вниз:

1 — связь; 2 — подвеска; 3 — стойка; 4 — балка

Это универсальная балочная траверса. Балансирные стропы перекинуты через ролики. Траверсы с балансирными стропами удобно применять при подъеме конструкций за элементы, находящиеся на разной высоте, а также при подъеме конструкций со смещенным центром тяжести. На траверсе имеются обычные (небалансирные) стропы.

Для подъема большепролетных ферм, стеновых панелей и покрытий разработана конструкция решетчатой траверсы. Вершина угла фермы траверсы может быть направлена вверх или вниз. В последнем случае сокращается потеря высоты подъема крюка крана, но конструкция требует большой точности изготовления. Некачественное изготовление может привести к скручиванию фермы (рис. 2.27).

2.4.4. Строповые устройства с дистанционным и автоматическим управлением

Применение строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением повышает безопасность производства стропальных работ.

Большие преимущества имеют строповые устройства с электромагнитным и пневматическим приводом дистанционного управления для расстроповки непосредственно из кабины крана.

Существует много различных конструкций строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением.

Рис. 2.28. Универсальное грузоза­хватное устройство с дистанцион­ным отцеплением крюка:

а — строповка груза; б — расстроповка груза; 1 — грузовой крюк; 2 — обойма; 3 — тяга

Рис. 2.29. Устройство для автомати­ческого освобождения крюка кра­на от концевого звена петли грузо­вого стропа:

1, 6 — петли грузового стропа; 2 — щеки скоб; 3 — фигурная скоба; 4 — пере­мычка; 5 — крюк; 7 — наклонная пла­стина; 8 — пята (штриховыми линиями показано взаимодействие деталей уст­ройства в момент сбрасывания звена стропа с крюка)

На рис. 2.28 показано универсальное грузозахватное устройство с дистанционным отцеплением крюка. После установки конструкции на место ветвь стропа ослабляется и с помощью рычага или канатика крюк поворачивается относительно вертикальной оси в диапазоне 120°.

Разработаны устройства для автоматического освобождения крюка крана от концевого звена петли грузового стропа (рис. 2.29).

На однорогом крюке крана монтируется устройство, состоящее из двух фигурных скоб. Скоба перекрывает верхним концом зев крю­ка крана, выполняя роль предохранительного замка. Крюк крана освобождается от петли грузового стропа при упоре пяты скобы в груз. При этом крюк скользит внутрь обоймы и щеками скобы зве­но стропа сбрасывается.

При использовании канатиков для дистанционной расстроповки грузов следует проявлять особое внимание, так как за­щемление его может привести к самопроизвольной расстроповке груза.

2.4.5. Зажимные грузозахватные устройства

Существует множество конструкций зажимных грузозахватных устройств. Наибольшее распространение получили клещевые, ры­чажные и рычажно-канатные, фрикционные зажимные, эксцент­риковые, клиновые зажимные грузозахватные устройства.

Рис. 2.30. Клещевые зажимные грузозахватные устройства:

а — сдвоенные захваты на траверсе для валов; б — захват для бетонных блоков; в — захват для пакетов и ящиков; г — сдвоенный захват на траверсе для труб, ва­лов и других аналогичных деталей; д — захват для бочек

Для строповки применяются следующие зажимные грузозахват­ные устройства:

· клещевые — для труб;

· эксцентриковые — для листового проката;

· фрикционные — для грузов прямоугольной формы с глад­кими боковыми поверхностями;

· клиновые — для грузов, имеющих круглое отверстие необхо­димого диаметра для взаимодействия с распорными элементами.

Клещевые зажимные грузозахватные устройства (рис. 2.30) вы­полняются как рычажные системы, в виде ножниц. Для перемеще­ния длинномерных грузов применяют два захвата, закрепленных на траверсе.

Рис. 2.31. Эксцентриковые зажимные грузозахватные устройства:

а — с одним эксцентриком, поджимаемым вручную; б, в — с одним эксцентри­ком, поджимаемым натяжением каната; г, д — с двухсторонним расположением эксцентриков; е — для транспортирования листового проката в горизонтальном положении; ж — эксцентриковые захваты на траверсе; 1 — клиновая планка; 2 — вилка; 3, 4 — тяги; 5 — эксцентрик; 6, 7, 9 — оси; 8 — транспортируемый лист; 10— кулачок; 11 — рычаг; 12— скобы; 13— щека; 14— скобы; 15 — эксцентрико­вый рычаг; 16 — соединительное звено; 17 — универсальная траверса

Клещевые зажимные грузозахватные устройства получили ши­рокое применение для перегрузки и транспортирования труб. Они снабжаются специальной защелкой, которая автоматически фик­сирует открытое положение и обеспечивает раскрытие рычагов при опускании груза на место. Для захвата труб разного диаметра пре­дусматриваются сменные колодки.

Существует несколько типов клещевых зажимных грузозахват­ных устройств с гидравлическим и пневматическим приводом, ко­торые обеспечивают постоянное обжатие груза, независимо от его размера. Их легко оборудовать системами дистанционного управ­ления и осуществлять автоматизацию всего цикла перемещения груза. Грузозахватные устройства с пневматическим приводом при­меняются в тех случаях, когда требуются небольшие усилия для удержания груза при высоких скоростях движения рабочего органа грузозахватного устройства.

На рис. 2.31 показано несколько типов эксцентриковых зажим­ных грузозахватных устройств. Они предназначены для подъема и перемещения плоских грузов в вертикальном (реже — горизон­тальном) положении. Их применение ограничивается перемеще­нием грузов с твердой поверхностью.

Широкое распространение эти устройства получили для пере­мещения листового металла различной толщины, так как приме­нение при этом обычных многоветвевых канатных стропов неред­ко приводит к несчастным случаям.

2.4.6. Электромагнитные и магнитные грузозахватные устройства

Электромагнитные грузозахватные устройства применяют в тех­нологии стропальных работ для перегрузки стальных или чугун­ных изделий, материалов и металлолома.

Магнитные грузозахватные устройства с постоянным магнитом широко применяют в производственной практике. Магнит незави­сим от внешних источников энергопитания, что обеспечивает без­опасность работы. В качестве грузозахватных устройств служат по­стоянные электромагниты для подъема нетяжелых грузов.

Рис. 2.32. Электромагнитные грузозахватные устройства:

а — круглой формы; б — прямоугольной формы; в — установка нескольких маг­нитов на траверсе; 1 — внутренний полюс; 2 — магнитная шайба; 3 — наружный полюс; 4 — обмотка катушки; 5 — корпус магнита

Груз захватывается при опускании на него магнита. Для от­соединения магнитного устройства от груза имеется приспособле­ние, замыкающее магнитный поток внутри.

Захват происходит автоматически в момент контакта грузозахват­ного устройства с грузом, а освобождение — в момент соприкосно­вения груза с опорной поверхностью.

Для расстроповки грузов служит полуавтоматический захват с электромагнитом. При монтаже стальных и железобетонных кон­струкций применяют захваты с дистанционным управлением. За­хват рассчитан для стропа грузоподъемностью 10 т. и состоит из корпуса, внутри которого находится привод с установленным элек­тромагнитом. Для предотвращения случайного включения в цепи катушки магнитного пускателя последовательно с кнопкой уста­новлен выключатель, который необходимо включить перед нажа­тием кнопки и отключить после расстроповки.

Электромагнитные грузозахватные устройства (рис. 2.32) быва­ют круглой и прямоугольной формы.

При подъеме грузов электромагнитными грузозахватными уст­ройствами всегда имеется опасность отрыва и падения груза при случайном отключении электроэнергии или по каким-либо дру­гим причинам. Для предотвращения этого электромагнитные гру­зозахватные устройства оборудуют предохранительными механиз­мами, имеющими отдельный электропривод.

В некоторых случаях для обеспечения безопасности перегрузоч­ных работ, осуществляемых электромагнитными грузозахватными устройствами, на кране устанавливают буферную аккумуляторную батарею, от которой подается электроэнергия в момент отключе­ния источника основного электропитания.

Качнувшийся электромагнит может прижать рабочего к стен­ке (борту), поэтому в зоне действия магнитного крана (участка, в пределах которого перемещается груз) нахождение людей, не име­ющих прямого отношения к работе, и производство иных работ (земляных, ремонтных и др.) не допускается. Стропальщик, обслу­живающий кран, может войти в зону действия крана только после того, как электромагнит опущен на землю. Рабочим, находящимся вследствие производственной необходимости в зоне работающего крана, обеспечивают безопасность: устанавливают предупредитель­ные световые табло и плакаты; сооружают постоянные и перенос­ные ограждения; устраивают безопасные проходы (крытые гале­реи) и маршруты транспортирования грузов.

Не допускается нахождение людей в кузове автомашины, полу­вагоне, на платформе при погрузке, разгрузке их электромагнит­ным краном.

С помощью электромагнитного крана запрещается:

· перемещение людей, крупных тяжеловесных конструкций и оборудования, баллонов со сжатыми, сжиженными и растворен­ными газами;

· выполнение работ, для которых он не предназначен;

· погрузка и разгрузка движущихся железнодорожных полува­гонов, платформ, а также автомобилей (локомотив должен быть отцеплен, под колеса должны быть подставлены тормозные ко­лодки).

Перед началом работы электромагнитного крана стропальщик проверяет состояние грузозахватного устройства, на котором элек­тромагнит подвешивается к крюку крана или траверсе; маркиров­ку; грузоподъемность и собственную массу электромагнита; ис­правность изоляции гибкого кабеля, питающего электромагнит; исправность электромагнита (пробным подъемом груза).

По окончании работы электромагнитного крана стропальщик опускает электромагнит на специально предназначенное и обору­дованное для него место, отключает кабель электромагнита, если он подключен с помощью вилки, и освобождает крюк крана от грузозахватного устройства и электромагнита.

2.4.7. Производственная тара

Тарой называют специальные приспособления, предназначен­ные для перемещения штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.

Наиболее распространенными видами тары для перемещения штучных и тарно-штучных строительных грузов являются контейнеры и средства пакетирования. Тара заполняется не выше уста­новленной нормы. Перемещение ее производится с помощью четырехветвевого стропа при равномерном натяжении всех ветвей.

Маркировка производственной тары. Производственная тара должна иметь следующую маркировку:

· регистрационный номер;

· условное обозначение (для чего она предназначена);

· масса тары (кг);

· грузоподъемность (кг);

· товарный знак предприятия-изготовителя.

Допускаются надписи о принадлежности к участку (цеху).

Порядок осмотра тары и нормы ее браковки. Тара, перемещае­мая грузоподъемными кранами, на которую распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должна подвергаться периодическому осмотру не реже одного раза в месяц.

При осмотре тары проверяются:

· наличие маркировки;

· исправность фиксирующих и запорных устройств;

· отсутствие трещин, износа или искривления захватных уст­ройств для строповки.

Тара, имеющая дефекты, к эксплуатации не допускается. При эксплуатации тары необходимо выполнять следующие тре­бования (по ГОСТ 12.3.010-76):

· тара не должна загружаться более номинальной массы брутто;

· способ загрузки должен исключить появления остаточных деформаций тары, включая местные;

· груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов;

· открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, долж­ны быть в закрытом положении;

· опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями;

· перемещение тары волоком и кантованием не допускается;

· использовать разрешается только исправную тару;

· необходимо правильно штабелировать тару.

Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам:

· перед началом эксплуатации;

· через каждые шесть месяцев эксплуатации;

· после ремонта.

Условия изготовления и испытания съемных грузозахватных ус­тройств. Изготовление грузозахватных устройств и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами по рабочим чертежам организациями, имеющими лицензию на про­изводство работ.

Грузозахватные устройства после изготовления подлежат испы­танию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузо­подъемность, на предприятии-изготовителе.

Сведения об изготовленных грузозахватных устройствах долж­ны заноситься в журнал учета грузозахватных устройств.

Грузозахватные устройства должны снабжаться клеймом или биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испыта­ния, а также должны быть снабжены паспортом.

Техническое освидетельствование строп, клещей, траверс про­изводит лицо надзора или другое лицо, специально назначенное приказом по предприятию.

Выбор грузозахватного устройства для строповки груза. После определения массы и габаритных размеров груза можно выбирать грузозахватные устройства.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

· угол между ветвями стропа не должен превышать 90° при строповке;

· при длине груза 12 м и более следует применять траверсу;

· при подъеме груза двумя кранами следует применять травер­су с балансирными стропами или с переставными обоймами;

· строп нужно выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла проектное положение;

· нужно учитывать возможность автоматизации захвата и осво­бождения груза;

· собственная масса грузозахватного устройства по сравнению с массой поднимаемого груза должна быть минимальной.

Периодичность осмотра съемных грузозахватных устройств. В про­цессе эксплуатации съемных грузозахватных устройств и тары вла­делец должен периодически производить их осмотр с записью в журнале осмотров в следующие сроки:

· каждый месяц — траверс, клещей и других захватов и тары;

· один раз в 10 дней — стропов;

· перед выдачей их в работу — редко используемых съемных грузозахватных устройств.

Осмотр стропов и тары должен производиться по инструк­ции, разработанной специализированной организацией. В случае ее отсутствия браковку стропов производят в соответствии с Пра­вилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Способы хранения съемных грузозахватных устройств и поддер­жания их в работоспособном состоянии. Съемные грузозахватные устройства должны храниться в специально отведенных местах, под навесом или в закрытых помещениях. Они должны быть снаб­жены необходимыми маркировочными бирками и надписями. Редко используемые съемные грузозахватные устройства следует хранить отдельно.

Съемные грузозахватные устройства необходимо в установлен­ные сроки подвергать техническому освидетельствованию. Резуль­таты освидетельствования заносятся в журнал регистрации грузо­захватных устройств.