Заземление

В этот день был основан первый музей россии - кунсткамера. История возникновения и развития музеев Когда был открыт первый музей

В мире в настоящее время существует огромное число музеев. Среди них значительно число отраслевых, например, художественных музеев, среди которых немало музеев мирового значения. Это: Лувр, частично Британский музей, Эрмитаж, Русский музей, Дрезденская галерея, это знаменитые музейные комплексы, музеи-заповедники, в т.ч. этнографические и природные (Йеллоустонский и Кенийский национальные парки, Кижи, Валаам, Хохловка, Ипатий, Загорский заповедник (Троице-Сергиева Лавра), Киево-Печерский ансамбль. Сюда же можно отнести города-музеи (Хива, Суздаль и др.), памятники «Золотого кольца» в РФ, Кирилло-Белозерский ансамбль и т.д., включая музеи-усадьбы (Мелихово, Ясная Поляна, Карабиха, Спасское-Лутовиново, Красный Рог, Овстуг, Абрамцево, Тарханы, Пятигорский заповедник, Михайловское, соответственно, например, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. К. Толстого. Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, музейный комплекс И.К. Айвазовского в Феодосии, И.С. Левитана в Плесе, А.Н. Островского в Щелыкове и т. д.), знаменитые комплексы музеев-дворцов и парковых ансамблей (Пушкин - Царское Село, Павловск; Ломоносов - Ораниенбаум, Останкино (Шереметьево), Звенигородский ансамбль, Архангельское, Кусково, Коломенское и др.) - число их можно бесконечно умножить. Совершенно невозможно рассказать не только об истории всех музеев (т. к. многие из которых сами предмет отдельного исследования), но даже упомянуть их. Ниже мы ограничиваемся кратким очерком музеев Узбекистана и историей основных типов музеев исторического профиля.

Крупным центром, регионом развития музейного дела является современный независимый Узбекистан. Особенное внимание развитию музейного дела в независимом Узбекистане уделяется в последние годы, когда целый ряд исторически важных указов Президента И.А. Каримова и правительства Республики уделено музейному делу. Среди первых музеев на территории современного Узбекистана были Туркестанский музей (открыт в г. Ташкенте в 1876 г.) и Музей истории и культуры в Самарканде (открыт в 1874 г.). Первоначально Туркестанский музей (ныне - Государственный Музей истории Республики Узбекистан, а ранее - Государственный Музей истории народов Узбекистана), в основном, первоначально возник на основе археологических, частично этнографических коллекций как небольшое собрание и размещался в трехкомнатной квартире. Постепенно коллекция музея росла, пополнялась новыми интересными музейными предметами, расширялась экспозиция. Музей находился долгое время в сравнительно старом, интересным архитектурно, но тесном здании на нынешней ул. Ахунбабаева, затем ему был предоставлен корпус бывшего Президиума Академии наук РУз на той же улице. Последнее время экспозиция музея существенно расширилась, обновилась, обогатилась; большое место в ней занимает новая экспозиция, посвященная борьбе за независимость и развитию независимой Республики Узбекистан.

Другой крупный музей исторического профиля в Самарканде -долгое время в 20 в. располагался в помещении бывшего ЦК Компартии Узбекистана в Самарканде, а затем переехал в новое специальное музейное здание в центре Самарканда. Среди крупных музеев Узбекистана -Государственный музей Искусств Республики Узбекистан, имеющий богатейшую коллекцию востоного, западного, русского классического и современного изобразительного искусства (живопись, скульптура), а также богатую коллекцию национального декоративно-прикладного искусства. Основа музея была заложена в 1918 г. после национализации коллекции великого князя Н.К. Романова, жившего в Ташкенте, в здании дворца которого долгие годы и находился музей, но коллекция музея несравненно выросла и обогатилась в дальнейшем. В конце 30-х музей переехал в новое здание. Этот корпус сильно пострадал и был снесен после ташкентского землетрясения в 1966 г. На его месте, благодаря активной помощи Ш. Рашидова было построено новое небольшое специальное здание, где сейчас и располагается музей, имеющий большие экспозиции и постоянно обновляющийся, в здании музея проводятся циклы лекций, организуются выставки (в т. ч. и международные), как и Выставочном зале Союза художников Республики Узбекистан. Большую роль музеям оказывает специальный институт в системе Министерства по делам культуры.Среди памятников музейного значения Узбекистана - привлекающие огромное внимание музейные комплексы - ансамбли Самарканда, Ташкента, Коканда, Бухары, Хивы и др. В Самарканде это комплекс мечетей, мавзолеев (Шахи-Зинда), ансамбль площади Регистан (медресе Улугбека, Шер-Дор, Тилля-Кори), знаменитый мавзолей Амира Темура и Темуридов (Гур-Эмир), отреставрированный и восстановленный в первоначальном виде; большие реставрационные работы идут в независимом Узбекистане по восстановлению разрушенной землетрясением гигантской мечети темуридской эпохи, известной как мечеть Биби-Ханум. В Самарканде большое внимание привлекает и обсерватория Мирзо Улугбека с музеем Мирзо Улугбека. Среди музейных ансамблей нельзя не назвать такие памятники мирового значения и в Бухаре, как минарет Калян (Минор-Калон), мавзолей Исмаила Самани, известный своей исключительной пропорциональностью, красотой фигурной кладки кирпича, музей-крепость-цитадель (Арк), ансамбль бывшего летнего дворца бухарского эмира (Ситораи-Мохи-Хоса), комнаты которого отделывались в частности, прославленным мастером Уста Ширином Мурадовым. Великолепны ансамбли города-музея Хивы (Ташхоули, Пахлаван- Махмуда и др.). Узбекистан богат краеведескими музеями, причем многие из них имеют богатые фонды, интересную экспозицию. Они работают не только в областных центрах республики, но и во многих других городах (среди них - краеведеские музеи Ангрена, Чирчика и др.).

Среди крупных музеев столицы республики можно назвать многие интересные музеи. В 1938 г. в здании бывшего дома востоковеда и дипломата князя Половцева был открыт Музей декоративно-прикладного искусства. В начале 70-х гг. к нему был пристроен новый корпус для хранения фондов и экспозиций. Сейчас это один из наиболее интересных музеев столицы Узбекистана, в котором декор старой части здания, (который отделывали лучшие мастера декоративно-прикладного искусства) сочетается с экспозицией новой части музея. Очень интересны в этом плане и залы ГАБТ им. А.Навои. Среди крупных специализированных отраслевых музеев, расположенных в Ташкенте Музей железнодорожной техники под открытым небом (один из трех в крупнейших в мире, наряду с музеями в Филадельфии и Токио), Музей Вооруженных сил министерства обороны (истории ВС) с постоянной выставкой, Музей истории здравоохранения, Музеи геологии и палеонтологии и др. В Ташкенте существует ряд учебных музеев (криминалистики в Академии МВД, Археологиеский и Зоологический музеи НУУ им. М. Улугбека). Среди крупных музеев столицы Узбекистана богатый по фондам экспозиции Музей природы, ведущий начало от Туркестанского музея.

В Ташкенте действует и крупный Литературный музей им. А.Навои. Ряд музеев посвящен истории предприятий и учреждений. Среди крупных музеев такого рода - музей истории ТВРЗ (Узжелдорреммаш), ТАПОиЧ, НУУ и др. Ряд интересных музеев посвящен выдающимся деятелям истории и культуры. Среди них немало мемориальных музеев, домов-музеев. Здесь надо назвать музей имама Аль-Бухари в Самаркандской области, дома-музеи и мемориальные музеи М.Т. Айбека, М. Ашрафи, Ю.Ахунбабаева, С.П. Бородина, Г.Гуляма, художника У. Тансыкбаева, Тамары Ханум, М. Тургунбаевой С. Есенина и др, многие из которых в последние годы обновлены, обогатились их фонды, созданы новые экспозиции. В ТГПУ им. Низами известен музей героев войны с фашизмом (студентки ТГПУ Е.Стемпковской), при лицее НУУ существует музей им. С. Сираждинова, крупного ученого, бывшего ректора ТашГУ. Ряд интересных общественных музеев действует в школах. Интересен музей создателя электронного телевидения - ташкентца Б.П. Грабовского в Центре научно-технического творчества молодежи. Появляются и новые формы музейного дела, например, Музей-салон «Центральная Азия», комнаты и кабинеты-музеи (например, В.А. Успенского при РССМШИ его имени при Государственной консерватории. Среди новых музейных комплексов нельзя не назвать посвященные Амиру Темуру, М. Улугбеку, Ибн Сино и др (Шахрисабз и др.). Одним из великолепных зданий столицы независимого Узбекистана является расположенный в центре города Музей, посвященный истории Амира Темура и Темуридов. Этот музей посвящен важной эпохе в истории Узбекистана - сегодня один из самых ярких в республике.

Говоря о музеях Узбекистана, нельзя не вспомнить и о великолепных природных памятниках музейного значения - Чаткальского заповедника, а в Ташкенте - богатый Зоопарк, недавно пересилившийся в новый, прекрасно оборудованный комплекс. Широко известен один из крупнейших в мире, прославленный и как научный центр Ботанический сад Академии Наук Республики Узбекистан.

Многие исторические памятники Узбекистана не только охраняются государством, но и находятся под охраной ЮНЕСКО как памятники мирового знания. Современные музеи имеют свою международную организацию - Международный Совет Музеев, издающий журнал «Museum».

Музеи появились начиная с наиболее древних цивилизаций (в Меспоттамии, Кносский дворец (Крит), дворцы и храмы Китая, Ниневии и др.). Среди ранних памятников, имевших музейное значение необходимо отметить Ктесифон, Константинополь, Багдад, Кордова и др., имеющие целые комплексы ПМЗ. Первые музеи возникли как собрания и в Древней Греции, Риме. В эпоху Возрождения с развитием науки началось сознательное собирание исторических и художественных ценностей, ставших зачастую позднее ядром будущих знаменитых музеев. Собрание ПМЗ купцом и банкиром Дж. Менетти в 15 в., античных надписей (основы эпиграфики), предметов старины (кабинет редкостей Франциска I в Фонтенбло), кунсткамеры в Тироле, Мюнхене, коллекции при университетах продолжили этот процесс. Великие географические открытия, развитие международных связей порождают усиленный интерес к собирательству, а порой и захвату иноземных рукописей, древностей, книг. В 1683 г. возникает Оксфордский музей, а в 1753 г. на основе крупных национальных собраний частных лиц - и первый национальный музей - Британский. В России музеи возникают с 17 в. В 1844 г. в Париже коллекция Дж. Соммерара легла в основу исторического музея Клюни, а в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный Исторический Музей Франции. В большинстве случаев музеи Западной Европы 19 - начала 20 вв. состояли из археологических собраний и художественных произведений. Немалая часть коллекций (в т. ч. Британского музея) была собрана в условиях колониальных захватов, грабежа исторических памятников порабощенных стран.

В Италии в Лютеранском музее в Риме, Дворце дожей в Венеции и др. находится много памятников античности и Ренессанса. В 1875 г. в Риме образован Национальный Музей истории первобытного общества и этнографии, а в 1916 г. Центральный Музей Рисорджименто . В Испании и Португалии исторические памятники находятся в художественных музеях или в музеях-дворцах (например, Музеи Прадо в Мадриде, Эскориал и др.). В Берлине в 1825 г., как указывалось, были созданы старый, а в 1855 г. - новый Музеи, в Нюрнберге в 1852 г. - Германский Национальный Музей; в Дании в Копенгагене в 1917 г. - Национальный Музей. Исторические музеи возникли в Люблине (1817), Загребе (1880), Белграде (1901) и др. В странах Востока также организуются ряд национальных музеев (музейные ансамбли дворцов): в 20 в. основной Национальный Музей в Каире (Музей Египетских Древностей), в Индии - Правительственный Музей в Мадрасе (1851), Центральный Музей в Нагпуре (1863), Индийский Музей а Калькутте (1866), Археологический музей в Матхуре (1874)* и др. В Стамбуле в 1877 г. был организован Военный Музей. Первый музей в США был организован Пенсильванским Историческим Обществом в Филадельфии (1834), Национальный Музей в Вашингтоне был организован в 1875 г. В странах Латинской Америки один из старейших музеев - Национальный Музей, Богота (Колумбия) основан в 1824 г.

Рост НОД в странах Востока ускорил процесс создания здесь музеев. В 1914 г. в Пекине в бывшем императорском дворце создан Историко- художественный Музей - Гугун, а в 1919 г. Национальный Музей в Дамаске (Сирия), в 1923 г. - Иракский Национальный Музей в Багдаде. После кемалистской революции в Турции был создан ряд исторических музеев (в 1923 г. - Музей тюркской и мусульманской культуры в Стамбуле, Этнографический музей в Анкаре, в 1924 г. - Музей Дворца Топ Кала и др.). В 1938 был создан Музей древностей Ирана в Тегеране. Среди крупных музеев исторического профиля музей выделим следующие: заповедник в Мальборке (Польша), посвященный борьбе против агрессии немецких рыцарей-крестоносцев; Музей Истории Варшавы (построенного в результате восстановления разрушенного в годы второй мировой войны Старого рынка). В Польше же известны музеи-дворцы в Неборове (17 в.), Видянуза и др. Один из первых городов-музеев в истории городов был открыт в Торуни (Польша). В Таборе (Чехословакия) находятся музеи истории гусизма им. Яна Жижки; в г. Мартине (старом центре НОД) в Словакии также Национальный Музей Словакии. В Белградской старинной цитадели находится крупный музей истории нац-освободительной борьбы. Такого же типа музеи есть в Загребе и Любляне. В Шанхае находится крупный музей памяти Сунь Ятсена, а также в Гуанчжоу и Пекине. Центральный Музей Истории Китая открыт в 1959-60 гг. в Пекине. Интересующиеся перечнем наиболее крупных исторических музеев мира из популярных изданий могут найти в СИЭ, т.9, М., 1966, сс.712-713. Вне территории стран-участниц СНГ среди первых музеев нужно назвать хранилище-сокровищницу царей, оружия, предметов, быта, драгоценностей - Оружейную Палату, возникшую еще в 16 веке. Крупные собрания исторических памятников были у Б.Ф. Годунова, Ф. Милославского, В.А. Головина, Я.К. Брюса, А.Н. Демидова, Д.М. Голицына. В 1719 г. открылся первый Публичный Музей в России - Кунсткамера (основана в 1714 г.) в коллекции которой заметное место занимали исторические памятники. С середины ХVIII в. многие коллекции по истории артилерийского дела, морского дела, превращаются в музеи. Исторические памятники хранились в собраниях Эрмитажа (открывшегося для публики в 1852 г). Азиатский музей (1818); музеи Одессы, Анапы, Феодосии (музейных древностей) и др., были в основном археологическими или военными. Исторические музеи возникли в Киеве, Екатеринославе, Архангельске и др. Фонды часто были укомплектованы предметами археологии (юг), старины, истории быта. Большую ценность представляли памятники письменности, собиравшиеся в музейных коллекциях. Развитие истории, науки во 2-ой половине 19 в., развитие специальных вспомогательных исторических дисциплин привели к расширению источниковедческой базы музеев, сказалось на расширении музейной сети. В это время идет процесс перестройки музейных экспозиций, большей специализации музеев. Большое значение для организации работы музеев имела так называемая историко-бытовая школа в исторической науке (И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова и др.), исследования по экономической истории, этнографии, археологии и др., сопровождавшиеся выявлением многих письменных и вещественных памятников. В 1827 г. был основан Российский Исторический Музей в г. Москве. Возникли музеи при научных общественных МАО, РГО, Псковском археологическом обществе и т.д., а также При ученых архивных комиссиях (Костромской, Тамбовской, Саратовской Таврической и др.), при Казанском, Киевском и других университетах, Лазаревском институте восточных языков, а также при многих статистических комитетах (Минск, Кутаиси, Владикавказ, Астрахань, Новгород, Владимир и др.). В первые десятилетия 20 века было создано 25 новых музеев; в основном в 20-е годы были созданы 19 историко-бытовых музеев в усадьбах и 12 музеях-монастырях (Ново-Иерусалимский, Троице-Сергиева лавра и т. д.). Многие музеи пострадали во время войны с фашизмом. Но многие крупные музеи пострадали и в послевоенные годы.

Среди исторических музеев большое место всегда занимали военно-исторические музеи, осуществлявшие хранение и экспонирование оружия, предметов военной техники и снаряжения, воинских знамен, реликвий, документов, связанных с военной историей.

Есть ряд типов военно-исторических музеев:

Общеисторические

отраслевые: артиллерийские, военно-морские и т.д.

мемориальные: музеи-памятники, замки-крепости, войсковые, музеи-панорамы.

Кроме того, во многих историко-культурных, а порой и в художественных музеях имеются богатые МК военного характера. Например, еще в 1547 г. упоминается Оружейная палата, а в 1560 г. в Москве была первая выставка трофейного оружия. В начале 18 в. возникают многие военные музеи. Некоторые материалы можно получить интересующимися музеями в СИЭ, т..9, стр.779.Здесь есть перечень ряда музеев Туркменистана, Таджикистана, Кыргыстана, Казахстана и др. Среди крупнейших музеев стран-участниц СНГ можно назвать следующие:

Центральный Музей Вооруженных Сил в Москве, Центральный Военно-Морской Музей в С.-Петербурге, Центральный музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (там же), музей-выставка ЦДА, военно-морской музей в Севастополе, а так же военно-морские музеи во Владивостоке. Мурманске, Балтийске, Кронштадте, Государственный Музей Истории Полтавской битвы, Государственный Бородинский военно-исторический музей обороны в Волгограде, Белорусский Государственный Музей истории войны (Минск), Музей обороны Бресткой крепости, Музей Курской битвы и др. Среди крупных мемориальных военно-исторических музеев можно назвать музеи А.В. Суворова, военный музей-командный пункт Н.Ф. Ватутина. Особыми видами военно-исторических музеев являются - панорамы и диорамы . Среди них музей-панорама «Бородинская битва» (Москва), музей-панорама «Оборона Севастополя» (Севастополь), музей-диорама «Штурм Сапун-Горы» (Севастополь) и др. Существует много музеев военных округов войсковых частей.

Следует иметь в виду, что ряд музеев, усадеб и дворцов были созданы приказом «О порядке ведения дел в ведомстве бывшего Министерства двора», в соответствии с которым во дворцах Петергофа, Гатчины и др. с учетом декрета «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» от 5 октября 1919 г. были взяты на учет усадьбы, имевшие историческое значение. Позднее вышли указы «Об охране памятников природы, садов, парков» от 16 сентября 1921 г. и « Об учете и охране памятников искусства старины и природы» от 7 января 1924 г. В наиболее замечательных дворцах и усадьбах типа Кусково, Коломенское, Останкино, Архангельское, Петергоф, Павловск, Гатчина и др. были созданы историко-художественные, архитектурные музеи-заповедники. Часть из них, пострадавшая в годы войны с фашизмом, была позднее восстановлена.

Значительные коллекции знамен, оружия, реликвий боевой славы хранятся в Государственном Эрмитаже, ГИМ, Оружейной палате. Среди крупных военно-исторических музеев - Музей Войска Польского в Варшаве, Венгерский Национальный Музей и Военно-исторический Музей в Будапеште, Государственный Музей в Пекине. В США крупные военно-исторические коллекции находятся в Национальном Музее (Вашингтон), широко известен Музей морской пехоты США (Квентин, штат Виргиния), который является местом хранения реликвий, документов истории армии; Артиллерийский музей Винчестера (Нью-Хейвен, штат Коннектикут), Музей моряков (Нью-Порт, штат Виргиния); Военный музей училища Вест-Пойнт (штат Нью-Йорк); музей Метрополитен (Нью-Йорк) имеет раздел истории оружия и рыцарских доспехов. В Великобритании известен так называемый Имперский Военный Музей (Лондон), основанный в 1917 г., Лондонский Арсенал (Тауэр, Лондон), Музей военного училища в Сандхерсте, Морской Музей в Гринвиче (1934). Во Франции крупнейшие военно-исторический Музей Армии (Париж) основан в 1905 на базе артиллерийского музея Дома Инвалидов (основан в 1670 г.); Музей войны (Париж, основан в 1918), содержит материалы по истории 1 и 2-ой мировых войн; Военно-Морской Музей (Париж, основан в 1837). В Италии крупнейшие ВИМ - Музей-замок Сент-Анджело (Рим, осн. в 1825 г.); «Армерия Реале» (Турин, осн. в 1837 г.), итальянская Оружейная палата, Морской музей (Генуя), Морской исторический музей (Венеция). В Испании среди крупных ВИМ - Военный Музей в Мадриде (осн в 1804 г.); Морской Музей (Мадрид, осн. в 1843 г.); «Реаль Армерия» (Мадрид) - испанская оружейная палата. В Австрии - Военно-исторический музей в Вене (осн. в 1891г.). В Швеции - Королевский музей армии (Стокгольм, осн. в 1879 г.), Морской музей в Стокгольме (1938 г.); Морской музей в Гетеборге (1918). В Дании - Королевский музей «Арсенал» (1838), Королевский музей, Морской музей (Копенгаген). В Японии - Музей Армии Ицукусима (префектура Хиросимы), где содержатся образцы самурайского оружия, атомной бомбардировки Хиросимы и т.д. О мемориальных музеях см. СИЭ, т.9, сс782-788 Музеи археологические (АМ) первоначально появились как часть исторических музеев (включая, например, Московскую Оружейную палату и Кунсткамеру); специализированные АМ возникли в начале 19 в. (Николаев, Керчь, Феодосия). Для развития коллекций АМ большое значение имели работы И.А. Стемпковского о важности собирания археологических коллекций, Н.Н. Бларамберга и др. Среди музеев так называемого дальнего зарубежья первый музей возник в Александрии (Египет) еще в 3 в до н.э., как собрание памятников искусства и старины. Среди первых крупных АМ мира были личные музеи керамики римских аристократов (включая фабия Пиктора). Наименование «музей» присвоил своему собранию древних рукописей и старинных предметов в 15 в. Лоренцо Медичи Великолепный во Флоренции (Италия), откуда оно и распространилось по всему миру. АМ как таковые возникли в 19 в, а сейчас имеются во всех крупных центрах мира. Среди крупнейших АМ - музеи Италии (Галерея Уффицци во Флоренции, конец 16 в), Национальный музей (1865), Национальный Археологический музей (1870); Ватиканский музей (Рим, 18-19 вв.); Латеранский музей скульптуры (1844), Термы Диоклетиана (так называемый Музей терм), Римский национальный музей (1839); Палацц Деи Консератори, Капитолийский Музей, Исторический Этнографический Музей (1875), Музей вилла Джулия (1889). Материалы раскопок Помпеи и Геракла хранятся в специальном музее, основанном в 1738-48 гг. в Неаполе. В Греции крупнейший музей - Национальный Археологический Музей в Афинах (1874), музей Акрополя (1878), музеи в Дельфах, Коринфе и др. Во Франции богатейшим собранием археологических МК из Италии, Греции, Египта, Ближнего Востока, является Луврский Музей (1793) и Национальный Музей Древностей (Париж, 1863). Большие археологические собрания содержит Кабинет Медалей при Национальной библиотеке и музей Гиме (1885), музей в Сен-Жермене (1801), Лилле (1901) и др. В Англии крупнейшим собранием археологических древностей располагает отделение древностей Британского Музея (1753), Музей Виктории и Альберта (Лондон, 1852), Музей Ашмола (Оксфорд, 1683). В Германии - это Берлинский Государственный Музей (1838), музеи Мюнхена, Дрездена, Веймара, Нюрнберга, Майнца и др. Среди крупных музеев археологического профиля можно назвать также Швейцарский Музей народонаселения (Цюрих, 1890), Швейцарский Музей (Базель, 1893), Национальный Музей в Копенгагене (Дания, 1807) и Мадридский Музей Археологии (Испания 1867), Национальный археологический музей в Софии (1878) и Пловдиве (1882, Болгария), Будапештский исторический музей и музей Ажанинка (Венгрия), Национальный музей Белграда (1886), музей археологии в Варшаве (1928), Познани (1857), Лодзи (1956). В Америке самая крупная археологическая коллекция - коллекция музея Метрополитен (Нью-Йорк, 1870), крупные коллекции имеются в Канадском Национальном Музее в Оттаве (1842), музей Онтарио (1912), а в Мексике - в Национальном музее антропологии в Мехико (1825), Музее археологии и истории Юкатана (Мерида, 1920), Археологический музей в Тептаукана (1932).

В Турции богатейшее археологическое собрание содержится в Музее археологии в Стамбуле (1869) и Музее археологии в Анкаре (1923), в Египте - Египетском Музее в Каире (1906), в Греко-Римском музее в Александрии (1892); в Иране в Музее археологии Тегерана (1936); в Ираке - в музее Багдада (1923), Вавилона (1940), Самарры (1956). Большие исторические ценности хранятся в музеях Китая, в музее Гугун в Пекине, Национальном Музее Нанкине, Харбинском музее, музее археологии и надписей в Сиани, в павильоне у стоянки Синантропа в Чжоукоудяне (около Пекина, 1953), музее неолитического поселения Наньян в Сиане. В Индии это археологический музей Мадураи (1874), музей Барода (1894), Национальный исторический музей Индии в Дели (1940), музей Виктории и Альберта в Бомбее (Минамае, 1855) и др. Большое место в системе исторических музеев в России занимали коллекции в Кунсткамере, затем это были коллекции созданного в 1918 г. Азиатского (Передняя, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье) и Этнографического (1836) музеев. В 1779 г. был создан Музей антропологии и этнографии, многие материалы собирались филиалами РГО. Позднее на базе Румянцевского и Дашковского собраний был создан Центральный Музей народоведения на базе этнографического отдела Русского Музея и Государственный Музей Этнографии. Крупные этнографические музеи возникли в Тбилиси (Кавказский), в Ростове, Архангельске, Смоленске и Якутске. В дальнем зарубежье крупные этнографические музеи находятся в Польше, старейшие этнографические коллекции в Музеях Ашмола (Оксфорд, 1683), Британском музее (1753). Из специализированных этнографических музеев необходимо сказать о Берлинском музее народоведения, Парижском и Ротрдамском, Амстердамском музеях (1883) и Стокгольмском этно-парке Сансен (1891), Гамбургском музее народоведения, Датском национальном музее. Также перечислим Музей народоведения в Мюнхене, университетские музеи археологии и этнографии Кембриджа, Гарварда, Пенсильвании, Оксфорда, музей Риверса. Широко известен антрополого-этнографо-археологический музей - Музей Человека (Париж, 1930), созданный на базе музея Трокадеро (1878). Многие музеи Запада имеют коллекции, связанные с колониальной экспансией, например, Голландский коллониальный музей в Гарлеме (1865), Лейденский Музей (Нидерланды, 1887), Музей Центральной Африки в Бельгии (Брюссель, 1896), этнографический отдел Британского музея.

Возникли этнографические музеи в Индии, Индонезии, Бирме, Камбодже, Турции, Иране, Ираке, Сирии, Алжире, Тунисе, Судане, Гане, Нигерии, а в Америке в Аргентине, Мексике, Бразилии, Боливии, Чили, Парагвае, Перу и др. Широкое распространение получили краеведческие музеи. Первые краеведческие музеи на современной территории независимых стран появились в конце 19 в.

Краеведческие музеи, сохраняющие и популяризирующие есттественно научные и исторические знания, памятники определенных географических или административных районов появились еще в конце 18-начале 19 вв. Таковы Музей естественных произведений в Иркутске, музей в Барнауле, затем в Тифлисе (Тбилиси), Оренбурге, Астрахани и других местах. Они создавались при учебных заведениях, палатах Государственных имуществ, отделениях РГО. Многие из них были сначала недолговечными, после 1861 г. каждое десятилетие возникало 10-12, затем 24-28 музеев. Всего на начало 20 в. действовало порядка 80 краеведческих музеев, из них 12 на Украине, один в Закавказье, один в Средней Азии. Коллекции памятников, собранные этими музеями (но число их в национальных районах царской России, как легко видеть, было невелико) содержали серьезные научные МК, что относится к коллекциям Казанского, Кавказского, Якутского, Иркутского и других музеев. В 20-е годы Центральным бюро краеведения Наркомпроса издавались краеведческие журналы, создавались музеи. Перед войной на территории бывшего СССР было 429 краеведческих музеев. В годы войны многие музеи, находившиеся на территории оккупированных республик СССР, понесли большой ущерб. Гитлеровцы уничтожили полностью или частично десятки музеев. Уже однако к середине 60-х годов число музеев краеведческого профиля выросло, хотя далеко не все из них имели богатые и научные экспозиции. Всего их было около 460, с отделами природы, истории, иногда этнографии края.

Краеведческие музеи играют большую роль в сборе научных коллекций по природе, истории, культуре. В Узбекистане известны такие музеи, как Ангренский (1961), Андижанский (1964), Наманганский (1920), Кокандский (1924), Сурхандарьинский в Термезе (1953), Ферганский (1899), Чирчикский (1958), Бухарский музей-заповедник (1923), Каракалпакский в Нукусе (1927). Первые музейные собрания в собственном смысле слова возникли в Древней Греции, где произведения искусства постепенно сосредотачивались в храмах, священных рощах, дворцах, домах собраний; в известной мере такие музеи отражали разные стороны жизни разных городов, регионов, и были в известном смысле краеведческими. Начало систематического коллекционирования и создания музеев как специальныифически музейных учреждений относится, конечно к эпохе Возрождения/Ренессанс/, при этом музеи были многоотраслевыми, отражали разные стороны естественной истории и истории общества. Географические открытия, становление современной науки и вызвали к жизни в ХV-ХVIII ввкунсткамерно-музейные собрания, включающие памятники природы, исторические и этнографические коллекции, раритеты. В России же первый ПУБЛИЧНЫЙ музей / многоотраслевого плана/открыт в начале ХVIII в, сеть музеев бывшей Российской империи сформировалась в течение 2-ой половины ХVIII-ХIХ вв. К началу ХХ века здесь действовало порядка 150 музеев, не считая закрытых собраний в армии -они существовали при научных обществах, ученых архивных комиссиях, статистических комитетах и университетах, как указано было выше. Много музейных ценностей находилось в частных собраниях, малодоступных для ученых и специальныиалистов. Не говоря уже о широкой публике. Ведомственная разобщенность музеев вела и к разнобою в научно-методических вопросах. Попытка выработать общие принципы музейного дела на общероссийском музейном съезде не имела успеха /был проведен подготовительный съезд в 1913 году/ После национализации крупнейших музеев и музейных собраний в 1917-1918 гг., был установлен определенный порядок в охране музеев.

Культура

Пока не будет изобретена машина времени, чтобы отправляться в прошлое, единственный способ "путешествовать во времени" – это сходить в старинный музей. Конечно, чтение книг – тоже неплохой способ "перенестись в прошлое", но ничто не сравнится с тем, чтобы своими глазами увидеть вещи, которые чудесным образом дошли до нас из глубин древности.

Если вы хотите совершить незабываемое путешествие в прошлое, вам обязательно следует отправиться в музей. Помимо археологических артефактов, эти места также познакомят вас с художниками, которые оказали огромное влияние на мировую культуру.

Начиная от картин и скульптур и заканчивая другими вдохновляющими вещами, все, что вы увидите и узнаете в этих музеях, может стать альтернативой того, что вы сможете выучить за один семестр учебы на историческом факультете.


1) Капитолийские музеи, Рим, Италия


Этот музейный комплекс включает несколько музеев искусства и археологии. Первый шаг для создания этого музея был сделан в 1471 году, когда Папа Римский Сикст IV подарил городу Риму коллекцию античной бронзы. Артефакты были помещены на холме Капитолий в Риме. В 1536 году Микеланджело Буонарроти спроектировал комплекс с тремя дворцами и площадью между ними. Теперь в этих дворцах расположены музеи, коллекции которых собирались в течение 400 лет! Если вы посетите Капитолийские музеи, вы сможете восхититься искусством Средневековья и Возрождения, увидеть уникальные древнеримские статуи, монеты, украшения и многое другое.

2) Музеи Ватикана, Ватикан


В Ватикане имеется большой комплекс музеев, известный под названием музеи Ватикана. Первый музей этого комплекса появился в начале 16-го века. Первый экспонат для него был приобретен папой Юлием II в 1506 году. Первоначальная коллекция экспонатов музея расположилась в Апартаментах Борджиа. Через некоторое время было приказано построить здание исключительно для того, чтобы расположить в нем музей. Сегодня музеи Ватикана включают большую группу музеев, среди которых Музей античной скульптуры, старинная библиотека, Музей искусства, Музей истории Ватикана и многие другие.

3) Кабинет Амербаха, Базель, Швейцария


Вначале эта была коллекция интересных экспонатов, которые приобрел город Базель, Швейцария, в 1661 году. Через десять лет коллекцию могла увидеть публика. Событие ознаменовало собой открытие первого до сих пор существующего публичного музея в мире. В настоящий момент коллекция музея является частью богатого исторического и культурного наследия города Базель. Это место является своеобразной Меккой для тех, кто желает заглянуть в прошлое, увидеть любопытные артефакты и произведения искусства.

4) Королевская оружейная палата, Лондон, Великобритания


Это самый старый музей Великобритании и один из старейших в мире. В музее собрана самая крупная коллекция оружия и доспехов в мире. Впервые для публики музей был открыт в 1660 году, хотя коллекция уже начала собираться до этого, но ее экспонаты могли увидеть только высокопоставленные гости короля. Среди выдающихся коллекций музея – Коллекция огнестрельного оружия, Коллекция артиллерии, Национальная коллекция оружия и доспехов и другие.

5) Музей изобразительных искусств и археологии, город Безансон, Франция


Этот музей считается старейшим музеем Франции. Он открылся в 1694 году и сегодня заменит во всем мире благодаря своей огромной коллекции картин, артефактов, мебели и так далее. В музее можно увидеть даже несколько египетских мумий, произведения искусства знаменитых итальянских, французских и испанских художников и более 5500 французских шкафов разных европейских школ.

6) Эшмоловский музей искусства и археологии, Оксфорд, Великобритания


Расположенный в английском городе Оксфорд, этот музей является самым старым университетским музеем в мире. В 1677 году он получил свою первую коллекцию редких экспонатов от Элиаса Эшмола. Через год началось строительство здания для этого музея, которое было завершено в 1683 году. Сегодня музей содержит дорогую коллекцию предметов, имеющих художественное и археологическое значение. Среди ценных экспонатов вы можете найти библейские манускрипты, картины Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, акварели Тернера, парадный костюм Лоуренса Аравийского и многое другое.

7) Британский музей, Лондон, Великобритания


Основанный еще в 1753 году, Британский музей является одним из самых старых музеев в мире, имеет самую дорогостоящую коллекцию экспонатов со всего света. В очень красивом здании музея хранятся коллекции экспонатов, состоящие из 7 миллионов предметов. Среди многочисленных отделов музея имеются следующие: отдел Древнего Египта и Судана, отдел греческой и римской античности, отдел Среднего Востока, отдел оттисков и картин, отдел Азии, отдел Африки, Океании и Америки, отдел монет и медалей, отдел Европы и доисторической эпохи, отдел научных исследований, библиотеки и архивы.

8) Галерея Уффици, Флоренция, Италия


Этот итальянский музей является не только одним из самых старых музеев мира, но и одним из самых знаменитых. Знаменит он, конечно, своими коллекциями, а также зданием, где они размещены. Главный внутренний двор музея - длинный и узкий, а в конце упирается в реку Арно. В те времена, когда было построено здание (строительство было закончено в 1581 году), конструкция такого двора была довольно уникальной. Историки архитектуры считают, что этот двор явился первым городским пейзажем Европы. Самыми известными в коллекции Уффици являются полотна Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело, Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Фра Филиппо Липпи и Караваджо.

9) Бельведер, Вена, Австрия


Экспонаты этого музея стали собираться императорской семьей в Вене. Владельцем этого дворцового комплекса, который был построен в качестве летней резиденции, стал принц Евгений Савойский. После смерти принца тут был основан и открыт для публики музей. Первыми экспонатами музея был картины, принадлежащие Гамбургской династии. Императорская картинная галерея чуть раньше была открыта в другом месте, но позже была перевезена в Бельведер. Это произошло в 1776 году. Через пять лет галерея была открыта для посещений.

10) Лувр, Франция, Париж


Пожалуй, самым знаменитым музеем мира является Лувр, который еще и один из самых крупных на свете, а также один из старейших. Когда-то, а именно в конце 12-го века, здание Лувра было крепостью. Только после Французской Революции в здании обосновался музей. Официально он был открыт 10 августа 1793 года и включал 537 картин. Большинство из этих произведений искусства ранее принадлежали церкви по всей стране. Сегодня в музее более 35 тысяч экспонатов, включая одни из самых знаменитых, среди которых Мона Лиза Леонардо да Винчи, статуя Венеры Милосской, работы Рембрандта и Тициана и многие другие шедевры.

Или в Интернете.

В 1946 году создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums ) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.

Детские музеи

В международной профессиональной Ассоциации детских музеев (англ. ) (ACM), основанной в 1962 году, на 2007 год вовлечены 341 участник из 23 стран . Европейская ассоциация детских музеев (HO!E) основана в 1994 году, включаяющая 34 страны на период 2007 года .

Ведомственные музеи

Виртуальные музеи

Интерактивные музеи

Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах , и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий .

Исторические музеи

Исторические музеи охватывают знания об истории и её актуальности для настоящего и будущего. Одни охватывают отдельный исторический период, другие - историю в целом. В таких музеях представлены множество артефактов, включая документы, произведения искусства, археологические объекты. Нередко объектом такого музея становится дом-музей . Бывают также военно-исторические музеи.

Кочующий музей

Профессиональной направленности

Морские музеи, музеи медицины

Специализированные музеи

Существует немало музеев, посвящённые на различные темы (музей игрушки , музей карандаша , музей бороды и др.). Музыкальные музеи могут отмечать жизнь и творчество композиторов или музыкантов (например, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова). Существует музей No Show Museum , целиком посвящённый ничто и его воплощениям в истории искусства.

Частные музеи

Частные музеи - это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, то есть сохранять или менять свою принадлежность.

Этнографические музеи

Этнологические музеи посвящены изучению, сбору, сохранению и демонстрации артефактов и предметов областей этнологии и антропологии .

Значение музеев

Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев - всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни .

Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.

Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.

Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.

Есть у музейных предметов и экономическая функция. Они увеличивают ценности, в том числе финансово, вызывают необходимость использоваться на благо людей, в том числе с целью дальнейшего наращивания ценностей.

Историческое социокультурное наследие может использоваться для доказательства объективных политических процессов и явлений в истории народов, использоваться в отношениях между разными социальными общностями, для формирования государственной деятельности, определения её форм, направлений, задач и содержания.

Воспитательная функция музейных предметов реализуется через уважение к прошлому, развитие патриотизма, направление духовного развития и укрепление исторической памяти детей и молодёжи. Музейные собрания формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.

Наконец, есть у них и созидательная функция. Они усиливают участие в развитии общества историко-культурных ресурсов музеев, в том числе через прикладные научные исследования и увеличение объёма этих ресурсов .

1.3 История возникновения музеев

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев - изучение и систематизация коллекции - находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.

Самым древним музеем Москвы, является Оружейная палата Московского кремля. Ее первая общедоступная экспозиция открылась в 1816 г. Статус музея Оружейная палата получила при императоре Александре I в 1806 г.


Формирование коллекции музея Оружейной палаты происходило в течение нескольких веков. Ее основу составили сокровища, хранившиеся со времени Ивана III в каменном здании и погребах Казенного двора, расположенное между Благовещенским и Архангельским соборами Московского кремля. Здесь хранили подотчетные им сокровища сразу несколько ведомств: приказ Большой Казны, ведавший государевой сокровищницей и финансами, Оружейный приказ, занимавшийся изготовлением оружия, Конюшенный приказ, ведавший царскими экипажами и Мастерские государя и царицы, изготавливавшие ценные вещи для царского обихода.

Казенный двор в кремле (см. здание с зеленой шатровой крышей между соборами)

Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича".

Миниатюра 1672-73 гг. Фрагмент

Каждое ведомство хранило свою казну в отельных палатах. Палата Оружейного приказа называлась Оружейной, а мастерских - Мастерской палатой. Петр I объединил все эти ведомства в одно, дав ему название Мастерских и Оружейной палаты, и создал для него особое присутствие, подчиненное Сенату.


Перенос столицы в Петербург привел ухудшению условий сохранности коллекции Мастерских и Оружейной палаты. В 1737 г. Казенный двор сгорел, часть ценных предметов погибла, то, что осталось было перенесено в Теремной дворец Московского кремля.

При императоре Александре I с целью сбережения собранных сокровищ было решено провести ревизию ценностей и создать надлежащие условия для их хранения и экспонирования публике. С этой целью 10 марта 1806 г. Александром I был издан специальный указ “О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей ”, в соответствии с которым палата (далее будем называть ее просто Оружейной) фактически получила статус музейного учреждения.

Согласно указу запрещалось без специального разрешения императора продавать экспонаты Оружейной палаты. Создавался штат сотрудников для описания и хранения коллекции, а также ответственных за розыск и возврат выданных ранее "достопамятностей".

Из числа историков, коллекционеров и знатоков старины, были назначены почетные члены, среди которых были Н.И.Карамзин, А.И.Мусин-Пушкин, А.Н.Оленин и др. В 1807 г. одним из почетных членов музея, А.Ф. Малиновским, был составлен первый каталог экспонатов - “Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающейся" .

Возглавил Оружейную палату начальник экспедиции кремлевских строений (заведующий ремонтом и строительством дворцовых зданий) тайный советник Петр Степанович Валуев. В 1806 г. под его руководством, по проекту архитектора И.В. Еготова, на месте бывшего дворца Бориса Годунова, началось строительство двухэтажного музейного здания. Строительство в основном завершилось к 1810 г. В 1812 г. производились отделочные работы, а экспонаты готовились к размещению в новом зданию и открытии экспозиции. Но эти приготовления были прерваны начавшейся Отечественной войной.

В годы Отечественной войны 1812 г. важнейшей задачей для сотрудников Оружейной палаты стало спасение коллекции ввиду вступления войск Наполеона в Москву. Экспонаты удалось упаковать и скрытно вывезти в Нижний Новгород. В 1813 г. они без потерь были возвращены в Москву. Хотя многие требовали реставрации, просушки и очистки. Что заняло определенное время.
Первая экспозиция Оружейной палаты была открыта для посетителей в 1816 г. Главой музея тогда уже был Николай Борисович Юсупов, член Государственного совета, известный знаток древностей и коллекционер, возглавивший Оружейную палату в 1814 г. после смерти П.С. Валуева. Основная экспозиция располагалась на втором этаже, в помещениях с высокими залами. Здесь находились, в том числе, шапка Мономаха и другие царские регалии, с которых рекомендовалось начинать просмотр. Первый низкий этаж занимали парадный проход к выставке и архивы.

Первоначально допуск к экспозиции не был ограничен. Но с ростом интереса к Оружейной палате, с увеличением количества посетителей, возникла угроза сохранности экспонатов. В 1820 г. Н.Б. Юсупов вынужден был ограничить посещения, они стали проводиться по билетам два раза в неделю.

Вскоре стало ясно, что первоначальное здание музея было не вполне пригодно для хранения коллекции. Из опасения возможных пожаров, здание не отапливалось и было сырым. В связи с этим в 1844-1851 г. для Оружейной палаты было решено построить новое, более приспособленное для музея здание. Автором проекта стал архитектор Константин Тон, спроектировавший и Большой кремлевский дворец. В этом здании коллекция находится до сих пор.

Старое здание Оружейной палаты после перестройки в 1852-1855 г. стало казармой, лишилось купола и внешнего декора. В советское время оно использовалось как общежитие латышских стрелков, сотрудников Совета Народных Комисаров (правительства СССР), предоставляя квартиры ответственным работникам.
В 1959 г. под предлогом освобождения пространства для строительства Дворца съездов здание было снесено.