Инструмент электрика

Ультраправые европы, как "союзники" россии. Новые ультраправые, или Националисты объединяются Разница между крайне правыми и фашистами

2013 год прошел для ультраправых достаточно удачно, многие помнят его по сопровождавшимся антимигрантской риторикой ксенофобским кампаниям выборов в мэры Москвы и по событиям в городе и московском районе . Националисты расценивали все это как позитивные знаки для своего движения и возлагали большие надежды на 2014-й. Но когда в феврале прошлого года российская политика стала формироваться вокруг украинского вопроса, ситуация резко изменилась. Внутри движения образовался раскол. Националисты разделились на сторонников и противников «Русской весны», каждая из сторон начала обвинять противоположную в бандеровщине или «ватничестве» и в предательстве идей русского национализма.

Идея о защите русского населения, которая транслируется в российской официальной политике, привела к росту проправительственных националистических движений. К числу таких националистов можно отнести партию «Родина» и Национально-освободительное движение — НОД, которым руководит депутат от «Единой России» Евгений Федоров. Они используют риторику ультраправого движения, которое не обладает серьезными политическими ресурсами, и перетягивают на себя значительную часть россиян с ксенофобскими и антимигрантскими настроениями.

В российском обществе происходит общая милитаризация. Среди националистов всегда были агрессивные группы, но с конца 2014 года вооружаться они стали намного активнее: самые боевые уже отправились на Украину воевать за ту или иную сторону. Остальные проходят подготовку и овладевают навыками ведения боя. Это крайне опасно: несложно догадаться, на ком будут отрабатывать свою подготовку ультраправые, ориентированные на насилие.

Новые цели ультраправых активистов и уголовное преследование участников движения

Наталия Юдина, эксперт центра «Сова»:

Внимание ультраправого движения переключилось на события в соседней стране, что стало одной из причин спада расистского и неонацистски мотивированного насилия. На фоне этого спада увеличилось число нападений на политических противников — на тех, кого праворадикалы считают «национал-предателями» и «пятой колонной». В первую очередь речь идет об активистах НОД: в августе 2014 года Сергей Смирнов, участник Национально-освободительного движения, избил журналиста «Эха Москвы» Арсения Веснина во время освещения акции в поддержку Украины в Санкт-Петербурге; в декабре активисты НОД напали на пикет движения «Солидарность» в Москве. Помимо НОДа активизировалась «Другая Россия»: самой известной стала на концерте .

На фоне спада уголовного преследования за насилие произошел рост количества уголовных дел за националистическую пропаганду. Это не совсем то, чем с особым упорством следовало бы заниматься правоохранительным органам. Нельзя сказать, что государство преуспело в противодействии радикальным формам национализма и ксенофобии.

В 2014 году количество обвинительных приговоров за насильственные преступления на почве национальной ненависти по всей стране сократилось на треть: центру «Сова» известно о 21 приговоре.Тревогу вызывает тот факт, что 16% признанных судом виновными получили условные сроки. Как показывает практика, такое наказание в большинстве случаев оставляет у осужденного чувство безнаказанности, что приводит к повторению преступления.

Правоохранительные органы активно преследуют представителей наиболее одиозных и радикальных националистических организаций, движения «Русские» и «Реструкт!». В августе 2014 года лидер неонацистского движения «Реструкт!» Максим (Тесак) Марцинкевич был к пяти годам лишения свободы, но после кассационной жалобы приговор был до двух лет и десяти месяцев. Всего по делу против движения «Реструкт!» проходят около 20 человек, которых обвиняют в нападении на продавцов запрещенных курительных смесей, хулиганстве, разбое или грабежах.

В октябре прошлого года был один из самых известных националистов, лидер объединения «Русские» Александр Белов (Поткин). Суд рассматривает дело в отношении другого известного петербургского националиста Николая Бондарика — за подготовку провокации на Курбан-байрам в октябре 2013 года.

Антиэкстремистское законодательство в борьбе с инакомыслием

Мария Кравченко, эксперт центра «Сова»:

В злоупотреблении антиэкстремистским законодательством наметилось две тенденции. Первая — неправомерное или заведомо непропорциональное использование законов, причина чего — низкое качество подготовки сотрудников правоохранительных органов и их стремление к пополнению отчетности. Вторая тенденция — сознательное формирование механизмов подавления оппозиционных и просто независимых форм активности. То есть антиэкстремистское законодательство теперь применяется не только в отношении радикалов, но и против обычных граждан.

Одной из основных форм давления властей на российское общество стала блокировка сетевого контента по «закону Лугового» . В прошедшем году произошло несколько массовых блокировок «за распространение призывов к участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка»: во время первого приговора по «Болотному делу», шуточной акции «Марш за федерализацию Сибири» и в день приговора Алексею и Олегу Навальным.

, директор центра «Сова»:

Некоторые поправки в закон явно мотивированы украинскими событиями, как Административного кодекса о запрещенной символике, например нацистской, которая также запрещает использовать атрибутику бандеровских организаций. Конституционный суд постановил , что использование нацистской атрибутики «безотносительно ее генезиса может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны». Что в этой ситуации делать религиозному движению Фалуньгун со свастикой на эмблеме — неясно.

Ответ на вопрос о том, где сегодня власти видят угрозу, остается загадкой. В отдельных случаях уголовное преследование понятно, когда речь идет о каких-то нацистских группировках или мусульманских группах, связанных с террористическим подпольем. Но есть истории, которые не поддаются объяснению. И непонятно: это осознанная политика властей или искаженная практика правоохранительных органов? Многое выглядит как случайность, но если мы посмотрим на ситуацию шире, то обнаружим, что власти немедленно направляют все силы правоохранительных органов туда, где видят угрозу дестабилизации.

Промышленный город Сесто-Сан-Джованни, неподалеку от Милана, называли «итальянским Сталинградом»: здесь всегда голосовали за коммунистов. И после Второй мировой войны городом правили только левые. Но на недавних парламентских выборах в Италии успеха добились две партии: национал-популистское Движение пяти звезд, основанное комиком Беппе Грилло, и ультраправая Лига Севера.

Создатель Лиги Умберто Босси, бывший певец и бывший поклонник коммунистов, ненавидит всех чужаков и иностранцев. Его партия требует запретить африканцам, азиатам и арабам переселяться в Италию. Ныне Лигу Севера возглавляет ультраправый политик Маттео Сальвини, прежде избиравшийся по списку коммунистов.

Маттео Сальвини. Фото: EPA

Контрреволюция шагает по Европе! Новые крайне правые и национал-популисты намерены не только побеждать на выборах, становиться министрами, премьерами и президентами, но и изменить образ жизни и мыслей сограждан. Пересмотреть все, чего достигла Европа за последние полвека.

Улучшать не будущее, а прошлое

Полвека назад восстала левая молодежь. Парижские студенты в мае 1968 года сооружали баррикады, но не хватались за оружие. Они предлагали остановиться и задуматься. И добились своей цели! Им не только разрешили слушать любую музыку, носить длинные прически и одеваться так, как заблагорассудится. Европа стала свободнее и комфортнее. Это была революция духа. Ломая стену молчания, лжи и ханжества, взбунтовавшаяся молодежь помогла осознать ценность и достоинство человеческой жизни.

Ключевой лозунг 68-го года: «Равенство!» Те, кто лишен богатства и власти, должны обрести те же права, что и сильные мира сего. Революционеры 68-го отстаивали права меньшинств — этнических, религиозных, сексуальных.

Новые националисты, восставшие в ХХI веке, отстаивают обратный принцип: коренные народы имеют большие права, чем приезжие.

Полвека назад речь шла о признании собственных грехов и извлечении уроков из трагического прошлого. Вот почему канцлер Западной Германии Вилли Бранд опустился на колени перед памятником жертвам Варшавского гетто. Сегодня лидеры националистов жаждут власти, чтобы изменить историю — сделать ее исключительно славной и героической.

В Польше принят уникальный закон, который, угрожая тюремным сроком, определяет, что можно говорить о прошлом, а что нельзя. Закон позволит наказывать тех, кто обвинит поляков в пособничестве нацистам в годы Второй мировой или назовет соучастниками уничтожения евреев.

Поляки мужественно сражались с немцами осенью 1939 года, когда другие хотели дружить с Гитлером и поздравляли с взятием Варшавы. В отличие от других оккупированных стран не было польского коллаборационистского правительства, которое бы сотрудничало с немцами. Многие поляки уходили в Сопротивление и партизанили.

Но невозможно забыть и другое.

В июле 1941 года в деревне Едвабне в Белостокской области поляки по собственной инициативе — без немцев! — убили несколько сот евреев, сожгли заживо в овине.


Фото: urokiistorii.ru

В 2001 году тогдашний президент Польши Александр Квасьневский извинился перед еврейским народом за это преступление. Если бы он сказал что-то подобное сейчас, то по новому закону, принятому в Польше, ему мог грозить тюремный срок.

Польша — не единственная страна, которая пытается улучшить свою историю. Ее хочется сделать более приятной. Знакомые и понятные нам мотивы. При коммунистах историю переписывали постоянно. Ныне это результат и следствие подъема национализма.


Протесты ультраправых в Польше. Фото: Maciej Luczniewski/ТАСС.

— Авторы закона хотят показать избирателям, что Польша поднимается с колен, — говорит Адам Михник, один из виднейших в прошлом деятелей «Солидарности», депутат сейма, самый известный польский публицист и редактор «Газеты Выборчей». — Но все это невероятно подстегнуло ненависть к евреям, какой я не припомню.

Развитие экономики, система социального обеспечения, налоги и пенсии — это мало волнует национал-популистов. Главное — правильное восприятие прошлого и правильное воспитание детей: они должны восхищаться своей историей. Споры о мигрантах, заполонивших Европу, — вожделенный повод для того, чтобы определить, кто имеет право здесь жить.

Тайные силы

Выборы меняют европейский пейзаж. Социал-демократические партии лишились власти в Чехии, Австрии, Франции, Голландии. Теперь и в Италии. В Германии социал-демократическая партия потерпела унизительное поражение на последних выборах. В 1998 году СДПГ поддержали больше 40% избирателей, в 2017-м — вдвое меньше. А ведь после Второй мировой социал-демократы вместе с центристами были двумя опорами европейской демократии. Что же случилось?

Экономический успех изменил общество. Неплохие зарплаты, доступная медицина, приличные пенсии. Больше нет пролетариата. Социал-демократам не за что сражаться!

Лидеры британских социал-демократов — Тони Блэр, и немецких — Герхард Шредер, пытались модернизировать свои партии. Возглавив правительство, искали средний путь между социализмом и капитализмом.

— Идея Маркса о том, что все необходимо сконцентрировать в руках государства, — мертва, — говорил Тони Блэр. — Никакого вмешательства, никакого государственного владения предприятиями. Задача государства — создавать благоприятную среду для процветания бизнеса, что и открывает перед людьми благоприятные возможности.

Но модернизация идет мучительно. Одна часть общества принимает и осваивает новое. Другая — не в силах пережить распад привычной жизни. Деревня в кризисе. Сельские районы требовали выхода Британии из Европейского союза. И сельские же районы, но во Франции, поддерживают Национальный фронт. Сельская Европа ополчилась на политическую элиту и вообще на всех, кто преуспел.

Есть люди, которые уверены, что высшая власть захвачена невидимыми силами, угнетающими простой народ. Не важно, кто получил министерский портфель и формально заседает в правительстве, — все это служащие одних и тех же тайных сил. Кучка избранных управляет миром и приводит к власти нужных им политиков, а если надо — то и свергает ставший ненужным кабинет министров. Этот слух любим теми, кто представляет политическую жизнь в виде театра кукол. Люди живут, как в театре, и строят — в собственном воображении — кулисы, за которые помещают главных действующих лиц — кукловодов, манипулирующих теми, кто на сцене.

Поклонники теории заговоров сражаются против мирового правительства, которое никто не видел, против Трехсторонней комиссии и Бильдербергского клуба, о которых ничего не знают. Сформировавшиеся за послевоенные десятилетия моральные принципы, единые для всего западного общества, кажутся националистам явным доказательством существования мирового правительства, владеющего средствами массовой информации.

В Венгрии правительство объявило охоту на финансиста Джорджа Сороса, который обвиняется — ни много ни мало — в попытке уничтожить традиционные ценности и подорвать суверенитет Венгрии. Когда-то премьер-министр страны Виктор Орбан получил от фонда Сороса стипендию, чтобы учиться в Оксфордском университете. А теперь называет знаменитого филантропа врагом народа.

Верят ли сами политики в то, что существует тайная власть? В любом случае они умело играют на этих чувствах и настроениях. Племянница лидера французского Национального фронта Марион Марешаль-Ле Пен — несмотря на юный возраст, негодует:

— Франция утратила свою свободу. После полутора тысяч лет существования мы должны сражаться за независимость!

Сегодняшние национал-популисты неудачи и беды связывают с наплывом иностранцев. А Европейский союз считают причиной неостановимого потока мигрантов.

Когда канцлер ФРГ Ангела Меркель, дочь пастора, призвала немцев принять попавших в беду иностранцев и помочь им, многие немцы возмутились: «А что она делает для нас? О нас забыли! Нами пренебрегают!»

«Захватчики и оккупанты»

Национал-популисты этим воспользовались. Обратились к избирателям: миграция и мировое правительство лишат вас работы! А заодно и традиционных ценностей. Модные лозунги: долой миграцию и либерализм! Внутри страны это принимает форму борьбы либералов и консерваторов. А внутри Европейского союза — это конфликт между Западом и Востоком. Или, точнее, между двумя версиями национализма.

Западноевропейские националисты — наследники революции 68-го. Они все-таки принимают важнейшие достижения той революции, скажем, право свободно выражать свое мнение и право быть другим. В Западной Европе активисты крайне правого движения запросто могут быть даже гомосексуалистами, и это никого не удивляет.

В Восточной Европе националисты заметно радикальнее.

Западноевропейские общества живут в культурно разнообразных обществах уже достаточно давно. Восточные европейцы не ожидали, что иностранцы поселятся рядом с ними. Бывшие граждане соцстран теперь могут ездить по всему миру — это им нравится. Но когда к ним приезжают и пытаются остаться — это вызывает глухую ненависть.

Националисты в Западной Европе хотят, чтобы национальное большинство определяло правила игры. А на Востоке мечтают об обществе без национальных меньшинств. И заодно без политической оппозиции.

На востоке Германии, на территории бывшей ГДР, расцвели ультраправые настроения. Выяснилось, что многие восточные немцы унаследовали от нацистов неприязнь к полякам. А еще недавние граждане социалистической ГДР ненавидят африканцев и вообще всех, кто выглядит иначе.


Фото: Alexander Becher/TASS

Идея этнически чистого государства была рождена немецким романтизмом ХIХ века, который связал расу и государство. Право гражданства — только главному этносу. Остальные — гости, которых в лучшем случае соглашаются терпеть.

Либеральная демократия противопоставляет расовой идее принцип гражданства. Все, кто постоянно живет в стране, ее полноправные граждане.

В Восточной Европе либеральная идея отвергается. Мигрантов рисуют цивилизационным врагом, возбуждая ненависть ко всем, кого не считают своим.

Премьер-министр Венгрии сформулировал это предельно просто: беженцы — «захватчики и оккупанты»:

— Народ Венгрии не желает никаких мигрантов. И правительство не может противиться основополагающей воле народа. Речь идет о суверенитете и культурной идентичности страны. Мы должны сохранить за собой право решать, кто имеет право жить на территории Венгрии.

На Западе националисты исходят из того, что недостаточно получить австрийский или германский паспорт, чтобы стать немцем или австрийцем, — надо еще усвоить и принять доминирующую на этой территории культуру. На Востоке для националистов все проще: ты не станешь гражданином этой страны, если не родился в этой стране.

Возвращение к пройденному?

Можно ли в такой атмосфере противостоять ксенофобии, национализму и антисемитизму? Эту тему обсуждал Европейский совет по толерантности и примирению, в который входят видные политики и ученые.

— Западная либеральная демократия всегда гордилась своей открытостью, но экстремисты пользуются демократией для пропаганды ненависти, — бьет тревогу председатель совета, бывший британский премьер-министр Тони Блэр. — Возникает вопрос: как защитить толерантность, не будучи толерантным к экстремизму и национализму?

— Кровопролитные события за пределами Европы привели к беспрецедентному уровню наплыва беженцев и мигрантов, — заявил президент совета Вячеслав Кантор, филантроп и видный общественный деятель. — Внезапно наш континент, который пользовался преимуществами глобализации и открытых границ, почувствовал себя уязвимым и незащищенным. Ответом стали неонацизм и популизм, ксенофобия и антисемитизм. Необходимо осознать масштаб угрозы! Нам срочно требуется новое мышление, ориентированное на мультикультурное общество.

Европейский совет по толерантности и примирению формирует программу исследовательских грантов. Философия и теология, история и право, социология и политология — нужно объединить силы ученого сообщества для выработки нового мышления, которое сделает Европу безопасной, но убережет от радикализма. Кульминацией этого творческого процесса станет вручение Премии Кантора — один миллион евро. Нельзя купить идеологию за деньги, но можно помочь ученым сосредоточить все свои силы на разработке столь востребованной темы.

Подъем националистических настроений — предвестье общего антидемократического поворота во внутренней политике некоторых стран Восточной Европы, пугающий пример того, как авторитаризм возникает внутри формально демократической системы, институты, созданные для того, чтобы спасти граждан от всевластия начальства, перестают служить их интересам. Автократические вожди не только не верят в демократические принципы, но даже и не делают вид, что их ценят. Разве что когда приезжают в Брюссель за субсидиями и дотациями. А получив деньги, гордо говорят: «Брюссель нам не указ». Они жаждут единоличной власти, потому и твердят о возвращении к исконным ценностям, о возрождении «традиционной» Европы. Европейские морально-нравственные принципы раздражают. Но тот, кто вычеркивает свое государство из общеевропейского пространства, призывает идти «особым путем», а это — понятие из лексикона немецких нацистов, которые прежде всего боролись против либерализма и демократии.

Европейцы, желая избежать новой войны, образовали Европейский союз, чтобы принимать важнейшие решения на основе совместно разработанных правовых норм. Но глобализация и массовая миграция вызвали тоску по традиционному национализму. Человечество вступило в ХХI век таким же расколотым, как и 100 лет назад. Архаичные механизмы ненависти к чужим срабатывают вновь и вновь. Прошлое возвращается.

Общими объединительными чертами радикалов является фанатичная вера в свою исключительность, превосходство над другими, злобная ненависть по отношению к тем, кого они не понимают и даже не стараются понять, страсть к дешевому популизму и безнадежная интеллектуальная бедность.

Определение

Крайне правые радикалы или ультраправые - это общепринятое название лиц, находящихся в правом крыле политической сферы. Идеология, политические взгляды правых отличаются крайней пестротой и беспорядочностью.

Ультрас в одной и той же стране могут придерживаться совершенно противоположных взглядов и люто ненавидеть представителей соседнего лагеря, однако есть между ними нечто общее.

Крайне правые политики считают непреложным фактом, что люди не рождаются равными и свободными в своих правах. По их мнению, самой природой предопределено превосходство одних групп людей над другими, исходя из этого, не может идти никакой речи о социальном равенстве внутри одного государства. Причины этого превосходства могут быть совершенно разными - раса, национальность, вера, язык, культура.

Поэтому ультраправые взгляды особенно популярны среди людей, считающих себя в чем-то обделенными, несостоявшимися в жизни и страстно желающими возложить на это ответственность на «инородцев», «жидов», «черных» и прочих не похожих на них.

Точки опоры

Крайне правые политики часто придерживаются взглядов разделения людей по группам, необходимости изоляции «высших» созданий от «низших». Дальними предками этих людей были, видимо, те, кто фанатично верил в то, что солнце и вся Вселенная вращаются вокруг них - «венцов творения» создателя.

Соответственно, активно эксплуатируется инстинктивное, подсознательное недоверие обычного человека к «чужаку», то есть представителю другой расы, национальности, религии. Исходя из этого, даже те, кто не знает, что значит "ультраправый", гармонично вписываются в их среду благодаря своим антииммиграционным, ксенофобским воззрениям.

Для слабых духом людей весьма соблазнительно принимать за бесспорную данность свое превосходство над другими исключительно по факту рождения в той или иной высшей касте. Не нужно работать над собой, учиться чему-то новому, совершенствоваться, чтобы превзойти конкурента, который по определению стоит на более низшей ступени.

Поэтому ультраправые - это те, кто выступает за политику подавления и ограничения в правах людей, которым произвольно поставили клеймо «неполноценных». Национализм, ксенофобия, расизм, нацизм, шовинизм - весь этот яд содержится в учении ультраправых.

Неонацизм как воплощение ультраправых взглядов

Временем всплеска радикальных взглядов в Европе были тридцатые годы, когда практически на половине континента к власти пришли более или менее откровенные фашисты и шовинисты, причем сделали это при общенародной поддержке.

Главный выразитель ультраправых взглядов, которым по прихоти истории стал истеричный, неудавшийся художник из Австрии, решил объединить весь мир под властью «избранной расы» и организовал страшную бойню. Все завершилось полным разгромом нацистской машины и кажущимся крахом ультраправых идей.

Побежденным никто не сочувствует, ультраправые партии и организации были дискредитированы и распущены, казалось, что сама идея возрождения нацистской идеи просто физически невозможна. Однако, спустя пару десятилетий стали понемногу поднимать голову представители крайне правого крыла. В ФРГ наиболее типичным представителем неонацизма стала Национально-демократическая партия Германии.

Маскируясь под невинными символами, используя дешевую демагогию, подобные политики стали снова играть на недовольстве людей существующим положением, предлагать готовые быстрые решения проблем, возлагать ответственность на «чужаков».

Ультрас Европы

Последние десять лет стали серьезным испытанием для общеевропейского дома. Глобальный кризис, чувствительно задевший своей тенью Евросоюз, стал мощным катализатором для расцвета ультраправых партий. Чем хуже для власти - тем лучше для оппозиции. Организации и движения, считающиеся глубоко маргинальными, неожиданно обрели вес и стали получать возрастающую поддержку в обществе.

Они стали играть на самых больных струнах - проблемах миграции и адаптации выходцев из Африки и Азии, экономическом кризисе, социальных проблемах. Балансируя на грани дозволенного, в парламенты, региональные представительства своих стран стали пробиваться ультраправые организации многих государств континента. Во Франции - Национальный фронт, в Греции - «Золотая заря», в Венгрии - «Йоббик», в Великобритании - Британская национальная партия.

Идеи и лозунги этих партий включали в себя крайний евроскептицизм, призыв к возвращению к своим национальным границам и демонтаж Евросоюза, жесткая политика по отношению к мигрантам, упор на национальные особенности и возвращение к традиционным ценностям.

Российские ультрас

Конец восьмидесятых годов прошлого века стал временем расцвета ультраправой идеи в России. Сама мысль отцепить от себя относительно «отсталые» республики Средней Азии и Закавказья и отправиться налегке в свободное плавание стала выражением радикализации всего российского общества.

В этих условиях разного рода ультраправые в России подняли голову, националистические организации стали расти, как плесень в сыром и затхлом подвале.

РНЕ

Самым мощным и влиятельным из неонацистских движений России стало Русское Национальное Единство, возглавляемое фюрером местного пошиба Александром Баркашовым. РНЕ даже не скрывало своих неонацистских взглядов, их символика до боли походила на нацистскую свастику, а Баркашов с дрожью в голосе говорил о Гитлере.

По образу и подобию штурмовых отрядов нацистов РНЕ стало создавать свои собственные военизированные отряды. Пиком славы для Баркашова стали события 1993 года. Боевики РНЕ участвовали в столкновениях оппозиции и власти на стороне Верховного Совета. Как самые дисциплинированные и организованные группы, они добивались наиболее значительных тактических успехов. Несмотря на разгром оппозиции РНЕ обрела после тех дней большую популярность, их ряды стали пополняться добровольцами.

К концу девяностых годов из-за кризиса жанра в руководстве РНЕ возникли непреодолимые разногласия, движение распалось на несколько независимых частей и сегодня не имеет практически никакого влияния на общество.

НБП

Ультраправые - это не только неонацисты. Парадоксальным образом политические полюса могут сместиться, и откровенные леваки окажутся в правом секторе. Национал-большевистская партия, основанная в девяностых годах в России отличалась своеобразным смешением жанров. Отец-основатель «нацболов» Эдуард Лимонов ухитрился объединить в новой идеологии принципы троцкизма, сталинизма, оголтелого шовинизма. Даже свой внешний образ писатель-политик откровенно позаимствовал у Льва Давидовича Троцкого, также перенимая стиль его выступлений, теоретических работ.

Если отбросить всю шелуху, то суть идеологии «нацболов» заключается в явном великодержавном шовинизме. Отдавая долг справедливости, следует сказать, что Эдуарду Лимонову и его ученикам чужд расизм. К представителям русской нации они готовы отнести татарина, чеченца, армянина, негра, то есть решающее значение имеет культурная самоидентификация человека. Иначе говоря, национализм НБП не биологический, а культурный.

Крах «Эдички»

В начале двухтысячных годов нацболы были разгромлены, Лимонов оказался в заключении за хранение оружия и попытку организации вооруженных групп.

Хотя, не лишена правды основания версия, что скандальный писатель просто решил добавить в свою политическую биографию обязательный пункт о тюремном сроке за антиправительственную деятельность.

Остальные ультраправые партии России не пользовались авторитетом и поддержкой населения, рождались и исчезали словно бабочки-однодневки.

Ультраправые - это общее название для разных групп людей, исповедующих такой широкий спектр идей и взглядов, что в лагере ультраправых могут оказаться самые злейшие враги по отношению друг к другу.

Ответ на вопрос о том, кто такие ультраправые, обычно звучит следующим образом: это представители политических течений, взгляды который полностью противоположны коммунистической идеологии. Однако подобное объяснение кажется несколько упрощённым и недостаточно детальным. Существует довольно широкий спектр ультраправых группировок. Их общая характеристика заключается в признании социального неравенства и дискриминации в качестве допустимой официальной государственной политики.

Определение

Для того чтобы сформировать объективное представление о том, кто такие ультраправые, следует принять во внимание, что их идеология включает в себя некоторые аспекты авторитаризма, антикоммунизма и нативизма, но не ограничивается только этим. Приверженцы данных политических течений часто вызывают ассоциации с печально известными утверждениями о превосходстве одной группы людей над всеми остальными.

Радикальные правые исторически поддерживают концепцию наделения исключительными полномочиями и привилегиями небольшого количества избранных личностей. Такое устройство общества называется элитизмом. Это понятие уходит корнями в работы знаменитого философа Макиавелли, посвящённые искусству управления государством. С точки зрения средневекового мыслителя, судьба страны зависит только от мудрости политической элиты, а народ представляет собой всего лишь пассивную массу. Данная теория естественным образом приводит к оправданию и легализации социальной дискриминации. Идеи Макиавелли получили дальнейшее развитие в двадцатом столетии, став частью фашистской системы взглядов на оптимальное устройство общества.

Нативизм

Без объяснения этой политической концепции невозможно дать исчерпывающий ответ на вопрос, кто такие ультраправые. Нативизм представляет собой движение в защиту интересов коренных жителей какой-либо территории. Эту политическую позицию часто трактуют как неприязнь по отношению к иммигрантам. Сторонники данной идеологии считают термин "нативизм" негативным и предпочитают называть свои взгляды патриотизмом. Их протесты против иммиграции основаны на вере в разрушительное влияние переселенцев на существующие культурные, социальные и религиозные ценности. Нативисты считают, что представители других этнических групп в принципе не могут быть ассимилированы, поскольку сложившиеся в обществе традиции являются чуждыми для них.

Разница между крайне правыми и фашистами

Самым трагическим в истории человечества стал геноцид. Нацистские идеи о необходимости избавления от отдельных народов и социальных групп привели к их массовому физическому истреблению. Чарльз Грант, директор британского Центра европейских реформ, заявил о существовании немаловажных различий между ультраправыми партиями и фашизмом. По его мнению, далеко не все подобные политические движения являются по своей природе радикальными и экстремистскими. В качестве примера можно привести французский Национальный фронт. Другим доказательством наличия существенной разницы служит тот факт, что многие партии, придерживающиеся ультраправой идеологии, в настоящее время проповедуют экономические концепции, обычно свойственные левым социалистам. Они выступают за протекционизм, национализацию и антиглобализм.

Так называемая теория подковы, которую создал французский писатель Жан-Пьер Фэй, утверждает, что противоположные концы политического поля очень похожи друг на друга. Пытаясь определить, в чём отличие ультраправых и ультралевых, автор пришёл к заключению, что они не являются антагонистами в полном смысле этого слова. Удаляясь от политического центра, представители радикальных левых и правых течений сближаются подобно концам подковы и обнаруживают много общих характеристик.

История

Немецкий исследователь Клаус фон Бейме выделяет три фазы развития правых партий в Западной Европе после завершения Второй мировой войны. В первое десятилетие после поражения нацизма они превратились в политических маргиналов. Преступления Третьего Рейха полностью дискредитировали правую идеологию. В этот исторический период влияние приверженцев данных политических взглядов было равно нулю и их основная цель сводилась к выживанию.

С середины 50-х до конца 70-х годов прошлого века в странах Западной Европы резко усилились протестные настроения. Их причина заключалась в растущем недоверии населения по отношению к государственной власти. Избиратели противопоставляли себя действующему правительству и были готовы голосовать за любые оппозиционные движения. В течение этого периода в правых партиях появились сумевшие в определённой степени использовать протестные настроения в обществе в своих интересах. Начиная с 80-х годов прошлого века наплыв большого количества иммигрантов в западноевропейские страны стал причиной постоянного недовольства некоторых групп населения. Эти граждане способствовали возрождению правых партий, регулярно отдавая им свои голоса на выборах.

Причины поддержки в обществе

Существует множество теорий, объясняющих, почему такие политические течения пользуются симпатиями населения. Самая популярная из них основана на исследовании причин прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера. Она называется теорией социального распада. В соответствии с этой доктриной, разрушение традиционной структуры общества и уменьшение роли религии приводят к потере людьми своей идентичности и понижению уровня самооценки. В такие исторические периоды многие становятся восприимчивыми к риторике националистических политических движений, поскольку простые и агрессивные этноцентрические идеи помогают им вновь обрести чувство принадлежности к группе. Иными словами, рост отчуждения и изоляции в обществе становится благодатной почвой для расцвета правых партий.

Стоит заметить, что теория социального распада неоднократно подвергалась критике и ставилась под сомнение. Её оппоненты указывают на тот факт, что современные ультраправые в США и Западной Европе в качестве главного пункта своей выдвигают противодействие иммиграции. Они завоёвывают голоса избирателей, сосредотачиваясь на давно назревших социальных противоречиях, а не на таких психологических проблемах, как потеря идентичности и чувства принадлежности к группе.

Терроризм

На протяжении истории к насильственным методам прибегали и левые, и правые политические движения. Террористические действия, совершаемые представителями радикальных националистических и этноцентрических группировок, носят спорадический характер и не дают серьёзных причин верить в существование международного сотрудничества экстремистских организаций подобного типа. Ряды крайне правых сил, готовых к применению насилия, традиционно состоят из футбольных хулиганов и так называемых скинхедов, субкультура которых зародилась в Великобритании и основана на идее превосходства белой расы.

В Германии

В 2013 году в Христианско-демократическом союзе сформировалась фракция евроскептиков. Эта политическая группа нашла поддержку среди интеллектуальной элиты: экономистов, журналистов, юристов и бизнесменов. Новая партия получила название Её члены критикуют действующее правительство за пренебрежение национальными интересами ради Европейского союза и выступают за ограничение иммиграции. По результатам голосования на выборах в Бундестаг в 2017 году "Альтернатива для Германии" заняла третье место по числу депутатов.

Во Франции

"Национальный фронт" была основана в 1972 году Жаном-Мари Ле Пеном. На протяжении долгого времени она считалась самым правым политическим движением во Франции. "Национальный фронт" призывает к возврату к традиционным ценностям. Программа партии содержит пункты, требующие прекращения иммиграции из мусульманских стран, ограничения абортов, восстановления смертной казни и выхода из НАТО. Успех Национального фронта на парламентских выборах остаётся довольно скромным в течение нескольких десятилетий. В настоящее время эта партия имеет 8 депутатских мандатов из 577. В ходе напряжённых президентских выборов в 2017 году Марин Ле Пен, дочь основателя Национального фронта, составила серьёзную конкуренцию Эмманюэлю Макрону, одержавшему победу с незначительным отрывом. Эксперты отмечают, что во Франции позиции левых и правых в отношении некоторых вопросов постепенно сближаются. Партия Ле Пенов по экономическим взглядам становится похожа на социалистическую.

В Великобритании

Наиболее ярко выраженное правое движение Объединённого Королевства, как и во Франции, носит название "Национальный фронт". Эта партия образовалась в результате слияния нескольких мелких радикальных Их основным электоратом стали представители рабочего класса, столкнувшиеся на рынке труда с конкуренцией со стороны иммигрантов. "Национальный фронт" на протяжении всей истории своего существования не получил ни одного депутатского мандата в британском парламенте. Противники открыто называют его неофашистской партией. Сторонники этого политического течения пропагандируют расовую сегрегацию, поддерживают антисемитские конспирологические теории и отрицают Холокост. Они выступают за отказ от либеральной демократии и депортацию из Соединённого Королевства всех иммигрантов, цвет кожи которых не является белым. Постепенно британский "Национальный фронт" пришёл в упадок и в настоящее время представляет собой малочисленную группу, не имеющую почти никакого политического влияния.

В Соединённых Штатах

Самая старая и легендарная организация ультраправых в США носит название Ку-клукс-клан. Она была основана противниками отмены рабства после завершения американской Гражданской войны. Главными врагами глубоко законспирированного общества стали представители негроидной расы. В первые годы существования организации члены Ку-клукс-клана совершили такое большое количество убийств и различных актов насилия, что правительство США было вынуждено прибегнуть к использованию армии для пресечения их деятельности. Впоследствии радикальное тайное общество пришло в упадок, но дважды возрождалось: в начале ХХ века и после Второй мировой войны. На сегодняшний день членами Ку-клукс-клана называют себя небольшие группы расистов в южных штатах.

В Японии

Кто такие ультраправые в Стране восходящего солнца, население которой является этнически однородным? В основе их идеологии лежат мечты о восстановлении императорской Японии и борьба с коммунизмом. Некоторые радикальные партии поддерживают тесные отношения с преступными синдикатами, известными как якудза. Японские ультраправые активно занимаются агитацией и организуют уличные протесты.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова ультраправые

Википедия

Ультраправые

Ультраправые, крайне правые, радикальные правые - термины, используемые для обозначения позиции группы или лица, находящихся в правом спектре политического поля. Крайне правые политики обычно поддерживают принцип супремасизма - убеждения, что превосходство одних индивидов и групп и неполноценность других являются врождённой и объективной реальностью, что ведёт за собой полный отказ от концепции социального равенства как нормы. Крайне правые политики часто поддерживают принцип сегрегации: разделения групп людей, считающихся «высшими», и групп, считающихся «низшими». Также, для подобного рода людей часто характерны антииммиграционные и антиинтеграционные позиции, по отношению к группам, которые считаются низшими и нежелательными. В наиболее радикальных движениях может проводиться политика угнетения и геноцида групп людей на основании их предполагаемой неполноценности. Ультраправая идеология обычно включает в себя