Электрический щиток

О профессии. Современная профессия архитектуры и дизайна Что такое дизайн архитектурной среды

Дизайн архитектурной среды подразумевает получение студентами навыков по проектированию, строительству жилых домов. Обучение доступно на бюджетной либо платной основе.

архитектурной среды

Подробнее рассмотрим особенности обучения. Такой курс, как "Дизайн архитектурной среды",во многих учебных заведениях предлагают как вариант постдипломного дополнительного обучения. Диплом выдается стандартного образца, то есть полностью отвечает всем стандартам образования. В программе курса предполагается не только сам дизайн архитектурной среды, но и иные дополнительные дисциплины.

Продолжительность обучения

Кафедра дизайна архитектурной среды предлагает слушателям теоретические знания. Обязательным условием является применение при строительстве разных строительных и отделочных материалов. Предполагается также выполнение студентами практического дизайна архитектурной среды в виде проекта коттеджа.

Завершающий этап обучения предполагает дизайн архитектурной средыв комбинированном типе:

  • с комплексным архитектурно-дизайнерским проектом коттеджа и его интерьеров;
  • с полноценным земельного участка;
  • с экономическими расчетами по создаваемому проекту

Все обучение осуществляется за 7 месяцев.

Документы об обучении

Если вы желаете получить специальность "дизайн архитектурной среды", факультет можно найти в нескольких вузах. Выбор государственного учреждения гарантирует получение официальных документов, а также удостоверения установленного образца о прохождении специальной подготовки.

О квалификации архитектора-дизайнера

Квалификацию "дизайн архитектурной среды" вузы предлагают получить на бюджетной или платной основе. Именно профильные учебные заведения позволяют готовить специалистов высокого уровня, которым присваивается квалификация «архитектор-дизайнер». Данная специальность указана в документе.

Профессионалы, у которых дизайн архитектурной среды - специальность, востребованы в разных областях строительства.

Что входит в квалификационную характеристику выпускника

Обладатели диплома со специальностью «Дизайн архитектурной среды» должны понимать, что именно архитектура является той областью деятельности человека, в которой присутствуют элементы и духовные, и материальные. Дизайнер обязан умело сочетать результаты научных исследований со сложившимися традициями, умело оперировать новыми материалами и технологиями.

О сферах профессиональной деятельности выпускников дизайнерских факультетов

В качестве объектов профессиональной деятельности дипломированных специалистов рассматривается новая либо реставрируемая (реконструируемая) среда. В качестве такой среды можно рассматривать квартал, отдельное здание, интерьер, город, комплексы производственного либо общественного назначения.

При создании таких объектов должны использоваться вербальные, объемные, цифровые модели.

Варианты профессиональной деятельности дизайнеров-выпускников

Фундаментальная и специальная подготовка, утверждённая Министерством образования РФ, предполагает несколько основных видов деятельности будущих специалистов:

  • проектно-исследовательскую;
  • научно-исследовательскую;
  • экспертную;
  • управленческую и организационную

Что касается конкретных видов деятельности, то они определяются с учетом содержания образовательной программы, выбранной учебным заведением.

О задачах профессиональной деятельности дизайнера

Выпускники, получившие квалификацию дизайнера, разрабатывают, а также осуществляют технические работы, связанные с разработкой проектов разного назначения, создания генеральных планов городов. Именно дипломированный профессионал выполняет все согласования с государственными органами власти, вносит корректировки в планы проектов, а также следит за исполнением всех нормативов, принятых в строительной отрасли. Выпускником дизайнерского вуза выполняется полный предпроектный анализ, работы по выявлению самого рационального и перспективного способа строительства.

Дизайнер обязан искать перспективные экономические, экологические, социальные, инженерно-конструктивные, композиционно-художественные решения по каждому индивидуальному проекту. Именно выпускник дизайнерских кафедр отвечает за составление всех экономических и инженерных обоснований, проведение расчетов, подбор количества и состава оборудования. Дизайнеры-архитекторы определяют объем монтажных и строительных работ, готовят материалы для того, чтобы заключить с заказчиком договор.

Кафедра дизайна архитектурной среды выпускает специалистов, которые способны выполнять рабочие чертежи, делать макеты, используя теоретические и практические знания по нескольким дисциплинам.

Заключение

Выпускник, имеющий в дипломе специальность «Дизайн архитектурной среды», старается систематически повышать уровень своих знаний, знакомится с отечественным и зарубежным опытом строительства и дизайна. Помимо строительства, выпускники таких кафедр могут выполнять архитектурных объектов любой степени сложности.

Обладатель диплома дизайнера обязан владеть всеми приказами, постановлениями, распоряжениями, иными нормативными документами, без которых невозможно строительство и реставрация.

Основные к выпускникам дизайнерских кафедр

Имеющий квалификацию дизайнера либо архитектора, обязан решать следующие задачи: проводить исследования в сфере архитектуры, создавать и обосновывать архитектурные проекты и проектные концепции, разрабатывать собственные проекты, изучать проектную документацию. У всех выпускников есть возможность дальнейшего повышения квалификации, освоения смежных дисциплин по дополнительным программам.

Тренд, обязательный для бизнеса 21 века

Если вы следите за обновлением номенклатуры специальностей и появлением новых профессий - а с точки зрения вуза - появлением новых факультетов и отделений, то вы уже сталкивались с этой новостью - «Дизайн среды».

То есть, на вопрос, куда мне пойти учиться или куда пойти учиться моему ребёнку ответ готов: дизайнер среды - вот новая, модная, очень перспективная профессия.

Если вы предприниматель, который сталкивался с необходимостью подать красиво свой офис или магазин, то с дизайном среды вы сталкивались не меньше, чем родители абитуриентов и преподаватели вузов.

Да, не успели выпускники «закончить престижную специальность», как тут же организовали бизнес, в котором продают самую трендовую услугу на сегодняшний день – дизайн среды.

Кто может пойти учиться на дизайнера среды и кого можно встретить в офисе, продающем эту услугу? Те, кто раньше шёл в архитектурный\строительный вуз - сегодня становятся дизайнерами среды.

И те, кто раньше получал образование в художественном училище - сегодня выбирают дизайн среды.

Эта новая «проектная» профессия возникла как междисциплинарный гибрид на стыке традиционных - архитектуры и прикладного искусства.

Но именно этот «междисциплинарный гибрид» сегодня определяет -какому бизнесу быть и слыть «в тренде», а какой останется с ярлыком «out-of-date».

Памятка бизнесменам

Мы не собираемся читать вам ненужную лекцию о том, что такое «дизайн среды». Вместо этого мы хотим выделить те несколько важнейших ключевых вещей, которые определяют на сегодня: это пространство - хорошее, это пространство -вчерашний день.

Дизайн среды возник именно как «скоропомощной спасатель» нашего общего «нехорошего» пространства, которое мы общими усилиями умудрились выстроить вокруг себя за 19-20 век.

Всё то, что лишает человека здоровья и оптимизма, «понастроили» в эпоху до новой философии, сконцентрированной теперь в «дизайне среды». Яркий пример такой «стройки» – панельный район города-новодела. Тем не менее, есть ещё более тонкие и важные нюансы, помимо таких явных очевидностей.

Туалет показывает: что думают люди о красоте и смысле жизни

Манифест дизайнеров среды гласит: даже в строительстве таких сугубо технических и практических вещей, как внутридомовые коммуникации (канализация, водопровод, отопление) общество, которое их проектирует и строит, закладывает свои текущие понятия и представления о красоте (раз) и о смысле жизни (два).

И вот, с точки зрения дизайнеров среды, даже наши инженерные коммуникации вопиют о том, что понятия о Красоте и Смысле Жизни у нас всё ещё … не те - позавчерашние, ненавистные к Человеку.

Оборудуя офис, Вы обязаны возвышать Человеческое в Человеке

Дизайнеры среды умеют это проверить и отследить в цифрах.

В этом смысле, самым характерным примером дизайна среды, который именно уничтожает и разрушает Человеческое в Человеке, является дизайн среды концлагеря.

Вот, вспомните, самую характерную деталь любой тюрьмы. В углу каждой комнаты (камеры) стоит так называемая – параша. Это – один-единственный на всех сокамерников туалет, никак не отделённый, не скрытый от глаз и обоняния людей, живущих в камере.

Если дизайн, организация санузла вашего офиса, вашей квартиры -близки к описанному примеру, то это означает одно: в таком пространстве будет осуществляться постоянный «концлагерь», даже если вы сами того не желаете...

К сожалению, именно так устроены санузлы не только во многих школах и детских садах (наследие тоталитаризма), но и в пространствах, где процветает «современный» бизнес...

Дизайн среды был рождён стихийно – усилиями мыслящих архитекторов и художников-прикладников, чтобы – выкорчевать последние остатки тоталитаризма и хищнического промышленного капитализма из каждого уголка нашей инфраструктуры 21 века.

Итак, перейдём к обещанным тем нескольким важнейшим ключевым вещам, которые определяют на сегодня:

это пространство - хорошее, это пространство -вчерашний день.

Важная ключевая вещь №1: Дизайн среды создаёт дизайн процесса

Мы не любим некоторые процессы (если не все). Мы любим только результаты! Но, чтобы иметь результат, приходится терпеть и процесс.

Дизайн процесса - это целая область в дизайне среды, целая наука о том – как снять дискомфорт прохождения долгого утомительного процесса, снять дискомфорт отдельно по каждой его стадии.

Для этого процесс (что логично) разбивается на стадии и каждая стадия его внимательно изучается. Если обнаруживается стадия с максимальным дискомфортом - на неё направляется самое пристальное внимание и дизайном среды дискомфорт снимается. Так:

    необходимое делается – приятным (сидение в очереди на приём, скажем или заполнение анкеты),

    трудное - облегчается (поиск нужного кабинета, подъём по лестнице, переодевание),

    в безрадостные или скучные процедуры и процессы вносится радость и удовольствие (например, продвижение по длинному коридору из одного крыла здания в другое, поездка на лифте).

Всё это необходимо организовывать - как для клиентов, так и для персонала.

Важная ключевая вещь №2: Дизайн среды превращает всё в вашем пространстве в «генераторы радости» (остальное выбрасывает)

Дизайнеры среды разыскивают везде, где только могут: так называемые - генераторы «радости и счастья», а точнее, объекты, могущие иметь при умной подаче - высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд.

С точки зрения дизайнеров среды, нет во вселенной такого предмета (или же явления), которое нельзя было бы преподнести как этот самый «генератор радости».

Любой предмет может дарить человеку своё богатое эмоционально-художественное содержание. На это способен также и любой процесс, например, заход солнца, который лучше всего наблюдать именно из вашего кабинета!

Однако необходимо, вооружившись знаниями дизайна среды -суметь профессионально преподнести красоту этих предметов и явлений, донести их до каждого. Чтобы их заметил, придя к вам - даже... «слепец».

В отличие от традиционных дизайнеров и архитекторов, которые украшали интерьеры разве что картинами на стенах и горшками с геранью, сегодняшние дизайнеры среды считают, что «палитра источников радости и созерцания» должна быть расширена... до абсурда, до бесконечности. Радость нужно учиться и учить - находить во всём.

Дизайнер, создавая среду, должен сам научиться работать так, чтобы затем человек, потребляющий эту среду, легко видел источник красоты и радости во всём, что его только окружает в этом месте. Как говорится: «От прожилок зелёного листа, до сантехники в санузле». От объекта (салфеток на столе бара), до процесса (покидание бара на предупредительно вызванном такси).

Лучший пример дизайна среды, который учит зрителя видеть радость и красоту во всём, что его окружает в данном месте – это, конечно, традиционный японский сад камней.

Дизайн этого дзенского пространства сделан таким образом, что человек, попавший в это пространство, начинает воспринимать обычные мшистые камни и песок - как «объекты, имеющие высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд».

Представьте себе, насколько больше возможностей для дизайна среды у вас, у которых, по всей видимости, имеется в распоряжении - много чего, а не только каменные валуны и песочек японского сада камней.

Важная ключевая вещь №3: Дизайн среды утверждает: «Человек адаптирует среду, среда адаптирует человека»

Описанный в заголовке процесс - взаимен. Угнетающая среда, конечно - угнетает человека. Среда, не уважающая человека, медленно формирует такого человека, которого действительно потом не за что будет уважать.

Но человек тоже - не лыком шит. И он, в свою очередь, оказывает влияние на среду, даже самую негибкую, не динамичную, не поддающуюся адаптации.

Если среда специально не выстроена как максимально – негибкая, не динамичная, не поддающаяся адаптации (традиционная школа, тюрьма), то её можно и нужно менять. И человек на это способен.

Практически любая среда в конце концов приспосабливается к истинным потребностям, вкусам, привычкам и особенностям людей, которые ею пользуются.

Дизайн среды постулирует (как главный тренд дизайна сегодняшнего дня) следующее:

«Сделайте среду максимально пластичной и динамичной. Позвольте людям самим доформировывать её под себя».

Дизайнеры среды измеряют и точный показатель успеха в этом начинании - коэффициент адаптации среды: чем выше коэффициент адаптации у данной среды (то есть, чем она гибче), тем она ценнее, дороже, современнее.

Среда формирует у человека, который проводит в ней много времени - привычки и даже взгляды на жизнь, философию. Поэтому сегодня очень легко вычислить владельца помещения (среды), который намеренно или не намеренно формирует у тех, кто в ней пребывает, негуманные, отсталые, жестокие или депрессивные привычки и взгляды на жизнь.

Владельцы таких подавляющих сред (вместе со своими средами) абсолютно не котируются на современном рынке, который смотрит на мир через призму нового дизайна и новой урбанистики...

Учтите это, когда будете создавать репутацию своей фирме.

Важная ключевая вещь №4: Дизайн среды облегчает коммуникацию любого типа

Один из ключевых терминов в дизайне среды после «дизайна процесса» – «дизайн коммуникации». Задача дизайна среды вообще и дизайна коммуникации в частности - облегчить, максимально упростить коммуникацию.

Какие же виды коммуникации выделяет дизайн среды, с чем он, грубо говоря, работает?

Вот они, основные «виды коммуникаций» современной среды:

    коммуникации пешеходные и транспортные,

    коммуникации информационные,

    коммуникации инженерные (технические)

Важная ключевая вещь №5: Дизайн среды устраняет рождённый в 19-20 веках конфликт между техногенной и природной средами

Конфликт между искусственной и естественной средой («Каменными джунглями городов» и «Природой») порождён хозяйственной деятельностью человека на заре времён, но достиг своего кризисного пика в 20 столетии. Задача же 21 века – похоронить хищнический агробизнес и построить так называемый самообеспечивающийся «Город-огород».

«Огород» не хищнический, не истощающий почву, а выстроенный по принципам пермакультуры.

Важная ключевая вещь №6: Дизайн среды проводит планомерную Гуманизацию трудовых процессов, борясь с марксовым «отчуждением человека от его труда»

Процесс создания материальных вещей (ценностей) давно стал бездушным. Это произошло тогда, когда ремесленник, создававший вещи медленно и в своё удовольствие, уступил место наёмному рабочему, штампующему вещи «в удовольствие рынка».

Это явление давно уже имеет своё имя и имя это – отчуждение. Об отчуждении Человека от его труда (когда человек не получает ни малейшего удовольствия от процесса труда и рад только зарплате, отпуску или победе в офисной интриге) писал ещё Маркс.

Но только сегодня и именно силами дизайна среды удалось, наконец, понять - как (не политическим, не революционным путём) превратить процесс создания материальных благ из «бездушного» процесса в процесс, приносящий работникам радость.

Дизайнеры среды в этом своём начинании отнюдь не голословны. Они технически превращают такие скучные и «бесчеловечные» вещи как:

    задача «подвоза сырья»,

    или задача «вентиляции цеха»

в то, что работает на прибавление человеку радости. Ранее бездушные, отчуждённые от человека объекты, технические задачи и технологические процессы - гуманизируются.

И, наконец,

Важная ключевая вещь №7: Дизайн среды вводит обязательный тренд: гибкость и многовариантность использования пространства, среды.

Жилое и нежилое пространство сегодня «современно» и имеет высокую стоимость на рынке только тогда, когда оно – потенциально многовариантно и гибко. То есть, может быть мгновенно приспособлено – под решение самых неожиданных задач.

Гибкость (многовариантность) пространства свидетельствует о том, что тот, кто его проектировал – знает и уважает одну очень важную вещь. А именно: базовое природное стремление Человека к полноте, богатству и разнообразию всех его проявлений себя в этом мире. Стремление к саморазвитию и многогранности.

Представьте себе комнату ребёнка-подростка, которая заставлена тяжёлой мебелью так, что ребёнок (при возникшем желании) не сможет заниматься в этой комнате йогой или танцами, превратив свою комнату в «зал».

Или не сможет поставить в своей комнате рабочий стол-верстак.

Такое пространство, запрещающее ребёнку развиваться, будет признано «негибким» или маловариантным, только - спать, делать уроки, хранить личные вещи в шкафу.

Тенденция универсализации жилых и нежилых пространств находит своё отражение в самых передовых образцах современной архитектуры и дизайна. К этому приложили руку, разумеется, специалисты новой профессии «дизайн среды». Но кое-какие мелочи можно осознать и самому, без привлечения дизайнера.

Максимум розеток

Проще всего добиться универсализации среды можно, используя к примеру, максимальное количество электроразводок и подключений так, чтобы менять обстановку и оборудование, «не завися от розеток».

Максимум свободных площадей

Минимум капитальных перегородок

Многовариантное, гибкое пространство также не терпит капитальных стен. Вместо перегородок – расставляется функциональная мебель, устанавливаются лёгкие переносные ширмы.

Многовариантное, гибкое пространство -пространство трансформируемое.

Ведь «сегодня» мы не знаем, какой тренд ждёт нас «завтра». И поэтому мы должны быть готовы ко всему новому, открыты новому. Принцип «юрты кочевника» победил в архитектуре и дизайне, к радости экологов и социологов всего мира.

Итак, давайте перечислим напоследок основные принципы, по которым сегодня оценивается качество и стоимость среды, принципы, внедряемые в жизнь новым, средовым дизайном:

    облегчение тягостных процессов, снятие дискомфорта с самых неприятных стадий,

    превращение любого объекта среды в «генератор радости», раскрытие этого потенциала в любом объекте,

    формирование среды, позитивно влияющей на мироощущение человека, «воспитывающей» в человеке его лучшие качества,

    строительство среды с высоким коэффициентом адаптации под человека, который будет ею пользоваться (гибкой среды),

    снятие конфликта между вынужденно существующей техногенной средой и дикой Природой,

    гуманизация «бездушных» трудовых процессов, отчуждающих Человека от Человеческого и превращающих человека в механизм,

    строительство многовариантной универсальной среды, способной быстро реагировать на любые вызовы технического прогресса, моды, тенденций и трендов.

Ну, а теперь, рассмотрим самые удачные примеры сотрудничества продвинутого бизнеса и дизайна среды.

Автобусы с газонами на крыше

Свой проект его автор назвал Phyto Kinetic. Его цель – украсить городской транспорт крышами-газонами и клумбами, что позволит улучшить городскую экосистему. «Городские зеленые зоны жизненно важны для фотосинтеза, необходимы для очищения воздуха, которым мы дышим. Но столь незаменимые ресурсы далеко не всегда доступны в городе», - говорит Грэнен. Он убежден, что для создания «карманных оранжерей» можно использовать уже существующие пространства – такие, как крыши городских автобусов. Автор идеи, который называет себя «ландшафтным художником», живет в часе езды от Барселоны – в городе Бескано (Испания). В университете Грэнен изучал биологию, а потом его страстью стал садовый дизайн. Дизайном городской среды Марк заинтересовался после встречи с новатором Алексом Пьигом (Alex Puig), который занимается озеленением городов с соответствии с природными моделями. Результатом сотрудничества двух эко-дизайнеров стал прототип городского автобуса 21 века под названием Phyto Kinetic.

Поговорим о том, как модный «дизайн среды» внедряет в умы и квартиры обычных буржуазных семей (потребителей)- высокие и гуманные идеи когда-то мало кому известной, когда-то маргинальной пермакультуры.

Итак, четыре дизайнера из Кореи создали уникальную пока что экологичную кухню-теплицу Kitchen Nano Garden. Это кухня в жилой квартире, которая представляет собой не «кухню» в отживающем понимании этого места, где мы пожираем лишние калории и смотрим сериалы, а буйно растущий сад-огород, уютную высокотехнологичную теплицу-оранжерею, где всё, что можно найти съесть – всё – не из холодильника, а свежее и экологичное, ну а остальное, что несъедобно -беленькое, стильненькое, по-скандинавски - компактное, задвигающееся друг в друга и эргономичное.

Теперь выращивать овощи, зелень, пряные травы и даже фрукты у себя дома становится почти что обязанностью каждой нормальной семьи, и места для этого отводится... вся площадь новой кухни-теплицы!

Природой – госпиталь в Африке.

Больница под названием Opera Village of Laongo, которую в 2013 году построил для республики Буркина-Фасо молодой архитектор по имени Diebedo Francis Kere, настоящий шедевр эко-дизайна будущего.

Больница выстроена с учётом традиций местной (локал) африканской архитектуры - строение – невысокое, кладка стен – каменная, натуральная, природного цвета.

Окна больницы Opera Village – главный акцент замысла. Они специально сделаны как рамки живописных картин. Через раму каждой такой «картины-окна» – открывается между прочим тщательно продуманный вид на прекрасную, постоянно меняющуюся саванну, которая окружает эту больницу.

Согласитесь – для пациентов видеть родную природу - лучше, чем видеть бетонный двор или глухую стену соседнего здания…

Архитектурный проект «Фабрика колыбельных»

«Фабрика колыбельных» или Lullaby Factory представляет собой систему полых железных труб устрашающего вида, которые как будто бы «облепляют» каменные внутренности, а точнее, – дворик-колодец старого кирпичного дома. В этом лондонском доме, в старинном районе Блумсбери, расположена детская больница Грейт Ормонд Стрит (Great Ormond Street Hospital) .Придумали же эти поющие трубы – дизайнеры из бюро под названием Studio Weave.Эта «музыкальная шкатулка» имеет в высоту целых 32 метра! Конструкция в 10 этажей вся состоит из поющих органных труб и музыкальных рожков.

«Фабрика колыбельных» исполняет действительно – колыбельные мелодии, которые слышны только внутри дома – то есть, маленьким пациентам лондонской детской больницы... У детей теперь есть специальные индивидуальные радиоприёмники в палатах, которые можно настроить на нужную частоту и слушать колыбельные труб... А в общей гостиной стоит самый настоящий «слуховой рожок», отведённый от уличных труб внутрь помещения, чтобы музыка лилась прямо в холл.

Колыбельные мелодии специально для этого архитектурного проекта написала в подарок детям композитор Джессика Карри.

Музыкальный инструмент-монстр (впрочем, очень добрый монстр) выполнен в духе любимого многими стиля - стим-панк. Отличительной чертой стим-панка как раз и является:

    кирпичная кладка заводских и складских помещений «а ля 19 век», расцвет промышленной эры,

    и переплетающиеся между собой железные трубы, часто непонятного назначения – опять же, наследие эпохи индустриализации...Все эти трубы и музыкальные рожки напоминают не только фабричную застройку конца 19 начала 20 века, но и любимого воскресного друга всех «фабричных» – музыкального монстра той эпохи - граммофон!

Так что - архитектурный проект с хорошим вкусом. И проект этот – добрый. Что бывает немного реже у замысловатых дизайнеров.


04.12.2014

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019. Разработан психологическим центром "1000 идей" совместно с командой бизнес-портала openbusiness.ru.

Описание

Будущие бакалавры в области дизайна архитектурной среды учатся:

  • создавать, модернизировать, беречь и развивать предметно-пространственную среду и ее элементы, включая инновационную, специализированную и междисциплинарную направленность;
  • определять наиболее значимые проблемы среды социального характера;
  • разрабатывать концепции и проекты, составлять проектную документацию и осуществлять комплексный контроль на всех этапах их внедрения;
  • исследовать области графического и светоцветового дизайна, конструирования и моделирования;
  • руководить проектными процессами и определять задания для их реализации;
  • осваивать достижения мировой культуры в области графики, скульптуры, живописи, фотографии и использовать их на практике;
  • готовить презентации и отражать перспективы воплощения проектных решений с использованием методов визуализации;
  • защищать материалы проектов перед строгими судьями профессионального и академического сообществ;
  • в совершенстве владеть способами эффективного управления и маркетинга;
  • создавать условия для достижения конкурентных преимуществ проектной и педагогической деятельностей.

Кем работать

Одной из популярных профессий, по которым работают бакалавры, является дизайнер интерьеров. Тем, кто хочет заниматься более узкой специализацией, можно стать дизайнерами освещения и мебели. Свое применение специалисты находят и в ландшафтной области. Интересной и редкой профессией является визуализатор, который должен в совершенстве уметь пользоваться компьютерными приложениями и программами. Также некоторые бакалавры не обходят стороной позиции архитекторов и реставраторов. В этой сфере они реализуют творческие задумки, создают эскизы и делают необходимые расчеты конструкций. Начинать свой профессиональный путь иногда приходится с позиций младших специалистов по отделочным и облицовочным работам.

Дизайн архитектурной среды

Средовая ориентация деятельности архитектора-дизайнера предельно широка и касается самых различных областей материально-художественной культуры - архитектуры, промышленного дизайна, прикладного и оформительского искусства, искусства экспозиции, театра, кино - непосредственно формирующих окружающую нас предметно-визуальную реальность. Лидер же при этом, очевидно, тот, кого выдвигает сама средовая ситуация. Естественно поэтому, что для дизайна архитектурной среды - это архитектура.

Очевидно, что дизайн архитектурной среды - вид проектной деятельности . Однако для нас важно выяснить в связи с этим, какое место он занимает в общей системе проектной культуры и, более конкретно, в общей системе “частных” дизайнов. В настоящее время такое явление, как дизайн, стало многогранным и даже многоуровневым. Наряду с общим использованием понятия “дизайн” для обозначения всей проектной культуры существуют, как уже указывалось, понятия дизайна применительно к отдельным формам создания реальных предметно-пространственных объектов. В числе этих дизайнов, естественно, находит свое место и дизайн архитектурной среды.

Дизайн архитектурной среды объективно призван соединить в проект всю палитру задач и достоинств проектной деятельности всех указанных ранее конкретных дизайнов. Архитектор-дизайнер должен направлять свое внимание на использование-синтез всех художественных средств для организации Среды жизнедеятельности в целом в соответствии с требованиями образа жизни того или иного общественного или производственного организма.


Обеспечение требований жизнедеятельности - задача и всех других “конкретных дизайнов”, но и в этом пункте они существенно отличаются друг от друга. Если с помощью рисунка, шрифта, пиктограмм графический дизайн содействует функционированию визуальной информации, то промышленный дизайн, через потребительские свойства и эстетические качества промышленного изделия, направлен на формирование гармоничной предметной наполненности объектов жилой, производственной и социально-культурных сфер.

Архитектура призвана обеспечивать процесс жизнедеятельности путем архитектурной организации жизненного пространства в зданиях и сооружениях, а также в городах и поселениях. Дизайн архитектурной среды, в отличие от архитектуры, используя все, на что она способна в этом смысле как проектная деятельность, призван к проектированию комплексных средовых архитектурных объектов с позиции максимально широкого охвата взаимоотношений человека с природой, с предметно-пространственым и социально-культурным окружением с целью создания достаточно крупных элементов гармонизованной среды, обладающей не только формальной целостностью, но и способной образно выражать смысл и характер образа жизни.

По-разному выглядят и конечные результаты проектной деятельности таких специалистов. Решения, принимаемые, в частности, архитектором-дизайнером, поч­ти всегда имеют индивидуальный характер ансамблевого решения, ибо связаны с конкретным объектом, имеющим четкий адрес среды обитания, будь-то предметно-пространственная среда жилища, предметно-пространственная среда объектов промышленного и агро-промышленного производства, предметно-пространственная среда и элементы визуальной информации какой-либо части города или села, их отдельного района, микрорайона или конкретного важного узла.

Характерно при этом, что в качественном проектировании в области дизайна, поскольку отдельные его виды позволяют получать разные результаты, заинтересованы различные лица и организации. Если рассмотреть их специфику с этой позиции, то выяснится, что и здесь идет движение по линии усиления давления заказчика - от индивидуального потребителя, через отдельные организации, ведомства , отрасль - к заказчику, представляющему исполнительную власть. Это зависит, естественно, прежде всего от того, что средовые объекты - объекты комплексные, связанные с интересами больших коллективов , и их проектирование под силу мощным организациям, имеющим власть и возможности бюджетного финансирования .

И, наконец, различаются они и по своим морфологическим характеристикам и образным возможностям. И дело не только в том, что средовые объекты имеют более сложную морфологию - здесь в единстве взаимодействуют внутренние и внешние пространства, а создаваемые ими среды жизнедеятельности организуются еще и с помощью самых различных предметно-пространственных структур и тем, что они в полной мере могут реализовать всю гамму эстетических соотношений, порожденных особенностями отношения человека к окружающему его миру.

Объектом проектной работы в дизайне архитектурной среды, в отличие от “других дизайнов”, является сложно-динамическая система среды обитания человека, точнее, достижение оптимальной предметно-пространственной организации и образности различных средовых объектов. Внимание архитектора-дизайнера должно поэтому, прежде всего, быть направлено на те типы объектов архитектурной среды, которые должны обладать специфическими качествами комплексности, динамичности, гуманистичности и целостности. К таким весьма распространенным типам объектов архитектурной среды относятся:

Городской дизайн, или дизайн городской среды, включающий общественные пространства города, жилую среду, объекты, принадлежащие инфраструктурным функциональным системам (транспорта, городских служб, общения и торговли);

Интерьерный дизайн, включающий общественную и жилую среду;

Дизайн производственной среды, включающий разнообразные как открытые, так и закрытые пространства.

В тоже время все объекты этих типологических групп как бы четырехмерны. Все они включают пространство (открытое или интерьерное), имеющее функциональное назначение (связанное с обеспечением жизнедеятельности) и предметно-пространственное наполнение вплоть до графики; они могут быть объектами реконструкции, совершенствования существующей застройки или создания новых средовых ситуаций. Широкий разброс этих ситуаций подразумевает и широкую подготовку архитектора-дизайнера, что не противоречит возможности реально специализироваться как в области “городского интерьера”, так и в области формирования “внутренних пространств”.