Заземление

Новоапостольская церковь. "новоапостольская церковь" Новоапостольская церковь

Квазиденоминация

С 1971 года официальное название – "Новоапостольская Церковь – Международный союз апостолов".

I. Основные данные

1. Основатель:

Единого основателя нет.

2. Время основания:

3. Место основания:

Гамбург, Германия

4. Регион распространения:

Новоапостольская церковь имеет последователей в 180 странах мира. В настоящее время церковь насчитывает около 7 000 000 членов. Из них 3 400 000 в Африке и 1 000 000 в Азии. Очень много последователей в Индии и в Заире. В Европе – более 500 000 человек. В Германии Новоапостольская церковь занимает третье место по численности – после Лютеранской и Римско-Католической Церквей.

5. Местонахождение руководящего центра:

Административный и духовный центр Новоапостольской церкви расположен в Цюрихе.

6. Организационная структура:

Высший орган Новоапостольской церкви – собрание апостолов. Однако фактически каждая община, подчиняющаяся одному конкретному апостолу, довольно самостоятельна. Единство церкви обеспечивается единством самих апостолов, которые, как они утверждают, путем молитвы достигают мистического единства. Апостолов теперь не 12, а около 200.

Наиболее крупные объединения – апостольские округа. С 1991 года их восемнадцать. Руководит округами – "окружной апостол". Все окружные апостолы объединены в коллегиум. Председатель коллегиума – "первоапостол". В настоящее время первоапостолом является швейцарец Рихард Фер. Первоапостол обладает практически абсолютной властью. Члены церкви считают его представителем Христа на Земле. Он должен "способствовать новым Откровениям Святого Духа". Таким образом, служение первоапостола наполнено мистическим содержанием. Именно его "откровения" определяют изменения в вероучении и жизни Новоапостольской церкви.

Ниже следуют подокруга, которыми управляют настоятели округов, иногда – епископы. Подокруга состоят из общин. Во главе их – настоятели общин. Кроме главного и окружных апостолов, епископов и старейшин округов, есть еще служения окружных евангелистов, пастырей, евангелистов общины, пресвитеров, диаконов, протодиаконов. Управляющего органа, в который входили бы миряне, не существует.

В России: северо-восток страны от Балтики до Урала находится в ведении апостольского округа Саксония-Тюрингия.

7. Базовая литература:

По утверждению представителей Новоапостольской Церкви, источником их вероучения является Библия. В то же время подчеркивается, что Библия не может заменить "апостолов" в качестве проповедников и подателей таинств. Только "апостолы", ведомые Святым Духом, могут верно истолковать Писание, поэтому свободное чтение Библии верующими не поощряется.

Вероучительной книгой для простых членов общины является периодически переиздаваемый катехизис "Новоапостольская вера: вопросы и ответы", в которой содержится все, что необходимо знать верующему.

Для священнослужителей существует книга "История Царства", где содержится новоапостольская оценка всех традиционных христианских церквей, ни одна из которых якобы не выполнила своего предназначения – привести людей ко спасению. Других книг в обиходе Новоапостольской церкви нет.

8. Периодические издания:

  • Ежемесячный журнал "Наша семья". (С 1991 года выходит и на русском языке).
  • Еженедельный журнал "Глас стража".
  • Для детей и молодежи – ежемесячные журналы "Добрый пастырь" и "Друг молодежи".

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

В Новоапостольской церкви нет духовных учебных заведений, поскольку, по словам ее представителей, век апостольский был веком простоты, а не богословских умствований.

II. Учение

1. Истоки учения:

протестантизм, элементы католичества

2. Краткое изложение учения:

Основные положения вероучения Новоапостольской церкви содержатся в десяти статьях "Новоапостольского Символа веры". Первые три утверждают веру в Пресвятую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и Святого Духа, во святую единую Апостольскую Церковь, в воскресение мертвых и вечную жизнь. С некоторыми допущениями эти статьи выглядят вполне традиционно. Но со статьи 4-й вводятся новые положения, которые никак не могут быть признаны традиционными христианскими Церквами. Так, утверждается, что "Господь Иисус правит Своей Церковью через живущих апостолов, ... которых Он послал и еще посылает". То есть вся полнота духовной власти присваивается руководителям Новоапостольской церкви – совету двенадцати апостолов и Первоапостолу. И далее, в пятом пункте подтверждается, что "все служители в Церкви Христовой выбираются только апостолами".

9-й пункт – самый важный – говорит о конце мира и высоком предназначении последователей Новоапостольской Церкви. Они, подготовленные ко встрече со Христом и названные душами невест, вознесутся ко Господу. Это будет первое Воскресение. На небесах состоится свадьба этих душ со Христом. После чего Христос вместе с этими преображенными душами вернется на землю и учредит Свое Царство мира. Новоапостолы будут править вместе с Ним как цари и священники. Последователи церкви проповедуют идею тысячелетнего царства Христа на земле – хилиазм, ересь впервые осужденную Церковью еще в 225 г. После тысячелетнего царствования Христос совершит Страшный Суд, на который предстанут все те, кто не участвовал в первом воскресении, то есть не принадлежит к Новоапостольской церкви. На месте старого мира Бог создаст новый, ибо небо и земля исчезнут. На новой земле воцарится Новый Иерусалим, который будет существовать вечно. Новоапостольская церковь часто именует себя "последней, завершающей Церковью".

Новоапостольская Церковь признает три таинства: Крещение, запечатление Святым Духом и Евхаристию.

Крещение совершается водой во имя Пресвятой Троицы. Как правило, крестят детей. За правильное воспитание их в духе новых апостолов поручаются родители.

Запечатление Святым Духом – необходимое таинство для полноценного вступления в Новоапостольскую церковь. Крещение – только необходимое таинство для принятия Святого Духа, преподаваемого в запечатлении, совершать которое может только апостол.

Евхаристия совершается в память о крестной Жертве Христа. Причастие преподается верующим после покаяния, которое не является таинством – в виде облатки и запеченных в нее трех капель вина. Облатки рассылаются также верующим, не имеющим возможности посетить храм – военнослужащим, больным, в отдаленные области.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Новоапостольская церковь основана на "новом откровении", Св. Писание не является для ее членов единственным и даже основным источником вероучения. Библия вторична по отношению к откровениям первоапостола. Более того, приверженцы учения верят, что в "главном апостоле изображена Пресвятая Троица". В практике этой церкви присутствуют "странные" обряды, как, например, причащение мертвых. Новоапостольская церковь отрицает возможность каких-либо контактов с традиционными христианскими Церквами, которые ее приверженцы считают ложными. Все это не позволяет отнести Новоапостольскую церковь к числу протестантских общин, однозначно характеризуя ее как квазиденоминацию.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Новоапостольская церковь ведет начало от движения, которое называлось "католическо-апостольское" и возникло в 30-е годы XIX века в Лондоне. Основателем этого движения был Эдвард Ирвин г (1792 – 1834), бывший пресвитерианский проповедник, родом из Шотландии. Он якобы получил "откровение" от Бога, что в самом ближайшем будущем – еще при его жизни произойдет "Конец Света". Чтобы получить спасение и "царствовать со Христом" Ирвинг и его последователи призывали отказаться от всех современных им церковных установлений, которые "исказили чистую апостольскую веру и образ жизни христиан, теперь уже не соответствующий идеалам древней апостольской Церкви". По "откровению" они избрали двенадцать апостолов как руководителей общины и среди них – главного. Все степени священства и церковные должности были упразднены. Вместо них были искусственно восстановлены харизматические служения первых христиан, которые упоминаются в Новом Завете. Среди них – "ангелы" "апостолы", "пророки" и "евангелисты".

К движению присоединились некоторые католические, англиканские и протестантские священнослужители, причем не только из Англии, но и из Германии, Швейцарии и Австрии. Когда первые, избранные по "откровению", апостолы скончались и ожидаемое пришествие Христа не произошло, община решила подчиниться "Суду Божию" и самораспуститься.

Однако часть участников движения не захотела мириться с прекращением своей деятельности, прежде всего, немецкие "апостолы", отделившиеся от англичан еще в 1863 году и основавшие свою общину в Гамбурге. Путем долгих споров и организационных преобразований в 1867 году Новоапостольская церковь окончательно сформировалась. Усилиями сменяющих друг друга "первоапостолов" при четко организованной работе она не только дожила до наших дней, но и окрепла и распространилась настолько, что сегодня имеет последователей в 180 странах.

В России:

Начало деятельности Новоапостольской церкви в России было положено миссионерской поездкой в СССР в сентябре 1989 года пресвитера Ульриха Краузе по поручению окружного апостола земли Берлин-Бранденбург Шредера. Он посетил города Камышин, Тольятти, Алексеевку и Красноармейск. Выбор районов объясняется тем, что здесь находятся поселения этнических немцев, которые, по мысли окружного апостола, с радостью должны были воспринять новое учение. В результате этой поездки были крещены 23 человека. В 1991 году в Москве открылся Административный центр Новоапостольской церкви. Москва была поделена на два округа: севернее Москвы-реки – с управлением из Австралии и Швейцарии, южнее – из Германии. В сентябре 1992 года Москву посетил первоапостол Рихард Фер. К этому времени в Москве было уже 1000 новоапостолов и около 20 000 по всей России. Первый визит первоапостола в Россию был отмечен концертом в Большом зале консерватории, в котором участвовали знаменитые российские исполнители, в том числе органист Гарри Гродберг. На торжественном богослужении по усопшим святого причастия удостоились все похороненные у Кремлевской стены, а также царь Александр III, некогда изгнавший английского первоапостола из России.

Зоной особого внимания миссионеров стал Калининград. До войны здесь располагался апостольский округ, в который входило 146 общин, организованных в девять районов. В ноябре 1995 года Калининград посетил первоапостол. К этому времени там возникло пять общин и семь миссионерских постов. Община насчитывала уже 15 000 верующих.

К 1997 г. в России было уже 67 общин Новоапостольской церкви. Были созданы общины в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, на Камчатке, в Якутске, Тюмени, Екатеринбурге, Кирове, Перми, Краснокамске.

2. Современная деятельность

Новоапостольская церковь содержит только дома для престарелых и иногда клубы для молодежи. Никакой благотворительной работы новоапостолы не ведут. Каждый член Новоапостольской церкви обязан отдавать на ее нужды десятую часть своего дохода. Среди ее членов много состоятельных людей, которые кроме десятины жертвуют большие суммы. Во многих странах Новоапостольской церкви принадлежат земли и церковные здания, которые всегда можно опознать по эмблеме: крест, который возвышается над восходящим солнцем.

Богослужения совершаются каждое воскресенье по образцу простой реформатской службы и сопровождаются пением хора. Схема такова: песнь, вступительная молитва, хор, проповедь главного апостола на библейский текст, хор, вторая проповедь, "евхаристическая литургия" с молитвой "Отче наш", "отпущение грехов", причастие, молитва, благословение, хор.

На неделе бывают собрания по частным квартирам. Содержание этих собраний неизвестно.

Три раза в году совершаются богослужения по "неспасенным усопшим", молитвы об их спасении, и затем усопших символически причащают – двое носителей сана подходят к апостолу. Он крестит их, запечатлевает Святым Духом и преподает причастие. Этот обряд напоминает крещение усопших в секте мормонов. Эти службы за усопших привлекают новых членов, которые рассчитывают, что их родственники и близкие, умершие в неверии, получат возможность быть приобщенными ко спасению. Здесь играют роль и "вещие сны". Часто представители Новоапостольской церкви специально встречаются с родственниками недавно умерших и говорят: "Ваш умерший появился у нас. Он явился во сне". После этого завязываются контакты. Есть масса свидетельств, что новоапостолы ведут свою миссию на кладбищах, разговаривая с родственниками похороненных там.

IV. Ответвления

Апостольская церковь (Откололась в 1988 г.)

V. Библиография

  1. Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга. Выпуск II: Общины. Изд-во "Апостольский город", СПб., 1998.

Новоапостольская церковь - международная христианская церковь, в основе вероучения которой лежит Священное Писание. В Иркутской области имеются общины в областном центре, и .

Общие сведения

Центральным положением новоапостольского вероучения является ожидание Пришествия Сына Божьего Иисуса Христа, который придет для того, чтобы забрать с Собой Свою невесту. В церкви празднуется три таинства: Святое крещение водой, Святое запечатление и Святое причастие. Новоапостольская церковь придает большое значение ответственному отношению своих членов к делу Божьему. Каждый лично отвечает перед Богом за свои дела. Ясным ориентиром является Евангелие Христа и иерархия ценностей, содержащаяся в Десяти заповедях. Важными составными частями являются миссионерская работа и любовь к ближнему. Новоапостольские христиане верят, что души людей, умерших без покаяния, могут уже сегодня, благодаря Христу, получить спасение. Верующим даруются благословения при конфирмации, помолвке, бракосочетании, свадебном юбилее. Благословляется также и женщина, готовящаяся стать матерью. Проводятся панихиды по умершим.

Как и в первых апостольских общинах, у служителей церкви нет богословского образования. Каждый год для священнослужителей церкви проводятся духовные семинары. Своей душеспасительной деятельностью новоапостольские священнослужители занимаются параллельно с исполнением обязанностей в семье, на работе и в обществе.

Новоапостольские общины отдельной страны или региона объединяются в округ, руководство деятельностью которого осуществляется окружным апостолом. В настоящее время Россия входит в округ деятельности окружного апостола Вольфганга Надольного. По поручению окружного апостола различные сферы деятельности церкви находятся в ведении апостолов, епископов, окружных старейшин и окружных евангелистов. Руководство общинами апостолы поручают пастырям, евангелистам или священникам, которым помогают диаконы. Все новоапостольские общины образуют Новоапостольскую церковь, во главе которой стоит первоапостол. С Пятидесятницы 2005 г. Новоапостольской церковью руководит первоапостол Вильгельм Лебер.

Новоапостольская церковь соблюдает политический нейтралитет и независимость. Финансирование церкви происходит за счет добровольных пожертвований ее прихожан. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте Новоапостольской церкви, на конец 2010 г. церковь насчитывала 64688 общин в более чем 190 странах всех континентов. В настоящее время новоапостольскую веру исповедуют почти 10,5 миллионов христиан. Общее число священнослужителей церкви - более 253000 человек. Вместе с первоапостолом служат 19 окружных апостолов, 11 помощников окружных апостолов и около 320 апостолов. Новоапостольские общины существуют и во всех крупных городах России.

История возникновения и распространение в России

В XVIII в. у отдельных христиан всё больше возрастала убежденность в том, что в христианских церквях недостает живого проявления Святого Духа, как это имело место в раннем христианстве. К 1830 г. в Англии и Шотландии возникли движения пробуждения, члены которых молились об излиянии даров Святого Духа. Из этих библейских кругов с годами возникло “апостольское” движение, которое получило позже название Католическо-Апостольская община. Характерной чертой ее с 1832 г. стало то, что ею руководили “провозглашенные пророками апостолы”. Они должны были, как и в первоапостольские времена, возвещать учение Христа вплоть до Его Пришествия и примирить с Богом всех людей, к какому бы народу они ни принадлежали. С 1860 г. апостольское учение стало распространяться по всему земному шару.

В 1863 г., на почве расхождения в толковании отдельных мест Священного Писания и призвания новых апостолов, Апостольская община выделилась из Католическо-Апостольской общины и с тех пор идет своим путем вместе с апостолами.

1897 г. принес церкви сан первоапостола, то есть главы всех апостолов. Его положение сравнимо с тем, которое занимал апостол Петр более 2000 лет назад. С Пятидесятницы 2005 г. Новоапостольской церковью руководит Вильгельм Лебер.

Нынешнее свое название церковь получила в 1930 г. Оно взято из заглавия, данного 2-ой главе 4-ой Книги Ездры в традиционном переводе М. Лютера: "...как новоапостольская церковь должна держаться и совершать Богу угодные служения" (Biblia, Nürnberg 1710). Сообщается также об одном случае, который произошел в Саксонии (Германия): когда нужно было внести название местной общины в Реестр объединений, регистратор, хорошо знавший все существовавшие до сих пор объединения, в названии которых было слово “апостольский”, предложил:

“Господа, Вы не можете одни именовать себя “апостольскими”. Я не могу внести это название, потому что иначе это приведет к путанице. Почему бы Вам не назвать себя “новоапостольскими”?”

Так и случилось: в 1907 г. участники Совета апостолов сошлись на названии “Новоапостольская община”, которое в 1930 г. и было заменено на название “Новоапостольская церковь”.

В 30-е гг. XIX в. апостольские свидетельства дошли до России. Впервые апостол Уильям Дау из Шотландии посетил страну в 1839 г. Позже появились общины в Риге, Одессе, Ревеле, Митаве, Варшаве и других местностях. В конце 1871 г. состоялись первые богослужения "Католическо-Апостольской" общины в Санкт-Петербурге. На протяжении 27 лет они проходили по адресу: ул. Сергиевская, 10, а затем под руководством Владимира и Виктора фон Дитманов в доме №5 по Троицкой улице, принадлежавшем принцессе Елене Саксен-Альтенбургской, герцогу Михаилу Мекленбург-Стрелецкому и графине Наталье Карловой.

Появление общины в Москве связано с именем пастора Дидриха Скриббе, уроженца Могилевской губернии. Как следует из донесения Московского генерал-губернатора от 13 сентября 1904 г. за №2175 на имя Министра Внутренних Дел, в то время в Москве и ее окрестностях насчитывалось около 45 человек, принадлежащих к Общине.

Некоторые реформы демократической направленности в царской России в 1905-1916 гг. способствовали религиозной жизни страны – наблюдалось увеличение численности апостольских общин. Но в последующий период событий, связанных с революциями и войнами, российские апостольские общины утратили своих служителей и членов.

Работа апостолов в России возобновилась весной 1987 г. Первым служителем Новоапостольской церкви, прибывшим в Москву, тогда еще столицу СССР, был апостол из Австрии Рудольф Кайнц. За последующие пять лет Новоапостольские общины возникли во множестве городов России. В 1993 г. в сан апостола был рукоположен первый россиянин Павел Гамов.

Высшим руководящим органом для всех новоапостольских общин на территории Российской Федерации является религиозная организация "Управленческий центр Новоапостольской церкви в России", зарегистрированная в Министерстве юстиции РФ в 1993 г. Управленческий центр создан в целях координации деятельности региональных центров и отдельных общин по распространению и представлению единого новоапостольского учения, урегулированию внутрицерковных отношений и представлению интересов общин и верующих перед органами государственной власти, организациями и частными лицами. Перед общественностью Управленческий центр представлен своим президентом. Президентом УЦ НАЦ в России является помощник окружного апостола Виктор Григорьевич Безганс.

В настоящее время на территории России действует около 250 объединений Новоапостольской церкви, имеющих статус местных религиозных организаций или религиозных групп. Все общины, в зависимости от их места расположения, разделены на пять апостольских округов. Каждый округ курируется своим апостолом. Им помогает около 500 российских священнослужителей. В России было построено около 40 новых и перестроено вновь около 50 зданий, среди которых церкви, региональные управленческие и общинные центры.

, Шотландской пресвитерианской и других протестантских церквях).

Новоапостольская церковь

Эмблема Новоапостольской церкви
Общие сведения
Место создания Гамбург
Основание 1878
Основатель Ф. Кребс
Отделилась от Ирвингиане
Распространение
Страны 190 стран
Этнические группы немцы и др.
Управление
Глава Церкви Иисус Христос
Лидеры Жан-Люк Шнайдер (с 2013 г.)
Штаб-квартира Цюрих , Швейцария
Структура
Структура Округа → подокруга →
общины
Подконтрольные организации 18 апостольских округов
Информационные ресурсы
Веб-сайты www.NAK.org
Медиафайлы на Викискладе
Информация в Викиданных ?

В центре доктрины Новоапостольской церкви - премиллениаризм и Второе Пришествие Христа . Большая часть положений соответствует таковым в других протестантских деноминациях, организация же и церковная иерархия сравнима с римско-католической .

Считает себя новооснованным преемником Церкви первых веков, а своих лидеров - преемниками Апостолов (они и называются «апостолами»).

Учение Основные Положения



Справка

История возникновения

Новоапостольская Церковь (НАЦ) ведет начало от своеобразного движения внутри Римско-католической Церкви, которое называлось "католическо-апостольское" и возникло в 30-е годы

XIX века в Англии. Основатели этого движения якобы получили "откровение" от Бога, что в самом ближайшем будущем – еще при их жизни произойдет "конец света". Чтобы получить спасение и "царствовать со Христом", учили основатели нового движения, необходимо отказаться от всех, современных им, церковных установлений, которые "исказили чистую апостольскую веру и образ жизни христиан, теперь уже не соответствующий идеалам древней апостольской Церкви". По "откровению" они избрали двенадцать апостолов как руководителей общины и среди них – главного. Все степени священства и церковные должности были упразднены. Вместо них вернули к жизни служения христиан, которые упоминаются в Новом Завете. Среди них – кроме апостолов, пророки, евангелисты, учители и т.д.

К движению присоединились некоторые католические, англиканские и протестантские священнослужители, причем не только из Англии, но и из Германии, Швейцарии, Австрии.

Когда первые, избранные по "откровению", апостолы скончались и ожидаемое пришествие Христа не произошло, община решила подчиниться "Суду Божию" и самораспуститься.

Но часть участников движения не захотела мириться с прекращением своей деятельности, прежде всего немецкие "апостолы", отделившиеся от англичан еще в 1863 году и основавшие свою общину в Гамбурге. Путем долгих споров и организационных преобразований в 1867 году Новоапостольская церковь окончательно сформировалась. Усилиями сменяющих друг друга "первоапостолов" при четко организованной работе она не только дожила до наших дней, но и окрепла и распространилась настолько, что сегодня имеет последователей в 180 странах, а в Германии занимает третье место по численности – после Лютеранской и Римско-католической Церквей.

Вероучение

1. Главные положения вероучения содержатся в десяти статьях "Новоапостольского Символа веры". Первые три утверждают веру в Пресвятую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и Пресвятого Духа, во святую единую Апостольскую Церковь, в воскресение мертвых и вечную жизнь. С некоторыми допущениями эти статьи выглядят вполне традиционно. Но со статьи 4-й вводятся новые положения, которые никак не могут быть признаны традиционными христианскими Церквами. Так, утверждается, что "Господь Иисус правит Своей Церковью через живущих апостолов,… которых Он послал и еще посылает ". То есть вся полнота духовной власти присваивается руководителям Новоапостольской Церкви – совету двенадцати апостолов и главному апостолу. И далее, в пятом пункте подтверждается, что "все служители в Церкви Христовой выбираются только апостолами".

9-й пункт – самый важный – говорит о конце мира и высоком предназначении последователей НАЦ. Они, подготовленные ко встрече со Христом и названные душами невест, вознесутся ко Господу. Это будет первое Воскресение. На небесах состоится свадьба этих душ со Христом. После чего Христос вместе с этими преображенными душами вернется на землю и учредит Свое Царство мира. Новоапостолы будут править вместе с Ним как цари и священники. После тысячелетнего царствования Христос совершит Страшный Суд, на который предстанут все те, кто не участвовал в первом воскресении, то есть не новоапостолы. Каждый получит по заслугам. На месте старого мира Бог создаст новый, ибо небо и земля исчезнут. На новой земле воцарится Новый Иерусалим, который будет существовать вечно.

В этом видении конца мира (эсхатологии) нет ничего нового. На протяжении столетий некоторые христиане именно так прочитывали Апокалипсис, а идея тысячелетнего Царства Христа на земле (хилиазм) постоянно возникала в умах людей и постоянно осуждалась Церковью. Впервые хилиазм был осужден в 225 году. Затем многократно возрождался в учениях средневековых мистиков. Эта же идея продолжает оставаться привлекательной и для современных сект. Так, например, печально знаменитое Белое братство также проповедует хилиазм. Для сектантского мышления привлекательной является перспектива подтвердить свою избранность – именно с членами их общины Христос будет царствовать на земле. Новоапостолы часто называют себя "последней, завершающей Церковью".

2. Вторым источником учения является Библия. В то же время подчеркивается, что Библия не может заменить апостолов Христовых в качестве проповедников Его учения и дарователей таинств. Только апостолы, ведомые Святым Духом, могут верно истолковать Писание, и свободное чтение Библии верующими не поощряется.

3. Вероучительной книгой для простых верующих является периодически переиздаваемый катехизис "Новоапостольская вера: вопросы и ответы", в которой содержится всё, что необходимо знать верующему.

4. Для священнослужителей есть книга "История Царства", где содержится новоапостольская оценка всех традиционных христианских Церквей, ни одна из которых не выполнила своего предназначения – привести людей ко спасению. Раскрывается содержание таинств, которых в НАЦ три – Крещение, запечатление Святым Духом и Евхаристия. Больше книг в обиходе Новоапостольской Церкви нет. Нет и духовных учебных заведений, поскольку век апостольский – был веком простоты, а не богословских умствований.

Богослужения

1. Богослужения совершаются каждое воскресенье по образцу простой реформатской службы и сопровождаются пением хора. Схема такова: песнь, вступительная молитва, хор, проповедь главного апостола на библейский текст, хор, вторая проповедь, евхаристическая литургия с молитвой "Отче наш", "отпущение грехов", причастие, молитва, благословение, хор.

2. На неделе бывают собрания по частным квартирам. Содержание этих собраний неизвестно.

3. Три раза в году совершаются богослужения по "неспасенным усопшим", молитвы об их спасении, и затем усопших символически причащают – двое носителей сана подходят к апостолу. Он крестит их, запечатлевает Святым Духом и преподает причастие. Этот обряд напоминает крещение усопших в секте мормонов.

Эти службы за усопших привлекают многих новых членов, которые рассчитывают, что их родственники и близкие, умершие в неверии, получат возможность быть приобщенными ко спасению. Здесь играют роль и "вещие сны". Часто новоапостолы специально встречаются с родственниками недавно умерших и говорят: "Ваш умерший появился у нас. Он явился во сне". После этого навязываются контакты, которые часто приводят родственников почивших в НАЦ. Есть масса свидетельств, что новоапостолы ведут свою миссию на кладбищах, разговаривая с родственниками похороненных там.

Таинства

1. Крещение совершается водой во имя Пресвятой Троицы. Как правило, крестят детей. За правильное воспитание их в духе новых апостолов поручаются родители.

2. Запечатление Святым Духом – необходимое таинство для полноценного вступления в Новоапостольскую Церковь. Крещение – только необходимое таинство для принятия Святого Духа, преподаваемого в запечатлении, совершать которое может только апостол

3. Евхаристия совершается в память о крестной Жертве Христа. Причастие преподается верующим после покаяния, которое не является таинством – в виде облатки и запеченных в нее трех капель крови – вина. Облатки рассылаются также верующим, не имеющим возможности посетить храм – воинам, больным, в отдаленные области.

Структура Церкви.

Высший орган НАЦ – собрание апостолов. С 1971 года официальное название – "Новоапостольская Церковь – Международный союз апостолов". Но фактически каждая община, подчиняющаяся одному конкретному апостолу, довольно самостоятельна. Единство Церкви обеспечивается единством самих апостолов, которые, как они утверждают, путем молитвы достигают мистического единства. Апостолов теперь не 12, а около 200.

Наиболее крупные объединения – апостольские округа. С 1991 года их восемнадцать. Руководит округами – "окружной апостол".

Все окружные апостолы объединены в коллегиум, своего рода синод. Председатель коллегиума – первоапостол. В настоящее время первоапостолом является швейцарец Рихард Фер. Административный и духовный центр НАЦ расположен в Цюрихе.

Первоапостол обладает практически абсолютной властью. Члены НАЦ считают его представителем Господа на Землею Он должен "способствовать новым Откровениям Святого Духа". Так что служение первоапостола исполнено мистическим содержанием. Именно его "откровения" определяют изменения в вероучении и жизни НАЦ. Это свидетельствует о безусловной сектантской направленности новоапостолов.

Кроме главного и окружных апостолов, епископов и старейшин округов, есть еще служения окружных евангелистов, пастырей, евангелистов общины, священников, диаконов, протодиаконов.

Управляющего органа, в который входили бы миряне, не существует.

Социальная деятельность

Новоапостольская Церковь содержит только дома для престарелых и иногда клубы для молодежи. Никакой благотворительной работы новоапостолы не ведут.

Финансы и имущество

Каждый член Новоапостольской Церкви обязан отдавать на ее нужды десятую часть своего дохода. Среди ее членов много состоятельных людей, которые кроме десятины жертвуют большие суммы на церковное строительство. Во многих странах новоапостолам принадлежат земли и церковные здания, которые всегда можно опознать по эмблеме: крест, который возвышается над восходящим солнцем.

Образование

Специальных богословских учебных заведений не имеет, так как в принципе отвергает богословское образование.

Ежемесячный журнал "Наша семья". С 1991 года выходит и на русском языке. Еженедельный журнал "Глас стража". Для детей и молодежи – ежемесячные журналы "Добрый пастырь" и "Друг молодежи".

Периодически переиздается катехизис – "Новоапостольская вера: вопросы и ответы" и "История Царства" на многих языках мира. Есть несколько русскоязычных изданий.

Масштаб современного распространения

В странах немецкого языка НАЦ – одна из самых сильных и крупных. Третья по численности Церковь в Германии – после лютеран и католиков.

В настоящее время новоапостолов в мире около 7.000.000. Из них 3.400.000 в Африке и в Азии – 1.000.000. Очень много новоапостолов в Индии и в Заире. В Европе – более 500.000 человек.

Новоапостольская Церковь в России.

Новоапостольская Церковь развернула широкую миссию в России. Начало было положено миссионерской поездкой в СССР в сентябре 1989 года пресвитера Ульриха Краузе – по поручению окружного апостола земли Берлин-Бранденбург Шредера. Он посетил города Камышин, Тольятти, Алексеевку и Красноармейск. Выбор районов объясняется тем, что здесь находятся небольшие поселения этнических немцев, которые, по мысли окружного апостола, с радостью должны были воспринять новое учение.

В результате этой поездки были крещены 23 человека. В настоящее время в России 67 общин новоапостолов. И это всего за семь лет миссионерской работы. Уже с 1991 года журнал "Наша семья" стал издаваться и на русском языке. В сентябре 1992 года Москву посетил первоапостол Рихард Фер. К этому времени в Москве было уже 1000 новоапостолов и 20.000 по всей России. Москва была поделена на два округа: севернее Москвы-реки – с управлением из Австралии и Швейцарии, южнее – из Германии, и новоапостолы управляются здесь двумя окружными апостолами. В 1991 году в Москве открылся Административный центр НАЦ. Первый визит первоапостола в Россию был отмечен концертом в Большом зале консерватории, в котором участвовали знаменитые российские исполнители, в том числе органист Гарри Гродберг. На торжественном богослужении по усопшим святого причастия удостоились все похороненные у Кремлевской стены и также царь Александр

III, некогда изгнавший английского первоапостола из России, который развернул проповедь своего учения.

В Архангельске новоапостольская община возникла в 1990 году усилиями коммерсанта и в то же время пастора из Германии. Вся Россия уже приписана к тем или иным округам. Так, северо-восток страны – от Балтики до Урала – в ведении апостольского округа Саксония-Тюрингия.

Зоной особого внимания миссионеров стал Калининград. Для новоапостолов этот город все еще Кёнигсберг, в котором до войны располагался целый апостольский округ, в который входило 146 общин, организованных в девять районов. За возрождение НАЦ в Калининграде взялся округ Северный Рейн-Вестфалия. Прежде всего контакты были налажены с гражданами города немецкого происхождения, которых стали приглашать в гости в Германию. Первые собрания прошли в Доме культуры. Общины были созданы во многих городах Калининградской области, которую апостолы в своем журнале "Наша семья" называют русской частью Восточной Пруссии. В ноябре 1995 года Калининград посетил первоапостол. К этому времени там возникло пять общин и семь миссионерских постов, 15.000 верующих В "Нашей семье" подробно описывается история Кёнигсберга, говорится о лишениях изгнанных оттуда немцев, снова и снова напоминается, что в Кёнигсберге был один из центров Новоапостольской Церкви. Был восстановлен храм в Гурьевске.

Были созданы общины в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, на Камчатке, в Якутске, Тюмени, Екатеринбурге, Кирове, Перми, Краснокамске. Очень активно строятся церкви в Казахстане, где переговоры с властями о приобретении участков земли увенчались успехом.

Новое церковное здание было построено в Мурманске – по всем новоапостольским канонам и является их гордостью – как самая северная церковь новых апостолов в мире.

В 1997-1998 годах НАЦ обманом (под видом коммерческого здания) строит в центре г. Калуги храм – межрегиональный миссионерский центр для Калужской и нескольких соседних областей. В эту стройку вкладываются огромные деньги, строительство шло ударными темпами. Когда строительство близилось к завершению, обманутые горожане заподозрили неладное – уж больно похожи были очертания здания на культовое сооружение. Но строительство велось через подставную фирму и ложь продолжала распространятся через областные СМИ. Когда правда наконец всплыла, общественность возмутилась, велся сбор подписей против этого строительства. Почти все областные газеты встали на сторону секты, рассказывая о бедных верующих, которых преследуют нетерпимые фанатики – православные. Однако общественный резонанс был настолько силен, что городская администрация вынуждена была расторгнуть договор о строительстве, пообещав выкупить это здание и подыскать новоапостолам место для их кирхи "вне исторического центра города". Построенное здание обещано использовать для культурно-массовых мероприятий. В настоящее время строительство этого здания продолжается очень вяло, что дает некоторую надежду, но по городу ползут упорные слухи, что это очередной обман, здание осталось за сектой.

Оценка деятельности Новоапостольской Церкви

Хотя НАЦ исповедует веру во Святую Троицу и Иисуса Христа как Сына Божия, ее нельзя рассматривать как традиционную Христианскую Церковь. Среди западных религиоведов нет единого мнения: считать ли НАЦ христианской конфессией или сектой. Но большинство рассматривает ее как секту по следующим основаниям:

1. НАЦ основана на якобы "новом откровении", полученном от Бога, подобно другим сектам, включая Богородичный центр или секту Муна.

2. Полное подчинение верующих воле первоапостола и апостолов. Сомнения в правомерности их действий ведет к изгнанию из НАЦ. В новоапостольских текстах даже говорится, что в "главном апостоле изображена Пресвятая Троица".

3. Отношение к Библии не как к основному источнику откровения. Она вторична по отношению к главным откровениям первоапостола.

4. Наличие "странных" обрядов, как, например, причащение мертвых.

5. Напряженное ожидание конца света и убеждение в своей исключительности как царей и священников в тысячелетнем Царстве Христа.

6. Отказ от каких-либо контактов с традиционными христианскими Церквами, которые они считают ложными.

7. Неучастие в социальной и любой другой жизни общества. Полная самозамкнутость.

Оценивая миссионерскую работу НАЦ в России, необходимо учитывать:

1. Новоапостолы добиваются возможности выступать в ВУЗах и школах, пользуясь тем, что выдают свою веру за традиционную.

2. Среди последователей НАЦ на западе много бизнесменов. Через деловые контакты они ведут миссионерскую работу и вовлекают российские ресурсы в обслуживание своей Церкви.

3. Новоапостолы стремятся скупить как можно больше земельной собственности для строительства на ней церковных зданий и других сооружений. При этом необходимо учитывать, что сколько бы русских ни было вовлечено в деятельность НАЦ, центр ее остается в Швейцарии, и именно оттуда будут поступать все руководящие указания.

А. Иванов, набор и дополнение.
© 1997, Е. Сперанская, составление.