Электробезопасность

Как называется подъемный кран. Виды и типы кранов. Какие основные параметры характеризуют кран

Различные виды кранов применяют для поднятия грузов на объектах строительного или иного назначения. Рассмотрим разновидности кранов, которые используют в строительстве и других отраслях народного хозяйства.

Портовый кран

Сначала рассмотрим технику, которую применяют для работы в порту. Это портовый кран. имеет основной узел — портал. Перегрузочный агрегат имеет грузоподъемность от 5 до 30 т. В роли грузозахватного механизма на нем может устанавливаться грейфер, крюк или магнитная шайба. Мобильный монтажный кран используют в судостроительных компаниях, портах. Его корпус не отличается от перегрузочного.

Этот механизм обладает небольшой скоростью передвижения крюка. Имеет 2 тяговых лебедки. Грузоподъемность составляет от 12,5 до 60 т. Стапельный механизм применяют для монтажа судов на судостроительных заводах. Агрегат имеет высокий портал и токопровод троллейного вида. Может удерживать груз долгое время, что используется при строительстве судов. Грузоподъемность составляет от 30 до 160 т. Доковый агрегат обладает малой грузоподъемностью, имеет узкий портал и защищен от переворачивания.


Портовый агрегат состоит из таких узлов:

  1. Портал, который предназначен для уменьшения массы противовеса посредством увеличения площадки. Благодаря этому конструкция не опрокидывается. Между опорами портала может передвигаться транспорт, а сам агрегат может проезжать над различными строениями.
  2. Нога представляет собой часть портала. Внизу она заканчивается тележками.
  3. Оголовок соединяет между собой ноги, а также воспринимает нагрузки от механизма поворота. В нем находится электрооборудование, предназначенное для движения устройства.
  4. Опорно-поворотная система.
  5. Токопровод.

Кран-трубоукладчик

Кран-трубоукладчик причисляют к типу тракторных, он применяется для прокладки коммуникаций. Их используют в качестве основного компонента укладочной монтажной колонны. Механизмы применяют на большом удалении от точек обслуживания техники. Если поломается какой-либо узел в составе колонны, то выйдет из строя вся система.

Поэтому агрегаты должны обладать высокой прочностью и надежностью. При строительстве трубопроводов эти механизмы могут ехать по каменистой неровной поверхности. В связи с этим они должны обладать высокой проходимостью, которая определяется давлением на грунт, тяговым показателем и дорожным просветом.


Поскольку при работе основная нагрузка идет на одну сторону агрегата, то их конструкция представляет собой стреловое самоходное устройство без поворотной части с боковой фиксацией стрелы. Выпускаются агрегаты на гусеницах и пневмоколесном ходу.

Гусеничное устройство состоит из элементов:

  • базового шасси;
  • грузоподъемного оборудования, которое включает раму, прочную лебедку, устойчивый противовес, удобную в применении стрелу, крюк и гидросистему.

ЖД кран

Железнодорожный кран на рельсах — это полноповоротный механизм самоходный по рельсам железных дорог. Устройства применяются для погрузочных работ в помещении складов железобетонных панелей, выгрузки блоков на строительной площадке, монтажа при строительстве промышленных зданий.

Чтобы можно было обслуживать склады сыпучих материалов, часто железнодорожные устройства дополняют грейфером.

Железнодорожный агрегат состоит из:

  • поворотной платформы;
  • высокотехнологичной стрелы;
  • прочной рамы;
  • надежного силового узла;
  • системы механизмов;
  • кабины водителя;
  • опорно-поворотной системы;
  • рабочего узла.


Современные краны на рельсовом ходу, имеющие характеристики грузоподъемности меньше 15 т используют без выносных опор. Агрегаты, поднимающие грузы больше 15 т, функционируют на опорах. Агрегаты могут выполнять такие функции:

  • подъем груза;
  • поворот агрегата;
  • движение устройства с грузом;
  • изменение вылета стрелы.

Рельсовые стреловые краны на железнодорожном ходу могут передвигаться самостоятельно или присоединяться к поездам ЖД.

Укладочный кран УК-25 9-18

Укладочный кран УК-25/9-18 используют для сборки и разборки железных дорог с рельсами массой до 18 т, длиной до 25 м при укладке или ремонте жд путей.


Путеукладчик УК-25/9-18 имеет следующие технические характеристики:

  1. Сила тяги — 100 кН.
  2. Мощность дизеля — 121 кВт.
  3. Ширина колеи — 1435, 1520 мм.
  4. Грузоподъемность агрегата — 18 т, платформы — 40 т.
  5. Длина железнодорожного звена — 25 м.
  6. Скорость — 80 км/ч (при перевозке), 20 км/ч (самоходная).
  7. Размеры: 43330х6820 мм.
  8. Масса — 102 т.

Укладочный кран УК-25 25

Путеукладочный кран УК-25/25 имеет высокую грузоподъемность, снабжен телескопической поворотной фермой. Агрегат обладает возможностью телескопического поворота стрелы. Механизм применяется для монтажа звеньев железнодорожного полотна. Он может укладывать звенья длиной 25 м и весом 25 т. Агрегат самоходный. При выполнении работ является основной машиной путеукладочных комплексов.

Путеукладчик имеет большую производительность и грузоподъемность. Он универсален в применении благодаря возможности поворота стрелы в плане. Это облегчает укладку путей на поворотах. В конструкции используются серийные узлы и детали, что обеспечивает прочность и надежность агрегата.


Технические характеристики:

  1. Поднимает грузы до 25 т.
  2. Скорость, когда агрегат фиксируют к вагонам поезда, — 80 км/ч.
  3. Самоходный агрегат развивает скорость до15 км/ч.
  4. Радиус возможной кривой — 180 м.
  5. Угол разворота стрелы — 3º.
  6. Размеры — 44,3х3,4х5,1 м.
  7. Вес — 130 т.

Виды кранов в строительстве

Различные виды строительных кранов нашли свое применение на монтажных площадках для переноса тяжелых строительных материалов, панелей, блоков и других конструкций при выполнении работ по возведению зданий.

По конструкции бывают:

  • самоходные;
  • башенные;
  • стационарные;
  • специального назначения.

Больше всего востребованы в строительстве самоходные стреловые краны. Они снабжаются прямой стрелой, с 1 гуськом, башенного и телескопического вида. По типу ходового устройства они подразделяются на следующие виды:

  • пневмоколесные;
  • на гусеницах;
  • автомобильные;
  • на шасси.

У гусеничных устройств хорошая грузоподъемность.

Гусеничные агрегаты могут передвигаться по плохим дорогам и рыхлым грунтам.

Когда на строительном объекте надо переносить тяжелый груз, применяют гусеничные грузоподъемные краны. Однако они имеют плохую маневренность, также их трудно перемещать с одного объекта на другой. Такие краны могут иметь телескопическую или решетчатую стрелу.


Автокраны имеют большую скорость и хорошую маневренность, их применяют для удаленных работ на стройплощадках. Устройство автокрана заключается в следующем: ставят на шасси автомобиля, там фиксируют поворотную и ходовую рамы.

Автокран имеет плохую устойчивость. Поэтому в его конструкции применяют специальные опоры. При работе с использованием опор автокран становится стационарным. Существуют и такие виды автокранов, как внедорожные агрегаты и использующие короткое шасси.

Башенные краны нужны для возведения в строительстве производственных сооружений, жилых многоэтажных домов. Агрегаты поднимают и переносят блоки на большую высоту. Эти машины могут быть стационарными, передвижными и приставными. Часто башенный кран монтируется на рельсовом ходу. Данные конструкции более надежны по сравнению с остальными.

Мобильные устройства позволяют складывать башню и стрелу. Они могут сами ехать к месту назначения. Для строительства многоэтажных задний применяют башенные агрегаты, которые установлены на анкерном основании, или свободностоящие. Анкерные краны крепятся башней к зданию, которое строится. Настенно-консольные устройства имеют специальный механизм самонаращивания башни. Когда строят здания больше 70 м, то используют анкерные конструкции. Башенные механизмы обладают поворотной стрелой, а грузы поднимают при помощи тележек, находящихся на стреле.

В работе может применяться стрела с оголовком или плоская. Устройства с подъемной стрелой поднимают и переносят панели. Аппараты обладают малым вылетом стрелы, что считается их недостатком. Устройства с балочной стрелой переносят грузы с максимальной точностью.

Краны «нулевики» передвигаются по рельсам. Они не имеют башни. Их применяют в строительстве, когда работы нужно выполнять ниже нулевой отметки. Мачтовые агрегаты по сравнению с другими используются реже, в основном при монтаже железобетонных блоков на малой площади, подъеме панелей на большую высоту.


Кабельный кран используется, когда нужно перемещать грузы на большие расстояния при солидной площади строительства. Конструктивно агрегат составляется так: между кранами, выполненными из 2 башен, натягивают канат. По нему передвигают грузы. Грузоподъемность конструкции и длина передвижения блока зависят от вида работ. Козловые агрегаты — это устройства мостового типа. В них мост ставится на опоры. Эти виды применяют для сборки тяжелых блоков и строительства больших монолитных конструкций.

Для простоты и удобства перемещения грузов на каждой строительной площадке применяют подъемные краны строительного назначения. В статье рассмотрены виды строительных кранов, их назначение, применение, преимущества и недостатки

Для поднятия и перемещения грузов на строительной площадке (строительном объекте) используют несколько видов подъемных кранов: самоходные стреловые краны, мобильные строительные краны, башенные, "нулевики", быстромонтируемые краны, козловые, кабельные и краны спец назначения (плавучие, летающие).

Все краны строительного назначения можно разделить на четыре группы: самоходные, башенные, стационарные, спец назначения.

Самоходные стреловые краны

Наибольшее распространение в строительстве получили самоходные стреловые краны. Данный тип кранов, в зависимости от использования, может агрегатироваться прямой стрелой, стрелой с гуськом, стрелами башенного и телескопического типа.

По типу ходового устройства самоходные краны делятся на гусеничные, пневмоколесные, автомобильные и установленные на специальное шасси автомобильного типа.

Преимущества и недостатки различных типов самоходных кранов

Гусеничные краны в отличие от автокранов обладают большей грузоподъемностью и проходимостью. Гусеницы оказывают меньшее удельное давление на грунт, что обусловлено большой поверхностью опоры. Также гусеницы позволяют с легкостью преодолевать бездорожье и передвигаться по слабому грунту. Вес гусеничного подъемника больше, чем у автокрана, но это дает преимущество в грузоподъемности. Поэтому, если на стройке необходимо перемещать тяжелые грузы, выбирают именно гусеничный тип кранов.

Преимущества гусеничных кранов являются также и его недостатками. Ввиду своей сложной и тяжелой конструкции гусеничный кран обладает плохой маневренностью и неудобен в перемещении с объекта на объект. Тяжелые и сложные по конструкции гусеницы (40% веса всей машины) подвержены быстрому износу деталей.

Гусеничные краны выпускают как с решетчатой, так и с телескопической стрелой. Основными производителями гусеничных кранов с решетчатой стрелой являются такие компании, как Liebherr, Sany, Hitachi, Terex, XCMG, Kobelco и др. В производстве гусеничных кранов с телескопической стрелой преуспели такие производители, как Favelle Favco, Hitachi, Link-Belt, Maeda, Sennenbogen и т.д.

Статья по теме:

Автокраны в отличие от гусеничных обладают высокими скоростными характеристиками и маневренностью. Эти качества позволяют использовать их для выполнения рассредоточенных по строительной площадке работ. Конструкция выглядит следующим образом: вместо кузова на шасси автомобиля монтируется ходовая и поворотная рамы. На поворотной раме крепятся механизмы подъема и опускания стрелы, поворотный механизм, стрела, кабина и противовес.


Самым большим недостатком автокранов является их небольшая устойчивость. Для того чтобы кран мог беспрепятственно выполнять свои обязанности, в конструкции данного типа кранов предусмотрены механические, гидравлические или пневматические опоры (аутригеры). В рабочем состоянии с применением выносных опор кран становится стационарным.

К подвидам автокранов относятся внедорожные краны и краны на короткобазовом шасси.

Наиболее популярными брендами среди автокранов считаются Kato, Liebherr, XCMG, Галичанин, Клинцы, Ивановец и т.д.

Башенные краны

Башенные краны применяются в строительстве производственных объектов, многоэтажных зданий. Основное назначение башенных кранов - поднятие и перемещение грузов на большую высоту.

Статья по теме:

По типу передвижения башенные краны бывают передвижными, стационарными и приставными. Широкое распространение получили башенные краны на рельсовом ходу. Они обеспечивают большую безопасность по сравнению с другими типами кранов. Особенностью мобильного типа кранов состоит в том, что башня и стрела легко складываются. Складная стрела облегчает монтаж. Еще одним немаловажным отличием мобильных башенных кранов является способность самостоятельно перемещаться к месту проведения строительных работ.

В случае использования кранов с башенной стрелой при малоэтажном строительстве, ассортимент техники широк и зависит от условий и параметров строительного объекта. Популярность заслужили, в частности, самораскладывающиеся краны, с управлением которых справляется один человек, и для их обслуживания не нужно получать высотную лицензию.


Высотное строительство требует использования специально созданных для этих целей башенных кранов: либо свободно стоящих, либо на анкерном основании, которые крепятся башней к возводимому сооружению и имеют механизм самонаращивания башни (подращиванием стрелы снизу или сверху промежуточными секциями). Если же речь идет о строительстве здания высотой более 70 метров, то предпочтительными будут краны именно с анкерным основанием. Стрела высотных кранов, как правило, поворотная, а поднятие и перемещение грузов осуществляется посредством грузовых тележек, расположенных на горизонтальной стреле.

При покупке башенного крана выбирают один из видов конструкции стрелы. Это может быть плоская стрела (устанавливается на моделях малой и средней грузоподъемности) либо стрела с оголовком, подъемная либо балочная. Первый тип по всем основным характеристикам уступает машинам с оголовком башни, однако более прост при монтаже и позволяет работать в условиях ограниченного пространства. Краны с подъемной стрелой могут перемещать груз как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, но обладают небольшим вылетом стрелы. У кранов с балочной стрелой перемещение груза осуществляется с большей точностью.

Статья по теме:

Еще один вид кранов - нулевики. Они, как и башенные краны, передвигаются по рельсам. Основное их отличие - отсутствие башни. Данный тип кранов используется для строительных работ, которые проводятся ниже нулевой отметки.


Стационарные краны

Мачтовые краны используются в строительстве достаточно редко. Однако если требуется монтаж сверхтяжелых конструкций, тяжелого оборудования на ограниченном пространстве и на большую высоту, то именно этот тип кранов подходит как нельзя лучше. Конструкция мачтового включает мачту, стрелы, стойки, поворотную платформу, рабочие и грузозахватные механизмы.


Применение кабельных кранов обусловлено необходимостью перемещения грузов на большие расстояния, для обслуживания больших строительных площадей. Конструкция машины кабельного типа выглядит следующим образом: между кранами, состоящими из двух башен, натягивается канат, по которому впоследствии перемещают грузы. Грузоподъемность и длина перемещения груза данного типа кранов зависит от их назначения.


Козловые краны строительного назначения являются кранами мостового типа, мост которых установлен на опоры. Козловые краны применяются для монтажа тяжелого оборудования, а также при возведении протяженных монолитных сооружений.

Строительные краны специального назначения

Один и подтипов кранов специального назначения - плавучие краны.


Плавучие краны представляют собой краны стрелового типа, размещенные на самоходном и несамоходном понтоне. Требования, предъявляемые к данному типу кранов: прочность конструкции, устойчивость, плавучесть. Основное назначение плавучих кранов в строительстве - монтажные работы при возведении гидротехнических сооружений, а также прокладка трубопровода под водой.

Грузоподъемные краны имеют широкую сферу применения. Чаще всего их используют в строительстве, производстве, портах, железных дорогах. Делятся краны на две основные группы: поворотные, неповоротные. Отличаются друг от друга конструкцией захвата груза, креплением подъемного механизма, грузоподъемностью, способами передвижения.

Краны предназначены для поднятия тяжелых грузов, перемещения груза, поднятия его на определенную высоту. Есть множество разновидностей кранов, применяющихся для определенных работ.

Краны разделены на три основных вида:
мостовой;
стреловой;
кабельный.

Различаются они конструкцией, способом перемещения, подъема грузов. В каждую группу входит несколько видов грузоподъемных машин.

Кроме конструкции, главной отличительной особенностью грузоподъемных машин является их способность самостоятельно перемещаться. Мобильные гусеничные, колесные краны используются на строительстве чаще, чем стационарные, закрепленные к основанию не имеющие возможности самостоятельно передвигаться, например башенные краны.

Отличительная особенность - способность передвигаться


По возможности самостоятельного перемещения краны делятся на 5 основных групп:
передвижные – имеющие возможность перемещения по территории;
переставные – закрепленные к основанию, способны передвигаться;
стационарные – монолитно скрепляемые с основанием;
радиальные – передвигающийся по рельсам;
прицепные – перемещающийся при помощи автотранспорта на прицепе.

В группу передвижных подъемных механизмов входит 5 видов кранов, отличающиеся способами перемещения.

Краны подвижной группы бывают:
колесные;
гусеничные;
рельсовые;
пневмоколесные.

Применяются во всех сферах строительства, промышленности, на железнодорожных станциях. Автокраны, относящиеся к стреловому виду, могут использоваться в любых местах города. Грузоподъемность таких машин различна.

Среднетонники могут работать с грузами от 10 т до 80 т, сверх грузоподъемные машины – от 80 т до 2000 т. Китайская компания Sinopec Engineering, изготавливает машины способные поднимать грузы большим весом. Гусеничный тяжеловес от этой компании работает с максимальным весом 4000 т. Благодаря их мобильности и большой грузоподъемности они могут выполнять все работы с грузом в местах недоступных для подъемных машин других групп.

Кроме отличий в возможностях перемещения самих машин, существуют отличительные особенности механизмов захвата грузовых кранов.

Типы механизмов захвата груза


В зависимости от размеров, веса, конструкции груза применяются краны с определенным механизмом захвата. Например, для погрузки, транспортировки лома металла используются мостовые краны, в которых применяется электромагнитный захват груза.

Разновидности механизмов захвата:
крюк – наиболее часто встречающийся вид захвата груза;
спредер – для подъема, разгрузки контейнеров различных размеров
грейфер – для погрузки сыпучих материалов, грунтов.
электромагнит;
клещи.

При помощи этих механизмов захвата можно работать с любыми грузами.

Сферы применения грузовых кранов


Башенные – применяются для строительства объектов любой сложности. Используют их судостроении, в портах.

Мостовые – в производственных цехах, складах, заводах.

Консольные – имеют широкую сферу применения. Благодаря тому, что стрела поворачивается на 360 градусов, используется на заводах, промышленных предприятиях, строительстве.

Железнодорожные – обеспечивают надежную разгрузку, погрузку на железнодорожных станциях. Легко перемещаются по рельсам на большие расстояния.

Управляются все типы грузоподъемных механизмов: ручным, электрическим, гидравлическим, пневматическим приводами.

Хотите взять грузоподъемный кран в аренду? Обратитесь на сайт

А б в

Г в д

Е ж з

И к л

О п р

Рис.2. Краны:

а - кран переносной КЛП; б – кран консольно-поворотный GSX; в – кран «Пионер»;

г – кран стреловой переставной КЛ-3; г – кран автомобильный КС-4561; д - кран пне-

вмоколёсный КС-4361 А; е - кран стреловой гидравлический на специальном шасси

автомобильного типа КС-6472 «Январец»; ж - железнодорожный кран; з - самоходный

кран КС-4671 грузоподъемностью 20 т, смонтирован на шасси гусеничного трактора

ТТ-4М-01; и - Кран стреловой пневмоколесный КС-8467 грузоподъемностью 100 т;

к - гусеничный кран XCMG; л – козловой кран; м – консольный мостовой кран ; н - ба-

шенный кран; о – кабельный кран; п – портальный кран с грейфером; р – козловые

краны; с - сплавучий кран; т - летающие краны.

Кран стрелового типа – кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле (ИСО 4306-1:2007).

Назначение стреловых самоходных кранов. Стреловые самоходные краны предназначены для:

● перегрузочных работ,

● и монтажных работ:

В строительстве,

На промышленных предприятиях,

На транспорте.

Применение стреловых самоходных кранов. Стреловой самоходный кран - самый распространенный грузоподъемный кран. Стреловые самоходные краны обладают:

▪ довольно большой грузоподъемностью до 250 т ,

▪ высокими транспортными скоростями передвижения (до 70 км/ч ),

▪ высокой маневренностью и мобильностью,

▪ способность передвигаться вместе с грузом,

▪ легкость перебазировки с одного объекта на другой,

▪ возможность работы с различными видами сменного рабочего

оборудовании (универсальность),

основное достоинство стреловых самоходных кранов - их спо-

собность быстро перебазироваться с одного объекта на другой и

приступать к работе сразу по прибытии на новое место. Благода-

ря этому краны успешно используются на рассредоточенных

объектах с небольшим объемом работ.

▪ главный недостаток - передвижение с грузом допускается со

значительными ограничениями. Для более полного использования

грузоподъемности пневмоколесные краны устанавливают на вы-

носные опоры, что связано с потерей времени и уменьшением ма-

невренности.

Поэтому их применение наиболее целесообразно при значительных расстояниях между объектами с небольшими объемами строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

Рис.2. Общий вид самоходного стрелового крана

при использовании выносных опор (аутригеров).

Стреловые самоходные краны являются одним из наиболее универсальных средств механизации строительно-монтажных работ. Многообразие существующих конструкций и типоразмеров кранов дает возможность рационального выбора крана, наиболее соответствующего условиям его работы в конкретных условиях.

Краны применяют:

На строительно-монтажных работах по возведению зданий и вер-

тикальных промышленных сооружений;

В подсобных производствах и прочих хозяйствах для выполнения

технологических операций погрузочно-разгрузочных работ;

Вертикального и горизонтального транспорта строительных гру-

Монтажа технологического оборудования.

Рис.3. Применение стреловых самоходных кранов на строительстве

жилого дома по ул. ШевченкоТ.Г. в Днепропетровске.

Рабочий цикл. Стреловые самоходные краны могут осуществлять следующие рабочие операции:

Подъем и опускание груза;

Изменение угла наклона стрелы при изменении вылета;

Поворот стрелы в плане на 360°;

Выдвижение телескопической стрелы с грузом;

Передвижение крана с грузом.

Рабочий цикл крана состоит из трёх этапов:

1 - захват груза;

2 - рабочий ход (перемещение груза, разгрузка);

3 - холостой ход (возврат грузоподъёмного механизма в исходное

положение).

Рабочий и холостой ход на диаграммах движения имеют также три характерных участка:

Разгон,

Установившееся движение,

И торможение.

Причем, очень важное значение имеют участки разгона и торможения, так как именно в эти моменты и возникают динамические нагрузки.

Классификация кранов.

■ грузоподъёмные краны по конструкции можно разделить на сле-

дующие основные типы:

▪ стреловые краны - несущий элемент стрела. Грузозахватный орган

подвешен непосредственно к стреле, либо к перемещающейся по стреле

грузовой тележке.

▪ краны мостового типа - представляет собой разновидность подъём-

ного крана, имеет конструкцию, выполненную в виде опорного или под-

весного моста с передвигающейся по ней тележкой или электроталью.

Несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь. Мост

(несущая балка) перемещается по рельсам, уложенным на стенах зданий

или на эстакадах вне здания. относится к типовому оборудованию про-

изводств цехов, электростанций, закрытых и открытых складов

▪ краны с несущими канатами (грузозахватный орган, подвешен к

грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закреплен-

ным в опорах),

▪ козловые краны - применяется обычно для обслуживания складов,

главным образом штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для

монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, обслу-

живания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении.

Изготовляются преимущественно крюковыми или со специальными

грузозахватными устройствами. Козловой кран - кран, у которого не-

сущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи

двух опорных стоек. Козловые краны относятся к категории подъемных

устройств мостового типа. Средний срок службы козловых кранов –

приблизительно 20 лет без учета режима работы и условий эксплуата-

ции. Наработка на отказ - примерно 3 000 циклов.

▪ башенные краны - используется преимущественно при гражданском,

промышленном и гидротехническом строительстве (строительные), а

также для обслуживания открытых стапелей и достроечных работ в су-

достроении, позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и

перевозку автотранспортом. Башенный быстромонтируемый кран: при-

меняется в стесненных условиях строительства при ограниченном про-

странстве для монтажа крана, эффективен при малоэтажном строитель-

стве (до 30 метров), торговых центров, таун-хаусов, с возможностью пе-

ремонтажа на новое место стоянки в течение одной рабочей смены. Ис-

пользование быстромонтируемых кранов эффективно за счет низких

эксплуатационных затрат, с преимуществом высокоточного позициони-

рования грузов горизонтальной стрелой и дистанционным радиоуправ-

лением краном.

▪ краны штабелёры (грузоподъемные краны, оборудованные верти-

кальной колонной с перемещающимся по ней устройством для штабе-

лирования грузов; разновидность мостовых кранов: с грузовой тележ-

кой, имеющей вертикальную поворотную колонну, по которой переме-

щается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяю-

щий производить укладку и разбор пакетных штабелей. В последнее

время краны-штабелеры выполняют с автоматическим управлением, что

позволяет уменьшать время обработки груза).

▪ консольные краны - приспособлен для механизации подъемно-

транспортных работ по подъему и перемещению грузов в пределах зоны

обслуживания. В зависимости от модификации угол поворота консоль

но-поворотного крана может быть в диапазоне 0-360 град. Кран консо-

льный с механизированным приводом нашел широкое применение и ус-

пешно используется для грузоподъемных работ в цехах, на складах и

строительных площадках при температуре окружающего воздуха от

−20 до +40 °C. Угол поворота стрелы крана 360°. Скорость подъема гру-

за и перемещения талей соответствуют скоростям примененных талей.

Консольные стационарные краны (на колонне) предназначены для вы-

полнения подъемно-транспортных работ при обслуживании технологи-

ческого оборудования, погрузочно-разгрузочных работ и т. п. в помеще-

ниях при температуре окружающего воздуха от −20 до +40 °C. Угол по-

ворота стрелы крана 270°. Скорость подъема груза и перемещения талей

соответствуют скоростям примененных талей.

Различают стреловые самоходные краны:

общего назначения для строительно-монтажных и погрузочно-разгру-

зочных работ широкого профиля,

● и специальные для выполнения технологических операций определенного

вида (краны-трубоукладчики, железнодорожные и плавучие краны и т.п.).

Стреловые самоходные краны общего назначения классифицируют (для начала следует отметить, что приведенная классификация не может отражать полноценно все существующие виды кранов, так как многие находятся на границах представленных пунктов, или же сочетают их):

по грузоподъемности:

▪ легкие (грузоподъемностью до 10 т),

▪ средние (грузоподъемностью 10...25 т),

Тяжелые (грузоподъемностью от 25 т и более);

по типу ходового устройства на:

▪ автомобильные (на стандартных шасси грузовых автомобилей: не-

смотря на зарубежную конкуренцию, по СНГ на базе шасси Краз,

МАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, Урал остаются достаточно популярными и востре-

бованными),

▪ тракторные (навесные на серийные тракторы),

▪ на шасси автомобильного типа,

▪ пневмоколесные - краны пневмоколесные мобильные, на спец. шас-

си: подъемные краны стрелового типа, установленные на пневмоколес-

ное самоходное шасси. Зачастую такие краны обладают шасси повыше-

нной проходимости, со всеми, либо большинством ведущих осей. Для

лучшей маневренности такие краны имеют больше одной, чаще неско-

лькими управляемыми осями. Все это позволяет расположить кран мак-

симально близко к рабочей зоне. Современные мобильные краны позво-

ляют операторам работать в комфортабельных условиях: кабины обору-

дуются кондиционерами, удобными креслами, за всеми манипуляциями

следит компьютер, в том числе и предостерегая оператора от ошибок.

▪ гусеничные, имеющие специальные шасси.

Пневмоколесные и гусеничные краны различаются между собой лишь ходовым устройством, в остальном они имеют общую классификационную характеристику.

▪ плавучие стреловые краны - на строительстве мостов плавучими

кранами выполняются разнообразные работы: погрузочно-разгрузоч-

ные, дноуглубительные, вспомогательные, сооружение русловых опор,

монтаж пролетных строений.

Используют плавучие краны следующих видов:

1 - речные и морские:

Самоходные полноповоротные краны,

Самоходные неповоротные краны;

2 - специализированные сборно-разборные краны;

3 - сухопутные краны различного типа, установленные на плавсред-

по типу опоры краны делятся на:

▪ опорные,

▪ подвесные,

▪ пневмоколесные,

▪ автомобильные,

▪ рельсовые,

▪ железнодорожные - подъемные краны стрелового типа, устанавли-

ваемые на железнодорожном шасси, используются на железной дороге и

крупных заводах, имеющих свои подъездные ж.д. пути,

▪ тракторные,

▪ краны на гусеничном ходу - краны стрелового типа, установленные

на гусеничном шасси. Гусеничные краны перевозятся только на тяже-

лом седельном прицепе-трейлере и зачастую, в зависимости от габари-

тов, в разобранном виде, а работать может зачастую только на специ-

ально подготовленной площадке, а также могут присутствовать башен-

ное исполнение, раздвижной ход.

▪ краны на колёсном ходу,

▪ краны на специальном шасси.

по количеству и расположению силовых установок :

▪ с одной силовой установкой на ходовом устройстве (шасси),

▪ с одной силовой установкой на поворотной части,

▪ с двумя силовыми установками;

по количеству приводных двигателей механизмов :

▪ с одномоторными приводами;

▪ многомоторным приводами;

по типу привода :

▪ с механическим приводом;

▪ электрическим приводом;

▪ гидравлическим приводом;

по количеству и расположению кабин управления :

▪ с кабинами только на шасси;

▪ только на поворотной платформе;

▪ на шасси и на поворотной платформе;

по конструкции стрелы :

▪ со стрелой неизменяемой длины;

▪ с выдвижной стрелой;

▪ c телескопической стрелой;

по способу подвески стрелы :

▪ с гибкой (на канатных полиспастах);

▪ жесткой (с помощью гидроцилиндров) подвеской.

Рис.4. Автомобильные краны:

а – с гибкой подвеской; б – с жёсткой подвеской рабочего оборудования.

по возможности перемещения :

▪- кран стационарный - неподвижно закреплён на основании, не имеет

возможности перемещения;

▪ кран радиальный - имеет возможность перемещения по кольцевому

пути относительно стационарной опоры. Радиальные краны использу-

ются на складах круглой или секторной формы;

▪ кран переставной - закреплён на основании и имеет возможность пе-

ремещения при помощи грузоподъёмных машин или вручную;

▪ кран самоподъемный - используется при строительстве. Устанавли-

вается на конструкциях строящегося здания. По мере возведения сору-

жения кран поднимается вверх при помощи специальных механизмов.

▪ кран быстромонтируемый - башенный кран, монтируемый на объек-

те с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с опе-

ративным временем монтажа не более 30 мин.; применяется в стеснен-

ных условиях строительства при ограниченном пространстве для монта-

жа крана, эффективен при малоэтажном строительстве (до 30 метров),

торговых центров, таун-хаусов, с возможностью перемонтажа на новое

место стоянки в течение одной рабочей смены. Использование быстро-

монтируемых кранов эффективно за счет низких эксплуатационных за-

трат, с преимуществом высокоточного позиционирования грузов гори-

зонтальной стрелой и дистанционным радиоуправлением краном.

▪ кран передвижной - имеет возможность передвижения.

по типу привода :

▪ ручной привод - используются при перемещении грузов на небольшие

расстояния и при низких темпах работы,

электрический привод - в кранах с электроприводом используются

главным образом электрические двигатели переменного тока, однако при

необходимости плавного регулирования скоростей используются элек-

тродвигатели постоянного тока,

▪ гидравлический привод - компактен, позволяет осуществить бесту-

пенчатую регулировку скоростей крана, но имеет невысокий КПД,

▪ пневматический привод - используются в основном при работе в по-

жароопасных и взрывоопасных средах,

▪ оснащённые двигателем внутреннего сгорания (ДВС) - исполь-

зуются в кранах, работающих независимо от электросети: передвижные

автомобильные, железнодорожные, гусеничные, плавучие.

смешанный привод (дизель-электрический).

повиду передвижных кранов :

▪ самоходный кран - имеет возможность передвижения во время рабо-

ты и транспортировки груза за счёт подвода электроэнергии с помощью

следующих систем: троллейный шинопровод, контактный рельс, подвес-

ные кабельные системы, кабельный барабан с пружинным или моторным

приводом, система бесконтактной передачи энергии;

▪ прицепной кран - перемещается буксиром с помощью прицепа.

по степени поворота подъёмного крана различают два вида:

▪ поворотный кран - имеет возможность вращения относительно опоры.

Поворотные краны могут быть полноповоротными (угол вращения более

360º) и не полноповоротными (угол вращения менее 360º).

▪ неповоротный кран - не имеет возможности вращения относительно

по типу грузозахватного органа :

▪ крюковые краны - грузозахватным органом крана является крюк. это

самое простейшее и старое устройство, которое широко применяется

практически во всех типах кранов,

▪ грейферные краны - грузозахватным органом крана является грейфер,

▪ магнитные краны - грузозахватным органом крана является электро-

▪ клещевые краны - грузозахватным органом крана являются клещи,

▪ контейнерные краны - грузозахватным органом крана является спре-

Грузозахватный орган выбирается в зависимости от особенностей груза.

■ Классификация стреловых самоходных кранов и их механизмов

по группам, основанная на условиях работы (эксплуатации), при

ведена в табл. 1.

Грузоподъемные краны

Какие грузоподъемные машины обслуживает стропальщик?

К грузоподъемным машинам (рис. 2.1), которые обслуживают стро­пальщики, относятся грузоподъемные краны, краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы.

Кран-трубоукладчик - это самоходная грузоподъемная машина с боковой стрелой 2 для подъема, транспортировки и монтажа труб. Базовой машиной для крана-трубоукладчика обычно является гусе­ничный трактор 1.

Кран-манипулятор - это грузоподъемная машина, состоящая из краноманипуляторной установки 3, смонтированной на транспортном средстве 4 или фундаменте.

Какие существуют типы грузоподъемных кранов?

Краны мостового типа - это краны, у которых грузозахватный орган 5 (см. рис. 2.1) подвешен к грузовой тележке 7, перемещающейся по мосту 6. К ним относятся мостовые и козловые краны.

Краны кабельного типа - это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим кана­там 8. К этому типу относятся кабельные и кабельно-мостовые кра­ны. У кабельного крана несущие канаты закреплены в верхней части опорных мачт 9.

Краны стрелового типа - это краны, у которых грузозахватный орган

подвешен к стреле или грузовой тележке, перемещающейся по стре ле. К стреловому типу относятся портальные, башенные, железнодо­рожные и стреловые краны.

Портальный кран - это кран поворотный, размещенный на портале 10, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомо­бильного транспорта.

Башенный кран - это кран поворотный, со стрелой 2, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни 11.

Железнодорожный кран - это кран, смонтированный на платформе 12, передвигающейся по железнодорожному пути.

Стреловой кран - это кран поворотный, у которого стрела закрепле­на на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходо­вом устройстве. Стреловые краны различаются по виду ходового уст­ройства:

Ø кран автомобильный, установленный на автомобильное шасси;

Ø кран пневмоколесный, установленный на пневмоколесное шасси;

Ø кран короткобазовый, установленный на короткобазовое шасси;

Ø кран на специальном шасси, установленный на специальном шас­си автомобильного типа;

Ø кран гусеничный, установленный на гусеничном ходовом устрой­стве.

Какие основные параметры характеризуют кран?

Грузоподъемность Q (рис. 2.2) - максимальная масса груза, на подъем и перемещение которой кран рассчитан в заданных условиях эксплу­атации. В величину грузоподъемности включается масса съемных гру­зозахватных приспособлений и тары, используемых для перемещения груза.

Вылет L - расстояние по горизонтали от оси вращения крана стре­лового типа до оси грузозахватного органа.


Грузовой момент М - произведение величин грузоподъемности и со­ответствующего ей вылета М = QL (т-м).

Пролет S - расстояние по горизонтали между осями рельсов крано­вого пути для кранов мостового типа. Вылет и пролет - это парамет­ры, характеризующие величину зоны, обслуживаемой краном.