Теплый пол

Младший сержант морской. Погоны российской армии. Погоны российской армии и флота: фото

Каждая деталь военной униформы наделена практическим смыслом и появилась на ней не случайно, а в результате определённых событий. Можно сказать, что элементы форменной одежды военнослужащих имеют одновременно исторический символизм и утилитарное назначение.

Появление и развитие погон в Российской империи

Мнение, что погоны происходят от части рыцарских лат, предназначенной для защиты плечей от удара, является одним из самых распространённых заблуждений. Простое изучение доспехов и армейских мундиров прошлого, со второй половины XII и до конца XVII века, позволяет сделать вывод, что ничего подобного не существовало ни в одной армии мира. На Руси даже строго регламентированная форма стрельцов не имела ничего похожего для защиты плечей.

Погоны российской армии впервые были введены императором Петром I в период между 1683-1698 годами и имели сугубо утилитарное значение. Солдаты гренадёрских полков и фузилёры использовали их как дополнительное крепление для ранцев или патронных сумок. Естественно, что погоны носили исключительно солдаты, и только на левом плече.

Однако уже через 30 лет, по мере увеличения родов войск, сей элемент распространяется по войскам, служа ещё того или иного полка. В 1762 году эту функцию за погонами закрепляют официально, начиная украшать ими мундиры офицеров. В то время в армии Российской империи нельзя было найти универсальный образец погон. Командир каждого полка мог самостоятельно определять его тип плетения, длину и ширину. Нередко состоятельные офицеры из видных аристократических семей носили полковой знак различия в более роскошном варианте - с золотом и драгоценными камнями. В наше время погоны российской армии (картинки представлены ниже) являются желанным предметом для коллекционеров военной униформы.

Во времена правления императора Александра I погоны приобретают вид матерчатого клапана с чёткой регламентацией цвета, креплений и декора в зависимости от номера полка в дивизии. Погоны офицеров отличаются от солдатских только обшивкой золотым шнуром (галуном) по краю. Когда в 1803 году вводят ранец, их становится 2 - по одному на каждое плечо.

После 1854 года начинают украшать не только мундиры, но также плащи и шинели. Таким образом, за погонами навсегда закрепляется роль "определителя чинов". К концу XIX века солдаты начинают использовать вещевой мешок вместо ранца, и дополнительное крепление на плечах больше не требуется. Погоны избавляются от креплений в виде пуговиц и намертво вшиваются в ткань.

После распада Российской империи, а вместе с ней и царской армии, погоны и эполеты на несколько десятилетий исчезают с военной формы, признанные символом "неравноправия трудящихся и эксплуататоров".

Погоны в РККА с 1919 до 1943 года

СССР стремилось избавиться от "пережитков империализма", к которым также причислили звания и погоны российской армии (царской). 16 декабря 1917 года декретами ВЦИК и СНК "О выборном начале и организации власти в армии" и " Об уравнении в правах всех военнослужащих" все ранее существовавшие армейские ранги и знаки отличия были отменены. А 15 января 1918 года руководство страны приняло декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

Некоторое время в армии новой страны действовало странное смешение военных символов. Например, известны знаки различия в форме нарукавных повязок красного (революционного) цвета с надписью должности, аналогичного тона полоски на рукавах гимнастёрки или шинели, металлические или суконные звёзды разных размеров на головном уборе или груди.

С 1924 года в РККА звания военнослужащих предлагалось узнавать по петлицам на вороте гимнастёрки. Цвет поля и окантовки определялся родом войск, и градация была обширной. Например, пехота носила малиновые петлицы с черным обрамлением, кавалерия - синие с черным, связисты - черные с жёлтым и т. д.

Петлицы высших командиров РККА (генералитета) имели цвет поля по роду войск и обшивались по краю узким золотистым шнуром.

В поле петлиц располагались покрытые красной эмалью медные фигуры различной формы, позволяющие определить звание командира РККА:

  • Рядовые, младший командный состав - треугольники со стороной в 1 см. Появились они только в 1941 году. А до этого военнослужащие этих рангов носили "пустые" петлицы.
  • Средний командный состав - квадраты размером 1 х 1 см. В повседневном обиходе их чаще называли "кубиками" или "кубарями".
  • Старший командный состав - прямоугольники со сторонами 1.6 х 0.7 см, получившие название "шпалы".
  • Высший командный состав - ромбы высотой 1.7 см и шириной 0.8 см. Дополнительными знаками различия для командиров этих рангов были шевроны из золотого галуна на рукавах форменной одежды. Политический состав добавлял к ним крупные звёзды из красного сукна.
  • Маршалы Советского Союза - 1 большая золотая звезда в петлицах и на рукавах.

Число знаков варьировалось от 1 до 4 - чем больше, тем выше звание командира.

Система обозначения рангов в РККА часто подвергалась изменениям, что сильно запутывало ситуацию. Нередко из-за перебоев со снабжением военнослужащие месяцами носили устаревшие или даже самодельные знаки. Однако система петлиц оставила свой след в истории военной униформы. В частности, погоны в Советской армии сохранили расцветку по родам войск.

Благодаря Указу Верховного Совета СССР от 6 января 1943 года и Приказу Наркома обороны № 25 от 15 января 1943 года погоны и звания вернулись в жизнь военнослужащих. Эти знаки различия просуществуют до распада СССР. Будут меняться цвета поля и канта, форма и расположение нашивок, но в целом система останется неизменной, и впоследствии по схожим принципам будут созданы погоны российской армии.

Военнослужащие получили 2 вида таких элементов - повседневные и полевые, имеющие стандартную ширину 6 см и длину 14-16 см в зависимости от вида одежды. Погоны небоевых частей (юстиция, военные ветеринары и медики) были намеренно заужены до 4.5 см.

Определение рода войск шло по цвету окантовки и просветов, а также стилизованному символу на нижней или средней (для рядового и младшего составов) части погона. Палитра их менее разнообразна, чем до 1943 года, но основные цвета сохранились.

1. Окантовка (шнур):

  • Общевойсковые (военкоматы, военные учреждения), пехотные части, мотострелки, интендантские службы - малиновый.
  • Артиллерия, танковые войска, военные медики - алый.
  • Кавалерия - синий.
  • Авиация - голубой.
  • Прочие технические войска - чёрный.

2. Просветы.

  • Командный (офицерский) состав - бордо.
  • Интенданты, юстиция, техническая, медицинская и ветеринарная службы - коричневый.

Обозначали звёздочками разного диаметра - для младших офицеров 13 мм, для старших - 20 мм. Маршалы Советского Союза получили 1 крупную звезду.

Погоны повседневного ношения имели золотое или серебряное поле с тиснением, жестко закреплённое на твёрдой суконной основе. Они использовались также на парадной форме, которую военнослужащие надевали для торжественных мероприятий.

Полевые погоны для всех офицеров выполнялись из шелка или полотна цвета хаки с соответствующей званию окантовкой, просветами и знаками. При этом их рисунок (текстура) повторял узор на повседневных погонах.

С 1943 года и до распада СССР воинские знаки различия и форма подвергались неоднократным изменениям, среди которых особо стоит отметить следующие:

1. В результате реформы 1958 года повседневные погоны офицеров стали изготавливаться из тёмно-зелёного сукна. Для знаков различия курсантов и рядового состава было оставлено всего 3 цвета: алый (общевойсковые, мотострелки), голубой (авиация, ВДВ), черный (все прочие рода войск). Просветы офицерских погон могли быть только голубыми или алыми.

2. С января 1973 года на всех видах погон солдат и сержантов появились литеры "СА" (Советская армия). Несколько позднее у матросов и старшин флота появились обозначения "СФ", "ТФ", "БФ" и "ЧФ" - Северный флот, Тихоокеанский флот, Балтийский и Черноморский флот соответственно. В конце этого же года литера "К" появляется у курсантов военных образовательных учреждений.

3. Полевая форма нового образцы, названная "афганкой", вошла в обиход в 1985 году и широко распространилась среди военнослужащих всех родов войск. Её особенность состояла в погонах-хлястиках, которые являлись элементом куртки и имели одинаковый с ней цвет. Носившие "афганку" пришивали на них нашивки и звёздочки, и только генералам были положены специальные съёмные погоны.

Погоны российской армии. Основные черты реформ

СССР прекратил своё существование осенью 1991 года, а вместе с ним исчезли погоны и звания Создание Вооруженных Сил России началось с Указа Президента № 466 от 7 мая 1992 года. Однако этот акт никак не описывал погоны российской армии. До 1996 года военнослужащие носили знаки различия СА. Более того, путаница и смешение символов встречались вплоть до 2000 года.

Военная форма РФ почти целиком разрабатывалась на советском наследии. Однако реформы 1994-2000 годов привнесли в неё несколько изменений:

1. На погонах сержантского состава (старшин и матросов флота) вместо поперечных лычек из тесьмы появились металлические угольники, расположенные острой стороной вверх. Кроме того, служащие флота получили крупную литеру "Ф" в их нижней части.

2. Прапорщики и мичманы имели сходные с солдатскими погоны, обшитые цветным галуном, но без просветов. Многолетняя борьба этой категории военнослужащих за право на офицерские знаки различия была обесценена в один день.

3. Почти не произошло изменений у офицеров - разработанные для них новые погоны российской армии почти полностью повторяли советские. Однако их размеры уменьшились: ширина стала 5 см, а длина - 13-15 см в зависимости от вида одежды.

В настоящее время звания и погоны российской армии занимают достаточно устойчивое положение. Основные реформы и унификация знаков различия завершены, и в ближайшие десятилетия армию РФ не ожидают какие-либо значимые изменения в этой сфере.

Погоны курсантов

Учащиеся военных (военно-морских) образовательных заведений в обязательном порядке носят повседневные и полевые погоны на всех видах своей формы. В зависимости от одежды (кители, зимние пальто и шинели) они могут быть нашивными или съёмными (куртки, демисезонные пальто и рубашки).

Курсантские погоны представляют собой полоски плотного цветного сукна, обшитые по краю золотистой тесьмой. На полевом камуфляже армейских и авиационных училищ в 15 мм от нижнего края в обязательном порядке нашивается литера "К" желтого цвета высотой 20 мм. Для прочих видов учебных заведений обозначения следующие:

  • МКК - Морской кадетский корпус.
  • КК - Кадетский корпус.
  • Н - Нахимовское училище.
  • Символ якоря - курсант флота.
  • СВУ - Суворовское училище.

На поле погон учащихся также располагаются металлические или нашивные угольники, обращённые острым углом вверх. Их толщина и яркость зависят от звания. Образец погон со схемой расположения знаков, представленный ниже, принадлежит курсанту военного вуза в звании сержанта.

Кроме погон, принадлежность к военным учебным заведениям и положение курсанта можно определить по нарукавным эмблемам с символом-гербом, а также по "курсовке" - угольным нашивкам на рукаве, число которых зависит от времени обучения (год, два и т. д.).

Погоны рядовых и сержантов

Рядовые в наземной армии России - это низшее В войсках ВМФ ему соответствует ранг матроса. Добросовестно несущий службу солдат может стать ефрейтором, а на корабле - старшим матросом. Далее эти военнослужащие способны перейти в сержантский ранг для сухопутных сил или старшинский для ВМФ.

Представители низших воинских составов армии и флота носят погоны похожего образца, описание которых состоит в следующем:

  • Верхняя часть знака различия имеет форму трапеции, в пределах которой располагается пуговица.
  • Цвет поля погон ВС РФ имеет тёмно-зелёный цвет для повседневной формы и камуфляжной для полевой. Моряки носят черное сукно.
  • Цвет канта свидетельствует о роде войск: голубой для ВДВ и авиации, а красный для всех прочих. ВМФ обрамляет свои погоны белым шнуром.
  • В нижней части повседневных погон, в 15 мм от края, располагают литеры "ВС" (Вооруженные Силы) или "Ф" (флот) золотистого цвета. Полевые же обходятся без подобных "излишеств".
  • В зависимости от звания в рамках рядового и сержантского составов на погоны прикрепляются остроугольные лычки. Их количество и толщина тем больше, чем выше положение военнослужащего. На погонах старшины (высший ранг сержантского состава) также находится эмблема войск.

Отдельно стоит упомянуть прапорщиков и мичманов, чьё шаткое положение между рядовыми и офицерами в полной мере отражено в их знаках различия. Для них погоны российской армии нового образца словно состоят из 2 частей:

1. Солдатское "поле" без просветов, обшитое цветным галуном.

2. Офицерские звёздочки по центральной оси: 2 для обычного прапорщика, 3 - для старшего. Аналогичное количество знаков предоставляется просто мичманам и старшим мичманам.

Погоны младшего офицерского состава

Низший офицерский состав начинается с младшего лейтенанта, а завершает его капитан. Звезды на погонах, их количество, размер и расположение идентичны для сухопутных войск и ВМФ.

Младших офицеров отличает один просвет и от 1 до 4 звёздочек в 13 мм каждая по центральной оси. В соответствии с Указом Президента РФ № 1010 от 23 мая 1994 года, погоны могут иметь следующие цвета:

  • Для белой рубашки - погоны с полем белого цвета, эмблемами и золотистыми звёздами.
  • Для зелёной рубашки, повседневных кителя, куртки и шинели - зелёные знаки различия с просветами по роду войск, эмблемами и звёздами золотого цвета.
  • Для ВВС (авиация) и повседневной верхней формы - погоны синего цвета с голубым просветом, эмблемой и звёздочками золотистого цвета.
  • Для парадного кителя любого рода войск - знаки различия серебряного цвета с цветными просветами, галуном и золотыми звёздами.
  • Для полевой формы (только ВС) - камуфляжные погоны-хлястики без просветов, с серыми звёздами.

Таким образом, для младших офицеров существует 3 вида погон - полевые, повседневные и парадные, которые они используют в зависимости от вида носимой формы. У морских офицеров имеются лишь повседневные и парадные.

Погоны среднего офицерского состава

Группа званий ВС начинается с майора и заканчивается полковником, а в ВМФ - с капитана 3 ранга до соответственно. Несмотря на различия в наименовании званий, принципы построения и расположение знаков различия остаются практически идентичными.

Погоны российской армии и флота для среднего состава имеют следующие отличительные особенности:

  • В повседневном и парадном вариантах текстура (тиснение) более ярко выражена, практически агрессивна.
  • По погонам идут 2 просвета, удалённые от краёв на 15 мм и друг от друга на 20 мм. На полевых они отсутствуют.
  • Размер звёздочек составляет 20 мм, а число их варьируется от 1 до 3 в зависимости от звания. На погонах полевой формы их цвет приглушен с золотистого до серебряного.

Офицеры средних рангов ВС также располагают 3 видами погон - полевыми, повседневными и парадными. Причём последние имеют насыщенно-золотой цвет и нашиваются только на китель. Для ношения на белой рубашке (летний вариант формы) предусмотрены белые погоны со стандартными символами различия.

По проведённым опросам, майор, звезды на погонах которого одиноки (и ошибиться в определении звания очень сложно), является самым узнаваемым военнослужащим у той части населения, что никак не связана с военной сферой.

Погоны высших офицеров ВС

Звания в сухопутных войсках претерпели значительные изменения при создании армии Российской Федерации. Указ Президента № 466 от 7 мая 1992 года не только отменил ранг Маршала Советского Союза, но и прекратил разделение генералов по родам войск. Вслед за этим коррективам подверглась униформа и погоны (форма, размер и знаки отличия).

В настоящее время офицеры высшего эшелона носят следующие виды погон:

1. Парадные - поле золотистого цвета, на котором расположены шитые звёзды в количестве, соответствующем рангу. У генералов армии и маршалов РФ в верхней трети погон расположены гербы армии и страны. Цвет окантовки и звёзд: красный - для сухопутных войск, голубой - для авиации, ВДВ и военно-космических сил, васильковый - для ФСБ.

2. Повседневные - цвет поля синий для высших офицеров авиации, ВДВ и ВКС, для прочих же - зелёный. Присутствует окантовка шнуром, только у генерала армии и маршала РФ есть ещё и обводка звезды.

3. Полевые - поле цвета хаки, а не камуфляжное, как у других категорий офицеров. Звёзды и гербы - зелёные, на несколько тонов темнее фона. Обводка цветным кантом отсутствует.

Отдельно стоит остановиться на звёздах, что украшают погоны генералитета. У маршалов страны и генералов армии размер их составляет 40 мм. Причём у последнего символ имеет подложку из серебряных лучшей. Звезды всех прочих офицеров меньше - 22 мм.

Ранг военнослужащего, согласно общему правилу, определяется по числу символов. В частности, украшает 1 звезда, генерал-лейтенанта - 2, а генерал-полковника - 3. При этом первый из перечисленных стоит по своему положению ниже всех в категории. Причиной тому - одна из традиций советского времени: в армии СССР генерал-лейтенанты были заместителями генералов войск и брали на себя часть их функций.

Погоны высших офицеров ВМФ

Руководство военно-морскими силами РФ представлено такими званиями, как контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал и адмирал флота. Поскольку полевая форма в ВМФ не предусмотрена, эти чины носят только повседневные или парадные погоны, которые обладают следующими особенностями:

1. Цвет поля торжественного варианта - золотой с зигзагообразным тиснением. Погон при этом обрамляет чёрный кант. В повседневных погонах цвета меняются местами - черное поле и золотой шнур по краю.

2. Высшие офицеры ВМФ могут носить погоны на белых или кремовых рубашках. Поле погона при этом соответствует цвету одежды, а кант отсутствует.

3. Число шитых звёзд на погонах зависит от звания военнослужащего и увеличивается в зависимости от его повышения. Главное отличие их от аналогичных знаков в сухопутных войсках - это подложка из серебряных лучей. Традиционно самая большая звезда (40 мм) у адмирала флота.

При разделении войск на ВМФ и ВС предполагается, что одни плавают, а другие передвигаются по земле или в крайнем случае по воздуху. Но на самом деле Военно-морские силы неоднородны и, кроме корабельных команд, включают береговые войска и морскую авиацию. Это разделение не могло не отразиться на погонах, и если первые относят к сухопутным родам войск и имеют соответствующие знаки различия, то с флотскими лётчиками всё значительно сложнее.

Высшие офицеры морской авиации, с одной стороны, носят звания, аналогичные генералитету ВС. С другой, их погоны соответствуют форме, установленной для ВМФ. Отличает их лишь голубой цвет канта и звезда без лучевой подложки с соответствующим оформлением. Например, парадные погоны генерал-майора морской палубной авиации имеют золотое поле с лазурной окантовкой по краю и обводкой звезды.

Кроме погон и самой униформы, военнослужащие выделяются множеством иных знаков различий, среди которых нарукавные знаки и шевроны, кокарды на головных уборах, символы родов войск в петлицах и нагрудные символы (знаки). Все вместе они могут сообщить осведомлённому человеку основную информацию о военном человеке - род войск, звание, срок и место службы, предполагаемый объём полномочий.

К сожалению, большинство людей относятся как раз к категории "неосведомлённых", потому обращают внимание на самую заметную деталь формы. Погоны российской армии в этом деле - достаточно благодарный материал. Они не перегружены лишней символикой и однотипны для разных родов войск.

Корабельные звания так же как и в сухопутных войсках присваиваются согласно тому, на сколько у военнослужащего есть способность и желание взять на себя руководство вверенным ему участком. Все звания ВМФ значительно отличаются от аналогичных, сухопутных. Это связано с рядом событий, произошедших в истории России.

Основные изменения произошли:

  • В 1917 году, в связи с революционными событиями.
  • В период 1922-1991 года во время существования советского флота.
  • В момент создания государства Россия.

Все современные флотские ранги можно разделить на 4 общие категории: военнослужащие по призыву, состав младших офицеров, старшие офицеры, высшие офицерские чины.

Морские погоны были введены в 1802 году. В это время появились погоны на плечах моряков Балтийского и Черноморского флота.

В 1917 году погоны были упразднены, когда советская власть отказывалась от старой императорской системы. Они были заменены нарукавными нашивками. Морякам предстояло длительная борьба за право носить погоны на своих плечах, но в 1943 году погоны ВМФ вновь стали украшать мундиры личного состава этих видов войск.

Сейчас погоны всех военнослужащих морского флота имеют черный цвет. Разница в корабельных рангах в расположении и количестве отличительных знаков на них.

Призывники

В советские времена служба в рядах морского флота составляла 3 года, поэтому многие призывники старались избегать такой долгой службы. Они скрывались от призыва, чтобы только не попасть во флот. В настоящее время в ВМФ призывают служить на 1 год, так же как и в сухопутных войсках.

Однако в связи с тем, что в 2017 году вышло постановление в отношении срочной службы в рядах ВМФ, призывники не будут больше проходить ее на кораблях и подводных лодках. Это связано с тем, что ВМФ переходит на контрактную основу.

Для того чтобы обучить личный состав необходимо больше времени, чем отведено на службу по призыву. Призывники будут нести службу исключительно в береговой охране или в бригаде морских пехотинцев.

Морские звания и погоны в ВМФ присваиваются согласно определенному сроку службы. Все призывники попадая служить в эти войска получают звание матрос, которое соответствует званию рядового в других видах войск. На протяжении службы, если матрос проявит себя, то ему могут присвоить следующее в карьере моряка звание, старший матрос, которое в сухопутных видах войск.

Матросы могут быть:

  • радиотехниками;
  • мотористами;
  • рулевыми.

Старшему матросу уже разрешено командовать группой или временно замещать командира отделения. Погоны у матросов, как и у рядовых чистые. Имеется только обозначение в виде буквы «Ф», на погоне. У старшего матроса на погоне имеется одна лычка в виде уголка.

Распределение ответственности начинается со старшины 2 статьи. Следующим идет старшина 1 статьи, этим морякам доверяется командование отделением, а главный старшина может взять ответственность за командование взводом. Главный старшина на корабле несет ответственность за роту.

Погоны старшинского состава морского флота отличаются количеством лычек на них. У старшины второй статьи имеется 2 треугольные лычки на погонах. Старшина 1 статьи имеет три лычки на своих погонах, а главный старшина носит одну, но широкую лычку. На погонах главного старшины корабля расположена широкая лычка и еще одна узкая рядом с ней.

Следующем уровнем в карьерной лестнице идет «мичман». Это звание имеют только те моряки, которые закончили специальную школу. В наземных и авиационных войсках оно соответствует званию «прапорщик». На них возлагаются в основном организационные вопросы. Звание «старший мичман», имеет больше полномочий и позволяет командовать военнослужащими младших званий.

Погоны ВМФ России у моряков в таком звании отличаются количеством звезд. У мичмана на плечах должно быть две звезды, а у старшего мичмана три маленькие звезды на погонах.
Максимальное звание для призывников в рядах ВМФ, при условии срочной службы, это старшина 2 статьи. Такое ограничение связано с тем, что для получения этого повышения нужно отслужить 1 год.

Младший состав офицеров

Самым первым чином в этом офицерском составе является младший лейтенант. Его присваивают командующему каким-либо участком на корабле или взводом, оно имеется и в других родах войск. Соответственно звание лейтенанта может быть присвоено по истечении срока службы в прежнем ранге. Возлагаемая ответственность выше, чем в прежнем звании.

Старший лейтенант имеет ответственность выше чем у лейтенанта, что позволяет ему быть первым помощником капитана корабля. Следующая ступень в карьере моряка, получение ранга капитан-лейтенанта, которое является завершающим в этом офицерском составе. В других войсках оно аналогично званию капитана армии. Моряк с таким званием может иметь в своем распоряжении сотню подчиненных.

На погонах лейтенантского состава кроме звезд имеется узкая полоса, которая проходит вдоль всего погона. Количество звезд зависит от звания. Самое меньшее количество, одна звезда у младшего лейтенанта, а дальше с каждым званием растет их количество. У капитана-лейтенанта четыре звезды на погонах.

Старший состав офицеров

К старшему офицерскому составу также относятся капитанские звания.

  • «Капитан 3-го ранга» может иметь похожие полномочия майора в сухопутных войсках. Ему позволено управлять судами соответствующего его рангу. Это может быть управление малыми военными судами: торпедоносные, десантные суда, противолодочные, тральщики.
  • Капитан 2-го ранга аналогичен подполковнику в других армейских войсках. Он может управлять крупными военными кораблями такими как ракетные и миноносцы, а также большими десантными кораблями.
  • Наивысшим капитанским званием является капитан 1-го ранга. Он имеет возможность управлять кораблями повышенной сложности, такими как авианосцы, крейсеры и подводные лодки. По рангу младше высших флотских чинов и соответствует полковнику в сухопутных войсках.

На погонах капитана расположены две продольные полосы. Что говорит о принадлежности к капитанскому званию. Но различие в рангах можно определить по количеству звезд. Самое большое количество, три звезды, расположено на погонах капитана 1 ранга.

Высший офицерский состав

В военном флоте все ранги входящие в этот состав соответствуют высшим чинам сухопутных войск. К этим званиям относятся адмиральские чины.

  • Контр-адмирал занимает ту же позицию, что и генерал-майор в других родах войск. Он может управлять группой военных кораблей и быть заместителем командира флотилии.
  • У вице-адмирала имеется меньше полномочий, чем у адмирала. Он может замещать его на время, и такое положение соответствует генерал-лейтенанту в сухопутных войсках.
  • Задача адмирала управление действующим флотом и по рангу он находится на одной ступени с генерал-полковником в сухопутных войсках. По ответственности это звание ниже только адмирала флота.
  • Моряк дослуживший до этого ранга адмирала флота имеет возможность командовать всем флотом страны, что соответствует званию генерала армии в других видах войск.

Морские звания и положенные к ним погоны высших чинов ВМФ РФ имеют определенные отличия. На них нет никаких дополнительных элементов кроме звезд. Но на таких погонах расположены звезды самого крупного размера. Одна звезда расположена на погонах контр-адмирала, две звезды имеются у вице-адмирала, три у адмирала и четыре у адмирала флота.

В каких еще подразделениях присваиваются морские звания

В военно-морском флоте существуют береговые подразделения, в которых присваиваются соответствующие звания. К ним относятся:

  • морская авиация;
  • морская пехота;
  • береговая охрана.

Морская пехота предназначена для ведения боя на береговой линии и в воде. Их задача охранять морские объекты ВМФ. В морской пехоте идут флотские звания только у матроса и старшего матроса, а дальше присваиваются звания, как в сухопутных войсках.

Береговая охрана относится к сравнительно новым подразделениям ВМФ России, которое относится к пограничной службе ФСБ России. Задача береговой охраны сводится к обеспечению безопасности морских границ и сохранность прилагающей акватории. В этом подразделении звания присваиваются так же как и в военно-морском флоте. После окончания института береговой охраны, выпускникам присваивается звание мичман. Погоны всех моряков имеют соответствующие знаки отличия. В данном случае на погонах выпускников расположены две мичманские звезды.

Морская авиация предназначена для отражения нападения противника и обеспечения прикрытия с воздуха во время ведения боевых действий. Эти подразделения базируется на авианосцах и других военных кораблях, а также на аэродромах вблизи береговой линии. На кораблях базируются палубные истребители, учебно-тренировочные самолеты и вертолеты. Звания в морской авиации и погоны присваиваются также как морские звания у пехотинцев ВМФ. Сначала идет матрос, затем старший матрос, а дальше как в других наземных войсках.

Как присваиваются звания в ВМФ России

Все звания присваиваются согласно установленным срокам. Но в случае проявленного усердия или рвения к службе, могут досрочно присвоить очередное повышение. Морские воинские звания и положенные им знаки отличия и погоны присваиваются через следующие сроки:

  1. Для присвоения звания старший матрос нужно отслужить 5 месяцев.
  2. Старшину второй статьи можно получить только спустя год службы.
  3. Чтобы получить чин главного старшины на корабле нужно отслужить 3 года.
  4. Ранг мичмана — 3 года.
  5. Звание младшего лейтенанта через 2 года.
  6. 3 года требуется отслужить для получения лейтенанта и старшего лейтенанта.
  7. 4 года необходимо отдать службе для присвоения капитана 3 ранга.
  8. 5 лет нужно отслужить чтобы присвоили капитана 2 или 1 ранга.
  9. Все звания высшего состава офицеров присваиваются после года службы в прежнем чине.

ВМФ России состоит из множества подразделений и каждое из них выполняет свои боевые задачи, но храбрость и отвага, всегда были отличительной чертой всех моряков от матроса до адмирала.

Выдержка из приказа Федерального агентства морского и речного транспорта от 5 декабря 2013 г. № 84 “Об утверждении формы одежды, правил ношения, знаков различия, норм и порядка обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта"

VIII. ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ должностных лиц

8.1 Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству подразделяются на:
а) нарукавные знаки;
б) наплечные знаки;
в) нагрудные нашивки.
8.2. В соответствии с замещаемой должностью установлены следующие знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству:
15 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
14 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
13 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
12 должностная категория - 1 широкий и 2 средних галуна;
11 должностная категория - 1 широкий и 1 средний галун;
10 должностная категория - 1 широкий галун;
9 должностная категория - 4 средних галуна;
8 должностная категория - 3 средних галуна;
7 должностная категория - 2 средних и 1 узкий галун;
6 должностная категория - 2 средних галуна;
5 должностная категория - 1 средний галун;
4 должностная категория - 4 узких галуна;
3 должностная категория - 3 узких галуна;
2 должностная категория - 2 узких галуна;
1 должностная категория - 1 узкий галун.

IX. ОПИСАНИЕ ОБРАЗЦОВ ЗНАКОВ РАЗЛИЧИЯ

9.1. Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству представляют собой:
а) нарукавные знаки:
б) наплечные знаки:
Наплечные знаки различия представляют собой съемную колодку из шерстяной ткани черного цвета, на которую нашиваются знаки различия из галуна золотого цвета по должностным категориям.
Наплечные знаки различия располагаются на плечах при ношении форменной шерстяной куртки, тропического костюма, рубашек и женских форменных блуз. Допускается ношение наплечного знака с полем белого цвета на рубашке (блузе) белого цвета.
Размеры наплечного знака: длина 14 см (для женщин - 12 см), ширина 5 см. Наплечные знаки различия изготавливаются съемными и крепятся малой форменной пуговицей.
Ширина галуна: широкого - 3 см, среднего - 1,3 см и узкого -0,6 см. Просвет между галунами 0,3 см.
Верхний галун образует петлю в виде ромба размером по горизонтали: для среднего галуна - 4,5 см, для узкого - 4 см.
На наплечных знаках различия размещаются: для 14 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства, а для 15 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства в обрамлении двух лавровых ветвей, наложенных на нашивки из галуна в нижней части погона согласно рисунку.
Наплечные знаки различия рядового состава нашивок из галуна не имеют.

ТАБЕЛЬ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ ФОРМА ОДЕЖДЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ПО ДОЛЖНОСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ.
10.1. ФЛОТ.
10.1.1. Транспортные самоходные, сухогрузные, пассажирские и нефтеналивные суда дальнего и малого плавания, транспортные железнодорожные и автомобильные паромы, ледоколы, спасательные суда (мощностью более 2000 э.л.с.), гидрографические (свыше 1000" БРТ) и учебные суда, транспортные буксирные суда дальнего плавания

Старший помощник капитана, первый помощник капитана,главный (старший) механик, помощник капитана по учебной части

Второй помощник капитана, помощник капитана по пассажирской части, старший инженер-оператор, инженер-гидролог, второй механик, электромеханик по общесудовому электрооборудованию, старший электромеханик, инженер-электрорадионавигатор, начальник радиостанции

Третий помощник капитана,третий механик, второй 5 электромеханик, второй электромеханик по общесудовому электрооборудованию, рефрижераторный механик, первый радиооператор, администратор пассажирской службы, помощник капитана по пожарной части

Четвертый помощник капитана, пятый помощник капитана, помощник капитана по хозяйственной части, четвертый механик, третий электромеханик, четвертый электромеханик, третий электромеханик по общесудовому электрооборудованию, ремонтный механик, крановый механик, механик по судовым системам, радиомеханик, электрорадионавигатор, второй радиооператор, боцман

10.1.2. Транспортные буксирные суда малого плавания, спасательные суда (мощностью менее 2000 л. с.), транспортные несамоходные суда дальнего плавания, гидрографические суда (менее 1000 БРТ).

10.1.3. Транспортные несамоходные суда малого плавания, буксиры, паромы, катера и боты,самоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, плавучие самоходные краны и перегружатели

10.1.4. Катера, мотоботы, мотолодки с двигателями малой мощности, несамоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, несамоходные краны и перегружатели

10.1.5. Самоходные земснаряды технического (дноуглубительного) флота

Багермейстер-капитан

Старший помощник багермейстера, старший помощник капитана, старший (главный) механик

Второй помощник багермейстера — второй помощниккапитана, второй механик, старший электромеханик

Третий помощник багермейстера — третий помощник капитана, третий механик, второй и третий электромеханики по общесудовому электрооборудованию, начальник радиостанции

Четвертый помощник багермейстера — четвертый помощник капитана, четвертый механик, четвертый электромеханик, начальник радиостанции, боцман, радиооператор

10.1.6. Несамоходные земснаряды, самоходные грунтоотвозные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.7. Брандвахты, несамоходные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.9. Плавучие доки

10.2. ПАРОХОДСТВА.

10.2.1. Начальник пароходства

10.2.2. Заместитель начальника и главный инженер пароходства, начальник управления флота в составе пароходства (на внутреннем хозрасчете)

10.2.3. Заместитель начальника управления флота; начальник службы: перевозок и движения флота, портового хозяйства и морских путей судового хозяйства, мореплавания, ледокольного флота и арктических операций, материально-технического снабжения, коммерческой, технической, по обслуживанию транспортного флота; начальник отдела: кадров, организации работы с моряками загранплавания, технического, второго; главный: диспетчер, штурман, технолог, иачальник ХЭГС, помощник начальника пароходства по технике безопасности

10.2.4. Капитан-наставник

10.2.5. Начальник отдела управления флота, заместитель начальника службы, отдела, указанных в п. 3 раздела; начальник: электрорадионавигационной камеры, базы резерва плавсостава, базы технического обслуживания флота, отдела в службе; главные специалисты в службах, указанных в п. 3 раздела; старший морской инспектор, механик-наставник

10.2.6. Начальник сектора в службе, указанной в пп. 3 и 5 раздела, старший девиатор, морской инспектор, групповой инженер-диспетчер, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер ХЭГС, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер службы портового хозяйства, инспектор (инженер) по кадрам, инженер технического отдела, инженер по технике безопасности; начальник радиоцентра, радиостанции, заведующий кабинетом

10.2.7. Инженер-диспетчер по флоту, инспектор (инженер) по кадрам, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер ХЭГС, инженер по технике безопасности, девиатор, заместитель начальника и главный инженер радиоцентра, радиостанции

10.2.8. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер), начальник городской билетной кассы, старший кассир городской билетной кассы

10.2.9. Кассир и дежурный справочного бюро городской билетной кассы

10.3 УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОГО ФЛОТА.

10.3.1. Начальник управления

10.3.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.3.3. Главный штурман, капитан-наставник

10.3.4. Начальник службы: перевозок и движения флота, судового хозяйства, мореплавания, материально-технического снабжения, по обслуживанию транспортного флота; помощник начальника управления; начальник отдела: технического, второго, кадров; главный диспетчер, начальник ХЭГС

10.3.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; старшие: девиатор, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер службы судового хозяйства, морской инспектор, инженер технического отдела, инженер по технике безопасиости, инспектор по кадрам, механик-наставник

10.3.6. Начальник электрорадионавигационной камеры, инженер по технике безопасности, девиатор, инженер-диспетчер по флоту, инспектор по кадрам

10.3.7. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер)

10.4 МОРСКИЕ ПОРТЫ.

I кат.

II кат.

III кат.

10.4.1. Началник порта

10.4.2. Заместитель начальника, главный инженер порта

10.4.3. Капитан порта

10.4.4. Начальник отдела: механизации, грузовой и коммерческой работы, помощиик начальника порта по технике безопасности, главный диспетчер, начальник портового флота; начальник участка: связи, грузового района, нефтеналивного района, грузового и пассажирского портового пункта, морского вок зала, заместитель капитана порта

10.4.5. Старший лоцман

10.4.6. Старший: инспектор по расследованию аварий судов, диспетчер, инженер по технике безопасности, капитан портового надзор заместитель: главного диспетчера, начальника отдела, подразделения, указанного в п.4 раздела, начальник смены портнадзора, заместитель начальника морского вокзала

10.4.7. Лоцман

10.4.8. Диспетчер,старший инспектор и инспектор портового надзора, начальник пассажирского портового пункта, инженер по технике безопасности

10.4.9. Дежурный по морскому вокзалу

10.5. УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИХ ПУТЕЙ И ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

10.5.1. Начальник управления

10.5.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.5.3. Багермейстер—капитан-наставник, начальник землечерпального каравана

10.5.4. Начальник службы: пути, механико-судовой; начальник: технического отдела, морской инспекции; помощник начальника управления по технике безопасности; начальник технического участка

10.5.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; начальник: морского канала, дистанций пути; механик-наставник, старший инженер по технике безопасности

10.5.6. Начальник партии, морской инспектор, групповой инженер-механик; заместитель начальника: морского канала, дистанции пути; девиатор, инженер по технике безопасности

10.6. ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОТРЯДЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ, СУДОПОДЪЕМНЫХ И ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ (АСПТР).

Отряд I группы

Отряд II группы

10.6.1. Начальник отряда

10.6.2. Заместитель начальника и главный инженер отряда

10.6.3. Капитан-наставник

10.6.4. Начальник отдела: главного механика, аварийно-спасательных и буксирно-перегонных работ, начальник территориальной группы отряда, механик-наставник

10.6.5. Заместитель начальника отдела, указанного в п. 4, начальник береговой базы; старший: водолазный специалист, производитель работ, морской инспектор; старший инженер: по подводно-техническим, судо-подъемным, подводно-взрывным и аварийно-спасательным работам, по технике безопасности

10.6.6. Диспетчер по флоту, мастер водолазных работ, инструктор-водолаз, инженер по технике безопасности

10.7. ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ БАЗЫ.

10.7.1. Начальник гидрографической базы

10.7.2. Групповой капитан, капитан-наставник

10.7.3. Заместитель начальника и главный инженер базы

10.7.4. Начальник: лоцманской службы, экспедиции, отряда, партии, электрорадионавигационной камеры; механик-наставник, групповой механик, старший инженер службы надзора за судами по предотвращению загрязнения арктических морей; девиатор; старший диспетчер, начальник маяка I класса, старший лоцман

10.7.5. Заместитель начальника экспедиции, отряда, партии, начальник лоцманской вахты, маяка II и III классов; старший: диспетчер, инженер по технике безопасности; топограф; лоцман

10.8. РЕГИСТР РФ.

10.8.1. Управление Регистра
Директор

Заместитель директора

Главный инженер

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела, главный специалист

Ведущий, старший инженеры

10.8.2. Инспекция Регистра РФ
Начальник бассейновой инспекции

Заместитель начальника бассейновой инспекции, начальник инспекции

Заместитель начальника инспекции, главный инженер-инспектор

Старший ииженер-инспектор

Инженер-инспектор

10.9 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ХОЗРАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

10.10. АДМИНИСТРАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.

10.11. В/О «СОВСУДОПОДЪЕМ».

10.12. В/0 «МОРПАСФЛОТ».

10.12.1. Председатель объединения

10.12.2. Заместитель председателя объединения

10.12.3. Начальник отдела: эксплуатации и коммерческой работы, обслуживания пассажиров, эксплуатации местного пассажирского флота

10.12.4. Помощник председателя, начальник центральных морских касс

10.12.5. Заместители начальников отделов, указанных в п.3 раздела

10.12.6. Старший экономист по билетным операциям, старший диспетчер по пассажирским операциям

10.12.7. Диспетчер по пассажирским операциям

10.12.8. Старший билетный кассир, кассир центральных морских касс

10.13. ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.13.1. Начальник училища, ректор

10.13.2. Заместитель начальника училища, проректор, начальник учебного отдела, начальник (декан) факультета, начальник (заведующий) кафедры, профессор кафедры, начальник научно-исследовательского отдела, начальник филиала училища, института

10.13.3. Заместитель начальника (декана) факультета, начальник отдела кадров, начальник (заведующий) производственной практики, заместитель начальника филиала училища, института, начальник учебно-консультационного пункта, начальник учебных мастерских, доцент, старший преподаватель, заведующий аспирантурой, ученый секретарь

10.13.4. Преподаватель, учебный мастер

10.13.5. Инспектор по плавпрактике

10.13.6. Лаборант, комендант, боцман

10.14. СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.14.1. Начальник училища, директор техникума

10.14.2. Заместитель начальника училища, заместитель директора техникума, начальник (заведующий) отделения по специальности

10.14.3. Руководитель физического воспитания, начальник (заведующий) мастерских, начальник (заведующий) производственной практики, председатель цикловой комиссии, начальник (заведуюший) учебно-консультационного пункта, заместитель начальника отделения по специальности, старший преподаватель

10.14.4. Начальник отдела кадров, мастер производственного обучения

10.14.5. Лаборант, комендант, боцман

10.15. МОРЕХОДНЫЕ ШКОЛЫ.

10.16. В/0 «СОВФРАХТ».

10.17. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА.

10.17.1. Министр

14 с гербом

10.17.2. Заместитель министра

10.17.3. Член Коллегии

10.17.4. Начальник управления, Главной морской инспекции, начальник канцелярии

10.17.5. Заместитель начальника и главный инженер управления, замсститель начальника Главной морской инспекции, канцелярии; главный штурман ММФ; заместитель председателя Научно-технического совета; начальник самостоятельного отдела, помощник министра

10.17.6. Заместитель начальника самостоятельного отдела, начальник отдела в управлении и в Главной морской инспекции, помощник первого заместителя министра, ученый секретарь Научно-технического совета, заместитель начальника отдела, ведущий инспектор Главной морской инспекции

10.17.7. Заместитель начальника отдела в управлении, главный специалист, помощник заместителя министра

10.17.8. Ведущий инженер управления: эксплуатации флота и портов, технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов; ведущий инженер по технике безопасности

Независимо от количества уклонистов, которое ежегодно фиксируется после завершения призывных кампаний, во все времена хватало тех парней, кто желал бы посвятить свою жизнь армейскому ремеслу. Обычно здесь имеется две тенденции карьерного роста. Первая заключается в том, чтобы после срочной службы остаться в армии по контракту. Однако при подобном стечении обстоятельств рассчитывать на офицерское звание не приходится. Альтернативой является поступление в высшее военное учебное заведение.

Следует напомнить, что служба в некоторых силовых структурах, приравнивающаяся к воинской службе, является не менее престижной и желанной, но попасть в такую структуру зачастую можно после прохождения срочной службы. Причем армейские будни в элитных войсках являются ключом к любому трудоустройству.

Морской флот в мечтах юношей занимает такой же статус, как и ВДВ, спецназ или МП. Мечта может не только осуществиться, но и привести к серьезному карьерному росту, если выполнить несколько не таких уж сложных требований.

  • Обязательным считается наличие среднего образования. Диплом об окончании морского училища весьма увеличит шансы оказаться в ВМФ.
  • Ограничения по росту позиционируются на отметке 165 сантиметров. Это предельные минимальные показатели. Потребуется при проведении медицинского освидетельствования заключение психиатра о стрессоустойчивости и об отсутствии патологий.
  • Категория годности, которую члены призывной комиссии выставят в личное дело, не может быть ниже А2. То есть, определенные отклонения все-таки допускаются. В этом отношении строгость не такая, как в силовых подразделениях.

Следующим шагом, который может существенно приблизить парня к службе на флоте, является заявление в военкомате. И все же решающим моментом окажется спрос на молодое пополнение, который определяется уже в распределительном пункте. Как говорят на армейском сленге, все зависит от наличия покупателя.

Значение морского флота в обороне страны

Даже посвятив статью вопросу, охватывающему звания на флоте и в , без упоминания заслуг этого рода войск в обороноспособности государства не обойтись. Учитывая тот факт, что протяженность морских границ России составляет около 40 тысяч километров, предотвратить угрозу с моря может только надежный мощный флот.

В зависимости от пунктов базирования различают северный флот, черноморский, тихоокеанский, балтийский и каспийский. Суверенитет страны – это гарантия безопасности каждого ее гражданина. ВМФ имеет достаточно сложную структуру, он представлен подводными и надводными силами, морской авиацией и морской пехотой. Каждое подразделение имеет свою персональную задачу, военнослужащие носят отличительную форму, да и в званиях тоже есть определенные различия.

Воинские звания в российской армии

В армии существует четкое распределение прав и обязанностей всего личного состава. Причем строгая иерархия реализуется через воинские звания. Все эти звания можно разделить на два вида: войсковые и корабельные. Причем войсковые звания не обязательно присваиваются только в сухопутных войсках. С другой стороны, корабельные звания не только у тех, кто служит на корабле.

Два вида званий лишь отличаются по произношению, но общая структура иерархии одинаковая. Так, можно выделить неофицерский и офицерский состав. Каждому войсковому званию будет соответствовать определенное корабельное звание. Соблюдать субординацию военнослужащим позволяют погоны.

Морские звания по возрастанию

Для большей наглядности следует не просто перечислить все корабельные звания, но еще и провести аналогию с войсковыми, так как именно последние достаточно подробно изучаются еще в курсе ОБЖ раздела начальной военной подготовки. Становится понятным, почему среди подрастающего поколения возникает путаница именно при попытке расстановки по возрастанию иерархических рангов в ВМФ, ведь на морские звания с их погонами в школе вообще не отводится времени.

Самое младшее звание, который получает моряк при зачислении на службу – это матрос. С 1946 года данное звание было переименовано из ранее существовавшего «краснофлотец», что соответствует и до сих пор рядовому в сухопутных войсках. На погоне матроса красуется всего лишь буква «Ф», соответствующая принадлежности флоту.

За отличные достижения на срочной службе матрос может быть повышен до старшего матроса. Они стоят на одной ступеньке с ефрейторами и могут назначаться на должность командира отделения. Погон старшего матроса содержит одну металлическую полоску или матерчатую лычку золотистого цвета.

Повышение ранга на флоте подразумевает присвоение звания «старшина 2 статьи». С него начинается сержантский состав, а в войсковых названиях оно позиционируется, как младший сержант. Две полоски на погоне абсолютно аналогичны соответствующему сухопутному званию. Отличие заключается только в расцветке.

Старшина 1 статьи в ВМФ равен сержанту. На флоте, как и в любых сухопутных войсках, сержантское звание присваивается только единицам из всего личного состава срочников. Кандидат обязан обладать высокими моральными принципами, организаторскими способностями, быть подкованным в теоретическом плане, являться отличником физической и боевой подготовки. Старшина первой статьи имеет на погоне три полоски.

Предел, до которого можно дослужиться, будучи призванным по призыву, — это главный старшина. Именно это звание идет по порядку старшинства, а не старшина 3 статьи, как некоторые ошибочно думают. Последнее звание, кстати, является вымышленным.

Замыкает категорию званий сержантов и старшин главный корабельный старшина. Его погон обозначен одной широкой и одной узкой полоской. С таким званием можно пребывать на должности командира взвода. Корабельные звания встречаются в войсках пограничной службы, которые также относятся к ВМФ России.

До сих пор рассматриваемые корабельные звания хоть каким то образом были созвучны с сухопутными. Чисто морской термин – мичман означает звание, которое присваивается военнослужащему после окончания соответствующей школы. На суше аналогичные положения действуют для прапорщиков. Мичман и старший мичман на погонах имеют соответственно по две или три звезды, расположенные вдоль.

Офицерские звания начинаются с лейтенанта. На данной ступени ранжирования никаких отличий нет, даже погоны одинаковые. Вдоль погона идет золотистая полоска, которая обозначает группу младшего офицерского состава. У младшего лейтенанта одна звездочка, у лейтенанта – две, а у старшего лейтенанта – три. Три звезды располагаются треугольником, две поперек погона и одна – вдоль.

Морское звание, венчающее группу званий младших офицеров, в отличие от общевойскового звания «капитан», значится, как капитан-лейтенант. Две звезды поперек погона и две вдоль дают право получать должность командира боевого корабля. Присваивается звание капитана-лейтенанта старшему лейтенанту только после 4 лет службы.

Старшие офицерские звания начинаются с капитана 3-го ранга. По логике вещей понятно, что оно соответствует званию майора. На сленге моряков звание звучит, как «каптри». Соответственно, далее идет «капдва» или «капвторанг», а также «капраз» или «каперанг». Происхождение этих сокращений вполне понятно. Погоны по числу и расположению звезд напоминают лейтенантские, только статус старшего офицера подчеркивается двумя полосами, идущими вдоль.

Надо отметить, что не только в России, но и в ряде других стран звания военно-морского флота определены аналогичным образом. Высшее офицерское звание начинается с контр-адмирала. Можно сказать, что вице-адмирал — это третий человек по старшинству на флоте. Далее идут такие звания, как адмирал и адмирал флота.

Теперь перенесемся к войсковым званиям. Они в порядке возрастания представлены последовательностью: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал армии. Погоны их не содержат полос, но звезды, означающие градацию, по размеру больше, чем у старших офицеров. Примечательно то, что количество званий от матроса до адмирала флота такое же, как и от рядового до генерала армии. Приводить в соответствие звания войсковые и корабельные приходится по двум причинам: все они находятся в едином подчинении у маршала; при операциях, в которых участвуют одновременно несколько видов войск, для эффективности взаимодействия должно быть четко установлена схема подчинения.

Моряки – это всегда уважаемые и серьезные люди, для которых работа превыше всего. Но при этом они все имеют семьи, которые их верно ждут и любят. Профессия военного моряка не только ответственная и серьезная, но и интересная. За свою карьеру служащие в ВМФ могут многое увидеть. Хотя риск для жизни также имеется.

Какие воинские звания в ВМФ

Начнем с того, что в Военно-морском флоте РФ воинские звания делятся на две категории: войсковые и корабельные. Первые имеют категории:

  1. Начинается лестница с солдат и старшин, которые, в свою очередь, делятся на солдата, ефрейтора и старшину.
  2. Далее следуют прапорщики. Это звание делится на прапорщика и старшего прапорщика.
  3. Офицеры. Здесь подкатегории такие:
  • младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • старшие: майор, подполковник, полковник;
  • высшие: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии и маршал РФ.

Корабельные звания имеют несколько другие названия:

  1. Солдаты, сержанты, матросы. Здесь звания такие в порядке возрастания: матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, 1-й статьи, главный, главный корабельный, старшина.
  2. Мичманы: мичман, старший мичман.
  3. Младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.
  4. Старшие офицеры: капитан 3-го ранга, 2-го ранга, 1-го ранга.
  5. Высшие офицеры: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота, маршал России.

Форма военнослужащих в ВМФ не всегда предусматривает погоны, на которых определены звания. Зачастую у военных моряков имеются нашивки на рукавах, которые определяют должность и ранг.

Подробнее о порядке присвоения званий

Как и у сухопутных войск, у Военно-морских сил звания служащих присваиваются в день истечения срока его воинского звания. Законодательством установлены следующие сроки:

  • чтобы стать рядовым или матросом, надо прослужить 5 месяцев;
  • год требуется прослужить для того, чтобы стать младшим сержантом или старшиной 2-й статьи;
  • три года надо выслужить для получения таких званий, как старший сержант и главный старшина;
  • такое же количество лет отводится для того, чтобы стать прапорщиком или мичманом;
  • два года надо прослужить до младшего лейтенанта;
  • три до лейтенанта;
  • еще три до старшего лейтенанта;
  • 4 года до капитана и капитана-лейтенанта;
  • 4 – до майора и капитана 3-го ранга;
  • 5 лет требуется, чтобы стать подполковником или капитаном 2-го ранга.

Чтобы получить звание высшего офицера, надо прослужить на своей прежней должности не менее 1 года. Как правило, очередное воинское звание морские военные получают спустя 2 года после получения прошлого чина. Установленный срок включает в себя:

  1. Время перерыва (если такое имеется) из-за привлечения военного к уголовной ответственности по необоснованным причинам, а также в случае незаконного увольнения с последующим восстановлением.
  2. Время остановки военной деятельности.
  3. Количество лет, проведенных в запасе.

Отметим, что за особые достижения морской военный может получить досрочно очередной воинский чин.

Какие обязанности у ВМФ

Какие и любые другие войска, ВМФ трудится на благо страны. Основные функции военно-морского состава такие:

  • использование военной силы в случае угрозы стране с морской стороны. Также ВМФ обязан сдерживать и пресекать возможные угрозы России;
  • любыми способами защищать суверенитет своей страны;
  • создание условий для обеспечения безопасности державы;
  • по указу главнокомандующего участвовать в различных операциях.

Если говорить конкретно о подразделениях, то каждый из них имеет свои обязанности. К примеру, морская авиация занимается нанесением ракетно-бомбовых ударов, а также занимается прикрытием. Береговые подразделения обороняют побережье и ведут наземные боевые действия, оберегая морскую границу.

Как попасть в ВМФ

Многие молодые ребята мечтают трудиться во благо своей Родины, а именно оберегать ее. Для того чтобы стать военным ВМФ, необходимо соответствовать всем категориям. Если быть точнее, то, чтобы стать служащим, требуется:

  1. Иметь полное среднее образование. Но предпочтительнее, конечно, окончить морское училище.
  2. Быть ростом не ниже 165 см, а также иметь минимум вторую группу психической устойчивости.
  3. Иметь категорию годности не ниже А-2 (хотя в военную пехоту с такими показателями не попасть).

Призывников, обладающих высоким ростом и симпатичной внешностью, часто берут в роту почетного караула. Однако среднее специальное образование в данном случае тоже не помешает.