Розетки и выключатели

Постышев павел петрович семья. Павел постышев. Партийная карьера Постышева

Павел Петрович Постышев родился 18 июня 1887 г.* в Иваново-Вознесенске в семье потомственных ткачей. Учеба в школе была недолгой, нужда заставила его с 9 лет работать сначала «мальчиком» в щеточной мастерской, затем учеником и ткачом на текстильной фабрике. С четырнадцати лет участвовал он в революционных сходках, сначала просто из любопытства, но постепенно втянулся в революционную борьбу, распространял прокламации, привлекался к доставке в подпольную типографию необходимых материалов.

* В анкетах делегата Куйбышевской областной и городской парторганизаций год рождения Постышевым указан 1888 г. (Ф.656. Оп.1. Д.115. Л.111. Ф.714. Оп.1. Д.503. Л.159).

В 1904 г. вступил в ряды большевистской партии. Это было началом профессиональной революционной работы. В мае 1905 г. в Иваново-Вознесенске вспыхнула всеобщая политическая стачка, был создан один из первых в России Совет рабочих депутатов. Постышев принимал активное участие в этих событиях. Рабочие избрали его депутатом Совета.

И через много лет, уже в тридцатые годы, бывшие красные партизаны-дальневосточники вспоминали своего комиссара, писали ему письма: «Вы помнитесь мне как наяву в волочаевских боях и, главное, в 1920 году осенью (в клубе), слова ваши разносились, что такое революция и завоевания социализма» (1).

Большое влияние на молодого революционера оказали М.В.Фрунзе, А.С.Бубнов, Ф.А.Афанасьев, Ф.Н.Самойлов, возглавлявшие городскую партийную организацию. Постышев выполнял различные партийные поручения, вступил в боевую рабочую дружину. За активную политическую деятельность с работы он был уволен, почти год был безработным, жил случайными заработками, но от революционной борьбы не отказался.

В 1906 г. стал членом Иваново-Вознесенского городского комитета РСДРП, с 1907 г. его секретарем и членом бюро окружного комитета партии, был одним из руководителей профессионального союза ситцепечатников. В 1908 г. за революционную деятельность Постышев был арестован, заключен во Владимирскую центральную тюрьму, приговорен к каторжным работам. В 1912 г. выслан на вечное поселение в Сибирь, в глухую деревушку Усть-Уда, но вскоре ему удалось оттуда перебраться в Иркутск.

На долгие годы судьба связала Постышева с Сибирью и Дальним Востоком. В ссылке под тщательным надзором полиции он не оставил революционной деятельности: работал в местной парторганизации, принимал активное участие в профсоюзной работе. В период Февральской буржуазно-демократической революции Постышев вместе с другими ссыльными большевиками входил в состав исполкома Иркутского Совета рабочих депутатов, а также был председателем Центрального бюро профсоюзов.

После установления советской власти в Иркутске был избран членом городского военно-революционного комитета, руководил организацией отрядов Красной гвардии. Постышев был человек неуемной энергии, поразительной работоспособности: с 1918 г. член ревкома, председатель ревтрибунала, член Центрального исполнительного комитета Сибири (Центросибирь) и представитель Центросибири в Дальневосточном Совете народных комиссаров в Хабаровске. С началом гражданской войны он – один из организаторов партизанского движения в Приамурье, при его непосредственном участии был создан первый партизанский тунгусский отряд. Был военным комиссаром 21-й Амурской армии, членом военного совета, вместе с В.Блюхером руководил легендарным штурмом Волочаевки. И через много лет, уже в тридцатые годы, бывшие красные партизаны-дальневосточники вспоминали своего комиссара, писали ему письма: «Вы помнитесь мне как наяву в волочаевских боях и, главное, в 1920 году осенью (в клубе), слова ваши разносились, что такое революция и завоевания социализма» (1).

Осенью 1923 г. П.П.Постышев был направлен на партийную работу на Украину, где проработал до 1930 г. В 19241925 гг. избран секретарем Киевского губкома, затем окружкома КП (б)У, в 19261930 гг. секретарь Харьковского окружкома и горкома партии. С конца 1925 г. он член ЦК и кандидат в члены Политбюро ЦК КП(б)У. В 1930 г. отозван в Москву в распоряжение ЦК ВКП(б), где до 1933 г. был секретарем ЦК ВКП(б), членом Оргбюро и кандидатом в члены Политбюро ЦК. Затем с 1933 г. по 1937 г. вновь работал на Украине вторым секретарем ЦК КП (б)У, одновременно являясь секретарем Киевского обкома партии. На февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) Постышев выступил в защиту киевских большевиков от необоснованных обвинений во враждебной деятельности. Ему был вынесен выговор и предупреждение за отсутствие политической бдительности в отношении к «врагам народа», 17 марта 1937 г. Пленум ЦК КП (б)У освободил его от обязанностей в связи с переходом на другую работу (2). ЦК ВКП(б) направил Постышева в Куйбышевскую краевую организацию. На VIII пленуме крайкома 18 марта 1937 г. Павел Петрович Постышев избран исполняющим обязанности первого секретаря крайкома партии (3), 25 марта на пленуме Куйбышевского горкома – исполняющим обязанности первого секретаря горкома (4). Окончательно был утвержден в должностях секретаря горкома и крайкома партии, соответственно, 5 июня на пленуме горкома и 14 июня на пленуме обкома.

Получив выговор и предупреждение, Постышев уже не проявлял мягкотелости в отношении «вредителей и врагов народа». Его недолгий период пребывания во главе Куйбышевской областной партийной организации – всего девять месяцев – пришелся на самый пик репрессий, развязанных в стране после февральско-мартовского 1937 г. Пленума ЦК ВКП(б). В области происходило самое настоящее «избиение» партийных работников. В 1937 г. не было ни одного горкома или райкома, где не были бы выявлены враги. Бюро Ленинского, Фрунзенского, Пролетарского, Дзержинского, Молотовского райкомов г. Куйбышева были распущены полностью как «засоренные врагами народа» (5), всего было распущено 34 райкома и крупных партийных комитета заводов (6).

Так, в ноябре 1937 г. Постышев сигнализировал в ЦК партии Сталину и Жданову, в НКВД СССР Ежову о выявленных в учебнике по «Истории СССР» значках и пятнах на портретах Пушкина и Сталина, напоминающих фашистскую свастику (7), а также о том, что на обложках ученических тетрадей в репродукциях картин Васнецова и Крамского выявлено слово «Долой» на сабле Олега, а на ногах его размещены буквы «ВКП», а также лежат трупы в красноармейских шлемах, и если повернуть рисунок вверх текстом, то можно обнаружить подпись, похожую на факсимиле Каменева (8).

Вражеские происки выискивали все и везде, даже там, где вредительство, казалось бы, найти трудно. Так, в ноябре 1937 г. Постышев сигнализировал в ЦК партии Сталину и Жданову, в НКВД СССР Ежову о выявленных в учебнике по «Истории СССР» значках и пятнах на портретах Пушкина и Сталина, напоминающих фашистскую свастику (7), а также о том, что на обложках ученических тетрадей в репродукциях картин Васнецова и Крамского выявлено слово «Долой» на сабле Олега, а на ногах его размещены буквы «ВКП», а также лежат трупы в красноармейских шлемах, и если повернуть рисунок вверх текстом, то можно обнаружить подпись, похожую на факсимиле Каменева (8).

Но проявленная бдительность, демонстрация преданности партии не спасала от репрессий. П.П.Постышев как верный солдат партии честно и старательно выполнял указания ЦК. Все его действия за тот недолгий период пребывания во главе партийной организации были впоследствии зачтены как враждебные, провокационные. По решению январского Пленума ЦК ВКП(б) 1938 г. Постышев был выведен из состава кандидатов в члены Политбюро ЦК ВКП(б) (9), ему был объявлен строгий выговор, он освобожден от занимаемой должности, обвинен во враждебной деятельности, арестован. 29-31 января на II пленуме обкома партии было принято постановление «О грубых политических ошибках бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) и его бывшего первого секретаря т. Постышева», где он был одновременно обвинен в необоснованном роспуске райкомов партии и отсутствии энергии в разоблачении вредителей и шпионов, его директивы по сельскому хозяйству признаны провокационными.

В феврале 1939 г. П.П.Постышев был расстрелян. Реабилитирован и восстановлен в рядах партии в 1956 г.

П.П.Постышев был делегатом XI, XIII-XVII съездов ВКП(б), членом ЦК ВКП(б), членом Президиума ВЦИК СССР, входил в состав комиссии по разработке Конституции СССР 1936 г. За революционные, боевые и трудовые заслуги награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

1 СОГАСПИ. Ф.1141. Оп.18. Д.66. Л.463.
2 «Волжская коммуна», 1937 г., 20 марта.
3 СОГАСПИ. Ф.1141. Оп. 8. Д.183. Л.5.
4 «Волжская коммуна», 1937 г., 26 марта.
5 СОГАСПИ. Ф. 656. Оп.15. Д.1. Л.6.
6 Там же. Оп. 2. Д.139. Л.5.
7 Ф.1141. Оп. 18. Д.3. Л.172
8 Там же. Л.192.
9 «Волжская коммуна», 1938 г., 20 января.

: Татьяна Семеновна Постоловская [Постоловские ] р. 1899 ум. 26 август 1938

22 май 1920 рождение ребёнка: Леонид Павлович Постышев [Постышевы ] р. 22 май 1920 ум. 1 сентябрь 2008

26 февраль 1939 смерть: Коммунарка , Московская область , РСФСР , СССР , расстрелян

Заметки

Сын ткача. В 1901 примкнул к революционному движению. В 1904 вступил в РСДРП, большевик. В 1906 член правления профсоюза ситцепечатников, член Ивановского городского комитета РСДРП. В апр. 1908 арестован и в 1912 отправлен на поселение в Иркутскую губернию.

В 1914-17 член Иркутского бюро РСДРП. Савг. 1917 зам. пред. Иркутского совета и с дек. 1917 член военно-революционного комитета, пред. Центрального бюро профсоюзов. С 1918 пред. Ревтрибунала, член Центросибири и его представитель в Дальневосточном СНК. Один из Организаторов "красного террора" в Сибири и на Дальнем Востоке, выделялся жестокостью даже среди большевиков. В 1920 уполномоченный ЦК РКП(6) по Хабаровскому краю. В 1921-22 уполномоченный правительства Дальневосточной республики (ДВР) по Прибайкальской области, в окт.-дек. 1921 член Военного совета Приамурского военного округа, в дек. 1921 - февр. 1922 - Восточного фронта ДВР, затем пред. Прибайкальского губисполкома. С апр. 1922 областной комиссар ДВР в Верхнеудинске. С авг. 1923 зав. организационно-инструкторским отделом Киевского губкома КП(б) Украины. Ссент. 1924 секретарь Киевского губкома (затем окружкома) партии. С 1925 кандидат, с 1927 член ЦК ВКП(б). С нояб. 1926 секретарь ЦК КП(б) Украины. С 13.7.1930 по 26.1.1934 секретарь ЦК ВКП(б) и член Оргбюро ЦК. С июля 1930 по янв. 1933 руководил отделом пропаганды и агитации и организационным отделом ЦК ВКП(б). В янв. 1933 направлен на Украину, где в это время свирепствовал голод, 2-м секретарем ЦК с задачей "безусловно выполнить план хлебозаготовок". С марта 1933 секретарь ЦК КП(б) Украины. Одновременно с янв. 1933 по июнь 1934 1-й секретарь Харьковского, с июля 1934 по янв. 1937 Киевского обкома партии. С 10.2.1934 кандидат в члены Политбюро ЦК. Главный инициатор репрессий против украинской интеллигенции (1932-37), которую обвинял в "национализме". Затем руководил погромом "националистических" кадров КП(б) Украины, член "тройки", выносивший смертные приговоры арестованным на основании фальсифицированных данных, а в ряде случаев и при полном их отсутствии. Именно благодаря ему репрессии приняли небывалый размах, были арестованы все секретари обкомов, большинство секретарей райкомов и т.д. Кроме того, это сопровождалось уничтожением сотен тысяч рядовых граждан. По предложению Постышева в 1936 Сталин вернул людям елку - новогодние праздники. В 1937 избран депутатом Верховного Совета СССР. 18.3.1937 снят с руководства Украиной и переведен секретарем Куйбышевского обкома ВКП(б). Прибыв в область, организовал беспрецедентную кампанию арестов: в области за время его "наместничества" были взяты 110 секретарей райкомов. Постышев - одна из наиболее одиозных личностей в партийном руководстве в 1930-х гг. 10.6.1937 на Куйбышевской партконференции Постышев, "анализируя методы вредительской работы врагов народа, отметил бездеятельность многих партийных органов. В области уже после проверки вскрыто и разоблачено большое количество врагов партии". "Чтобы изгнать врага, надо неизмеримо повысить бдительность", - заявил он. По воспоминаниям Н.С. Хрущева, "был добрым человеком, хотя иной раз допускал повышение тона, недопустимую грубость". На Пленуме ЦК (14.1.1938) выведен из состава Политбюро ЦК. В февр. 1938 исключен из ВКП(б) и 21.2.1938 арестован. 26.2.1939 приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1956 реабилитирован.

Мать Павла работала на красильных производствах иваново-вознесенских фабрикантов. Постоянно кашляла: сказывались больные лёгкие. В 1905 г. с сыном Павлом участвовала в революционном выступлении рабочих на реке Талке. Пострадала от казачьей нагайки, прикрыв собой сына. Навещала его во время ссылки в Сибирь. После Февральской революции 1917 г. приехала к нему в Иркутск, где он занимал крупные посты. В июле 1918 г., когда советская власть, включая ее сына, бежала из Иркутска, к которому подходил Колчак, осталась в городе.

26 февраля 1938 года снят со своих постов и арестован. Содержался в Бутырской тюрьме. Расстрелян 26 февраля 1939 года в Бутырской тюрьме, труп кремирован в Донском монастыре.

В 1956 году решением Военной коллегии Верховного Суда полностью реабилитирован, чему немало способствовала симпатия к нему со стороны Н. С. Хрущёва: тот несколько раз отозвался о нём положительно в Докладе на ХХ съезде КПСС как о «честном, принципиальном большевике».

В зарубежных источниках начиная с 1930-х годов, в частности, в северо-американской публицистике украинской диаспоры распространена оценка Постышева как главного исполнителя голодомора. С конца 80-х годов XX века она распространилась и на территории бывшего СССР.

По утверждению Службы безопасности Украины, Павел Постышев является одним из организаторов голодомора на Украине.

13 января 2010 года Апелляционный суд Киева закрыл дело о Геноциде на Украине в 1932-33 годах в связи со смертью обвиняемых, ч.1 ст.442 Уголовного кодекса Украины (Геноцид), преступление, которое согласно постановлениям ООН не имеет сроков давности.

Постышев разрешил устраивать детям новогодние елки, запрещенные большевиками как пережиток и суеверие. Это Павлу Петровичу с благодарностью вспоминали много лет спустя после того, как в 1939 году он был расстрелян. Позже рассказывали, что именно Постышеву принадлежала идея сноса Златоверхого Михайловского собора. Говорили, что Постышев предполагал снести также и Софийский собор, чтобы на освободившихся площадях соорудить нечто в высшей степени помпезное. Но поскольку Постышев оказался врагом народа, то Софию оставили в покое.

Несколько раз добрый Постышев велел открывать ворота на стадион «Динамо» для безбилетных мальчишек. С воплями восторга они рассаживались на свободных местах по трибунам и по деревьям.

И вот однажды, рассказывала мне мать, перед началом футбольного матча на стадионе появилась долговязая фигура Павла Петровича. С криками «Постыш приехал!» мальчишки посыпались с деревьев и бросились к нему. Мать рассказывала, что Постышев как былинка раскачивался среди моря мальчишечьих голов, гладя их нестриженые вихры.

А в деревнях сотни тысяч таких же мальчишек пухли и умирали от голода. Зато городским детям на Новый год зажигали елки, и партийный секретарь разрешал пускать на стадион безбилетных пацанов.

До всего ему было дело, до каждой мелочи (хотя товарищи по партии иногда и упрекали Постышева в излишней "демократичности"). Когда работал в Киеве первым секретарем обкома партии, пришел как-то в магазин: "Взвесьте мне макароны". Продавец: "Завернуть не во что - бумаги нет". Не долго думая, покупатель попросил ссыпать макароны в свою соломенную шляпу. На другой день во всех киевских магазинах уже была упаковочная бумага.

Когда одного за другим стали арестовывать друзей и соратников Постышева, он поехал к Сталину, чтобы за них заступиться. И тоже попал в немилость: "Ты не видишь врагов народа перед своим носом!" Опального Постышева перевели в Куйбышев, потом на пленуме ЦК вывели из состава Политбюро, исключили из партии. Его брата, отца Тамары, демобилизовали из армии, тоже исключили из партии, семью выселили из Киева.

Но Павел Постышев все еще верил в справедливость вождя: "Иван, не дури, Сталин прав, осуди в печати мое "незрелое" поведение". Отец Тамары отказался. Берия вызвал к себе на допрос жену Постышева Т.С. Постоловскую. Муж заступился и за нее. Но супруги со всей очевидностью поняли, что им грозит гибель - противостоять машине репрессий было невозможно.

Из военного летного училища они вызвали в Куйбышев старшего сына Леонида, убеждали отказаться от них, если арестуют. Сын не согласился.

Павел Постышев был расстрелян в стенах Бутырки, жену и сына Валентина расстреляли на пароходе, который вез их к месту ссылки, двух сыновей выслали на Колыму и Курильские острова. Только через двадцать лет они встретились в приемной у Хрущева и... не узнали друг друга.

Отношение к товарищу Сталину

ОТСТУПЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ Л.П. ПОСТЫШЕВА И ИЖЕ С НИМ. Среди присутствующих на лекции был и Леонид Павлович Постышев, сын известного партийного деятеля Павла Петровича Постышева, уничтоженного Сталиным в во время чисток. Леонид Постышев в начале войны, прямо на фронте, был арестован и отправлен в лагерь. Его обвинили в том, что он хотел убежать к немцам: обвинение смехотворное по отношению к нему, преданнейшему сталинисту. В лагерь его доставили еле живого. Но лагерный медицинский работник, знавшая отца Леонида, выходила его. В лагере он работал нормировщиком и ухитрялся выкраивать время для занятия экономической теорией. В середине 50‑х годов Леонид был амнистирован. Возвратившись в Москву, он устроился на работу в Институт экономики АН СССР. Он активно включился в научную работу и параллельно заканчивал экономический институт.

Я познакомился с Леонидом Постышевым в 1957 г. при совместном обсуждении работы Л.В.Канторовича. Постышев с довольно общих натурфилософских позиций пытался развить трудовую теорию стоимости, которой он начал заниматься еще в лагере. Я уже не помню его аргументацию в пользу этой теории, но в ней были и оригинальные замечания. В последующие годы Постышев увлекся математической формализацией процессов ценообразования на основе традиционных экономических представлений. Он перешел для этого к своим единомышленникам в Институт электронных управляющих машин; там работал В.Д. Белкин. В конце 60-х годов Постышев возвратился в Институт экономики, а в начале 70-х годов перешел на работу в Академию общественных наук при ЦК КПСС. Дальше его судьбу я не знаю.

В научном отношении, мне кажется, Постышев мало примечательный человек. Свидетельство этому его претенциозная статья в журнале Коммунист в конце 60-х (или в начале 70-х годов), в которой под прикрытием кибернетики и математических терминов кроются консервативные маловразумительные экономические представления. После опубликования статьи Юрий Валентинович Овсиенко и я пробовали говорить с Постышевым. Он замыкался, когда ему задавали прямые вопросы, связанные с моделированием экономических процессов на основе трудовой теории стоимости.

Представляют интерес политические высказывания Постышева. Мне запомнился его рассказ о Сталине. В 1930-1934 гг. П.П. Постышев был секретарем ЦК ВКП(б), и семья жила в Москве. Леня Постышев в Большом театре сидел в правительственной ложе. Сталин довольно часто посещал Большой театр. Как-то в антракте он подошел к Леониду, потрепал его по голове, спросил, как он учится, и дал ему конфетку. Через несколько минут Леонид видел, как Сталин уже разговаривает с членами Политбюро, дипломатами и другого рода знаменитыми людьми. Рассказывал Постышев об этом факте с дрожью в голосе. (Конечно, мое ощущение от его рассказа – дело субъективное). Но любовь Леонида к Сталину, прозвучавшая в этом рассказе, меня поразила. Да к тому же, Леонид прямо мне сказал, что Сталин многого не знал. Виноваты в этом были Маленков, Ворошилов и другие члены Политбюро. Они, желая скрыть свое плохое руководство, старались не допускать к Сталину его отца, хотевшего сказать вождю всю правду о происходящем в стране. И все это мне рассказывалось в 1957 г., в период разоблачения Сталина, рассказывалось человеком не только лично пострадавшим от Сталина, но чьи родители были уничтожены, а брат вернулся из лагеря со сломанным позвоночником. Явно, это было искреннее мнение Леонида о Сталине.

Свои политические убеждения Леонид сохранял и в последующие годы, по крайней мере, он их придерживался еще в начале 70-х годов. Об этом свидетельствует следующий случай. Начну его изложение чуть издалека.

Одним из ведущих сотрудников в ЦЭМИ был Владимир Абрамович Маш. По окончании института Маш несколько лет работал начальником планового отдела в рыбном хозяйстве на Дальнем Востоке. Вернувшись в Москву, Маш короткое время проработал в Институте электронных управляющих машин. Вскоре после создания ЦЭМИ он перешел туда на работу. Маш был известен своими работами по экономико-математическим моделям размещения производства. При этом в своей работе он акцентировал внимание на улучшение вычислительных методов, много занимался решением конкретных задач.

Маш хорошо знал английский язык, что в то время довольно редко встречалось в среде экономистов. Он много лет собирал библиотеку английской литературы. Я и познакомился с Машем через одного нашего общего знакомого, Георгия Яковлевича Метта, которому довелось хранить английскую библиотеку Маша, когда тот уехал на работу на Дальний Восток.

И только пару слов о Метте. В конце 20-х годов (или в начале 1930-х) он написал роман. Горькому роман понравился. Роман был принят к печати и даже напечатан. Но в последний момент Метт понял опасность публикации этого романа – и ликвидировал тираж. Много лет потом Метт занимался организацией производства на машиностроительных предприятиях, вел активную работу в обществе машиностроителей и в 60-е годы умер в своей постели.

В начале 70-х годов Маш вынес свой доклад на «директорский семинар». Это был семинар, руководимый Н. П. Федоренко, на котором слушались научные доклады по результатам проведенных исследований. На этот семинар приглашались и сотрудники других институтов. Был среди них и Л. П. Постышев.

В докладе Маша была сделана попытка наметить новые подходы к развитию экономико-математического направления. Я уже не помню позитивных предложений докладчика. Что же касается его критики теории оптимального планирования, то, хотя в ней и были здравые элементы, но в целом она поражала своим крайним негативизмом. Доклад Маша вызвал много критических замечаний.

В числе выступавших был и Постышев. Он поддержал Маша весьма своеобразным образом. Постышев сказал, что Сталин, много сделавший для СССР, ошибочно был вынесен из мавзолея. Но в этой ошибке еще разберутся и вернут Сталину его величие. (С позиций политических событий, происходящих в России в начале XXI столетия, Постышев оказался пророком. И в прошлом были возвеличены Иван Грозный и Петр Великий, которые также негодными средствами добивались величия России). Так будет, сказал Постышев, и с оценкой работы Маша. Сейчас на Маша нападают, а потом разберутся и оценят. К сожалению, я не помню научных аргументов Постышева в пользу позиции Маша, но, кажется, никаких аргументов и не было. Была по преимуществу политическая патетика.

Выступление Постышева было неожиданным и весьма странным. Для большинства сидящих в зале идеи сталинизма были неприемлемы. Мы помнили цену, которую заплатила страна за сталинские успехи: десятки миллионов невинно погибших людей, разорение сельского хозяйства и т.п.

Я знаю и другие примеры того, как жертвы сталинского режима с восторгом вспоминали свои встречи со Сталиным.

Леонид Павлович Постышев. На седьмом километре тракта Ухта-Крутая в начале 50-х годов работал нормировщиком Леонид Постышев, сын Павла Петровича Постышева - бывшего секретаря ЦК ВКП(б) Украины, расстрелянного в 1940 году. Леонид был репрессирован как сын "врага народа". Реабилитирован в 1955 году. Проживает в Москве.

Сказка о возвращении новогодней елки

В мемуарах сына Постышева Леонида (впоследствии - старшего научного сотрудника Академии общественных наук при ЦК КПСС) история возвращения елки излагается как семейная легенда. Однажды летом 1935 года, вспоминает он, отец, обращаясь к детям, вдруг произносит странную фразу: «Что-то мы все-таки не додумали…» По словам сына, все насущные проблемы Постышев всегда обсуждал со своими детьми. На этот раз «чем-то недодуманным» оказалось запрещение елки. Леонид приводит речь отца, которая представляет собой вариант все той же заметки из «Правды». Однако здесь эти слова приобретают мемуарный характер: говорится уже не о каких-то абстрактных «детях рабочих, с завистью через окно посматривающих на елку», а о самом Постышеве и его сверстниках: «С какой завистью мы заглядывали в окна богатеев, где вокруг наряженной и обвешанной подарками елки водили хороводы буржуйские дети». Если верить мемуарам, Постышев серьезно обосновывает свое решение вернуть елку: теперь, когда появилась возможность дать детям рабочих радостный праздник, елку запретили как поповский предрассудок; однако при этом хорошего, веселого праздника для детей так и не придумали. Попы были умнее: они, несмотря на то что елка обряд языческий, не стали с ним бороться, а использовали в своих интересах. Постышев «подумал еще и сказал твердо: “Вот будет очередной пленум ЦК, выступлю и поставлю вопрос о том, чтобы вернуть нашим детям этот чудесный праздник”». Перед отъездом отца в Москву Леонид тяжело заболевает двухсторонним воспалением легких. Вернувшись с пленума, Постышев сразу же идет к сыну, ставит на тумбочку возле его постели маленькую елочку, включает вилку в розетку - и «засветилась десятком маленьких стеклянных свечек красивая искусственная елочка»: «Это подарок тебе и всем советским детям. С этого Нового года опять будет праздник елки!» Леонид моментально пошел на поправку: подаренная отцом елочка способствовала его выздоровлению. В семье так и говорили, что вылечили его не врачи, а елка.

В посвященном Постышеву романе Валерия Исаева «Соратник Сталина», вышедшем в 1999 году и написанном «по недавно рассекреченным документам архива ФСБ», легенда о человеке, подарившем елку советским детям, получает дальнейшее развитие. Здесь эпизод о елке развернут в пространное повествование и оформлен как самостоятельная новелла. Материалом, кроме все той же заметки в «Правде», послужили воспоминания о Постышеве, но главным стержнем повествования, судя по всему, явились мемуары сына, предоставившие автору почву для безудержной фантазии. Как пишет Исаев, незадолго до наступления1936 года Павел Петрович устраивает с детьми домашний «партактив», на котором ставит «проблему государственной важности» - о возвращении елки советским детям. На вопрос, как они предпочитают встретить Новый год - с елкой или без елки, дети, не задумываясь, дружно высказываются за елку. Тот же вопрос был задан и больному Леониду. Подросток отреагировал на него весьма скептически: «А кто вам ее разрешит, разбежались, она отменена как буржуйская забава, чуждая нам…» Отец молча наблюдает за детьми, но «в душе» он уже знает: «елка в стране будет!»

Выслушав мнение детей, отец делится с ними воспоминаниями о своем тяжелом детстве. В этих воспоминаниях сюжет «чужая елка» приобретает особенный драматизм: оказывается, маленький Павлик вместе со своими сверстниками, с завистью глядя в окна на елки в богатых домах, рисковал жизнью: «В такую же новогоднюю пору, перебравшись через высоченную изгородь господской усадьбы», они, дети рабочих, «подбирались к ярко освещенным окнам, за которыми горела огнями чудо-елка. Она будила воображение, влекла к себе»; «мальчишкам с рабочих прокопченных окраин Иваново-Вознесенска» казалось, что «со всех концов города была видна елка, которая могла стоить им жизни». Надо сказать, что даже в самых трагических рассказах о бедных «малютках», глядящих через окно на «чужую елку», никто и никогда не посягал на их жизнь. В худших случаях они тут же под окном просто замерзали.

Павел Петрович едет на пленум, где, согласно авторскому тексту, выступает с предложением об организации в стране новогодних детских елок. По возвращении домой он ставит у кровати больного сына, на выздоровление которого, по мнению врачей, уже не было никакой надежды, «крошечную искусственную елку». Леонид перестает кашлять и встает с постели: елочка спасает его, вылечив от тяжелой болезни, как это неоднократно бывало в традиционных рождественских рассказах о елке-спасительнице и исцелительнице: «Всем им казалось, что на всем белом свете рядом с елкой никто никогда болеть не будет, потому что счастьем тоже можно лечиться, оно сильнее профессоров и лекарств»

Так на основе опубликованной в «Правде» заметки была создана легенда о человеке, подарившем елку советским детям. В этой этиологической легенде, объясняющей существующий порядок, Постышеву приписывается роль «творца», «культурного героя», возвратившего людям утраченный ритуальный объект. Текст конструируется на основе определенного набора штампов и довольно ограниченной документальной информации. Процесс создания легенды показывает, каким образом происходит активизация архетипической структуры: вместо восстановления причинно-следственного процесса (почему елка была разрешена) создается повествование о «начале» или «восстановлении» явления (в данном случае - елки) и о герое, который как бы явился его «творцом».

Факт выступления Постышева на декабрьском пленуме ЦК ВКП(б) 1935 года о «реабилитации» елки никакими документальными свидетельствами не подтверждается. Да и вообще трудно себе вообразить обсуждение на пленуме ЦК вопроса такого уровня. Но, как говорится, нет дыма без огня. Некоторые сведения о том, что происходило в Москве в те декабрьские дни, сохранились.

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: “Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город”. Я тотчас приехал. У Сталина были Косиор, Постышев, Любченко. <…> “Вот они, - говорит Сталин, - хотят посмотреть Москву. Поедемте”. Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…>

Постышев поднял тогда вопрос: “Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость - рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?” Сталин поддержал его: “Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим”. Так это и произошло. Постышев выступил в “Правде”, другие газеты подхватили идею».

Описанное здесь событие (если оно и вправду имело место), датировку которого Хрущев запамятовал, могло состояться в декабре 1935 года. Вскоре в «Правде» и появилась заметка Постышева. Другие газеты «подхватили» его идею, и в три дня, оставшиеся до наступления Нового года, «в школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах», как и «рекомендовалось» в заметке, елки были организованы. В срочном порядке было налажено производство елочных украшений, свечей и электрических лампочек; в окрестностях городов было вырублено много тысяч деревьев, для детей были подготовлены подарки - памятные всем нам новогодние пакеты со сластями. Елка была возвращена. Ее возвращение стало убедительным подтверждением знаменитой фразы Сталина «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Фраза эта была произнесена на I Всесоюзном совещании стахановцев, состоявшемся незадолго до описываемых нами событий - 17 ноября 1935 года. В том же 1935 году была написана и «Песня советских школьников» на слова Виктора Гусева, цитата из которой «За детство счастливое наше / Спасибо, родная страна!» на долгие годы стала лозунгом, внушаемым советским детям.

А через год, веселясь вокруг разукрашенного дерева, уже мало кто вспоминал недавний запрет на елку. Мало кто думал и о том, что разрешенная народу елка выступала теперь в новом качестве - не как рождественская, а как новогодняя - и что на ее верхушке теперь горит не вифлеемская звезда, когда-то приведшая волхвов к Младенцу Христу, а символ советской власти - красная пятиконечная звезда. Непременным атрибутом детских новогодних праздников, наряду с елкой, становится портрет Сталина. Ведь именно к нему дети должны были испытывать чувство благодарности за елку, за наступление Нового года и вообще - за счастье жить в Советской стране: «Мы весело пляшем / У елки большой. / На родине нашей / Нам так хорошо! <…> Мы весело пляшем, / Мы звонко поем, / И песенку нашу / Мы Сталину шлем». Роль Павла Петровича Постышева в деле «реабилитации» елки уже к следующему, 1937 году, была предана забвению. Да и самому ему в это время было уже не до елки. До предъявления ордера на его арест оставалось менее года…

Организатор голода 1932-1933 гг

Починаючи з 2008 року Служба безпеки України почала оприлюднювати списки осіб, причетних до здійснення Голодомору в Україні в 1932-1933 роках. За словами директора архіву СБУ Володимира В"ятровича, для встановлення цих осіб широко застосовуються партійні документи, аби визначити відповідальних за Голодомор вже на районному рівні.

22 травня 2009 року Служба Безпеки України порушила кримінальну справу за ознаками злочину, передбаченого частиною 1 статті 442 Кримінального кодексу України по факту здійснення Геноциду в Україні у 1932-1933 роках, від якого загинули мільйони людей. У листопаді було названо звинувачених по справі, першим з яких фігурував Йосип Сталін. 5 січня 2010 року президент України Віктор Ющенко заявив, що Генеральна прокуратура України передала справу до суду. 12 січня 2010 року Київський апеляційний суд почав розгляд справи. Суд визнав, що Сталін, Молотов, Каганович, Постишев, Косіор, Чубар та Хатаєвич вчинили злочин геноциду, передбачений частиною 1 статті 442 Кримінального кодексу України (геноцид), який відповідно до Конвенції ООН від 26 листопада 1968 року не має терміну давності, та закрив кримінальну справу на підставі пункту 8 частини 1 статті 6 Кримінально-процесуального кодексу України, у зв"язку з їхньою смертю.

Станислав Косиор - поляк, родился в 1889 году в городе Венгрув, Седлецкая губерния. Ныне это территория Польши.

Влас Чубарь - украинец, выходец с территории, которая сейчас называется Донбассом. На Украине ему стоят памятники!

А вот насчет виновности третьего, Павла Постышева у меня есть некое сомнение. Дело в том, что в 1930-1933 гг. Павел Петрович был секретарем ЦК ВКП(б), то есть работал в Москве. На Украину он вернулся только в начале 1933 года, когда ни лучше, ни хуже голодающим сделать уже не мог. Поскольку украинские историки считают, что Голодомор прокатился по УССР зимой-весной 1932-1933 гг., обвинять Постышева в этом некорректно. Я думаю, что из Москвы он был направлен в УССР именно для устранения последствий жуткого голода, но никак не для "развязывания".

Давайте посмотрим, кто же был предшественником Постышева на посту ЦК КП(б) УССР в те годы. Снова откроем Википедию, смотрим. Оказывается, им был Мендель Маркович Хатаевич, еврей, родившийся в Гомеле в 1893 году. По профессии зубной техник. В 1932 г. - член Политбюро ЦК КП(б) УССР. То есть, если уж делить вину на Голодомор "на троих", третьим должен быть именно Хатаевич, а не Постышев.

И Хатаевич, и Постышев, и Косиор, и Чубарь - арестованы и расстреляны в 1937-1940 гг. В общем, по делам их им воздалось.

Непонятно другое, почему если "официальные" "виновники" Голодомора - поляк, еврей и украинец, в Голодоморе виноваты "москали", т.е. русские? Пусть Ющенко предъявляет претензии в геноциде Варшаве, Тель-Авиву... и своим же щирым та свидомым "братям".

Постышев Павел Петрович

(род. в 1887 г. - ум. в 1939 г.)

Партийный деятель, руководитель Компартии Украины (1934–1937) и Харьковской парторганизации (1933–1934). Организатор массовых репрессий.

В первое десятилетие советской власти Харьков переживал свой расцвет. Гражданская война резонно показала, что пролетарский, русскоязычный город легче сделать оплотом большевиков, чем Киев. Так Харьков стал столицей. Именно благодаря этому факту с городом были связаны партийные деятели, мастера культуры, ученые. Невозможно привести на этих страницах биографии всех руководителей республики, которые долго работали в Харькове. Чубарь, Раковский, Петровский, Любченко, Косиор, Артем и т. д. и т. п. Биографии большинства из них похожи одна на другую. Большевики прошли путь от секретарей небольших ячеек на заводах до руководителей партии… Как правило, репрессированы. Мы выбрали из всего списка человека, который наиболее полно как бы воплощал все стороны советской власти. Человека, которого одни называют несчастной жертвой сталинской машины, светлой личностью, рачительным хозяином, заботившимся о людях, а другие справедливо отмечают, что его уничтожила машина, которую он сам и запускал.

Павел Петрович Постышев родился в Иваново-Вознесенске в семье ткача 6 сентября 1887 года и сам еще в совсем юном возрасте стал работать «в легкой промышленности». Вообще, в городе работников и работниц было много, и нет ничего удивительного в том, что Иваново-Вознесенск стал одним из центров распространения марксизма в России. А Постышев стоял у истоков. Он примкнул к революционному рабочему движению уже в 1901 году, т. е. в 14 лет. Через три года вступил в РСДРП и занял большевистские позиции. В 1906 году человек, которому не было и двадцати, оказался в правлении профсоюза ситцепечатников, стал членом Ивановского городского комитета РСДРП. Образование Постышев получал самостоятельно в полном соответствии с законами жанра - биографией простого коммуниста.

В апреле 1908 года Павел Петрович был арестован, брошен «в казематы», а через четыре года выслан на поселение в Иркутскую губернию. Здесь он не прекращал своей политической деятельности, тем более, что и «трудового народа» и, что еще важнее, ссыльных в городе и окрестностях хватало. Постышев был избран членом Иркутского бюро РСДРП. По-настоящему же представилась возможность развернуться, когда свершились две революции 1917 года. Уже после первой, февральской, Павел Петрович стал заместителем председателя Иркутского Совета (тогда в него входили представители ряда политических партий левого характера), а в декабре, когда к власти пришли единомышленники Постышева, он стал членом военно-революционного комитета Иркутска, а вскоре и председателем Центрального бюро профсоюзов здесь же. В это время Постышев получил партийную кличку Ермак. Вскоре этот человек действительно покорил Сибирь и действовал при этом не менее жестоко, чем его тезка, вот только тот жил, по сути, в Средние века, а этот в начале XX века.

Всю Гражданскую войну Постышев провел в Сибири и на Дальнем Востоке, и деятельность его в эти годы довольно примечательна. С 1918 года он был председателем Ревтрибунала, членом Центросибири и ее представителем при правительстве Дальневосточной республики. Павел Петрович уже постоянно выполнял непосредственные поручения руководителей государства, в 1920 году Постышев был уполномоченным ЦК РКП(б) по Хабаровскому краю, в 1921–1922 - уполномоченным правительства ДВР по Прибайкальской области, в октябре-декабре 1921 года - членом Военного совета Приамурского военного округа, в декабре 1921 - феврале 1922 - членом Военного совета Восточного фронта ДВР, затем председателем Прибайкальского губисполкома, с апреля 1922 года областным комиссаром ДВР в Верхнеудинске… Как видим, Ермак сменил множество должностей, но четко просматривается его роль в организации борьбы с противниками советской власти. При этом Постышев, конечно, не был полководцем, он был идеологом новой власти, комиссаром, членом военных советов, организатором партийной работы. Сейчас уже хорошо известно, какую печальную роль сыграли такие люди в организации «красного террора». Так вот, Павел Постышев отличался своей жестокостью даже среди большевиков, в Сибири и на Дальнем Востоке он не жалел ни взрослых, ни детей, ни стариков. Он был постоянным членом военно-полевых судов, жестоко подавлял любое сопротивление в селе или в городе. Говорят, что его любили красноармейцы за то, что он держал себя просто, ходил в той же одежде, что и они, ел то, что и все…

В 1923 году отличившегося на довольно сложном участке работы Постышева партия переводит в Украину, здесь он становится заведующим организационно-инструкторским отделом Киевского губкома. Дальнейшая его карьера развивается стремительно. С 1925 года он кандидат, а с 1927 года - член ЦК ВКП(б), с ноября 1926 года - секретарь ЦК КП(б) Украины. С 13 июля 1930 по 26 января 1934 года - секретарь ЦК ВКП(б) и член Оргбюро ЦК. С 1930 по 1933 год Постышев руководил отделом пропаганды и агитации и организационным отделом ЦК ВКП(б). Он становится одним из ближайших соратников Сталина.

О Постышеве рассказывают разные вещи. Часто повторяют, что он был одним из немногих, кто мог открыто спорить, возражать Сталину. (В этой связи вспоминается, что единственным, кто продолжал называть Сталина Кобой, был тот, кто его страшно боялся, - Ворошилов.) Лев Давидович Троцкий, наоборот, писал, что Постышев «карьерист, один из самых раболепных из всех лакеев Сталина».

Вот, например, что рассказывал о характере Павла Петровича в своих мемуарах Никита Хрущев, который хорошо знал и дружил с Постышевым: «Однажды я участвовал в работе одной из комиссий, где председателем был Постышев. Мы обсуждали выпуск ширпотреба. Ктото из хозяйственников ссылался при этом на трудности технические, материальные и производственные. Постышев слушал, слушал (а он был человек резкий, порывистый), а потом как стукнет кулаком по столу да и говорит: «Душа из тебя вон! Что мне твои рассуждения? Давай план, и все». На меня это произвело несколько нехорошее впечатление, потому что докладчик был уважаемым человеком. Ну, с этим мирились, потому что все знали, что Постышев был добрым человеком, хотя действительно иной раз допускал повышение тона, нежелательную и, я бы сказал, недопустимую грубость».

Можно себе представить, что было сказано вместо «душа из тебя вон» и в чем заключалась резкость Постышева. Конечно, с ним мирились, ведь он был тогда одним из крупнейших сталинских деятелей. И в частности, именно Постышеву принадлежит сомнительная заслуга в проведении репрессий в государстве. Они начались в декабре 1934 года после убийства Кирова.

Для Украины же они начались еще раньше. И здесь многие украинские историки имя Постышев произносят как ругательство. Да и по делу.

В 1932–1933 годах сталинское руководство искусственно вызвало на Украине страшный голод. События эти уже известны всему миру. По некоторым оценкам, в годы голодомора в республике погибло 4–5 миллионов человек. В мирное время, в богатейшей сельскохозяйственными ресурсами стране. Партия стремилась с помощью хлебозаготовок наказать неблагонадежных украинских крестьян, которые неохотно шли в колхозы, неохотно боролись с кулаками. Нет прощения партийцам, которые не только приказывали сверху, но и тем, кто воплощал требования в жизнь. В это время КП(б)У руководил Станислав Косиор. Говорят, Сталин называл его «Главголом» (главным по голоду). А в январе 1933 года ему на помощь направляют Павла Постышева в роли второго секретаря Компартии Украины. В его задачу, в частности, входило «безусловно выполнить план хлебозаготовок». Роль Павла Петровича в организации голодомора до сих пор не совсем ясна. Его очень часто называют «комиссаром голода», именно с ним связывают все ужасы тех страшных лет. Однако существует и другое, достаточно резонное мнение. Хлебозаготовки практически завершились с приездом Постышева. Вряд ли это можно связать непосредственно с какими-то активными действиями и моральными убеждениями верного сталинца. Скорее дело было в изменении самой партийной политики. Дальнейшее продолжение хлебозаготовок было не нужно, а перегибы, масштабы катастрофы были очевидны и в Москве, и в Харькове. Так что именно с приходом Постышева начинается некоторый откат. Более того, советское руководство предпринимает кое-какие действия для стабилизации обстановки. В Украину передается определенное количество посевного материала, хлеб частично возвращают в села. Кое-где даже судят и расстреливают руководителей, отличавшихся особой жестокостью при заготовках. Понятно, почему некоторые апологеты Постышева называют его «спасителем Украины», хотя это уж очень сильно сказано. В прессе же тех лет прямо писали, что «лишь приезд бригады ЦК ВКП(б) во главе с товарищем Постышевым приостановил разорение колхозников». Отметим, что если бы Павел Петрович оказался на своем посту в 1931–1932 гг., не стоило сомневаться в его рвении в организации голода.

Косиора Постышев сразу отодвинул на второй план. Реально всеми делами в Украине руководил именно он. Постышев гордился, что со всеми просьбами и отчетами обращается непосредственно к Сталину через голову своих непосредственных начальников. Одновременно с января 1933 по июнь 1934 года он был и первым секретарем Харьковского обкома партии. В феврале 1934 года Постышев стал и кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б).

Сейчас практически очевидно, что главной задачей Постышева был вовсе не голод, а борьба с «украинским национализмом». Как известно, в 20-е годы руководство страны приступило к политике так называемой «коренизации», которая в Украине называлась «украинизацией». Большевики справедливо рассчитывали на то, что, развивая национальную культуру, давая больше возможностей национальным кадрам, они легче привлекут на свою сторону местное население. Наркому просвещения Украины Скрыпнику в конечном счете был дан своеобразный картбланш на развитие украинской культуры. Все это вылилось в процесс настоящего возрождения, небывалого расцвета украинской культуры во всех смыслах. Эпоха украинизации выдвинула таких корифеев национального искусства, как Хоткевич, Курбас, Довженко, Хвылевой… Многие из них трудились в столичном Харькове. Поддерживалось привлечение национальных кадров на управленческие должности, издание учебников на украинском языке. В тесной связи с этим находилась и политика в отношении нацменьшинств Украины - евреев, армян, греков… А в начале 30-х Сталин решает свернуть свободы своих украинских коллег: слишком самостоятельны, слишком много говорят о национальном, традиционном, вместо общего, стандартного, советского… (Иначе и быть не могло. Национализм немыслим без традиций.) Наступление на ставший «буржуазным» национализм призван был осуществить именно Павел Постышев - один из наиболее решительных борцов со всяческой «контрой» и многочисленными «врагами». К тому же совершенно русский и совершенно свой в классовом отношении. Одним из первых решений постышевского Политбюро было мартовское постановление «О учебниках», началась ускоренная унификация украинских программ и учебников с российскими. В ноябре 1933 года был созван объединенный Пленум ЦК и ЦКК КП(б)У, на котором была принята резолюция об украинском национализме как основной опасности в национальном вопросе.

Особый цинизм наступавших репрессий был в том, что их пытались связать в народном сознании именно с действиями тех, кто был репрессирован. То там, то тут на съездах проскакивало сообщение о голоде в связи с именами попавших в опалу партийных деятелей. Постышев устроил беспрецедентную чистку партийных рядов, он лично входил в тройки, выносившие смертные приговоры, были арестованы все секретари обкомов и большинство секретарей райкомов, репрессированы и уничтожены сотни тысяч людей. Одним из наиболее «модных» обвинений стало обвинение в национализме. Николай Скрыпник был обвинен в том, что именно за его широкой спиной прятались «разные гады» и враги народа. Наркома спасло от ареста только самоубийство. Постышева он якобы успел перед смертью назвать садистом.

Практически все видные деятели украинской культуры так или иначе подверглись репрессиям. Многие были в результате расстреляны. Кроме Постышева вторым «отцом» этой политики был председатель ГПУ республики Балицкий. Рассказывают, что однажды Постышев на заседании заметил, что Балицкий клюет носом. «Да вот, - отвечал глава ГПУ, - ночью брали врагов из „Слова“ ». «Опять? Уж лучше, наверное, просто решетки на дом поставить, чем каждый раз ездить», - мило пошутил палач Украинского Возрождения Павел Петрович Постышев.

Самое интересное, что рассказы об искренней любви многих харьковчан к Постышеву, вероятно, тоже чистая правда. У секретаря был свой стиль поведения - демократичный. Высокого, пожалуй, даже костлявого человека с глухим голосом знал весь рабочий Харьков. Он запросто общался с рабочими, стремился вникнуть во все их проблемы - бытовые, жилищные, медицинские, часто бывал в квартирах харьковчан, беседовал с ними на улицах и предприятиях, обедал в заводских столовых. Немало сделал Постышев для благоустройства города - его заботой был и городской сад, и зоопарк, и состояние тротуаров, и работа транспорта. Многое было сделано Постышевым для развития промышленности и строительства. В стране шла индустриализация, и крупному украинскому городу в этом смысле уделялось особое внимание.

Павел Петрович очень любил детей. У самого Постышева было три сына, он часто рассказывал им о своих делах, даже советовался по тому или иному поводу, внимательно выслушивал их рассуждения. По-своему он заботился и о других харьковских ребятишках, настаивал на выделении средств на ясли и школы, улучшении медицинского обслуживания детей. Переезжая в Киев, Постышев передал здание ЦК КП(б)У школьникам, где был открыт первый в СССР Дворец пионеров. Газеты писали, что пионеры устраивали заставы, не желая отпускать доброго дядю Павла, когда он уезжал в новую столицу.

Хорошо известно, что именно Постышеву принадлежит инициатива по возвращению обычая наряжать елку на Новый год. Письмо Павла Петровича Постышева по этому поводу было опубликовано в газете «Правда» 28 декабря 1935 года. Он писал, что в свое время до революции дети бедных рабочих с завистью смотрели на своих богатых сверстников, которые веселились у рождественского дерева, и теперь не стоит лишать советских ребятишек такого праздника. Введенный ранее термин «буржуазный предрассудок» по отношению к елке Постышев назвал левым перегибом. Предложение Павла Петровича было поддержано, и елки опять стали украшать, только не на Рождество, как до советской власти, а на Новый год.

Типичный пример советской политики - жестоко расправившись с одними людьми за национализм, а с другими - за пособничество национальному уклону, сталинское руководство опять вернулось к украинизации. Постышев ходил в украинской вышитой сорочке и соломенной шляпе, проявлял интерес к украинской истории и культуре. Летом 1934 года столицей Украины стал Киев. В июле Павел Петрович занял пост секретаря Киевского обкома партии. Постышев в своем докладе отмечал, что Киев - исторический центр украинской земли, к тому же он находится на Правобережье, а следовательно ближе к крестьянам Украины. В столице и в Харькове появились памятники Шевченко, в 1935 году Павел Петрович даже выступил за продолжение украинизации в республиканской партийной организации.

А репрессии под его руководством продолжались. Вскоре полетели головы бывших соратников Постышева. Наступил мрачный 1937 год. Павел Петрович был избран депутатом Верховного Совета СССР. И в это же время его постепенно отдаляют от Сталина, портятся отношения с вождем. «Отец народов» уничтожал старых большевиков, тех, кто еще недавно был его преданным соратником. Настала очередь и Постышева.

В марте 1937 года он был назначен секретарем Куйбышевского обкома ВКП(б). Здесь Постышев изо всех сил старался доказать свою преданность режиму. По Самарской земле прокатилась волна арестов, были «взяты» едва ли не все секретари райкомов, и при этом 10 июня 1937 года на Куйбышевской партконференции Постышев, анализируя методы вредительской работы «врагов народа», отметил бездеятельность многих партийных органов. Мол, в области уже после проверки вскрыто и разоблачено большое количество врагов партии… «Чтобы изгнать врага, надо неизмеримо повысить бдительность», - заявил глава областной парторганизации. То же обвинение было предъявлено и ему самому. В одном из разговоров Сталин грубо оборвал своего недавнего любимца и сказал: «Врагов народа у себя под носом не видишь». На Пленуме ЦК в январе 1938 года Постышев был выведен из состава Политбюро ЦК, через месяц исключен из партии, арестован. 26 февраля 1939 года бывший соратник Сталина был приговорен к смертной казни, и в тот же день приговор был приведен в исполнение. Через некоторое время были расстреляны супруга Павла Петровича, Т. С. Постоловская, и один из сыновей.

Видный партийный деятель был реабилитирован в 1956 году.

В Харькове в честь Постышева назван Дворец пионеров и проспект.

Постышев, Павел Петрович (6 (18) сентября 1887 – 26 февраля 1939) – советский политик, один из самых безжалостных проводников коллективизации и Большого Террора Сталина. Он считается одним из главных виновников рукотворного голода 1932-33 годов – «Голодомора».

Партийная карьера Постышева

Постышев родился в Иваново-Вознесенске, Владимирской губернии. Он был членом Российской социал-демократической рабочей партии с 1904, примкнул к большевикам. В 1912 году Постышев был сослан в Иркутскую губернию и затем играл довольно видную роль в Гражданской войне на территории Сибири. Он занимал ряд видных должностей в недолговечной Дальневосточной республике (ДВР).

В 1923 году Постышев был переведен с Дальнего Востока на Украину, чтобы контролировать Киевскую губернскую парторганизацию (он занял в ней должность заведующего организационно-инструкторским отделом). В 1926 Павел Петрович стал секретарем ЦК Коммунистической партии (большевиков) Украины (КП(б)У). В 1926-30 являлся членом Политбюро и Оргбюро КП(б)У.

В июле 1930 года Постышев был переведён в Москву и продвинут в секретари ЦК ВКП(б). В 1932-1933 являлся заведующим Организационно-инструкторским отделом ЦК ВКП(б).

Постышев и Новогодняя ёлка

С именем Постышева связано возрождение в СССР традиции Новогодней ёлки. Опубликованное в «Правде» 28 декабря 1935 письмо Постышева призывало устанавливать ёлки в школах, детских домах, пионерских дворцах, детских клубах, театрах и кинотеатрах. Однако крайне сомнительно, что Постышев лично выдвинул инициативу возрождения этого связанного с христианскими воспоминаниями символа. Его письмо о ёлке было, скорее всего, написано по поручению Сталина. Здесь же содержалось настоятельное пожелание, чтобы Новый год окончательно вытеснил «поповское» Рождество.

Реабилитация Постышева. Попытки осудить его

Постышев был реабилитирован в 1956 году Хрущевым. Тот факт, что Постышев погиб в ходе Большого Террора, дал Хрущёву повод лицемерно выставлять этого кровавого палача «противником сталинских репрессий». На современной Украине делались попытки официально-юридически провозгласить Постышева, Сталина, Молотова, Кагановича и Косиора виновниками Голодомора, однако в январе 2010 года Апелляционный суд Киева закрыл уголовное дело против них в связи со смертью обвиняемых.

ФОТОКАРТОТЕКА

ОТ РОДНЫХ

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Па́вел Петро́вич По́стышев (6 сентября 1887 — 26 февраля 1939) — советский государственный и партийный деятель, организатор масс, партийный пропагандист и публицист. Родился 6 сентября 1887 года в Иваново-Вознесенске в семье ткача.

Член РСДРП(б) с 1904 года. Выслан в Сибирь. Один из руководителей борьбы за Советскую власть в Сибири. С 1926 года — секретарь ЦК КП (б) Украины. В 1930—1933 годах — секретарь ЦК ВКП (б), затем снова секретарь ЦК КП(б) Украины. 28 декабря 1935 года по инициативе Постышева была восстановлена традиция новогодней ёлки (ранее ёлка была запрещена как «буржуазный пережиток»). Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 1934 года. С 1937 года — секретарь Куйбышевского обкома ВКП (б). На этой должности приобрёл печальную известность массовым поиском «врагов народа», а также кампаниями по поиску с лупой «фашистских символов» на школьных тетрадях, пищевых продуктах и т. д.:

Вот другие факты из того же ряда. В середине 1937 года в магазинах Чапаевска и Сызрани вдруг не стало спичек, но проверка показала, что ящики с этим товаром штабелями лежат на складах. Торговые руководители объяснили, что продукция не отгружается в магазины по приказу Постышева, который при изучении спичечной этикетки нашел в линиях на ней отчетливый профиль Троцкого. Затем в августе, перед началом учебного года, в ряд районов перестали поступать школьные тетради. И уж совсем неожиданностью для всех стало изъятие из продажи в продовольственных магазинах любительской колбасы. Оказалось, какой-то доброжелатель сообщил Постышеву, что на разрезе колбасы, в ее середине, отчетливо проступают контуры фашистской свастики. По поводу всех этих фактов на пленуме Фрунзенского райкома ВКП(б) областного центра Постышев высказался так: «Я предлагаю прокуратуре и НКВД посадить человек 200 торговых работников, судить их показательным судом и человек 20 расстрелять».

26 февраля 1938 года снят со своих постов и арестован. Содержался в Бутырской тюрьме. Расстрелян 26 февраля 1939 года в Бутырской тюрьме - стрелял Василий Блохин, труп кремирован в Донском монастыре. В 1956 году решением Военной коллегии Верховного Суда полностью реабилитирован, чему немало способствовала симпатия к нему со стороны Н. С. Хрущёва: тот несколько раз отозвался о нём положительно в Докладе на ХХ съезде КПСС как о «честном, принципиальном большевике».

В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах