Защита от перенапряжения

Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы). Типовая учетная политика казенного учреждения Внесение предложения в учетную политику на

Закон о бухгалтерском учете подразумевает, что учетная политика применяется в организациях последовательно год за годом. Это означает, что формироваться политика должна при создании организации. Ежегодное ее создание или утверждение новой идет в противоречие закону о бухучете.

Корректировка политики производиться должна только при необходимости и в случаях, оговоренных в законе. К таким случаям относят:

  • Изменения в законодательстве РФ, стандартов, нормативных актов, которые регулируют бухучет;
  • Разработку или выбор способ ведения бухучета, позволяющий представлять более достоверную информацию бухгалтерской отчетности.
  • Изменение условий деятельности организации, включая реорганизацию.

Важно! Любые изменения, вносимые в учетную политику, должны оформляться распоряжением (приказом) руководителя.

Способы применения изменений учетной политики

Различают несколько способов применения изменений учетной политики:

  • Перспективный. При таком способе измененная политика применяется к тем фактам хозяйственной деятельности, которые возникают после даты изменения политики;
  • Ретроспективный. Такой способ подразумевает корректировку сравнительных показателей отчетности за предыдущий год или годы.

Применение ретроспективного способа возможно не всегда. Например, в том случае если оценка последствий от данного способа в денежном выражении невозможна из-за отсутствия нужной информации по предыдущим периодам. Не может быть применен данный способ и в том случае если оценка последствий в денежном выражении невозможна, так как необходимые оценочные значения недоступны.

Важно! Утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие годы не может быть пересмотрена или представлена заново, даже в случае применения ретроспективного способа изменения учетной политики.

Учетная политика на 2019 год

Однако те положения учетной политики, которые противоречат установленному в настоящее время законодательству признаются недействительными. И таким организациям налоговики вправе доначислить налоги.

К примеру, в соответствии со своей учетной политикой организация отнесла расходы на зарплату рабочих производства к косвенным. В соответствии с законом расходы эти должны признаваться прямыми и списываться по мере реализации. Соответственно, при проверке налоговая доначислит такой организации налог на прибыль.

Нужно ли утверждать учетную политику на 2019 год

Какие поправки из законов добавить в учетную политику на 2019 год

Абсолютно все изменения указывать в учетной политике не нужно. Вносятся в политику только такие изменения, которые предполагают выбор одного из способов учета. Например, каким методом начислять амортизацию – линейным или нелинейным.

Такое же правило следует применять и при указании изменений в политике на 2019 год. Вписывать нужно только те изменения, которые напрямую касаются того способа учета, который применяется в организации. Например, законодательством изменен способ начисления резервов. Если организация не создает резервов, то и новые правила по их созданию прописывать в учетной политике не потребуется.

Если организация не указала в политике о каких-либо изменениях в законодательстве, то страшного в этом ничего нет. В этом случае главное, чтобы правильно осуществлялся учет. К примеру, организация не отразила в учетной политике новый лимит по ОС, но учет ведет в соответствии с действующими изменениями. В этом случае организации не грозит штраф, так как за неправильное составление учетной политики или нарушение ее положений штрафы не предусмотрены.

Важно! Программа, в которой организация ведет учетную политику должна обновляться вместе с учетной политикой и в соответствии с ней.

Учетная политика на 2019 год для малых предприятий

Важно! Штраф за то, что в организации нет учетной политики составляет 200 рублей. Однако налоговые органы могут пересчитать расходы самостоятельно, так как утвержденного способа их учета нет. А это приведет к доначислению налога.

Учетная политика на 2019 год для ОСНО

Некоторые компании ежегодно пользуются шаблонными образцами учетной политики, не адаптируя их под изменившийся закон или условия работы. Разрабатывать или корректировать учетную политику на 2019 год нужно с учетом ПБУ 1/2008. Разберем основные изменения, которые стоит прописать:

  • Способ учета. В политике прописывают способы учета операций, которые проводятся организацией. Руководствуются при этом федеральными стандартами, а если в них способ не установлен, то способ нужно разработать исходя из правил, прописанных в стандартах. Документа с утвержденным подобным названием в настоящее время нет, но под федеральным стандартом в настоящее время признается ПБУ 1/2008, то есть руководствоваться при выборе способа учета нужно данным положением. Если в ПБУ для организации способ не предусмотрен, то обратиться следует к МСФО, а затем федеральным и отраслевым стандартам. В последнюю очередь обратиться можно к рекомендациям. Если организации использовали в своей учетной политике рекомендации отраслевых министерств, то в 2019 году следует проверить не будут ли применяемые рекомендации противоречить способам учета по федеральным стандартам или МСФО;
  • Новый инвестиционный вычет. Компании с началом 2019 года могут пользоваться новым инвестиционным вычетом. С помощью такого вычета можно уменьшить на расходы по приобретению и модернизации ОС налог на прибыль. В политике на 2019 нужно зафиксировать, то организация будет вычетом пользоваться, а сами правила, содержащие порядок расчета вычета прописывать не нужно. Такие правила устанавливают региональные власти и их можно будет изменить в течение 3-х лет, если регион не предусмотрит иной срок.

Что дополнить в учетную политику на 2019 год

Основное изменение – это то, что в 2017 году были внесены изменения в закон о бухучете. В связи с этими изменениями действующие 24 ПБУ теперь приравнены к федеральным стандартам ведения бухучета. Однако многие ПБУ к 2019 году будут заменены на новые документы. Так, в настоящее время в разработке находятся уже 14 новых стандартов. Некоторые из ПБУ будут только обновлены, например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и ПБУ 2/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Начать подготовку к переходу на новые стандарты можно уже с 2019 года. Главное, чтобы способы, утвержденные компанией были аналогичны МСФО.

Новые стандарты действовать начнут с начала года. Если организация захочет применять их раньше, то нужно будет выяснить не потребуется ли ретроспективный пересчет. А также в политике нужно будет указать, что компания решила досрочно использовать стандарты

Казенные учреждения - одна из форм некоммерческих организаций. Как и коммерческие компании, эти учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, ведение которого невозможно организовать без наличия такого нормативного документа, как учетная политика казенного учреждения. О ней мы и поговорим сегодня в настоящем материале.

Итак, кратко рассмотрев правовые особенности деятельности казенных учреждений, можно сделать вывод, что именно с учетом специфики деятельности казенного учреждения следует формировать учетную политику последнего.
Учитывая, что деятельность казенного учреждения ведется в рамках бюджетной сметы, кто-то может возразить, что такому учреждению учетная политика не нужна, поскольку ее основные элементы устанавливаются на уровне распорядителя бюджетных средств. Однако такое мнение идет вразрез с требованиями бухгалтерского законодательства.
Основным нормативным документом в области бухгалтерского учета является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), и сфера его применения распространяется в том числе на некоммерческие организации. Более того, он обязателен к применению и организациями государственного сектора, в число которых входят государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

«Учетная политика, оценочные значения и ошибки» - один из федеральных стандартов бухучета, положения которого начнут действовать уже 1 января 2018 года. Пока документ существует лишь как проект, но уже сейчас с ним можно ознакомиться на сайте Минфина РФ и понять, какие изменения ждут учреждения в этой части учета.

Кто вправе разрабатывать и утверждать учетную политику

Сегодня закон не ограничивает круг лиц, которые могут или должны , в Инструкции № 157н есть только одно условие — утверждать ее должен руководитель учреждения.

Проект федерального стандарта четко определяет ответственного за разработку документа. Это главный бухгалтер или сотрудник, на которого возложена обязанность вести бухучет, поскольку именно он отвечает за ведение бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности.

Возможные виды и сроки изменений

Согласно п. 8 федерального стандарта, менять учетную политику можно лишь в трех случаях:

  • если меняется законодательство, регулирующее бухгалтерский учет;
  • если учреждение выбирает иной способ учета, который будет представлять более достоверную отчетность;
  • если учреждение реорганизуется, меняет условия деятельности или полномочия и пр.

Корректировать документ можно строго в начале отчетного года. В середине года даже самые малейшие изменения можно вносить только после согласования с учредителем. Еще одно важное условие: если корректировки будут влиять на финансовое положение учреждения, включая движение денег на счетах и/или финансовый результат, они должны быть выражены в денежном эквиваленте на дату, с которой применяются указанные изменения.

Новый стандарт допускает два типа изменений — перспективные и ретроспективные. Первые вступают в силу только с момента утверждения, вторые, как видно из названия, требуют изменить показатели бухучета и за прошлые периоды.

В последнем случае бухгалтеру придется исправлять баланс учреждения в части входящих остатков по статье «Финансовый результат экономического субъекта» и еще несколько связанных с ней показателей за прошлые периоды. Корректировочные показатели следует сдавать только с текущей отчетностью с пометкой «Пересчитано», менять и пересдавать отчеты за предыдущий год нельзя.

Ретроспективные изменения, которые влияют на финансовые показатели учреждения, недопустимы в двух случаях. Во-первых, когда изменения невозможно оценить в денежном эквиваленте, потому что недостаточно данных о показателях прошлого года. Во-вторых, если оценка требует информации, которой не было в распоряжении бухгалтера в момент представления отчетов за предшествующий год. В таких ситуациях можно ввести только перспективные корректировки.

Обратите внимание, что в учетную политику не вносятся:

  • смена способа бухучета по тем видам хозяйственной деятельности, которые нетипичны для учреждения;
  • утверждение нового способа бухучета для впервые случившихся фактов хозяйственной деятельности.

Рабочий план счетов

Этот раздел не так давно уже претерпел изменения. Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н исключил из плана счетов некоторые счета, что тут же и принято учреждениями.

В свою очередь федеральные стандарты расширят Единый план счетов. В частности, выделены дополнительные группы в стандарте «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н). Стандарт «Аренда» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н) в отдельный объект учета выносит имущество, которое используется на правах операционной аренды и включено в разряд нефинансовых активов. Это, безусловно, повлечет за собой расширение перечня балансовых счетов.

Скорее всего, финансовое ведомство продолжит упорядочивать происходящие изменения, внесет дополнительные корректировки в Инструкцию № 157н, что закономерно отразится на рабочем плане счетов.

Пока учреждение может дополнить свою учетную политику, например, добавить аналитические счета или, наоборот, исключить те позиции, которые в работе не используются.

Оценка объектов бухучета

Учреждениям стоит обратить внимание на алгоритм оценки справедливой стоимости актива, выбрать и утвердить в учетной политике один из методов, который предлагает федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», который начал действовать еще в мае 2017 года. Учреждение может руководствоваться методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения.

То же самое касается и метода начисления амортизации. С вступлением в силу федерального стандарта «Основные средства» в распоряжение бухгалтеров-бюджетников поступят дополнительные методы расчета суммы амортизации. Напомним, кроме ранее существовавшего линейного метода, стандарт предлагает метод уменьшаемого остатка и метод расчета амортизации пропорционально объему продукции. Свой выбор учреждение обязательно закрепляет в учетной политике.

Оценка объектов основных средств

Большие изменения ждут бухгалтеров в части оценки основных средств (ОС) — они тоже влияют на учетную политику. Теперь затраты на замену частей ОС, возникшие во время эксплуатации объекта, будут включаться в его стоимость в момент возникновения этих затрат. Важное условие — должны быть соблюдены критерии признания объекта ОС (п. 8 ).

Еще одно нововведение касается капитальных вложений. Затраты на систематические осмотры при эксплуатации объекта или в ходе его ремонта включаются в стоимость объекта ОС. Это возможно, как и в предыдущем случае, только если объект соответствует критериям признания ОС.

Эти изменения должны найти отражение и в учетной политике учреждения, там же следует перечислить группы ОС, в отношении которых учреждение будет применять положения федерального стандарта.

Порядок инвентаризации

Проводя инвентаризацию своего имущества и активов, многие учреждения сегодня опираются на Методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, и в учетной политике лишь ссылаются на документ. Требование закрепить порядок инвентаризации в учетной политике принято только для казенных учреждений в Инструкции № 157н.

Однако на сайте финансового ведомства опубликован проект приказа, который прекращает действие Методических указаний. Это значит, что алгоритм и сроки инвентаризации имущества и финансовых активов организации госсектора должны будут разработать самостоятельно и прописать в учетной политике. Сделать это можно заранее.

Федеральный стандарт «Основные средства» внес еще одно уточнение относительно инвентарного учета. Он предписывает зафиксировать в учетной политике порядок присвоения индивидуального номера объекту. Ориентиром для учреждений должны стать сам федеральный стандарт и Инструкция № 157н.

Учет событий после отчетной даты

Сейчас, чтобы учесть такие события, учреждения пользуются лишь положениями одноименных ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н), в Инструкции № 157н никаких указаний на этот счет нет. 1 января 2018 года начнет действовать одноименный федеральный стандарт, который закроет этот пробел. В нем создана классификация событий, прописаны четкие правила отражения их в бухучете и раскрытия информации при формировании регламентированной отчетности. Положение стандарта следует применять относительно отчетного периода, который начнется 1 января 2018 года, но внести их в учетную политику учреждения стоит уже в ближайшее время.

Раскрытие информации об учетной политике в отчетности

Базовые положения учетной политики должны быть размещены на официальном сайте организации. Кроме того, сведения об учетной политике необходимо отразить и в отчетности, которую учреждение представляет в контролирующие органы. При этом следует помнить, что все изменения, которые вступят в силу 1 января 2018 года, касаются нового отчетного периода, который стартует 1 января будущего года.

В пояснительной записке к отчетности бухгалтер должен указать суть изменений и дату, с которой начинают действовать обновления, обосновать их необходимость и изложить, как именно эти новшества повлияют на бухгалтерскую отчетность.

Если выбран ретроспективный способ изменения учетной политики, в пояснительной записке уточняются всевозможные суммы корректировок по статьям бухгалтерского учета за предыдущие периоды.

Теоретически разработать изменения учетной политики и утвердить их следует уже сейчас, чтобы к наступлению нового года привести документ в соответствие с федеральными стандартами. Но поскольку сам стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» еще находится в статусе проекта, рекомендуем дождаться его утверждения.

6 673 просмотра

Изменения в учетную политику на 2019 год - обязательно ли их внесение? От чего зависит необходимость изменений в учетной политике? Как правильно их оформить? Какие нюансы необходимо учесть при составлении изменений к учетной политике на 2019 год? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы в материале далее.

Необходимо ли менять учетную политику каждый год?

Учетная политика (УП) описывает применяемые юрлицом способы учета фактов хозяйственной деятельности. Причем каждый из этих фактов в зависимости от вида организуемого учета может расцениваться по-разному.

Для видов учета, требующих составления официальной отчетности, методология ведения регламентирована законодательно:

  • для бухучета — законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ , ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), набором иных ПБУ, освещающих особенности отражения в учете определенных учетных объектов;
  • для налогового учета — НК РФ.

ПБУ 1/2008 предписывает применять УП последовательно от года к году, сохраняя ее преемственность и сопоставимость с данными предшествующих лет. То есть если отсутствуют факторы, вынуждающие юрлицо менять политику принятого им бухучета (новшества в законодательстве, новые виды деятельности), то необходимости в смене ее нет.

УП для целей налогового учета в НК РФ (ст. 11) охарактеризована как система учета показателей, значимых для правильного определения налоговой базы. Соответственно, если не требует изменений методология учета этих показателей, то не потребуются и изменения в налоговой УП.

Таким образом, ответ на общий для двух видов обязательных УП вопрос: «Нужно ли менять учетную политику каждый год?» — следует признать отрицательным.

Новшества в документах, используемых при составлении УП-2019

Проводя перед наступлением 2019 года ревизию положений имеющейся у юрлица УП на предмет проверки их востребованности и актуальности, нужно иметь в виду, что некоторые из нормативных документов, регламентирующих составление УП, обновлены:

  • С 06.08.2017 действует новая редакция ПБУ 1/2008, обозначившая тенденцию приоритета правил МСФО перед нормами РСБУ и установившая возможность обоснованных отступлений от существующих стандартов российского бухучета (в т. ч. исходя из принципа рациональности), однако новшеств, требующих изменений политики учета в последней редакции этого документа нет.
  • С 01.01.2019 вступят в силу изменения в ст. 164 НК, которые увеличат ставку НДС с 18% до 20%. В связи с данным повышением, законодатели подготовили новую форму деклрации по НДС.

Таким образом, изменения в законодательстве, обязывающие откорректировать применяемую юрлицом УП с 2019 года, есть. И прежде всего необходимо урегулировать вопрос с переходным НДС, например, при получении авансов в 2018 году НДС рассчитывается исходя из ставки 18/118, а при реализации товаров в 2019 году уже нужно будет рассчитать налог исходя из ставки в 20%.

Смена учетной политики может быть не только вынужденной, но и добровольной. Положения учета, однозначно закрепленные законодательно, изменить нельзя. Поэтому добровольная смена может касаться только моментов, допускающих:

  • выбор из нескольких вариантов;
  • самостоятельную разработку способа учета.

Если изменения в УП вносятся в связи с изменением законодательства, то можно менять УП с той даты, когда вступили в силу изменения в нормативно-правовом акте. А вот добровольные изменения следует делать исключительно с начала нового отчетного (налогового) периода. То есть именно для них можно внести корректировки в свою УП с 2019 года.

Изменения учетной политики на наступающий год оформляются распоряжением руководителя юрлица. Вариантами такого документа могут быть:

  • приказ о внесении изменений в конкретные пункты текста УП — в этом случае он станет неотъемлемой частью имеющегося приказа по УП;
  • приказ об утверждении обновленного текста УП, вступающего в силу с нового года.

Итоги

Нормативные документы, регламентирующие правила ведения бухгалтерского и налогового учета, не требуют ежегодного изменения учетной политики. Изменения в этих правилах, которые могут повлиять на учетные операции, совершаемые в 2019 году, имеют место, и они требуют обязательной смены УП. Вместе с тем изменения в УП-2019 могут быть внесены добровольно.

Совокупность способов организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, применяемых субъектом учета, отражается в учетной политике учреждения. Казенные учреждения, как и любые другие государственные (муниципальные) учреждения, самостоятельно разрабатывают учетную политику, которая применяется ими последовательно из года в год. В связи с изменениями законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета положения учетной политики корректируются. Какие поправки нужно внести в учетную политику, которая будет применяться в следующем году?

Пунктом 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора вступают в силу 1 января 2018 года. Среди них и Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора предусмотрено, что федеральный стандарт, регулирующий вопросы составления учетной политики, должен был быть принят в апреле 2017 года. Сейчас уже ноябрь, а данный стандарт пока размещен на сайте Минфина в форме проекта. Предполагаемая дата (срок) вступления его в силу – 1 января 2018 года. Время перевести проект в статус нормативного акта еще есть. Надеемся, что законодатель успеет сделать это к обозначенному сроку.

В рамках данной консультации рассмотрим особенности формирования учетной политики на 2018 год с учетом проекта стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» и положений утвержденных федеральных стандартов, вступающих в силу 1 января 2018 года.

Правовое обоснование внесения изменений в учетную политику

Пунктом 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете установлено, что учетная политика может меняться при следующих условиях:

1) при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Аналогичные случаи внесения изменений (с добавлением отдельных уточнений) установлены п. 8 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В частности, из этого пункта следует, что основаниями для внесения изменений в учетную политику являются:

    разработка или выбор субъектом учета способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию ;

    существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций .

Поскольку со следующего года начинают применяться федеральные стандарты, регулирующие вопросы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, а сами федеральные стандарты содержат положения, отличающиеся от положений ныне действующих нормативных актов в области бухгалтерского учета, вне зависимости от того, утвердят ли к 1 января 2018 года Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетную политику на 2018 год все же необходимо будет скорректировать.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, только при согласовании с органом, выполняющим функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), изменения в учетную политику могут быть внесены в течение финансового года (п. 10 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Интерес представляет п. 11 стандарта, которым установлены действия учреждения, не считающиеся изменением учетной политики. Приведем информацию из этого пункта в виде схемы.

Пример.

Федеральным стандартом «Основные средства» установлены случаи определения первоначальной стоимости объекта основных средств исходя из справедливой стоимости. Методы определения первоначальной стоимости объекта ОС установлены Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Учетн ой политикой учреждения предусмотрено, что при получении объекта основных средств безвозмездно его справедливая стоимость определяется:

методом рыночных цен, если объект ранее не находился в эксплуатации (при этом в учетной политике установлено, что используется максимальная из предложенных цена на аналогичный объект);

– методом амортизированной стоимости замещения, если передаваемый объект ранее находился в эксплуатации.

В течение финансового года было принято решение об определении стоимости получаемых безвозмездно объектов основных средств, ранее не находившихся в эксплуатации, исходя из средней стоимости, сложившейся на рынке. Для определения средней стоимости необходимо использовать информацию не менее чем с пяти разных страниц, отражающих ответ о цене на запрашиваемый объект. Новые правила определения справедливой стоимости объекта ОС были зафиксированы в учетной политике учреждения. Согласно п. 11 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» смена метода определения справедливой стоимости объекта не является изменением учетной политики.

Применение новых положений учетной политики

Вступление в силу в течение финансового года нормативно-правового акта, положения которого следует применять начиная с 1 января текущего года, – достаточно частое явление. Иногда такие нормативно-правовые акты требуют внесения изменений в учетную политику. В связи с этим в Федеральном стандарте «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» выделяются:

    перспективное применение измененной учетной политики;

    ретроспективное применение измененной учетной политики.

Таким образом, внесение в учетную политику в течение года изменений, которые требуют корректировки показателей бюджетного учета за предшествующий период, является ретроспективным изменением учетной политики.

Для справки.

Оценочное значение – рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся:

а) сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

б) величины оценочных резервов;

в) величины амортизационных отчислений;

г) величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета;

д) иные аналогичные показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, исходя из положений Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», должны оцениваться в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих , отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Если соответствующий не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики либо такое изменение вызвано другими обстоятельствами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, последствия данного изменения отражаются путем применения измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни так, как если бы учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни (ретроспективное применение измененной учетной политики).

При этом подлежат корректировке входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (предшествующих годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года под заголовком «Пересчитано».

Здесь же отметим, что если изменение учетной политики обу­словлено применением вновь принятого нормативного правового акта или измененного нормативного правового акта, то раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом (п. 18 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Положения, которые следует отразить в учетной политике на 2018 год

Учетная политика формируется исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций с учетом законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также согласно учетной политике органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 4 Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, другими нормативными правовыми актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, не установлены правила его отражения в учете, субъект учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».

Учетная политика включает в себя следующие разделы.

Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Инструкция № 157н

Порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядок отражения в учете событий после отчетной даты

Полагаем, позже Минфином будет разработан еще один приказ, который будет учитывать данные изменения и положения которого нужно будет отразить в рабочем плане счетов.

До внесения изменений в Инструкцию № 157н учреждение вправе скорректировать данный раздел учетной политики:

    добавив новые счета бюджетного учета, которые будут использоваться в работе (ввести аналитику к используемым счетам бюджетного учета);

    исключив не используемые в деятельности учреждения счета.

Методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В данном разделе учетной политики на 2018 год рекомендуем прописать:

1) порядок оценки справедливой стоимости актива. Пунктами 55, 56 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организацийгосударственногосектора» установлено, что при определении справедливой стоимости актива нужно использовать метод рыночных цен или метод амортизированной стоимости замещения. В учетной политике следует отразить порядок применения данных методов;

2) используемый метод начисления амортизации. Напомним, что Федеральным стандартом «Основные средства» вводятся несколько методов расчета суммы амортизационных отчислений: линейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод расчета амортизации пропорционально объему продукции (п. 36). Метод начисления амортизации, который будет применять учреждение, закрепляется в учетной политике. При выборе метода начисления амортизации учреждение исходит из того, какой метод наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Выбранный метод начисления амортизации применяется относительно объекта основных средств последовательно от периода к периоду, кроме случаев изменения ожидаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта. При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов ОС, входящих в одну группу, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

При изменении предполагаемого способа получения экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе, обоснованность применяемого метода начисления амортизации оценивается на 1 января года, следующего за годом такого изменения (п. 38 Федерального стандарта «Основные средства»). Если в предполагаемом способе получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств произошли значительные изменения, метод начисления амортизации, который будет использоваться в течение оставшегося срока полезного использования основного средства, может быть изменен. При этом пересчет амортизации, накопленной на дату пересмотра метода ее начисления, не требуется.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Казенные учреждения в силу положений п. 6 и 20 Инструкции № 157н должны самостоятельно разработать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации и осуществлять данные мероприятия в соответствии с утвержденным порядком. Однако некоторые учреждения, не желая прописывать в своей учетной политике порядок проведения инвентаризации, указывают в ней, что инвентаризация осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. На сайте Минфина на момент подготовки журнала к печати размещен проект приказа, которым вносятся изменения в названные методические указания. Из них следует, что данный документ не применяется государственными (муниципальными) учреждениями. Поэтому если в учетной политике учреждения есть ссылка на этот нормативный акт, то лучше ее убрать, а саму учетную политику дополнить положениями о порядке проведения инвентаризации.

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты.

На сайте Минфина размещен проект приказа об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (далее – Федеральный стандарт «События после отчетной даты»). Предполагается, что он вступит в силу 1 января 2018 года. Поэтому положения учетной политики, устанавливающие порядок отражения в учете событий после отчетной даты, начиная с даты вступления в силу названного стандарта должны соответствовать ему. Напомним, что ранее учреждения, устанавливая порядок отражения в учете событий после отчетной даты, руководствовались ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н. В части, в которой применяемый в учреждении до 1 января 2018 года порядок отражения событий после отчетной даты не соответствует положениям Федерального стандарта «События после отчетной даты», он подлежит корректировке.

Порядок присвоения инвентарных номеров.

Пунктом 9 Федерального стандарта «Основные средства» установлено, что каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, предусмотренном учетной политикой субъекта учета, согласно положениям данного стандарта и Инструкции № 157н. Таким образом, в учетной политике следует определить порядок присвоения инвентарных номеров.

Оценка объектов основных средств.

Пунктом 27 Федерального стандарта «Основные средства»определено, что в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания такого объекта. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями настоящего стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) данного объекта. Этим же пунктом установлено, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств.

Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонта формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств только при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 Федерального стандарта «Основные средства» (п. 28). В этом же пункте сказано, что субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение положений данного пункта при ведении учета основных средств, групп основных средств.

Таким образом, в учетной политике необходимо указать группы основных средств, в отношении которых будут применяться п. 27, 28 Федерального стандарта «Основные средства», либо отметить, что данные пункты не будут применяться.

В завершение заметим, что учетная политика – это важный внутренний (локальный) акт учреждения. Его всегда запрашивают при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому советуем внимательно отнестись к его составлению и учесть в нем все особенности деятельности учреждения, а также положения новых нормативных актов, регулирующих вопросы бюджетного учета.