Автоматические выключатели

Сады сентиментализма в западной европе и россии. Что такое сентиментализм? Сентиментализм в русской живописи 18 века

Романти́зм (фр. romantisme) - явление в европейской и американской культуре в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение.

Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели).

В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Ярким представителем английского романтизма является Байрон.

В России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского.Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова.Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Представителями романтизма в музыке являются: в Австрии Франц Шуберт; в Германии - Э. Т. А. Гофман, Карл Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман; в Италии - Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции - Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер; в Польше Фредерик Шопен; в Венгрии Ференц Лист.

В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Романтизм не выработал, в отличие от других больших стилей, собственной изобразительно-пластической системы. В изобразительном искусстве он характеризуется сложным, противоречивым комплексом идей, что и побудило исследователей выделить несколько направлений внутри общего романтического движения. Так, во Франции, где романтизм проявился в наиболее развитых формах, преобладают произведения напряженно-динамические с героическим (Ж.-Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др.) или драматическим (Э. Делакруа) содержанием. Для немецкого варианта романтизма, наоборот, характерны созерцательно-меланхолические настроения (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др.) и религиозно-патриархальные идеи (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.). Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. Блейк, У. Тернер и др.). В США романтическое направление связано главным образом с пейзажной живописью (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер).

В России ведущая роль в романтическом искусстве принадлежит портрету (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов), а также пейзажу (Сильв. Ф. Щедрин, М. Н, Воробьев, ранний И. К. Айвазовский). Этнографическое направление на российском материале талантливо разрабатывал в жанровых композициях поляк А. О. Орловский. Особенностью русского варианта романтизма стала потребность художников, выучеников академической школы, облекать романтические идеи в форму картины, построенной по канонам классицизма (таковы самые значительные полотна русской исторической живописи - "Смерть Камиллы, сестры Горация" и "Медный змий" Ф. А. Бруни, "Последний день Помпеи" К. П. Брюллова, "Явление Христа народу" А. А. Иванова).

Вместе с тем при всем своеобразии национальных школ романтизму присущи признаки, позволяющие ему сохранять цельность в качестве единого движения. Это, прежде всего, отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения. Стремление увидеть за всем происходящим действие еще не познанных законов "природы и сил, зачастую враждебных человеку. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти. Изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, потопы и т. д.), и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом. Одновременно романтики восстают против обезличивания человека. Индивидуум становится для них действительно "мерой всех вещей". В человеке отражается весь мир.

Особенно высоко ставили романтики личность художника, композитора, писателя, сопрягая их деятельность с мировым процессом творения. Отсюда - пристальный интерес ко всему своеобразному, непохожему, особенному. Именно романтизм был тем направлением, которое утвердило приоритет индивидуальной манеры художника и, в конечном счете, открыло дорогу к свободному выражению творческой личности.

Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

контрольная работа

4. Сентиментализм: художники, поэты, основные произведения

Сентиментализм (от фр. Sentiment) - направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Раньше всего в Англии сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. XVIII в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга - шотландского пастора Роберта Блэра, автора мрачно-дидактической поэмы Могила, и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище, - пронизана идеей равенства всех перед смертью.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо. Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза). Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Анри Бернарден де Сен-Пьер, как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину - счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе. Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини.

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн, писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено также влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770-1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме SturmundDrangФ.М.Клингера. Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую. В духе «Бури и натиска» написаны драмы Иоганна Фридриха Шиллера.

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника. Его роман Бедная Лиза - шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма, провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации) и пр.

Графика Приднестровья. Творчество О.В. Болтнева

В 80 годы перестройка изменила не только общественно политическое устройство не только экономические отношения, но и искусство. Оно захлёбывалось новыми темами радовалось свободе, возможности использовать новые средства выражения...

Графическая композиция урбанистического пейзажа

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471--1528), Франсиско Гойя (1746--1828), Гюстав Доре (1832--1883), японских художников Китагава Утамаро (1753--1806)...

Занятие творчеством - путь к долголетию

Человек любой по роду деятельности для развития в своей сфере может черпать силы и энергию именно в танце. Кто-то может подумать: "Я так устаю на работе, а тут еще танцевать.....

Импрессионизм в живописи, музыке и литературе

Центральными фигурами импрессионизма были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Остановимся подробнее на творчестве некоторых из них...

Италия в творчестве русских художников XIX века

Место хореографии в средневековой Европе

Во второй половине 18 века наступила эпоха сентиментализма. В отличие от просветителей, сентименталисты сделали персонажем своих произведений обычного человека, а не античного бога или героя. Балетный театр стал общедоступным зрелищем горожан...

Музыка Французской революции 1789 года и отражение в ней героической темы

Когда речь идет о создании французской школы музыки, то, несомненно, первым будет названо имя «композитора революции» Франсуа Жозефа Госсека, так как именно его деятельность создала в начале революции то народное художественное движение...

Направления, течения и стили в искусстве

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. sentiment -- чувство) -- художественное течение второй половины XVIII -- начала XIX в., пришедшее на смену классицизму. Провозглашая «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей...

Происхождение искусства

Впервые наскальные рисунки обнаружены испанским дворянином Марселлино де Сантуола в 1879 году, проживавшем в городе Сантандер. Он увлекался археологией и как- то производил раскопки в пещере Альтамира, которая находилась недалеко от его дома...

Русский авангард

Один из самых ярких представителей авангарда, Василий Кандинский, принадлежит к числу открывателей нового художественного языка XX столетия и не только потому, что именно он “изобрел” абстрактное искусство - он смог придать ему масштаб, цель...

Сентиментализм в архитектуре примеры кратко изложенные в этой статье.

Сентиментализм в архитектуре

Искусство эпохи сентиментализма появилось и развивалось с середины XVIII века в Западной Европе.На смену господствующего культа разума пришел новый – культ чувствительность. Идеи просветителей были переосмыслены, сформировалась определенная эстетическая система. Во второй половине XVIII века изменилось отношение архитектуры к природе – архитекторы пытались понять и раскрыть природу в ее живом многообразии. Так стали развиваться свободные формы «английского» пейзажного парка, которые ознаменовали приход сентиментального течения в архитектуру.

В строительстве городов стали преобладать общественные крупные здания светского назначения. Так, в России началось строительство купеческих жилых домов-усадеб, загородных дворянских домов. Архитектура классического наследия приняла новые формы и методы освоения согласно новыми эстетическими запросами общества. Архитекторы использовали отдельные фрагменты и элементы композиций исторических памятников в садово-парковой архитектуре. Особенно это стало проявляться в период Великой Французской революции, когда пытались эллинско-античным формам придать мужественностии окраску подчеркнутой. В абсолютистской Франции, буржуазных Голландии и Англии наблюдалась борьба различных архитектурных культур — культура комфортабельного городского, буржуазного жилого дома по преимуществу и культура феодально-абсолютистского дворца в форме грандиозного садово-паркового комплекса.Ярким примером западной сентиментальной архитектуры стал дворцово-парковый комплекс абсолютистской резиденции с лугами, прихотливой формы прудами и озерами с усеянные островками, живописными деревьями. Со второй половины XVIII века развивается пейзажная система планировки парков. В них много свободно расположенных павильонов и беседок, извилистых дорожек, водоемов. Создавались искусственные каскады, руины, гроты.

В России в 1760-1770-тых годах в стиле сентиментализма стали возводить царские загородные дворцы под Петербургом. Строительством занимались архитекторы Нееловы. Они расширили и перепланировали Екатерининский парк Царского Села, придав ему «пейзажного» характера при помощи большого пруда с живописными берегами, парками, мостиками и беседками в «китайском» и «готическом» духе («Большой каприз», «Адмиралтейство», «Китайский театр»), а также с множеством деревьев на поворотах у озер и дорожках.

Сентиментальные настроения четко определились в архитектуре отдельных зданий Москвы и Петербурга. Примером служат подмосковная усадьба Царицыно (архитектор Баженов), летняя подмосковная резиденция Екатерины II, Чесменский дворец Фельтена в Петербурге.В сравнительно короткий срок был построен еще один объект – Павловск, выдающийся дворцово-парковый ансамбль периода Русского сентиментализма. Также почти одновременно возвелись термы Камерона, «Холодные бани» с «Агатовыми комнатами», пологий спуск «пандус», «Висячий сад», «Камеронова галерея».

Таким образом, именно в садово-парковом искусстве было особенно заметно влияние сентиментализма.

Искусство эпохи сентиментализма зародилось в Западной Европы с середины XVIII века. Оно стало развиваться с постепенного отдаления художественной мысли того времени от идей Просвещения. На смену культа разума пришла чувствительность. При этом идеи просветителей не забыты, но переосмыслены. В искусстве изменения вылились в уход от ясного прямолинейного классицизма в чувствительный сентиментализм, ведь "чувство не лжет!"

Стиль ярче всего проявил себя в литературе, где Ж.-Ж. Руссо идейно обосновал новое направление: провозгласил ценность естества, воспитание чувств, уход от социализации в уедеиненность, от цивилизации к жизни на природе, в сельской местности. В литературу пришли и другие герои - простолюдины.

(Луиз Леопольд Буальи "Габриэль Арно" )

Искусство с радостью приняло новую идею на вооружение. Стали появляться полотна с пейзажами, отличающимися простотой композиции, портреты, на которых художник запечатлевал живые эмоции. Позы портретных героев дышат естественностью, на лицах отражается спокойствие и умиротворение.
Однако произведения некоторых мастеров, творивших в стиле сентиментализма, грешат морализаторством, искусственно преувеличенной чувствительностью.

(Дмитрий Григорьевич Левицкий "Портрет Глафиры Ивановны Алымовой" )

Сентиментализм XVIII века вырос из классицизма и стал предтечей романтизма. Стиль впервые сформировался в творчестве английских художников в середине века и просуществовал до начала следующего. Именно тогда он пришел в Россию и был воплощен в картинах талантливых художников своего времени.

Сентиментализм в живописи

Сентиментализм в искусстве живописи представляет собой особый взгляд на изображение действительности, через усиление, подчеркимвание эмоциональной составляющей художественного образа. Картина должна, по мнению художника, воздействовать на чувства зрителя, вызывать ответную эмоциональную реакцию - сострадание, сопереживание, умиление. Чувство, а не разум ставят сентименталисты в основе мировосприятия. Культ чувства явился, как сильной, так и слабой стороной художественного направления. Некоторые полотна вызывают у зрителя отторжение слащавостью и желанием откровенно его разжалобить, навязать несвойственные ему чувства, выжимать слезу.

(Жан-Батист Грез "Портрет молодой женщины" )

Появившийся на "обломках" рококо, сентиментализм, по сути, явился последней стадией вырождающегося стиля. Множество полотен европейских художников изображают несчастных молодых простолюдинок с невинным и страдальческим выражением хорошеньких личиков, бедных детей в красивых лохмотьях, старушек.

Известные художники-сентименталисты

(Жан-Батист Грез "Портрет молодого человека в шляпе" )

Одним из ярких представителей направления стал французский художник Ж.-Б. Грёз. Его картины с назидательным сюжетом отличет морализаторсво и слащавость. Грёз создал множество картин с тоскующими о мертвых птичках девичьих головках. К своим полотнам художник создавал нравоучительные комментарии, чтобы еще более усилить их нравоучительную идейность. Среди, произведения творчества живописцев XVIII века стиль читается в полотнах Я.Ф. Хаккерта, Р.Уилсона, Т.Джонса, Дж.Форрестера, С.Дэлона.

(Жан-Батист Симеон Шарден "Молитва перед обедом" )

Французские художник Ж.-С. Шарден одним из первых ввел социальные мотивы в свое творчество. Картина "Молитва перед обедом" несет в себе многие черты сентиментализма, в частности, поучительность сюжета. Однако в картине соединяются два стиля - рококо и сентиментализм. Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. Стиль рококо оставил след в построении изящной композиции, множестве мелких деталей, богатстве цветовой палитры. Позы героев, предметы, вся обстановка комнаиты изящны, что характерно для живописи того времени. Ясно читается желание художника аппелировать напрямую к чувствам зрителя, что явно указывает на использование при написании полотна сентиментального стиля.

Сентиментализм в русском искусстве

В Россию стиль пришел с запозданием, в первом десятилетии XIX века, вместе с модой на античные камеи, которую ввела французская императрица Жозефина. Русские художники преобразовали два существовавших в то время стиля, неоклассицизм и сентиментализм, создав новый - русский классицизм в наиболее романтической его форме. В этой манере творили В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, И. П. Аргунов.

(Семен Федорович Щедрин "Пейзаж в окрестностях Петербурга" )

Сентиментализм позволил художникам в картинах утверждать самоценность человеческой личности, ее внутреннего мира. Причем это стало возможным через показ чувств человека в интимной обстановке, когда он остается наедине сам с собой. Руские художники населяли своими героями пейзаж. Наедине с природой, оставшись один человек способен проявить свое естественное состояние души.

Русские художники-сентименталисты

(Владимир Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной" )

Известна картина Боровиковского "Портрет М. И. Лопухиной". Модлодая женщина в свободном платье изящно оперлась на перила. Русский пейзаж с березками и васильками располагает к душевности, как и выражение милого лица героини. В ее задумчивости читается доверие к зрителю. На лице играет улыбка. Портрет по праву считается одним из лучших образцов русского классического произведения. В художественной стилистике полотна ясно прослеживается сентиментальное направление.

(Алексей Гаврилович Венецианов "Спящий пастушок" )

Среди художников этого времени руская живописная классика ярко проявилась в творчестве А. Г. Венецианова. Известность приобрели его "пасторальная" живопись: картины "Жнецы", "Спящий пастушок" и другие. Они дышат свежестью и любовью к людям. Полотна написаны в манере русского классицизма с сентиментальной выраженностью. Картины вызывают ответное чувство любования пейзажем и лицами героев полотен. Стиль нашел свое выражение в гармонии крестьян с окружающей природой, в спокойных выражениях лиц, неярких красках русской природы.

Искусство сентиментализма в наиболее чистом виде было особенно развито в Австрии и Германии в конце XVIII-начале XIX веков. В России художники писали в своеобразной манере, в которой стиль использовался в симбиозе с другими направлениями.

Часть I

Отдыхающие Пастух и Пастушка, Франсуа Буше, 1761г.

В статье вы познакомитесь с развитием садов и парков как еще одним из вариантов искусства. Очередная эпоха повлияла на развитие ландшафтного дизайна. Продолжение развития пейзажных и регулярных парков в Европе и России. В каждой эпохе имеются свои символы, характерные произведения искусства. В различные времена выдвигался на передний план какой-нибудь вид искусства, лучше всего выражающий содержание своей эпохи. Во времена эпохи Просвещения ведущими видами искусства стали литература и садово-парковое строительство . Литература выдвинула идеи общего равенства и личной свободы, самоценности и самодостаточности личности, провозгласила преимущество разума, образованности и предприимчивости над высокородностью, уважение к труду и идеализацию природы. Литература воспела героев своего времени — Фигаро, Робинзона, Гулливера, представителей третьего сословия. Пейзажный парк эпохи Просвещения стал наилучшим объектом для «идейных инвестиций».

«Пекюше сделал знак, занавеси поднялись, и взорам предстал сад. В сумеречном освещении это было нечто ужасающее. Утес высился над газоном, как гора, гробница лежала кубом среди шпината, венецианский мост сгорбился над фасолью, а хижина издали казалась большим черным пятном: чтобы сделать ее более поэтичной, приятели спалили ее соломенную крышу. Тисовые деревья в форме оленей и кресел следовали друг за другом до сраженной молнией липы, протянувшейся в поперечном направлении от буковой аллеи до беседки, где томаты висели, как сталактиты. там и сям показывали свои желтые диски. Красная китайская пагода на пригорке имела вид маяка. Освещенные солнцем клювы павлинов бросали яркие отблески друг на друга, а за изгородью совершенно гладкая равнина замыкала горизонт» (Г. Флобер).

Да, у сторонников пейзажного парка , пришедшего в Европу из Китая в эпоху Просвещения, случались и неудачи. Но какое удивительное было время. Всего лишь столетие между двумя буржуазными революциями — английской 1689 года и французской 1789 года. Век великих идей, прекрасных заблуждений и жестоких разочарований.

Д.Левицкий Портрет смолянок 1773г.

Третье сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей свободных профессий, обладавших реальными знаниями и деньгами, составляло значительную часть общества, отличалось общими взглядами и стремлениями. Оно духовно и физически переросло то положение в обществе, которое отводилось ему феодально-абсолютистской и клерикальной культурой и само напоминало Гулливера в стране лилипутов, который должен был подчиняться воле забавных, совершенно беспомощных существ: «Сквозь левое окошко придворные кузнецы пропустили девяносто одну цепочку толщиной с часовые цепочки у европейских дам и замкнули их на моей левой ноге тридцатью шестью висячими замками» (Дж. Свифт «Путешествия Лемюаля Гулливера»).

Третье сословие также было связано множеством смехотворных «цепей» общества, утратившего связь с реальной жизнью. Во время прогулок по городу Гулливер «должен был внимательно смотреть под ноги, дабы не растоптать кого-нибудь…», а по улицам продвигаться медленно и боком, заранее сняв кафтан, чтобы не повредить крыши и карнизы домов его полами. Так и деятельность буржуазии угрожала повреждениями государственного устройства. Но развитие общества требовало этой деятельности, что и послужило причиной английской буржуазной революции 1689 года и формирования нового типа культуры.

Эпоха знаний и искусства, издание большого количества книг научных трудов, словарей.

Новая культура основывалась на разуме и знании, которые должны были вылечить все общественные недуги.

Important!

Условия жизни требовали расширения круга образованных и воспитанных должным образом людей.

Задачи образования и воспитания взяла на себя литература. Именно в это время стала издаваться «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» под редакцией д’Аламбера и Дидро, включавшая 17 томов текста, 11 томов с пояснительными таблицами и 5 томов приложений и дополнений. Тяга к знаниям и самообразованию была так велика и модна, что при появлении нового английского словаря у дверей публичной городской библиотеки в Париже каждое утро собиралась целая очереди желающих почитать его.

В.П. Лангер Вечерний зал

Книги по эстетике, философии, истории Вольтера, Дидро, Монтескье выпускались огромными тиражами и мгновенно раскупались. Идеи этих философов владели умами Европы, но не душами. Их рационализм, дидактика, морализаторство оставляли воображение равнодушным и не формировали эстетический идеал, рождающий художественные образы. Эмоциональный климат эпохи был создан Жан-Жаком Руссо. Его призыв «Назад к природе» определил душевную атмосферу эпохи Просвещения и вдохновил на создание характерных и ярких памятников.

Руссо был наиболее демократичен из просветителей. Если Вольтер считал, что «когда чернь принимается рассуждать, все погибло», то Руссо обосновывал право народа на свержение монархии и защищал демократические порядки. В своих стихах, романах, комедиях Руссо идеализировал природу, жизнь общества на патриархальной стадии развития, казавшейся ему идеально чистой в нравственном отношении. Мечта о естественном существовании в естественной среде естественного человека стала основной темой искусства. Руссо считал, что все, что препятствует естественному развитию человека, должно устраняться воспитанием, чем сразу же страстно увлеклись все виды искусства. Литература и театр внушали уважение к труду и чувствам простых людей («Памела» С. Ричардсона, «Севильский цирюльник» П.-О. Бомарше, «Трактирщица», «Слуга двух господ» К. Гольдони и др.).

Живопись представляла идиллические картины природы, населенной пастухами, пастушками и мирно пасущимися коровками. Музыка тоже отражала культ природы, рисуя сельские сценки и крестьянский быт. Например, в 6-ю «Пасторальную» симфонию Л. Бетховена входят части с названиями: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства, после грозы».