Автоматические выключатели

Основные направления инспекционно - досмотровых комплексов. Фундаментальные исследования Проблемы при оценке использования инспекционно досмотровых комплексов

УДК 62+339.543.5 ББК 32.965

С.А. ОГОРОДНИКОВ, С.В. СИМОЧКО,

Ю.В. МАЛЫШЕНКО

Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-6035

Рассматриваются устройство и порядок применения российского инспекционно-досмотрового комплекса СТ-6035, предназначенного для осмотра автотранспортных средств с перевозимыми грузами. Обсуждаются технические характеристики и функциональные возможности комплекса для целей таможенного контроля.

Ключевые слова: инспекционно-досмотровый комплекс, генератор излучения, детекторная линейка, рабочая станция, анализ изображения, радиационная безопасность.

S.A.Ogorodnikov, S.V. Simochko, Y.V. Malyshencko

Inspection and examination complex ST-6035

The article describes the structure and operation order of the Russian inspection and examination complex ST-6035 designed for inspection of cargo-carrying vehicles. The technical characteristics and functional capabilities of the complex for the purpose of customs control are discussed.

Key words: inspection and examination complex, radiation generator, linear array, working station, image analyses, radiation security.

В Приморском крае на МАПП «Пограничный» по согласованной программе заводских приемо-сдаточных испытаний и с участием государственного заказчика 12 декабря 2013 г. успешно завершены заводские испытания инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) СТ-6035. В ходе испытаний было продемонстрировано технологическое оборудование комплекса, протестированы его основные технические характеристики в зимних условиях эксплуатации (при температуре наружного воздуха -25 °С).

ИДК - очень сложные и дорогостоящие технические устройства. Всего несколько стран в мире, в том числе Россия, наладили их проектирование

ОГОРОДНИКОВ Сергей Анатольевич - кандидат технических наук, директор по науке и технологиям ООО «Скантроник Системе», г. Владивосток.

СИМОЧКО Сергей Владимирович - заместитель председателя Совета директоров ООО «Скантроник си-стемс», г. Владивосток.

МАЛЫШЕНКО Юрий Вениаминович - профессор, доктор технических наук, профессор кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

и производство. Фактически СТ-6035 - это первый отечественный легко возводимый ИДК, доведенный до стадии внедрения в промышленную эксплуатацию. Он установлен на территории вновь строящегося таможенного перехода в непосредственной близости от границы с КНР. Предполагается, что он будет применяться для осмотра автотранспортных средств, перемещающих товары и пассажиров из КНР в Россию.

В создании комплекса участвовали: «Скантроник Системс» - разработчик комплекса программного обеспечения ; НИИЯФ МГУ им. Д.В. Скобельцына - разработчик и производитель клистронного ускорителя электронов; ФГУП НПП «Торий», ФГУП НПП «Пульсар», ОАО НИИСВТ, входящие в ОАО «Росэлектроника», - производители компонентов и узлов.

Комплекс находится в закрытом строении (ангаре) с системой отопления и освещения, осуществлять его эксплуатацию можно в любое время года (рис. 1). Он позволяет производить рентгеновское просвечивание 40-футового контейнера вместе с перемещающим его транспортным средством.

Рис. 1. Внешний вид ангара ИДК

Внутри ангара находится досмотровый туннель для объекта контроля и помещения для персонала и водителя осматриваемого автотранспортного средства.

Туннель с двух сторон имеет ворота, управляемые автоматикой. Автотранспортное средство въезжает в одни ворота, а выезжает через другие. Внутри туннеля находятся рельсы, по которым перемещается передвижная рама (рис. 2). Ширина просвета между рельсами - 9,29 метра. Дорожка для передвижения автотранспортного средства расположена между рельсами и ограничена бортиком из труб, окрашенных в желтый цвет.

Основные характеристики комплекса, которые были подтверждены в ходе испытаний:

Максимальные габариты объекта контроля: 20 х 3 х 4,5 м;

Энергия излучения: 6 и 3,5 МэВ;

Частота повторения импульсов излучений: 2 х 200 Гц;

Проникающая способность по стали: 400 мм;

Чувствительность по проволоке: без преграды - 0,5 мм, за 100 мм стали - 1,0 мм, за 250 мм стали - 6,0 мм;

Контрастная чувствительность: за 40 мм стали - <1%, за 200 мм стали -0,5%, за 300 мм стали - 1%.

Рис. 2. Передвижная рама с генератором и детекторной линейкой

В досмотровом туннеле находится передвижная рама, которая представляет собой портал с опорными точками на двух рельсах. На одной базовой точке располагается платформа с бунгало с излучателем, модулятором, чил-лером (системой охлаждения), фильтром, коллиматором и электрическим шкафом (рис. 2, справа). На другой базовой точке размещается дугообразная линейка детекторов с чувствительными элементами и платами электроники, а также свинцовый поглотитель пучка по всей высоте дуги, предотвращающий выход пучка в окружающее пространство (рис. 2, слева). Компоненты этой передвижной рамы обеспечивают генерацию рентгеновского излучения в направлении просвечиваемого объекта и регистрацию излучения, прошедшего через автотранспортное средство. Высота рамы должна быть выше объекта контроля, так как в процессе сканирования она передвигается по рельсам, оставляя под собой сканируемое автотранспортное средство (рис. 3).

Возможно несколько скоростей перемещения передвижной рамы: 9, 18 и 36 м/мин.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Процесс осмотра с помощью данного комплекса можно представить в виде следующих операций:

1. Ворота открываются. Автотранспортное средство заезжает в досмотровый туннель.

2. Ворота закрываются. Водитель в сопровождении одного из операторов комплекса покидает машину и выходит через специальную дверь из досмотрового туннеля.

Рис. 3. Движение рамы в процессе сканирования

3. Старший смены по системе видеонаблюдения проверяет отсутствие людей в досмотровом туннеле. Если по данным системы мониторинга нет блокировок, он со специального пульта дает команду на включение генератора и сканирование. Передвижная рама двигается по рельсам и генератор периодически с частотой 2 х 200 Гц излучает кванты рентгеновского излучения.

4. Детекторная линейка периодически фиксирует интенсивность прошедшего через объект излучения. Данные с детекторной линейки передаются в компьютерную систему, которая формирует рентгеновский снимок (изображение) объекта.

5. Одновременно через станцию ввода документов сканируются документы перевозчика и заносятся в базу данных комплекса.

6. После сканирования полученное рентгеновское изображение, вместе со сканированными документами, передается для анализа оператору изображений. По результатам анализа принимается решение: есть или нет подозрения в отношении осмотренного объекта.

7. По завершению сканирования и выключения генератора открывается дверь в досмотровый туннель, водитель проходит к машине, открываются ворота ангара и машина выводится из досмотрового туннеля.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

8. Выехав из ангара, водитель ожидает решения по результатам осмотра.

Основными и наиболее наукоемкими компонентами ИДК являются источник излучения и детекторная линейка, параметры которых во многом определяют радиационно-физические параметры ИДК и качество получаемого рентгеновского изображения.

Источник излучения представляет собой клистронный линейный ускоритель электронов УЭЛР-6-1-Д-4-01 производства совместного предприятия компании «Скантроник Системс» и МГУ им. М.В. Ломоносова (рис. 4).

Рис. 4. Вид спереди бунгало с генератором - (а); то же, но со снятой передней панелью (б)

Генератор комплекса работает в импульсном режиме, последовательно выдавая короткие пары импульсов излучения с частотой 200 Гц с энергиями 6 и 3,5 МэВ. Нечетные импульсы каждой пары имеют высокую энергию, четные - низкую. Использование импульсов с разными энергиями позволяет оценивать эффективный атомный номер материала (Z) в точке прохождения рентгеновского луча . При этом стало возможным классифицировать материалы по четырем группам:

- «органические» материалы с малым атомным номером (1 < Z < 10);

Материалы со средним атомным номером (10 < Z < 20);

- «неорганические» материалы (20 < Z < 50);

Тяжелые металлы с высоким атомным номером (Z > 50).

Специальной коллимационной системой рентгеновское излучение формируется в узкий веерообразный луч шириной 3 мм. На рис. 3 хорошо видна щель коллиматора.

Прошедшие через объект контроля рентгеновские лучи попадают на детекторную линейку (рис. 5а). Система детектирования предназначена

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

для измерения интенсивности тормозного излучения, прошедшего через объект контроля. Конструктивно она представляет собой дугообразную линейку детекторов с чувствительными элементами-детекторами, расположенными вдоль дуги окружности с центром в фокусном пятне ускорителя. Дугообразная форма позволяет устранить искажения, возникающие из-за разного расстояния от фокуса источника излучения до детекторов, если бы детекторная линейка была бы прямолинейной.

Используются сцинтилляционные детекторы. Такой детектор представляет собой пару «люминофор, светящийся при попадании на него квантов рентгеновского излучения + фотодиод». Фотодиод преобразует свечение в аналоговый сигнал в виде электрического тока, величина которого зависит от величины энергии квантов, попавших на люминофор.

Детекторная линейка собирается из печатных модулей (рис. 5б), на каждом из которых установлено по 8 детекторов, каждый детектор имеет ширину 3 мм. Всего детекторная линейка может содержать до 2 112 штук детекторов.

Рис. 5. Детекторная линейка (а) и модуль с детекторами (б)

Аналоговые сигналы с детекторов преобразовываются в цифровую форму и передаются на компьютерную систему комплекса, в которой, с помощью

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

специализированного программного обеспечения, производится окончательная обработка данных, включая коррекцию и фильтрацию, формирование и визуализацию черно-белого или цветного изображения сканируемого объекта на мониторе компьютера.

Для снижения влияния окружающей среды детекторы и электронные компоненты детекторной линейки размещаются в дугообразном стальном корпусе с изоляцией от электромагнитных помех и сопряженном с приточновытяжной энергосберегающей установкой «Климат СК-012» (рис. 5а), обеспечивающей замкнутую циркуляцию воздуха с осушением и поддерживающей требуемую температуру внутри корпуса. Для работы с данными и управления комплексом имеется несколько персональных компьютеров, организованных в вычислительную сеть. Компьютер с прикладным программным обеспечением называют станцией. Станции имеют названия, отражающие основное назначение ее прикладного программного обеспечения. Структура компьютерной системы комплекса показана на рис. 6.

Операторы ИДК работают со следующими рабочими станциями:

Ввод документации (к ней подключен сканер);

Управление комплексом;

Сбор данных;

Начальник смены;

Анализ изображений.

Шкаф адрвдрный

Рис. 6. Структура компьютерной системы ИДК СТ-6035

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Рис. 7. Место расположения рабочей станции ввода документации

станции отображаются положения в ходе сканирования (рис. 10).

Рабочая станция ввода товаросопроводительной документации находится в небольшом помещении прямо на выходе из перехода, по которому водитель выходит из досмотрового туннеля (рис. 7). Один из операторов комплекса сканирует и вводит в базу данных ИДК данные и документы, представленные водителем (рис. 8).

Остальные станции находятся в отдельном большом помещении (рис. 9).

Рабочая станция оператора сканирования обеспечивает управление и мониторинг технологического оборудования комплекса. По сетевому интерфейсу TCP/IP она имеет связь с системой детектирования комплекса и другими рабочими станциями компьютерной системы комплекса, а также с логическим контроллером. В частности, на мониторе ворот, перемещение передвижной рамы

Рис. 8. Экран отображения данных и документов

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Рис. 9. Помещение операторов комплекса

Рис. 10. Отображение процесса сканирования

На рабочей станции анализа изображений осуществляется анализ рентгеновского изображения сканированного объекта и соответствующей товаросопроводительной документации.

Всего станций три, т. е. одновременно могут анализироваться три изображения (рис. 9). Изображение для анализа выбирается из каталога

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

готовых к обработке изображений. Анализ выполняется с помощью специальной программы, имеющей панель управления со множеством кнопок, которыми можно выбирать различные режимы анализа (изменение яркости и контрастности, фильтры, выделение и увеличение фрагментов, оценка размеров, использование разных цветовых палитр для выделения мест с различной плотностью, и др.).

Рис. 11. Мониторы оператора анализа изображений

Оператор обычно использует два монитора (рис. 11). На один выводится анализируемое изображение, на второй - товаросопроводительная документация и административные данные по объекту. Подозрительные места выделяются оператором на изображении, и в дальнейшем эта информация используется при проведении ручного досмотра. Экран станции с изображением показан на рис. 12.

Рабочая станция сбора данных осуществляет сбор данных с детекторной линейки, их первичную обработку и запись результатов в базу данных комплекса; через нее можно делать разные настройки детекторной линейки, осуществлять проверку ее работоспособности; управлять ею можно с рабочего места оператора сканирования.

Большое внимание при разработке комплекса уделялось радиационной безопасности. Система радиационной безопасности комплекса фактически обеспечивает защиту на уровне требований для населения, т. е. допускается дополнительная годовая доза не более 1 мЗв.

Меры защиты от ионизирующего излучения обеспечиваются следующими техническими решениями:

Досмотровый туннель имеет защитные ворота для въезда и выезда объектов контроля, оборудованные световой сигнализацией, датчиками

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

и блокировками, исключающими возможность включения генератора излучения при незакрытых воротах;

Генерация рентгеновского излучения короткими импульсами и только в период нахождения объекта контроля в зоне рентгеновского луча. При выключении питания генератор выключается и полностью безопасен;

Сам генератор находится в защищенном кожухе, с помощью коллиматора луч концентрируется в определенном направлении, за детекторной линейкой установлена свинцовая защита;

Рис. 12. Изображение на мониторе станции анализа изображений

Операторы комплекса находятся вне досмотрового туннеля за железобетонными стенами;

Система мониторинга (в том числе состояния системы безопасности) дает разрешение на включение генератора только при соблюдении мер безопасности и отсутствии блокировок;

Невозможно включение генерации излучения при открытой двери входа в досмотровый туннель;

Внутри досмотрового туннеля имеются кнопки аварийного останова, выдергиваемые тросы с аварийным остановом для выключения генерации излучения в случае случайного попадания туда людей и в других аварийных ситуациях;

В помещении операторов комплекса установлен дозиметр гамма-и рентгеновского излучения ДКС-АТ1123 (рис. 13а), который дает звуковое предупреждение и отключает генерацию излучения в случае превышения порогового значения;

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Осуществляется постоянный видеоконтроль за обстановкой с помощью системы видеонаблюдения на базе компьютера (рис. 13б), состоящей из пяти камер наблюдения (две - внутри туннеля, две - снаружи ангара, одна -в лабиринте входа в досмотровый туннель);

Рис. 13. Дозиметр ДКС-АТ1123 (а), монитор с изображениями от видеокамер (б)

Кнопки аварийного выключения на пульте управления оператора, а также в непосредственной близости от источника излучения и детекторов;

Подсистема радиосвязи (стационарная рация у системного оператора, три переносных рации для других операторов);

Подсистема оповещения с микрофоном у системного оператора и громкоговорителями, размещенными внутри досмотрового туннеля;

Светофоры на въезде и выезде ангара, звуковая сирена.

В заключение отметим, что ИДК СТ-6035 полностью разработан и изготовлен в России, хотя и были использованы некоторые комплектующие зарубежного производства.

ФТС России сегодня использует около шестидесяти зарубежных ИДК различного назначения, в том числе легко возводимые . В данном ИДК использован ряд оригинальных технических решений, что позволило обеспечить более высокие параметры некоторых характеристик ИДК, по сравнению с зарубежными аналогами, а также обеспечить некоторые дополнительные функции.

Так, перед каждым сканированием несколько секунд осуществляется калибровка измерительной системы, для обеспечения равномерности движения рамы используется лазерная система контроля движения, датчики детекторной системы имеют уменьшенные размеры и повышенную чувствительность, и др. Это позволило обеспечить более высокие проникающую (на уровне стационарных ИДК с генератором 9 МэВ) и разрешающую способности.

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014

Оригинальные алгоритмы, реализованные в станциях сбора данных и анализа изображений, позволяют с высокой достоверностью разделять материалы на группы по эффективному атомному весу, оценивать вес материалов в выбранном фрагменте изображения.

Такие сложные комплексы, как ИДК, требуют больших расходов на эксплуатацию, со временем возникает нужда в ремонте и модернизации. При этом программное обеспечение, схемотехника и конструкции наиболее важных узлов является ноу-хау фирм-производителей. В связи с этим для ремонта и модернизации ИДК приходится привлекать зарубежные фирмы, что в разы увеличивает соответствующие расходы. Поэтому создание и использование отечественных ИДК, несомненно, будет способствовать развитию в России нового наукоемкого производства и снизит расходы на оснащение таможенных органов.

Список литературы

1. Малышенко Ю. В. Начальная подготовка персонала инспекционнодосмотровых комплексов: учебник / Ю. В. Малышенко, С. С. Ярошенко, С. В. Симочко; под ред. Ю. В. Малышенко. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2010. 460 с.

2. Система досмотра транспортных средств [Электронный ресурс]. URL: www.scantronicsystems.com

3. Ogorodnikov S. A. Physical Review Special Topics / S. A. Ogorodnikov, V. I. Petrunin. Processing of interlaced images in 4-10 MeV dual energy customs system for material recognition // Accelerators and Beams. 2002. № 5 (104701) [Электронный ресурс]. URL: http://prst-ab.aps.org/abstract/PRSTAB/v5/i10/ e104701

4. Ogorodnikov S. A. Material discrimination technology for cargo inspection with pulse-to-pulse linear electron accelerator / S. Ogorodnikov, M. Arlychev, I. Shevelev, R. Apevalov, A. Rodionov, I. Polevchenko // Proceedings of IPAC2013. Shanghai, 2013, p. 3699 [Электронный ресурс]. URL: http://accelconf.web.cern.ch/ accelconf/IPAC2013/papers/thpwa033.pdf

В данной части работы проведен анализ особенностей и эффективности совместного применения СУР и ИДК таможенными органами Российской Федерации, отмечены проблемы и найдены пути их разрешения, основным из которых является установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках системы управления рисками. Определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы таможенного контроля.

В трех государствах: Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан, сформировавших Таможенный союз (далее - ТС), существуют различные по наполняемости, содержанию и условиям системы управления рисками (далее - СУР), позволяющие применять различные формы таможенного контроля (далее - ТК). Причем в Казахстане СУР находится на начальной стадии развития, что признано и подтверждено участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), в Республике Беларусь такая система существует, но принципы, заложенные в ней, отличаются от СУР, применяемой в таможенных органах РФ. При этом в контуре управления СУР в странах-участницах ТС применяются технические средства таможенного контроля, в том числе инспекционно-досмотровые комплексы (далее - ИДК). Но результаты осмотров с помощью ИДК и применяемые на их основе необходимые формы таможенного контроля в настоящее время используются только в том государстве, где данные действия были проведены.

Установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках СУР является актуальным вопросом эффективного функционирования ТС.

Целью исследования является выявление особенностей совместного применения СУР и ИДК таможенными органами РФ, как страны участницы ТС, проблем и путей их решения, перспектив дальнейшего использования в практике ТС.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решение следующих задач:

1. Анализ взаимодействия ИДК и СУР в РФ.

2. Характеристика эффективности применения ИДК в РФ.

3. Исследование проблем и поиск путей их разрешения странами ТС.

4. Анализ перспективных направлений развития ИДК в рамках СУР.

Важное значение в системе таможенного контроля занимают современные технические средства ТК, значительно повышающие качество таможенного контроля без существенного повышения издержек бизнеса, связанных с таможенным администрированием внешнеэкономической деятельности. К таким средствам, прежде всего, относятся ИДК. Полученное с помощью ИДК рентгеновское изображение товаров и транспортных средств позволяет идентифицировать перемещаемые товары, просмотреть узлы и агрегаты транспортного средства, обнаружить в них предметы, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", Концепции развития таможенных органов Российской Федерации и Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, начиная с 2007 года производится оснащение таможенных органов РФ легковозводимыми, стационарными и мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами.

При эксплуатации ИДК уделяется пристальное внимание повышению эффективности их использования на основе сочетания двух составляющих - интенсивность эксплуатации и выявление (пресечение) правонарушений.

Интенсивность применения ИДК таможенными органами России постоянно возрастает. Так интенсивность эксплуатации ИДК в 2010 году (среднее 5,3) в сравнении с 2009 годом (среднее 5,1) выросла, достигнув в октябре 2010 года максимального значения - 6 осмотров в час.

С применением ИДК таможенной службой РФ за 10 месяцев 2011 года проведено 680 тысяч осмотров товаров и транспортных средств. По их результатам возбуждено 1884 дела об административных нарушениях и 30 уголовных дел. В частности, с помощью ИДК за три последних года из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, из которых половина приходилась на долю героина.

В настоящий момент использование ИДК при таможенных осмотрах недостаточно эффективно, например, в регионе деятельности СЗТУ на постах, где они эксплуатируются, данный показатель составляет всего 26%. В этих условиях с целью повышения эффективности эксплуатации данного средства таможенного контроля применяется принцип выборочности, в том числе с использованием системы управления рисками. Для осмотра с применением ИДК направляются объекты контроля в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ФТС России. Должностные лица таможенных органов при принятии решения по проведению осмотра с применением ИДК руководствуются критериями, установленными в Методических рекомендациях по применению так называемых "интуитивных профилей рисков".

Основными признаками, при наличии которых принимается решение о проведении осмотра с использованием ИДК, являются:

1) по особенностям транспортировки товаров:

· товар перевозится в упаковке, не характерной для данного вида товара;

· товарная партия представляет собой сборный груз, состоящий из товаров риска и товаров прикрытия, или перемещаются товары с различными требованиями к условиям транспортировки.

2) по транспортным средствам, на которых осуществляется транспортировка товаров:

· неравномерное распределение нагрузок на оси транспортного средства (прицеп, полуприцеп), загруженного однородным товаром;

· общий фактический вес транспортного средства с товаром превышает вес транспортного средства и перемещаемых в его грузовом отделении товаров, определенный на основании документов.

3) по документам, представленным таможенному органу:

· при прибытии товаров и транспортных средств перевозчиком предоставляются документы, оформленные ненадлежащим образом;

· вес единицы товаров, указанный в представленных документах, не является характерным для данного товара или идентичных, однородных товаров и др.

4) по таможенным процедурам:

· помещение товаров под режим реэкспорта в упрощенном порядке (в случаях нахождения товаров в пунктах пропуска);

· прибытие на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта и т.д.

5) по лицам, перемещающим товары (отправитель/получатель/перевозчик являются нарушителями таможенного законодательства). Применение данных рекомендаций способствует систематизации и обоснованному выбору должностными лицами таможенных органов объектов контроля с использованием ИДК.

К основным проблемам на пути выполнения общей задачи по эффективному применению ИДК в текущем периоде можно отнести следующие:

1. Наличие объективной необходимости одновременного решения двух задач - обеспечивать постоянное наличие объектов перед ИДК, не создавая при этом значительной очереди и обеспечивать целенаправленный выбор объектов на основе применения СУР.

2. Отсутствие взаимного обмена информацией между членами ТС, что может приводить к повторному осмотру объектов, и соответственно отвлекает силы и средства, вызывает нарекания и увеличивает издержки при таможенном оформлении и таможенном контроле участников ВЭД.

3. Перетекание товаропотоков между членами ТС из государств, где в полной мере применяется СУР, например РФ, в государства с более лояльным таможенным контролем и с более низкой его эффективностью, в первую очередь это Республика Казахстан.

Начальные тенденции такого перетекания были отмечены в 3 и 4 кварталах 2010 года и, соответственно, данные обстоятельства не могут устраивать таможенную службу РФ, т.к. теряются объемы поступления таможенных платежей за счет того, что при ввозе выплачиваются таможенные платежи в виде НДС, таможенных пошлин и акцизов, а

перераспределение в процентном отношении между государствами идет только по таможенным пошлинам, соответственно это приводит к уменьшению поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет РФ при таможенном оформлении.

4. Необходимость постоянного повышения уровня профессиональной подготовки операторов ИДК, осуществляющих анализ изображений, так как недобросовестные участники ВЭД оперативно реагируют на предпринимаемые таможенными органами меры, направленные на усиление таможенного контроля.

5. Необходимость организации непрерывной эксплуатации ИДК (в режиме, соответствующем режиму функционирования пункта пропуска).

Главный путь решения проблем в области совместного применения СУР и ИДК странами ТС - это процесс унификации принципов и условий функционирования СУР в странах ТС. Таможенным службам России, Беларуси и Казахстана необходимо установить порядок обмена информацией между таможенными органами государств. В настоящее время такого порядка нет, но проводимая таможенными службами данных государств работа, в первую очередь по инициативе таможенной службы РФ, даст в ближайшее время положительный результат по установлению единых требований в сфере обмена информацией в рамках применения СУР.

В ФТС РФ создана Рабочая группа по подготовке стратегии единого порядка, условий и правил применения СУР. Уже проведены плановые совещания данной группы по вопросам совместного применения СУР в рамках взаимодействия таможенных служб ТС, по итогам которых имеется разработанный план реализации предложений по решению существенных разногласий в рамках СУР.

В ходе реализации мероприятий по внедрению СУР и системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы.

1. Дальнейшая интеграция ИДК с единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов и СУР.

2. Минимизация влияния "человеческого фактора" при использовании ИДК при таможенном контроле товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

3. Построение эффективной вертикали администрирования системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, в том числе результатов сканирования, полученных при использовании ИДК.

4. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для работы на ИДК.

5. Развитие таможенной инфраструктуры, строительство стационарных ИДК и широкомасштабное оборудование пунктов пропуска через государственную границу РФ площадками для использования мобильных ИДК.

6. Организация своевременного и качественного технического обслуживания, мониторинга и контроля за состоянием элементов системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

7. Освоение технологии таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК на различных видах международного сообщения.

8. Активизация международного сотрудничества в сфере применения ИДК в целях обеспечения региональной и глобальной безопасности.

9. Организация передислокации мобильных ИДК из одних пунктов пропуска в другие с учетом оперативной обстановки, интенсивности грузопотока и т.д.

Решение существующих проблем и вопросов позволит увеличить коэффициент охвата товаров и транспортных средств таможенным контролем в форме таможенного осмотра с использованием ИДК при одновременном повышении эффективности применения ИДК. Важным показателем эффективности использования ИДК будет являться

декриминализация внешнеэкономической деятельности, что еще более актуально с учетом реализации концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе РФ.

Таким образом, до осуществления 100% охвата осмотром с использованием ИДК всех объектов контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенный контроль на основе системы управления рисками с применением данного высокотехнологического средства ТК будет оставаться одним из основных инструментов пресечения случаев нарушения таможенного законодательства.

Инспекционно-досмотровые комплексы

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

По мобильности ИДК классифицируются на стационарные, перебазируемые и мобильные.

Стационарные инспекционно-досмотровые

Комплексы

Практика показала целесообразность строительства стационарных ИДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения (рис.73). Досмотровый тоннель стационарного ИДК окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу рентгеновского излучения. Грузовой автомобиль перемещается по досмотровому тоннелю при помощи конвейерной системы со скоростью 0,4 м/с. Максимальный вес досматриваемого автотранспортного средства с грузом составляет 60 т. После сканирования текста таможенной декларации и отображения ее на экране монитора проводится сопоставление заявленных сведений о товаре с информацией, содержащейся на рентгеновском изображении. Оценка полученной информации требует около 15 мин в зависимости от вида груза и опыта работы оператора (рис. В21). Досмотровый тоннель стационарного ИДК (рис.74) может иметь один или два линейных ускорителя (рис.75), которые излучают веерообразные пучки, направленные на детекторные линейки, расположенные сбоку и снизу от досматриваемого объекта. В местах расположения источников излучения и линеек детекторов стены тоннеля выполнены из толстого (до 1,5 м) армированного железобетона. Въездные и выездные ворота досмотрового тоннеля могут быть либо железобетонными, либо стальными, открываются путем отката и на стыке имеют специальные профильные "замки" для исключения проникновения излучения наружу во время просвечивания объектов. Досмотровый тоннель оборудован телекамерами, мониторы которых установлены в операторской. Аппаратура обработки изображения позволяет:

выбирать любой фрагмент вертикальной или горизонтальной

проекции теневого изображения объекта и увеличивать его в 2

или 4 раза;

применять к изображению операцию выделения поддиапазона

яркостного сигнала;

оконтуривать полученные изображения;

представлять изображения в виде негатива;

представлять изображения в режиме "псевдоцвета";

оценивать координаты и линейные размеры предметов, вызывающих оперативный интерес, для облегчения их поиска при последующем физическом досмотре объекта;

сохранять изображение в памяти, записывать его на носители,

а также получать его распечатку. Процессом просвечивания объектов управляет главный оператор со своего рабочего места. Он открывает и закрывает ворота, включает и выключает линейные ускорители, управляет перемещением объекта.

Транспортные средства, в изображениях которых выявлены признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра. Результаты досмотра и оценки рентгеновского изображения выводятся на печать. Распечатки со специальными маркерами, указывающими на точное местоположение подозрительных предметов, с привязкой к реальным координатам могут использоваться для облегчения поиска данных предметов при ручном досмотре.

Перемещаемые инспекционно-досмотровые комплексы

Перемещаемые ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах до 85 % товаров относительно стационарных ИДК. Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20 грузовых автомобилей в час. Технологическое оборудование комплекса размещается в быстро - возводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой. Все компоненты перемещаемого ИДК расположены в модулях, которые могут быть перемещены обычными средствами, например подъемным краном и грузовиками. Время монтажа данного ИДК при перемещении его на новое место эксплуатации составляет от 3 до 14 дней. Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам. Во время сканирования досматриваемые транспортные средства неподвижны.

Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - до 220 мм) смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Мобильные ИДК используются в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему. При проведении рентгеновского контроля крупногабаритных объектов сам объект остается неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения мобильного ИДК. Такие системы полностью размещаются на шасси автомобиля. Развертывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут. Особое внимание при эксплуатации мобильного ИДК следует уделить организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны). Среди данного вида ИДК существует разделение на низкоэнергетические, среднеэнергетические и высокоэнергетические. Низкоэнергетические (до 300 кэВ) М ИДК имеют наименьшую проникающую способность излучения (не более 50 мм по стали), обладают повышенной производительностью (до 30 досматриваемых объектов в час), более радиационно безопасны и позволяют определить

внутреннее содержимое объекта таможенного контроля без его деталь­ного анализа. Среднеэнергетические (2,5 МэВ) и высокоэнергетические (более

4 МэВ) МИДК способны обеспечить рентгеновский досмотр полностью загруженных грузовиков, трейлеров и контейнеров.

В соответствии с функциональным назначением ИДК делятся на два вида:

ИДК для интроскопии легковых автотранспортных средств (легковых автомашин, микроавтобусов, прицепов, передвижных дач, отдельных грузовых упаковок, не превышающих веса порядка 3-х тонн и размеров легковых автомашин);

ИДК для интроскопии крупногабаритных объектов, предназначенных для перевозки грузов (контейнеров, трейлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов).

Тактико-технические характеристики ИДК должны обеспечить: возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения; возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полом контейнеров, узлов автомашин и железнодорожных вагонов.

Аппаратура позволяет осуществить детальный, фрагментарный просмотр отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого и увеличение изображения в несколько раз. Время интроскопии одного крупногабаритного объекта составляет 15-20 мин.

Инспекционно-досмотровые комплексы

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) - Один из видов технических средств таможенного контроля (ТСТК), применяемых таможенными органами. Представляют собой комплексы специальной электронной аппаратуры, предназначенные для таможенного контроля крупногабаритных объектов.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран: Китая и Германии, при соотношении контролируемых долей мирового рынка примерно 2:1 в пользу Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка это Nuctech Company Limited (Китай) и Smiths Heimann (Германия).

В настоящее время основные фирмы - производители ИДК в качестве источника излучения применяют линейный ускоритель (источник рентгеновских лучей).

Существует три основных типа ИДК:

  • стационарный;
  • перебазируемый;
  • мобильный.

Стационарные ИДК

с энергетикой 9 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали -380 мм) являются инспекционными системами, которые дают точное рентгеновское изображение полностью загруженных морских контейнеров и грузовых автомобилей и, как правило используются в морских пунктах пропуска. На мировом рынке известны следующие марки такого оборудования:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV-Stationary (SmithsHeimann, Германия)

Пропускная способность - до 30 контейнеров в час. Указанные комплексы требуют значительной радиационной защиты и размещаются в стационарных рентгенозащитных сооружениях.

Легковозводимые (перебазируемые)

ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах. Точность определения - до 85% относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность более 20 грузовых автомобилей в час.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей с упрощенной радиационной защитой.

Производители в этом сегменте представляют модели:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV –Relocatable (Smiths Heimann, Германия)

Мобильные ИДК

с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - до 220 мм) смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о наличии либо отсутствии грузов в контейнере и соответствии товаросопроводительным документам товаров с малыми объемными плотностями. Мобильные ИДК в основном используются в интересах оперативных подразделений таможенных и других правоохранительных органов (например, Госавтоинспекции МВД).

Здесь производители предлагают установки:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV-Mobile (SmithsHeimann, Германия)

Лекция 6

Учебные вопросы

1.Назначение, принцип работы, общее устройство, история создания

2.НПБ, порядок управления ИДК

3. Классификация ИДК. Требования к ИДК на различных видах ПП

4. Применение ИДК в пунктах пропуска через гос границу РФ

5.Перспективы развития ИДК

Время – 2(4 ?) ч

Литература

2. Приложение к договору о ТК ТС, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17.

3. Прудников К. На грани фантастики / К. Прудников // Таможня. - 2011 № 3 с. 8 - 10.

4.Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: учебник / под общ. ред.Ю.В. Малышенко – М.: 2006 - 524 с.

5. Дугин ГА. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Учеб.-методич. пособие. - М, 2005. - 60 с

6. Малышенко Ю.В. / ИДК: особенности конструкции и работы ИДК HCV – MOBILE: уч. Пособие /Ю.В.Малышенко – Владивосток: ВФ РТА, 2008 – 226 с.

7. www. tstk.narod.ru

1. Назначение, принцип работы, общее устройство, история создания

Инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК)

- предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

В основном, ИДК предназначены для интроскопии наиболее трудных объектов таможенного контроля (грузовых автомашин, контейнеров, трейлеров, железнодорожных вагонов), отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров. Наличие таких комплексов позволяет в считанные минуты и даже секунды увидеть на экране все, что находится внутри вагона, контейнера и других большегрузных средств транспортировки грузов. Это обеспечивает быструю окупаемость вложений, что само по себе важно, но еще более важно это с точки зрения борьбы с терроризмом, а также с различными видами контрабанды.

Тактико-технические характеристики ИДК должны обеспечить: - возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, - распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; - определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; - координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения;

Возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); - возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками


Принцип работы

Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство таможенного контроля (комплекс технических средств), использующее проникающее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения и анализа крупногабаритных грузов и транспортных средств.

Как уже было сказано в предыдущей лекции, принцип работы ИДК

основан на свойстве рентгеновских лучей:

без вскрытия объекта они проникают в изучаемый объект и возвращаются в виде теневого изображения на экран. Т.е., Рентгеновское излучение от источника проходит через контролируемый (просвечиваемый), предмет и через защитное стекло визуально воспринимается оператором в виде теневого изображения.

Если возвращаемый луч(теневое изображение) проходит через спец флюоресцентный экран, он преобразуется на нем в световой рельеф и вызывает свечение (флюоресценцию). Через защитное стекло визуально воспринимается оператором светящееся теневое изображение.

Таким образом,

принцип работы ИДК основан на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов

Общее устройство

ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:

Излучающая система;

Система регистрации и обработки;

Система перемещения досматриваемого объекта;

Система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;

Система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;

Система обеспечения удаленного просмотра изображений;

Система управления комплексом;

Система транспортирования;

Система радиационной безопасности;

Система видеонаблюдения;

Система электропитания


История создания

Создание ИДК - вынужденная мера, которая направлена на решение задач, стоящих перед таможенной службой. Если говорить о зарождении ИДК, то это тема была официально заявлена еще в 1988 году. Тогда же было принято постановление Совета министров СССР «О мерах по разработке и организации производства технических средств таможенного контроля, обеспечивающих его эффективность, надежность и качество», одним из вопросов которого было создание досмотровой системы. Позже она стала называться инспекционно-досмотровым комплексом."

В России внедрение в работу таможенных органов ИДК фактически началась с 2002 года, когда на переходу «Брусничное» (на границе с Финляндией) был введен в опытную эксплуатацию мобильный ИДК фирмы Smiths Heimann (Германия). Затем, в 2005 году, на переходе «Троеборное» (граница России и Украины) был введен в эксплуатацию ИДК типа HCV-Gantry той же фирмы, а в 2006 году на автомобильных пропускных пунктах

«Торфянка», «Брусничное», «Убылинка» и «Бурачки» были размещены легко возводимые и перебазируемые ИДК типа HCV-Gantry.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран -Германии и Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка: Smiths Heimann (Германия), Nuctech Company Limited (Китай) и Beijing Hualixing Sci-Tech Development Co., LTD (Китай). В настоящее время таможенные службы около 30 стран используют ИДК различных типов. Уже есть таможни, в которых работает более 10-15 ИДК. Инспекционно-досмотровыми комплексами оснащены таможенные службы Германии, Англии, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

Основными задачами применения ИДК являются следующие :

Повышение объемов и степени достоверности результатов проведения таможенного досмотра;

Ускорение объемов товаропотоков через пункты пропуска на госу­дарственной границе Российской Федерации;

Сокращение затрачиваемого времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;


Проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах;

Увеличение поступлений таможенных платежей в бюджет;

Повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства.

2. Нормативно-правовая база, порядок применения ИДК.

1. ТК ТС (ст. 101) предусматривает возможность привлечения в необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля не заинтересованных в результатах таких действий экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. В п.З ст. 165 ФЗ Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

Также в п. 1 ст. 169 предусмотрено в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

3. В рамках усиления борьбы с нарушениями таможенных правил (недостоверное декларирование или не декларирование), повышения роли таможенной службы в деле борьбы с терроризмом ФТС России принято решение о создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТККГ и ТС), представляющей собой ряд инспекционно-досмотровых комплексов различных типов, систему управления их работой и электронного обмена с использованием ведомственной телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.


Концепция создания СТККГ и ТС была определена приказом ФТС России от 24.01.2005 года №52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств». 17

3. Организация и порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК, в том числе мобильных, определены приказом ФТС России от 09.12.2010 года №2354 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов».

Сущность и значение системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТКК и ТС) и телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.

Итак, СТКК и ТС

это одно из перспективных направлений развития ИДК, суть которого – в создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств в нашей стране .

В этой системе основную роль сыграют ИДК как основные средства контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

- Финансирование СТККГ и ТС ведется в рамках целевой программы, утвержденной Правительством РФ, «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», за счет займа Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой помощи.

Стоимость проекта создания СТККГ и ТС ориентировочно составляет 400 миллионов долларов США.

Финансирование проекта включает:

Бюджетные средства - 208,6 миллиона долларов США.

Займ МБРР № 4689 RU (проект «Модернизация информационной системы таможенных органов» -11,4 миллиона долларов США).

Международная помощь -180 миллионов долларов США.

- Стоимость каждого мобильного комплекса HCV-Mobile, поставленного в 2007-2008 гг. в таможни, около 100 млн. рублей. Стационарные ИДК стоят еще дороже.

- Сегодня на автомобильных пунктах пропуска размещены 12 стационарных и уже применяются 42 мобильные системы, а также завершено строительство трех стационарных систем в морских портах Проводятся работы по их объединению в единую информационную систему ЕАИС

Порядок использования ИДК в системе ЕАИС

Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.

На ИДК должна поступать информация в соответствии с системой управлениями рисками, оперативная информация об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере.

Изображения товаров и транспортных средств, полученные с помощью ИДК, в электронном виде должны передаваться пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России).

Оперативные решения по управлению применением ИДК принимаются в пунктах пропуска, таможенных постах (таможнях) и в региональных таможенных управлениях.

Оперативный контроль за их применением осуществляется ФТС России.

Наиболее предпочтительными объектами таможенной инфраструктуры для оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами являются крупные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, например, пункты пропуска, находящиеся в морских портах.

Использование инспекционно-досмотровых комплексов для контроля крупногабаритных объектов - контейнеров и автотранспортных средств - открывает новые перспективы для оперативного получения объективной информации о содержимом контейнера, а также о наличии непосредственно внутри него сокрытых вложений и тайников.

Порядок применения ИДК при проведении контроля:

1.Координация деятельности по использованию ИДК возлагается :

а) в ФТС России - на Главное управление организации таможенного
оформления и таможенного контроля;

б) в РТУ - на подразделения службы организации таможенного контроля, как
правило, подразделения, осуществляющие организацию функционирования
пунктов пропуска и взаимодействия с контролирующими органами, или
отделы таможенных процедур и таможенного контроля;

в) в таможнях - на отделы применения ИДК (при их отсутствии в штатном
расписании - отделы таможенных процедур и таможенного контроля).

2.Таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:

а) в случае выявления риска (рисков), содержащегося (ихся) в профиле риска,
устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с
использованием ИДК;

б) по решению уполномоченного должностного лица таможенного органа в
соответствии с пунктом 38 Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей
рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их
актуализации и отмене, утвержденной Приказом ФТС России от 11 января

2008 г. N 11 (в редакции Приказов ФТС России от 18 июня 2008 г. N 749, от 17 июля 2008 г. N 876, от 6 октября 2009 г. N 1825).

3.Таможенный осмотр с использованием ИДК не проводится в случаях,

если:

а) габариты товаров и (или) транспортных средств не соответствуют
техническим возможностям ИДК;

б) товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения. (Приложение
№2)

4.Начальник таможенного поста либо лицо, его замещающее, осуществляет ежедневный контроль за обоснованностью принятых решений о применении таможенного осмотра с использованием ИДК и несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений.

5. Должностные лица рабочей смены ИДК при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК осуществляют:

а) внешний визуальный осмотр товаров и транспортного средства, грузовых
емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации на
предмет их сохранности и определения конструкционных особенностей,
которые необходимо учитывать в последующем анализе РИ;

б) сканирование документов, предъявленных таможенному органу;

в) рентгеновское сканирование товаров и транспортных средств;

г) анализ информации, полученной с использованием ИДК;

д) архивирование, сохранение, передачу информации, полученной с

использованием ИДК.

3. Классификация ИДК. Требования к ИДК на различныхвидах ПП

Исходя из практики использования специальной досмотровой рентгеновской техники, инспекционно-досмотровые комплексы* можно классифицировать следующим образом:

1. По мобильности :

Мобильные ИДК;

Перемещаемые (легковозводимые) ИДК;

Стационарные ИДК.

2. В зависимости от объектов контроля ИДК можно разделить на:

ИДК для автотранспортных средств (для оснащения АПП). ;

ИДК для железнодорожных контейнеров (для оснащения ЖДПП) ;

ИДК для авиаконтейнеров (для оснащения ВПП );

ИДК для морских контейнеров (для оснащения МПП )

Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК используется в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему.

Мобильный ИДК полностью размещается на шасси автомобиля. Развёртывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут. Для его работы необходима ровная площадка с двумя заасфальтированными полосами (фактически для этого может быть использован участок автодороги). Особое внимание при эксплуатации мобильного ИДК следует уделить организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны).

Рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения.

Мобильные ИДК предназначены для рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, при этом сам объект остаётся неподвижным, а сканирование осуществляется за счёт перемещения ИДК. Мобильные ИДК отличаются высокой оперативностью.

Основные технические данные мобильного инспекЦионно-досмотрового комплекса Heimann CargoVision - HCV-Mobile приведены в

Практической работе № 9

Перемещаемые (легковозводимые) инспекционно-досмотровые комплексы .

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстро возводимом бетонном сооружении либо в сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой, что позволяет использовать их в любом месте государственной границы.

Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам в прямом и реверсном направлении. Во время сканирования, досматриваемые транспортные средства неподвижны, так как сама рентгеновская установка перемещается вдоль транспортного средства.

Данные комплексы в основном используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час.

Основные технические характеристики легковозводимых ИДК «HCV-RSV 2500» и «HCV-RSV 5000» приведены в Практической работе № 9

Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы

Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание, в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель стационарного ИДК окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания объектов.

Практика показала целесообразность строительства стационарных ИДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Хотя общая стоимость строительства стационарного ИДК высока, но, по оценкам специалистов, в современных условиях он окупается в течение короткого промежутка времени (до трёх лет).

Последовательность работы ИДК (на примере стационарного

ИДК «HCV 9000»)

Грузовые автомобили, в которых груз по результатам анализа рентгеновского изображения не вызвал подозрений, направляются к выезду с территории ИДК. Транспортные средства, в изображениях которых выявлены те или иные признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра.

Процессом просвечивания объектов управляет главный оператор со своего рабочего места. Он открывает и закрывает ворота, включает и выключает линейные ускорители, управляет перемещением объекта.

Рабочее помещение операторов оборудовано мониторами и пультом управления. На мониторах воспроизводится исходное теневое и обработанное с помощью специальных функций изображение досматриваемого объекта, телевизионное изображение из досмотрового тоннеля и, если это нужно, воспроизводятся таможенные документы на досматриваемый объект. Если перед направлением в досмотровый тоннель производится взвешивание объекта на осевых весах, то результаты взвешивания также будут доступны операторам. Таким образом, при анализе теневых картин операторы имеют исчерпывающую информацию для принятия правильного решения.

Для работы на стационарном ИДК «HCV 9000» используется постоянный штат высококвалифицированных сотрудников таможенной службы, знающих особенности устройства автотранспорта, приёмы монтажных операций и прошедших специальную подготовку в авторемонтных центрах.

Рабочий цикл стационарного ИДК занимает около 150 с. Отсюда следует, что теоретически производительность контроля может достигать значения 20-25 объектов в час. Однако реальная производительность работающих комплексов может быть заметно ниже. Так, специалисты стационарного ИДК считают, что практически можно работать с производительностью до 10 объектов в час. Производительность работы зависит от принятой технология контроля, которая позволяет совмещать определённые подготовительные и основные операции рабочего цикла, а также от личного опыта оператора, который проводит анализ результатов сканирования. Но в любом случае производительность таможенного досмотра с применением стационарного ИДК на несколько порядков выше, чем при досмотре без их применения.

Основные технические характеристики стационарного ИДК «HCV

9000» приведены в Практической работе № 9

ИДК для оснащения ЖДПП .

ЖДПП должны оснащаться ИДК для контроля железнодорожных вагонов. ИДК для контроля железнодорожных вагонов с энергетикой от 6-и до 9-и МэВ являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных железнодорожных вагонов, позволяют идентифицировать товары и узлы, агрегаты вагонов. Радиационная защита обеспечивается бетонными конструкциями и отведением санитарной зоны.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов должны обеспечивать: - получение теневого изображения содержимого железнодорожных вагонов и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;

оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;

просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами вагонов;


Детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого вагона и его содержимого с увеличением изображения;

передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.

ИДК для оснащения ВПП.

ВПП должны оснащаться ИДК для контроля авиационных контейнеров. ИДК для контроля авиационных контейнеров (энергетика не менее 4-х МэВ) являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных авиационных контейнеров, европоддонов, европалет и позволяют идентифицировать товары.

ИДК размещается на территории аэропортов, складов временного хранения с соблюдением мер радиационной защиты.

Персонал, а также системы обработки изображений и управления данными, управления комплексом размещаются в блочных конструкциях полной заводской готовности

4. Применение ИДК в пунктах пропуска(ПП) через государственную границу РФ

Здесь главные проблемные вопросы:

Где размещаются ИДК

Отличит особенности ПП, расположенных на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов

Требования к ИДК на

4.1.Где размещаются ИДК

Выбор пунктов пропуска для размещения ИДК обусловлен их расположением на направлениях МТК, основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, а также международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

ИДК в первую очередь должны размещаться в МПП, АПП, ВПП, ЖДПП, расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, МТК, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений .

МПП, АПП, ВПП, ЖДПП должны оснащаться различными модификациями ИДК (стационарные, легковозводимые (перебазируемые), мобильные, ИДК для контроля авиационных контейнеров, ИДК для контроля железнодорожных составов).

В первую очередь комплексами должны быть оснащены

м орские, порты, расположенные на МТК (Международн там контроль), и через которые осуществляются наибольшие контейнерные перевозки.

Для оценки количества перемещаемых через порт контейнеров необходимо использовать статистику не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов развития портов, роста контейнерных перевозок.

Для размещения ИДК в АПП товаропоток должен оцениваться по количеству грузовых автомобилей, проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок грузовым автомобильным транспортом.

Товаропоток в ЖДПП оценивается по

количеству грузовых вагонов (составов), проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок грузовым железнодорожным транспортом.

Для строительства ИДК в ВПП необходимо охарактеризовать товаропоток по тоннажу перевезенных грузов не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок.

Кроме того, в первую очередь ИДК должны оснащаться пункты пропуска, расположенные на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

4.2.Отличит особенности ПП, расположенных на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов:

Первой отличительной особенностью данного вида объектов таможенного контроля являются их большие габаритные размеры и весовые характеристики.

Второй особенностью объектов таможенного контроля в виде крупногабаритных грузовых упаковок - контейнеров является, как правило,очень высокая степень их загрузки, заполнения объемов содержимым, в том числе неоднородными видами товаров, а также товарами, имеющими разные характеристики составляющих их веществ по плотности - от полимерных материалов (удельный вес в пределах 400 кг/мЗ) до металлов (удельный вес более 5000 кг/мЗ), что имеет значение при выборе методов и технических средств контроля, определении технических требований к ним.

Третьей отличительной особенностью являются условия, в которых осуществляется таможенный досмотр контейнеров и большегрузных автомобилей. Это в большинстве случаев открытые площадки терминалов или специально отведенные автостоянки, работа на которых проводится в любое время года, в любую погоду и в любое время суток. Четвертая особенность характеризуется значительными физическими нагрузками на должностных лиц досмотровых групп, что требует применения соответствующих погрузочно-разгрузочных механизмов.

4.3.Требования к ИДК на различных видах ПП

- Требования к ИДК и его составу для оснащения морских портов (МПП)

МПП должны оснащаться стационарными ИДК.

Стационарные ИДК должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого морских контейнеров в одной или двух проекциях в зависимости от модификации ИДК и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;

Оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;

Просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами контейнеров;

Детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого контейнера и его содержимого с увеличением изображения;

Сохранение изображения в памяти, запись его на носители;

Передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.

- Требования к ИДК и его составу для оснащения АПП .

АПП в зависимости от товаропотока, задач и оперативной обстановки могут оснащаться легковозводимыми (перебазируемыми) и мобильными

Легковозводимые (перебазируемые) ИДК должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого большегрузных автомобилей, контейнеров, а при необходимости автобусов и легковых транспортных средств, и идентификацию находящихся в них различных грузов на соответствие товаросопроводительным документам.

- Требования к ИДК и его составу для оснащения ЖДПП.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого железнодорожных вагонов и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам

Для этих целей используют мобильные или передвижные ИДК.

На очень крупных ЖДПП могут применяться стационарные ИДК

- Требования к ИДК и его составу для оснащения ВПП .

ВПП должны оснащаться мобильными ИДК для контроля авиационных контейнеров.

ИДК для контроля авиационных контейнеров должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого авиационных контейнеров, европоддонов, европалет, перевозимых воздушным транспортом, и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;


5. Основные направления и перспективы развития применения ИДК

1 - Создание ЕАИС

Как известно, к концу 2011 года планируется завершить объединение всех систем в единую автоматизированную информационную систему , что позволит решать задачи организации, хранения и передачи пакетов данных, полученных на ИДК, а также осуществлять повторный анализ пакетов данных, полученных с ИДК из любой точки ведомственной сети ФТС России при наличии соответствующих полномочий средствами стандартных Web-браузеров. Также этой автоматизированной системой будет предусмотрена возможность контроля технического состояния ИДК в режиме реального времени.

2 - Создание грузовых комплексов

20 декабря 2010 года был подписан Меморандум о подготовке и реализации инвестиционного проекта «Создание грузового комплекса в аэропорту Шереметьево». Документ был подписан Андреем Бельяниновым -руководителем ФТС России, руководителем Росавиации Александром Нерадько, и президентом ЗАО Холдинговая компания Интеррос» Владимиром Потаниным.

Целью создания данных комплексов является возможность повышения конкурентоспособности транспортной системы РФ, обеспечение ускорения движения товаров, улучшения логистического обслуживания авиационных грузовых перевозок в регионах страны. Организация проектирования, финансирования и реализация проекта будут происходить поэтапно, на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств федерального бюджета в части, предусмотренной подпрограммой «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», а также средств, привлеченных ЗАО ХК «Интеррос».

Такой системный подход позволяет избежать многих ошибок, построить прозрачную эффективную логистику, и, в конечном счете, реализовать конкурентные преимущества российского бизнеса при перемещении товаров между Европой и Азией.

ФТС России окажет содействие проекту путем организации сети передвижных ИДК, внедрения новых информационно-технических средств, способствующих сокращению времени прохождения участникам ВЭД таможенных формальностей. Реализация проекта позволит стимулировать развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечит ускорение товародвижения, а также будет способствовать повышению конкурентоспособности транспортной системы и транзитного потенциала России. В дальнейшем планируется также строительство новых грузовых комплексов на Западе, востоке и Центральной части России.

3. Это направление перспективного развития и функционирования ИДК связан с ВПП

Его можно рассмотреть на примере оснащения ИДК аэропорта «Казань», расположенного в регионе деятельности Приволжского ТУ. Как известно в сфере последних событий, что 27 Всемирная Летняя Универсиада 2013 года будет проходить в городе Казань, в ПФО. Спортсмены соберутся со всего мира. Естественно гостей будет встречать «ОАО «Международный аэропорт Казань», который стал лауреатом премии в номинации «Интенсивно развивающийся аэропорт». Уже принято решение о реконструкции и развитии данного аэропорта. В Универсиаду 2013 года аэропорт планирует обслужить до 5 миллионов пассажиров в год. Для наглядного представления показателей деятельности ВПП «Казань», автор сравнивает его с другими ВПП, которые расположены в регионе деятельности Приволжского Федерального округа.

Таблица 3.3

Из данной таблицы видно, что показатели деятельности ВПП «Казань» растут быстрыми темпами. Количество грузовых транспортных средств, проследовавших через данный аэропорт в 2010 году составило 83 единицы (за АППГ 53), также прослеживается тенденция роста перемещенных товаров: 7 914 тонн за 2009 год и 8 558 тонн соответственно за 2010 год.

В первом квартале 2010 г. услугами международного аэропорта «Казань» воспользовались 153 067 пассажиров, что на 54,2% превышает показатель первого квартала 2009 г. На рейсах внутренних авиалиний обслужены 97 624 человек, что на 44,2% больше, чем за 3 месяца прошлого года. Пассажиропоток на международных авиалиниях составил 55 443 человека, что превышает прошлогодний показатель за аналогичный период на 75,7%.

Кроме того, за январь-март 2010 г. количество самолёто-вылетов увеличилось на 20,7% и составило 1667 единиц.

Анализируя последние изменения, а именно проведение Универсиады 2013 года в Казани, быстрый рост всех основных показателей деятельности данного ВПП, можно также запланировать строительство грузового комплекса в ВПП «Казань». Соответственно данный комплекс необходимо также будет оснастить ИДК. А, как известно, эффективное противодействие международному терроризму, организованной преступности и незаконному перемещению через таможенную границу Российской Федерации оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ, взрывных устройств -это и есть цели создания ИДК, соответственно, это приведет к обеспечению безопасности всех жителей, всего региона и всей страны в целом.

Контрольные вопросы

1. ИДК: назначение, принцип работы, общее устройство

2. История создания ИДК, основные задачи, решаемые с помощью этого комплекса

3. Нормативно- правовая база применения ИДК: перечень, содержание документов

4. Суть и значение системы контроля грузов и транспортных средств (СТКК и С) и телекоммуникативной сети ЕАИС. Роль ИДК в них

5. Сущность и порядок использования ИДК в сети ЕАИС

6. Общий порядок применения ИДК при проведении таможенного контроля

7. В каких случаях таможенный контроль проводится с использованием инспекционно- досмотровых комплексов и когда контроль проводится без ИДК

8. Классификация ИДК: признаки классификации, виды ИДК в зависимости от их мобильности и объектов контроля.

9. Мобильные ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

10. Перемещаемые (легковозводимые) ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

11. Стационарные ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

12. Последовательность работы ИДК (на примере стационарного

комплекса «NCV 9000»)

13. Особенности размещения ИДК на пунктах пропуска, размещенных на государственной границе РФ

14. Отличительные особенности пропускных пунктов, размещенных на международных путях транспортировки НВ, ВВ, оружия и боеприпасов

15.Требования к ИДК для оснащения морских пропускных пунктов

16. Требования к ИДК для оснащения автомобильных пропускных пунктов

17. Требования к ИДК для оснащения ж/ дорожных пропускных пунктов

18. Требования к ИДК для оснащения воздушных пропускных пунктов

19. Роль и значение ИДК в создании грузовых комплексов в связи с крупными международными событиями в нашей стране (олимпийские игры, всемирная универсиада и т. д.)

20. Основные направления и перспективы развития применения ИДК

Приложение 1.

Фото мобильного ИДК, находящегося в рабочем режиме

Осуществляется сканирование грузового контейнера, который будет пропущен под дугой с излучателем, после анализа отражённого излучения встроенным компьютером будет составлено рентгеновское изображение груза.


Приложение 2.

Пример рентгеновского изображения, получаемого при сканировании с помощью мобильного инспекционно- досмотрового комплекса.


Хорошо подготовленный оператор из анализа изображения с лёгкостью высмотрит здесь тайники или сокрытые вложения.