Автоматические выключатели

Экскурсия в Усадьбу Васильчиковой — Оболенского — Фон Мекк. Интерьеры Центрального дома шахматистов – городской усадьбы Васильчиковой - Оболенского - фон Мекк Шахматы из коллекции Карпова

Среди множества разрушенных революцией прекрасных дворянских усадеб усадьба князей Васильчиковых в Трубетчино выделяется особо... Ныне она не очень известна, а между тем каких-нибудь сто с лишним лет назад она славилась на всю Россию как пример редкого образцового хозяйства в дворянской усадьбе
Здесь нет особых красот, но места эти весьма примечательны и богаты историей: среди зарослей, деревьев и современной застройки открываются вдруг неожиданно постройки ушедшей эпохи

Школа в Трубетчино, одно из редких хорошо сохранившихся зданий
А кряжистый двойной дуб, должно быть, ещё помнит князей Васильчиковых

Усадьба в Трубетчино относилась к редкому типу "деловой" усадьбы, в которой применялись самые передовые на те времена технологии сельскохозяйственного производства. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню. До наших дней дошло всего лишь около десяти

Старинное село Трубетчино, "Спасское тож", Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне Добровского района Липецкой области) возникло во второй половине XVIII века на вотчинных землях князя Ивана Юрьевича Трубецкого , соратника Петра I и последнего в русской истории боярина. Фамилия владельца закрепилась в названии села. Спасским его называли по деревянному храму во имя Спаса Нерукотворного Образа, впервые упоминаемому в документах 1710 года

Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Построена на средства князя И.В. Васильчикова в 1831~1838 годах
Восстановлена совсем недавно

В советские годы храм был сильно разрушен: снесена до первого яруса колокольня, разобрана трапезная
(фото А. Найдёнова)

В книге А.Е. Андриевского "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии" (1911) читаем:

Трубетчино . Церковь каменная, теплая, построена въ 1838 году на средства князя Васильчикова. Престолъ одинъ − Спаса Нерукотвореннаго образа (16 августа).
Дворовъ 230, д. м. п. 945, ж. п. 995, великороссы, земледѣльцы, имѣютъ земли 13 саж. на душу въ полѣ.
Въ приходѣ деревня Новоселье, 64 дв., д. м. п. 290, ж. п. 275, отъ церкви въ 5 вер. Крупная экономія графини Толстой. Прудъ и лѣсъ.
Школы: в селѣ земская, а въ деревнѣ церковно-приходская, законоучителю в земской школѣ 60 руб. въ годъ. Есть ссудо-сберегательная касса при почтовомъ отдѣленіи. Имѣются опись церковнаго имущества и метрическія книги съ 1781 года.
Штатъ: священникъ, діаконъ и псаломщикъ. У причта земли 35 дес. полевой и 2 дес. усадебной, полевая земля въ одномъ мѣстѣ отъ церкви въ 4 вер. Общая доходность причтовой земли 300 руб. въ годъ. Братскій годовой доходъ 600 руб. Причтовый капиталъ 226 руб. Дома у причта церковные.
Приходъ отъ ст. "Лебедянь" въ 35 вер., почтовое отдѣленіе, больница, базаръ и волость въ самомъ селѣ, благочиннаго въ 25 вер. и г. Тамбова въ 120 вер. Адресъ для корреспонденціи: Трубетчино, Тамб. губ. Земский начальникъ 3 участка, приставъ 2 стана Лебедянскаго уѣзда.

На карте Менде Тамбовской губернии (1862)

План усадьбы Трубетчино (1891) из сборника "Усадьбы Липецкого края"

После И.Ю. Трубецкого имение перешло во владение к его зятю, князю Василию Лукичу Долгорукову I. В середине XVIII века Спасским владели князья Гагарины, во второй половине века – графиня Анна Алексеевна Матюшкина, урождённая княжна Гагарина. В 1804 году Трубетчино наследовали её внуки, дети дочери Софьи – малолетние графы Виельгорские. В 1816 году усадьбой владел обер-егермейстер Василий Александрович Пашков. Васильчиковым же имение перешло после женитьбы в 1817 году Иллариона Васильевича Васильчикова на дочери прежнего владельца Татьяне Васильевне Пашковой, которая до 1861 года была его официальной владелицей, уступив супругу право самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью в имении

Именно Илларион Васильевич Васильчиков положил начало и превращению типичной провинциальной усадьбы, приносившей доход своим владельцам лишь за счет крестьянского труда крепостных, в высокодоходное имение, основанное на применении современных технологий и методов хозяйствования

В 1861 году Трубетчино по раздельному акту с братьями перешло князю Виктору Илларионовичу Васильчикову, который с 1861 года проживал в Трубетчино, посвятив остаток своей жизни занятию вместе с братом князем Александром Ивановичем Васильчиковым хозяйством в любимой ими усадьбе

С 1881 года имение наследовала дочь князя А.И. Васильчикова Ольга Александровна с мужем графом Михаилом Павловичем Толстым... Подолгу проживая в Трубетчино, супруги Толстые смогли не только сохранить, но и улучшить устроенное прежними владельцами образцовое усадебное хозяйство. Вот как описывает Трубетчино «Настольная и дорожная книга для русских людей» под редакцией В.П. Семёнова: «Трубетчинское имение (в количестве 6000 дес.) … имеет свеклосахарный завод, выделывающий до 60 тыс. пудов сахарного песку, и механическую мастерскую, приготовляющую сельскохозяйственные орудия. Кроме устроенного на самых рациональных началах интенсивного хозяйства, в Трубетчино разведён скот симментальской породы и введено искусственное разведение леса»

Ещё одно старинное здание, по типу школы, только оштукатуренное
Раньше здесь была центральная районная больница, теперь поликлиника
Все основные достопримечательности располагаются в основном в центре села, вдоль улицы Почтовая

Большинство построек Трубетчинской усадьбы относится к 1855 - 1883 годам – периоду формирования усадебного комплекса и активной хозяйственной деятельности её владельцев в этот период – князей Виктора и Александра Илларионовича Васильчиковых. В это время ими были построены комплекс жилых и хозяйственных зданий у центрального подъезда к главному усадебному дому, конюшня, конный и скотный дворы, амбары и пр. При М.П. и О.А. Толстых усадебный комплекс получил своё окончательное завершение. Были построены больница и школа, новые корпуса сахарного завода, телятник, мельница и множество других, более мелких строений. К началу XX века число каменных и деревянных зданий Трубетчинской усадьбы превышало сотню

Ворота конного двора

Ворота стоят прямо напротив поликлиники, через дорогу. Площадь конного двора находилась внутри замкнутых по квадратному периметру стен конюшни. Стены из силикатного кирпича надстроены, очевидно, позже, в советские годы...
Согласно документам 1839 года в Трубетчино действовал конезавод князя И.В. Васильчикова, основанный ещё в 1814 году

Теперь внутри всё заросло деревьями и кустами... Судя по огромному количеству пустых бутылок, здесь находится прибежище местных алкашей. И это на центральной улице

Чугунная "голова лошади" на фронтоне "троечной" конюшни
(фото А. Клокова, 1988)
Говорят, теперь "голова" хранится в Липецком краеведческом музее... А сами эти ворота я так и не отыскал

Лишь петушок да курочки чувствуют здесь себя вольготно: бродят среди развалин

В трубетчинском парке:

Грачи прилетели

Саврасовские мотивы

Советская эстрада в старинном усадебном парке также теперь в руинах
Парк заброшен и сильно замусорен

Кроме многочисленных жилых и хозяйственных построек в комплекс усадьбы Трубетчино входили сад, занимающий несколько гектаров к юго-западу от собственно усадьбы, и парк площадью 15 га, насчитывающий в наши дни до 25 древесно-кустарниковых пород. Кроме старовозрастных деревьев белого тополя, липы, ясеня, вяза и клёна в нем встречаются экзотические для этой местности деревья европейской и сибирской лиственницы, клёна Шведлера. В парке были устроены два небольших пруда, ныне пересохших

Среди зарослей угадывается старинное хозяйственное здание
Вокруг него всё заставлено и завалено каким-то хламом, огорожено нелепыми заборчиками

За огородами видны ещё два старинных здания с круглыми слуховыми окнами на фронтонах
А справа вдалеке возвышается труба

О, это знаменитая труба! Она не современная. Это труба старинного сахарного завода. Главная высотная доминанта села видна отовсюду... В верхней части выложен необычный орнамент

В 1839 году им (князем И.В. Васильчиковым) был устроен в Трубетчино огневой сахарный завод, значительно увеличивший доходность поместья. В 1858 году завод был перестроен в паровой в соответствии с новейшими достижениями в этой области. Так, небольшое вначале промышленное предприятия для обработки сельскохозяйственной продукции стало со временем главной хозяйственной отраслью Трубетчинского имения, навсегда определив специализацию и специфику усадебного хозяйства князей Васильчиковых
Свеклосахарное производство было центральной отраслью экономии. Обеспечивая на две трети потребности завода в свекле за счёт собственных плантаций, имение до 34% сырья закупала у поставщиков, в основном крестьян соседних селений. Постоянно наращивая обороты в производстве сахара, Васильчиков превратил завод в крупное промышленное предприятие, располагавшее просторными помещениями в кирпичных одно- и трёхэтажных зданиях и современным оборудованием. В 1876 году на нём действовали 4 гидравлических пресса, вырабатывавших в год 33000 пудов сахара на сумму 132000 руб. Заводское оборудование обслуживали механик, он же директор завода, 31 мастеровых и до 350 вольнонаёмных чернорабочих. Весь сахар сбывался в Москве. Свеклосахарное производство приносило владельцам имения чистой прибыли до 50-70 тыс. руб. в год

Труба выложена не из обычного красного, а из термостойкого желтоватого кирпича
Вот уже почти 180 лет стоит в целости и сохранности! И лишь вверху дала трещину. Умели раньше добротно строить

Кирпич не простой: он гораздо больше обычного и внутри имеет полости

Левый флигель усадебного дома

Каков же был сам усадебный дом?

Главный усадебный дом в Трубетчино (а точнее сказать дворец) выстроен по проекту знаменитого архитектора-"самородка" Петра Самойловича Бойцова , автора многих известных построек, в том числе и главного усадебного дома князей Вяземских в Лотарёво , следы которого я отыскивал в декабре прошлого года

12-14 января 1918 года усадьба подверглась разорению со стороны жителей окрестных селений. Был разграблен и сожжён главный усадебный дом, расхищен живой и мертвый инвентарь из многочисленных хозяйственных построек, разрушены хутора экономии, растащено зерно

Лишь весной 1918 года новая власть спохватилась и передала Трубетчинское имение в ведение Главсахара, который установил охрану усадебного имущества и восстановил производство на сахарном заводе. Пытались спасти из усадьбы хоть что-то для будущих поколений и сотрудники Липецкого музея. Неизвестно, чем закончились эти попытки, но беломраморные статуи, хранящиеся сегодня в фондах Липецкого областного краеведческого музея, скорее всего именно из Трубетчино

После того, как был закрыт сахарный завод и оборудование передано Боринскому сахарному заводу, усадьба лишилась своего последнего хозяина, имевшего потребность и возможность хоть как-то поддерживать в ней порядок. Теперь лишь время и местные жители (причем как первое, так и вторые абсолютно неумолимые) стали полновластными хозяевами Трубетчинской усадьбы

Сейчас лишь некоторые сохранившиеся жилые и хозяйственные постройки с возвышающейся над всей окрестностью заводской трубой напоминают нам о крупном усадебном комплексе и процветающем хозяйстве

Сельская картинка

Солнце сквозь облака

Общежитие для рабочих и служащих имения (ныне жилой дом)
За ним слева виднеется пруд

В преддверии назревавшей крестьянской реформы и ещё до раздела имущества Александр и Виктор Илларионовичи стали готовить свои имения, в том числе и Трубетчино, к хозяйствованию на основе вольнонаёмного труда. В конце 1850-х – начале 1860-х годов в Трубетчино были выстроены жилые дома для наёмных рабочих, обширный рабочий двор с конюшнями для рабочих лошадей, мастерскими и кладовыми. Первым делом В.И. Васильчиков обратил внимание на свеклосахарный завод, который оставался главным источником дохода экономии. Необходимо было улучшать культуру выращиваемой имением свекловицы. Виктор Илларионович принялся за возделывание свекловицы, сформулировав лозунг «возрождавшегося» Трубетчинского хозяйства как «улучшенная обработка почвы и удобрение полей»

Ещё один старинный домик

С помощью мастера, привезённого из Германии, и с учётом особенностей местной почвы, Виктор Илларионович сконструировал собственный плуг и почвоуглубитель. Эта конструкция плуга, вошедшего в историю под названием «васильчиковского» и показанного впервые на Петербургской мануфактурной выставке 1870 года, вполне удовлетворяла запросам не только её создателя, но и многих земледельцев окрестных губерний на протяжении десятков лет. Кроме плугов в Трубетчинском хозяйстве использовались различные виды борон, культиваторы, паровые молотилки, сортировки, катки, сеялки (большинство из которых рядовые), жнейки, сенокосилки и др.

А это уже советская постройка, о чём указывает дата на фронтоне
Вероятно, это были ремонтные мастерские с гаражными боксами по бокам

"Добротность" советской постройки уже не такая
Видно, что лепили "тяп-ляп"

Старинное здание возле трубы

И ещё несколько снимков из серии "современные реалии"
Контрасты:

Сгоревший дом

А прямо напротив, через дорогу, современный "дворец", незамысловатой типовой архитектуры, явно какого-нибудь чинуши или депутатишки. Чего же не хватает в нём?.. Правильно, глухого трёхметрового забора, которым он вскоре и будет обнесён

На берегу пруда

Медведка на воде

Барский пруд большой, красивый, создан ещё в те времена, на речке Мартынчик
Но количество мусора зашкаливает. Видимо, такая национальная русская черта, как свинство, неискоренима

Вид от остановки

(1820-1878)

Русский генерал, участник Крымской войны (1853-1856). 16 июля 1867 года он подал прошение об отказе от службы и решил посвятить себя сельскому хозяйству в своём имении Трубетчино Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Достиг больших успехов в сельском хозяйстве и приобрел репутацию знатока этого дела, к которому за советом обращались как частные лица, так и государственные чиновники. В отставке много занимался литературной деятельностью, печатал статьи и брошюры по сельскохозяйственным вопросам, среди них стоит особо отметить: «Несколько слов о вольнонаёмном труде» (Москва, 1869); «Не угодно ли Вам?» (Москва, 1870)

Александр Илларионович Васильчиков (1818-1881)

Русский писатель и общественный деятель, родоначальник кооперативного движения в России, действительный статский советник. В начале 1840 года он принял приглашение ехать на Кавказ к барону Гану, который должен был вводить там новое административное устройство. Участник народного ополчения в годы Крымской войны (1853-1856). Был свидетелем ссоры Лермонтова и Мартынова в доме Верзилиных... Секундант на последней дуэли М.Ю. Лермонтова

Дети А.И. Васильчикова и Е.И. Сенявиной: Борис, Ольга и Евгения

Если верить подписи, то в центре княжна Ольга Александровна Васильчикова (в замужестве Толстая), будущая последняя владелица усадьбы Трубетчино

Михаил Павлович Толстой (1845-1913)

Граф, генерал-майор, герой русско-турецкой войны (1877-1878), почитается в Болгарии как герой-освободитель, командовал Передовой позицией при обороне Шипки, ранен. В 1910-1912 году по заказу М.П. Толстого был построен в Санкт-Петербурге огромный доходный дом, ставший впоследствии знаменитым, получив неофициальное, но широко известное название Толстовский дом (архитектор Ф.И. Лидваль)

*В посте использовались следующие источники (цитаты из них выделены курсивом):
1)
Андрея Найдёнова из книги "Земля Липецкая" (2003)
2)
Пост Вадима Разумова в Живом Журнале
3) Материалы Википедии (Свободной энциклопедии)

В марте 1822 года пустующее после пожара 1812 года владение полковницы А.Ф.Турчаниновой на углу Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара и Колымажного переулка купила Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода. Она построила по линии бульвара два особняка – один в классическом стиле, второй в русском. Ее сын Николай, юнкер Кавалергардского полка, примкнул к декабристам и часто принимал товарищей по тайному обществу у себя в доме. Во время самого восстания он был в отпуске в Москве и участия в нем не принимал. Но через несколько дней после восстания на Сенатской площади в этом доме были арестованы Н.А.Васильчиков и его друг П.Н.Свистунов.

В конце 1830-х годов Е.И.Васильчикова продала свой дом графине Екатерине Александровне Зубовой. Ее муж, Валерьян Николаевич, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Вместе с ними тут жил брат Екатерины Александровны Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий. В начале 1860-х годов особняк был записан именно на него. Зубовы осуществили капитальную перестройку владения. Они соединили два дома в единое целое. Между домами выстроили помещение с большим залом, хорами и чередой гостиных. Жилая площадь здания выросла вдвое, значительно богаче стало убранство залов. Стены украсили гобелены, появились хрустальные люстры, мраморные камины, парадная лестница, комнаты с экзотическим названием: мавританская и персидская - одно из ранних проявлений историзма в оформлении московских особняков. Обильная лепнина украсила фасад и внутренние интерьеры.

В 1865 году владение покупает купец Александр Владимирович Алексеев - глава семейной фирмы «Владимир Алексеев и сыновья», которая владела золотоканительной фабрикой в Алексеевской слободе и шерстомойными фабриками на юге России. После продажи семейного особняка на Большой Алексеевской, Александр со своей супругой Елизаветой Михайловной Бостанджогло, сыном Николаем Александровичем (будущим знаменитым московским городским головой) и тремя дочерьми, а также братом Семеном Владимировичем, переехали жить сюда, на Гоголевский бульвар. В доме часто собирались друзья и родственники, бывал племянник - будущий великий режиссер (Алексеев). При Алексеевых в 1875 году архитектором была сделана двухэтажная пристройка со стороны двора.

После смерти супруга в 1884 году Елизавета Михайловна разделила имение на две части и дом под номером 14 продала Владимиру Карловичу фон Мекку, сыну Надежды Филаретовны, близкому другу Петра Ильича Чайковского. К сожалению, после переезда в особняк Владимир Карлович серьезно заболел, и в 1891 году Надежда Филаретовна переехала сюда помогать невестке и ухаживать за тяжелобольным сыном. В 1892 году, на руках матери и жены, Владимир Карлович скончался.

В феврале 1895 года фон Мекки продают дом, где всё им напоминало о трагических годах, Софье Степановне Фальц-Фейн и ее супругу Александру Ивановичу, дяде создателя заповедника Аскания-Нова. Его внучатый племянник, барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, позже станет известен тем, что находясь в Лихтенштейне, посвятит свою жизнь возвращению на родину произведений искусства, украденных фашистами. За неполных три года Софья Степановна перестраивает деревянные сени со двора в каменные, проводит современную вентиляцию, водяное отопление и электрическое освещение. Но в 1898 году хозяйка неожиданно умирает, и неутешный вдовец продает особняк Любови Ивановне Зиминой.

Любовь Ивановна Зимина (из богатого купеческого рода владельцев Зуевской текстильной мануфактуры) вскоре после покупки особняка вышла замуж за Сергея Исидоровича Шибаева, потомственного почетного гражданина, представителя видной богородской купеческой семьи старообрядцев. Брак этот продлился 10 лет и был расторгнут в 1909 году.

В 1904 году ее младший брат Сергей Иванович создал частную оперу, в которую пригласил Назара Григорьевича Капитонова, мещанина города Люблина, обучавшегося оперному пению в Варшаве и Италии. У Любови Ивановны начался головокружительный роман с ним, в результате, в 1909 году она вышла замуж за своего кумира и приняла фамилию Капитонова. Супруги совмещали увлеченность музыкой с редким в то время хобби, а именно – со страстью к автомобилям. У них было четыре автомобиля – три легковых и один грузовой, которые стояли в обширном гараже. В основном доме квартира на первом этаже, из 12 комнат, сдавалась княгине Урусовой за 7 тысяч рублей в год. На втором этаже проживала сама Любовь Ивановна. Ее квартира состояла из 23 комнат – 13 комнат на втором этаже и 10 комнат в антресоли. В их гостиной постоянно звучала музыка, шли репетиции опер, занятия с учениками – была та жизнь к которой так стремилась Любовь Ивановна. В своем избраннике она не ошиблась – впоследствии он стал знаменитейшим педагогом вокала, доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории, наставником несравненного тенора Сергея Яковлевича Лемешева.

Любовь Ивановна Зимина владела домом в 1899–1918 годах и после национализации жила там в небольшой квартире.

В советское время здание также сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. После 1945 года – строительная организация. С 1956 года особняк с богатой биографией стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России).

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссоздано первоначальное колористиче­ское решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние - заложены. Восстановлены элементы декора.

Усадьба стала лауреатом конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "лучший проект реставрации/приспособления".

Осталось не так много летних деньков, чтобы проводить их скучно. Предлагаем вам отправиться в небольшую - и дня не займёт - поездку, чтобы посмотреть, чем может удивить туриста Солецкий район.

В рамках цикла материалов мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностях Новгородской земли. Это не только актуальный нынче разговор о развитии внутреннего туризма, это рассказ о нашем прошлом, о тех местах и объектах, которыми мы можем гордиться и которые должны оберегать. Многие из этих мест нуждаются в заботе, защите от вандалов и разрушительного влияния времени. Все они достойны стать известными туристическими объектами.

Усадьба князей Васильчиковых

Мы уже успели побывать в одной из заброшенных Новгородской области - имении Михаила Токарского. На этот раз наше внимание привлекло имение князей Васильчиковых в деревне Выбити Солецкого района. Туда мы и направились на автомобиле, предоставленном гостиницей «Садко».

Васильчиковы - русский дворянский род, который выводит своё происхождение от легендарного родоначальника рода Толстых Индриса (через Толстых и Дурновых). Род дворян Васильчиковых записан в 6-ю часть дворянских родословных книг Московской, Псковской, Костромской и Смоленской губерний, князей Васильчиковых в 5-ю часть дворянских родословных книг Московской и Петербургской губерний.

В разное время владельцами имения были четыре представителя этого семейства. Василий Алексеевич (1754—1830) в 1789-1795 был новгородским губернским предводителем дворянства. Его сын, кавалерийский генерал граф Илларион Васильевич (1777−1847), герой Бородина, участвовал в подавлении восстания декабристов в 1825 году, был председателем Государственного совета и Комитета министров, получив от Императора Николая I «за полезную государственную деятельность» княжеский титул в 1839 году.

Александр Илларионович (1818−1881) в 1860-1870 годах был видным общественным деятелем либерального толка и публицистом. Он принимал активное участие в проведении крестьянской реформы 1861 года, много времени посвятил налаживанию хозяйства в своем имении. Александр Илларионович известен в том числе и тем, что являлся одним из секундантов на роковой для поэта дуэли М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым.

Последний владелец имения Борис Александрович Васильчиков занимал пост псковского губернатора, а также был министром земледелия. В своем имении он широко применял минеральные удобрения, приобрел обширный парк сельхозмашин.

В 1918 году Борис Александрович был арестован и заключен в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Князь обратился к В.И. Ленину с письмом о помиловании, напоминая как в свое время, являясь Псковским губернатором, дал ему разрешение на выезд за границу. Вскоре он был освобожден, получив с супругой разрешение на выезд из страны и выехал в Финляндию. Остаток своих дней первый председатель Всероссийского национального клуба провел во Франции. Скончался Б.А. Васильчиков 13 мая 1931 года в Русском доме в городе Ментоне и был похоронен на кладбище Сент-Женьев-де-Буа под Парижем. Известно, что и сейчас потомки князей живут в этой стране.

К этому же роду принадлежали одна из жён Ивана Грозного и один из фаворитов Екатерины II. И не случайно рядом с портретами князей висит «Неизвестная» Ивана Крамского - согласно одной из версий, на картине изображена представительница семейства Васильчиковых, имя которой овеяно тайной.

Васильчиковы развернули в Выбитях мощное производство. Кроме кирпичного завода, работали хлебопекарня, молочное производство, лесопильня. Также были построены больница и школа для местного населения. На каждый тысячный кирпич князья ставили специальный знак.

В местном доме культуры с 2010 года работает музей, в который с помощью жителей удалось собрать некоторые предметы из имения Васильчиковых. В музее нам рассказали, что туристы посещают парк довольно часто - раз в неделю кто-нибудь да приедет. Гости заходят в Дом культуры спросить дорогу.

Главное здание усадьбы - дворец - представлял из себя три трёхэтажных здания, соединённых переходами.

По левую руку от Дома культуры стоят здания семейной церкви, хлебопекарни и дом управляющего. Серьёзно пострадав в годы войны, они не были восстановлены и находятся в удручающем состоянии.

В неплохом состоянии сохранились некоторые производственные корпуса - теперь в них живут местные жители, в одном из корпусов разместился магазин. Подкупает то, что даже хозяйственные постройки в то время возводили с большим вкусом.

Не прошли военные годы бесследно и для гостевого дома, в котором селились специалисты, выписанные на производство из других стран и городов. Кстати, один из таких приезжих, немец, почти всю жизнь проработавший в имении парковым смотрителем, завещал похоронить себя под кронами тех деревьев, за которыми он ухаживал.

В советские годы в главном корпусе гостевого дома располагалась библиотека, в остальных жили люди.

Особого внимания заслуживает прилегающий к усадьбе парк. Каждая его дорожка имела своё название: Аллея свиданий, Аллея любви... Были наименования и у отдельных площадок. Например, в «Каменной комнате» до сих пор стоят необычные кресла и диванчики. Мягкий мох придает им вполне уютный вид.

Здесь и расположена могила паркового смотрителя. Что же касается семейной усыпальницы самих князей, то она находится в Шимском районе. Каждый год в рамках праздника «Муза княжского парка» там совершается молебен.

Местные жители частенько навещают парк, чтобы набрать воды из источника. Каменная кладка, окружающая его, напоминает своими очертаниями сердце или лепесток. А внизу течет речка Калошка.

В центре парка находится сопка с круговыми тропинками. Раньше на ней стояла беседка, из которой можно было обозревать аллеи парка.


С полуразрушенной прачечной, стоящей в парке, связана история, которую рассказывает внучка работавшей там при князьях крестьянке. Как-то раз она мешала бельё в чанах, когда неожиданно зашел князь - какой именно, история утаивает. Женщина от неожиданности растерялась и уронила палку для перемешивания в горячую воду. «Осторожно, - сказал князь, - не обожгитесь!». Крестьянка запомнила этот случай как проявление заботы к простому работнику.

Самая высокая достопримечательность парка - раскидистый дуб. Ему около трёхсот лет. В прошлом веке в дерево ударила молния, но, несмотря на выжженный ствол, крона дуба до сих пор зеленеет.

Есть в парке и сопки высотой около восьми метров. Историки считают, что это следы поселений примерно VIII века.

Маршрут

Деревня Выбити расположена на реке Колошка (правый приток Шелони) в 10 километрах к юго-востоку от города Сольцы. Проследить свой путь, а особенно не столь заметный поворот в Сольцах, вам поможет качественная интернет-связь от компании «МегаФон». Проезжая через Сольцы, поверните с Советского проспекта налево на улицу Володарского. После моста через Шелонь - налево на улицу Заречную и далее двигайтесь по главной дороге до деревни Выбити. Основные объекты усадьбы расположены рядом с Домом культуры на улице Парковой, 7.

Благодарим компанию «МегаФон» за качественную связь и гостиницу «Садко» за оказанную поддержку.

Фото Светланы Смирновой

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой. Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин. В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники. Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы. Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы. После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро. В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский. В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена. Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

В воскресенье, 18 августа, в 17-30 приглашаем посетить необыкновенный дом, у которого не только много владельцев в названии, но и история более чем богатая. Ещё в начале 19 века участок, который сейчас занимает городская усадьба, принадлежал Екатерине Васильчиковой, построившей здесь сразу после пожара 1812 года два особняка. Свой современный вид здание приобрело уже позже, после того как в конце 1830-х гг. владение выкупила семья Зубовых-Оболенских. В 1860-х годах два дома соединяются в один и строится огромный бальный зал. В 1865 году Оболенские продают дом семье купцов Алексеевых. Но на этом история не закончилась, после смерти Александра Алексеева в 1884 году его вдова делит владение на две части, строит себе вместо сада особняк, а старый дом продаёт Владимиру Карловичу фон Мекку. После его смерти усадьбу покупает А.Э. Фальц-Фейн. Фальц-Фейны проводят водяное отопление, вентиляцию и электричество и уже через три года, в 1898 году продают Любови Зиминой, которая и владела домом до самой революции. А после продолжала проживать в национализированном особняке, где ей выделили небольшую квартирку.

Усадьба связана с именами декабристов Н. В. Васильчикова, П. Н. Свистунова, И. И. Муравьёва-Апостола. В конце XIX в. здесь часто бывали на светских приёмах композиторы С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, П. И. Чайковский.

После революции здание тоже сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. После 1945 года – строительная организация. С 1956 года особняк с богатой биографией стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России).

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссоздано первоначальное колористиче­ское решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние - заложены. Восстановлены элементы декора. Усадьба стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «лучший проект реставрации».